Несколько примеров из жизни, чтоб понять, что наш бизнес, малый и не очень, еще прилично держится на плаву. За "всю Одессу" не скажу, на роль экономического аналитика не претендую, просто зарисовки и личные впечатления.
Известная украинская журналистка, общественный деятель Ярослава Гресь на своей странице в фб написала целый пост в поддержку малого бизнеса. Рассказала о том, что в этот сложный период жизни для своей команды они будут покупать различные товары у маленьких производителей. Продукты питания, напитки, билеты, разные другие штуки и впечатления.
В посте также была указана компания, у которой они заказали подарки для своих сотрудников - награды, статуэтки, кубки. В разрезе целой череды дней рождений в моем окружении мысль о таком подарке показалась мне любопытной, неизбитой, поэтому я быстренько открыла сайт производителя и пошла изучать ассортимент.
Все хорошо: и цены адекватные, и обещают быстро изготовить заказ, и тут есть то самое преславутое «но»… Минимальная сумма заказа - 500 грн. С точки зрения корпоративного заказа - это тьфу, ничего. С точки зрения единичного заказа - сумма с ограничениями играет против рядового клиента. То есть ты и хочешь сделать заказ, но вынужден выходить за рамки своих возможностей в угоду продавцу, напрягаться, покупать не то, на что изначально рассчитывал. И это называется, наш малый бизнес в упадке?
Широко известный по стране плейс-маркет «Розетка». Раньше у меня к нему было гораздо больше доверия, уважения. Но когда правила игры меняются в пользу продавца с целью «тупо развести тебя на деньги» - я перестаю любить такие правила и такого игрока рынка. Раньше цена на "Розетке" была показательной, можно было с ходу выбирать и не переживать, что где-то будет дешевле, обычно не было. Но годы идут и все меняется, и "Розетка" не стала исключением.
Захожу на розеткин сайт, выбираю какой-то товар. Тарелку для фудсъемки или новогодний венок из еловых веток на дверь. Цена продукта устраивает, но… опять то самое «но». Купить товар можно только от двух штук. То есть ты или ищи, с кем разделить эту покупку, или плати сразу за два предмета, один из которых думай, куда в дальнейшем деть. Поэтому теперь этот сайт использую исключительно для чтения отзывов на товар, хоть эта полезная штука еще тут работает.
Или еще пример. Навязчивый маркетинг компании «Дормео» и вот ты оказываешься владельцем скидочной карты, которая сулит тебе выгоду на дальнейшие покупки. Карточка, если что, не моя :-) Вот та
постоянно трындящая тетка в бассейне купила, а я уши навострила и решила узнать детали. В частности, меня интересовал только матрас. Звоню по телефону и что же выясняется? Что карточка не дает скидок на матрасы. А на что дает, зачем она вообще нужна? На подушки скидка, одеяла, так что, будем оформлять заказ?
Какой заказ? - стопорю я настырный голос в телефонной трубке. Меня не устраивает ваша цена, ни подушки, ни другие товары по акции меня не интересуют. С первого раза в трубке меня не поняли. Пришлось еще раз повторить предыдущую фразу и отключиться. Эх, а ведь скидка была так близко...
В преддверии Black Friday особенно хочется всем пожелать иметь трезвую голову, холодный расчет и покупать только то, что вам действительно нужно, а не выкладывать деньги ради ценника с перечеркнутой стоимостью. Просто помните, что мы живем в мире злобного капитализма, в котором выгода всегда правила и будет править бизнесом. Ведите бизнес по своим правилам.