Оригинал взят у
flackelf в
Киев. 1984 год. Или ровно 30 тет тому назад.Все как-то забыли, а ведь прошло ровно 30 лет, как кончился нормальный стабильный Советский Союз. 1984 год был последним таким годом в истории СССР, ведь уже в следующем году приходит Горбачев и как говорится "процесс пошел". Причем процесс этот кажется продолжается до сих пор.
Специально подобрал в сети фотографии Киева из того такого далекого для молодых и близкого, для тех кто постарше, 1984 года.
Улица Владимирская в районе здания КГБ УССР (ныне СБУ), оно за кадром правее. На углу всегда стоял суровый прапорщик в форме КГБ СССР. В те времена, в отличие от нынешних по Владимирской ходил городской транспорт. Это были троллейбусы №12 и 2, на выставку и жд вокзал и автобус №38 тоже в район выставки. Тогда район выставки и Теремки казались в Киеве краем географии.
Знаменитый дом на углу Прорезной (тогда Свердлова) и Владимирской. В этом доме тогда был престижный ресторан "Лейпциг", в который не всегда можно было попасть. В 1984 году за 10 рублей можно было запросто поужинать в самом престижном ресторане и это с выпивкой.
Сейчас этот дом, уже много лет, никак не могут полностью сдать после капитального ремонта.
А так выглядел район Лукьяновской площади. Таким он перестал быть в 1995 году, когда началось строительство метро "Лукьяновская". Слева находилась пивная, тот еще гадючник. За ней, на улице Мельникова был старый дом с аптекой и книжным магазином. Его снесли в 1995 году.
За рынком виден мертвый ныне завод имени Артема. Сам рынок за 30 лет мало изменился, а вот трамвайное депо, которое находится правее, за кадром, уничтожено.
Бессарабская площадь практически не изменилась ни за 30, ни за 100 лет. Разве что этот старый дом полностью перестроили и изуродовали башней с рекламой. В настоящее время вид с этого окна открывается на высотные современные здания, которых понастроили в начале бульвара Леси Украинки.
30 лет назад по Крещатику ходило множество троллейбусов. Это были 20-й, 1-й, 11-й, 13-й маршруты, которые ходили на Печерск, выставку, проспект Науки и к мосту Патона.
В начале нулевых годов, троллейбус на Крещатике был уничтожен и теперь практически нечем добраться например от Бессарабки до Киево-Печерской лавры. В других мировых городах, например в том же Санкт-Петербурге, никому и в голову не приходило уничтожать городской транспорт на центральном - Невском проспекте.
Бессарабкий рынок, который за столетие никак не изменился. Рынок благополучно пережил кошмар сентября 1941 года, когда сгорел почти весь Крещатик.
Крещатик в районе Бессарабки, как раз тот квартал, который уцелел в 1941 году. В глубине виден дом, где находился Центральный гастроном. В нем практически всегда были в продаже дефицитные колбасные изделия и постоянно толпились приезжие. Никогда не забуду потрясающий колбасный аромат, который накрывал всякого заходящего в этот магазин. В те годы некачественных колбас и сосикок, сделанных не из мяса, не существовало.
На переднем плане видна стоянка такси. Тогда поймать такси было не всегда простым делом, таксисты часто крутили носом, не желая везти в невыгодные отдаленные районы, набивая при этом цену. Это сейчас таксистов как собак не резанных и зарабатывают они копейки, а тогда это была престижная и денежная профессия.
Но и денег надо сказать, у населения было в те годы много, что делало поездку на такси довольно частым и обычным делом. Даже я, студент техникума, нет нет, а пару раз в месяц мог себе позволить эту роскошь.
Почти все население тогда работало на заводах и фабриках, была полная и всеобщая занятость, при этом сфера услуг была развита слабо. О частном предпринимательстве тогда никто еще и не слышал.
Сейчас же мы наблюдаем противоположный перекос. Безработица и непомерно раздутая сфера услуг при полностью уничтоженном реальном секторе экономики.
Только что построенная Южная Борщаговка дождалась скоростного трамвая, который подтянули от улицы Зодчих. Это был трамвайный маршрут под номером 1, полностью укомплектованный новенькими чешскими вагонами "Татра".
Южная Борщаговка был очень удаленным районом, который построили в начале 80-х, на месте села. Впрочем очень удаленным этот район является и сейчас, а большинством жителей являются выходцы из сел и украинской провинции, сумевшие в 80-е годы зацепиться в Киеве.
Индустриальный путепровод никак не изменился за 30 лет. В глубине видна огромная 16-ти этажка серии БПС. Это была первая высотная серия жилых домов в Киеве. По тем годам эти дома казались очень высокими и современными.
Слева торгуют бочковым квасом, который стоил сущие копейки, не как сейчас. Жители окрестных кварталов, часто в жару, выстраивались в чередь за ним с 3-х литровыми банками и эмалированными бидонами.
Поробуйте сейчас купить три литра кваса завода "Росинка". Сколько это будет стоить?
Улица Менжинского. Сейчас тут понастроили новых высоток и дух этого старого киевского района уничтожен практически полностью.
Угол Менжинского (Дмитриевской) и Павловской. Трамвайные рельсы поворачиваю на Львовскую площадь. Эту трамвайную линию убрали в 90-е.
По этой дороге меня всегда возили в детстве в цирк. С Сырца троллейбусом до Лукьяновки, а потом на трамвае. Почему-то все расстояние от Лукьяновки до площади Победы, мне казалось очень длинным.
Теплоход на подводных крыльях класса "Ракета" идет вниз по Днепру, в сторону Черкасс. При Союзе был хорошо развит речной пассажирский флот, а нынешние люди уже поди и забыли - каково оно, идти по реке на "Ракете" или "Восходе". Билеты на этот класс судов считались дорогими, например билет до Чернобыля, 110 км в верх по течению, стоил целых 10 рублей. Для сравнения, плацкарт до Москвы стоил тогда 14 рублей.
На фото виден старый Печерск, где было только две доминирующей постройки, Лаврская колокольня и гостиница "Киев".
Гидропарк практически никак не изменился за 30 лет. Только народу тогда было побольше, а вот кафе и ресторанов наоборот не хватало.
Помню дикую очередь на Гидропарке за шашлыком. Сейчас вы можете себе такое представить?
Проспект 40-летия Октября в районе Голосеевского парка. Детвора идет в парк кататься на лыжах. У многих на головах модные в те времена шапки под названием "петушок". Они были большим дефицитом.
В глубине виден дом по адресу полковника Потехина 2. Голосеевский лес в августе 1941 года был ареной сильных боев и многие улицы в этом районе носят имена их героев.
Это место никак не изменилось за 30 лет.
Центральный автовокзал на Московской площади. Так и стоит на этом же месте до сих пор, только огромный путепровод появился в 2010 году слева от него.
Недалеко от Московской площади, как в 1984 году была сдана конечная станция метрополитена под названием "Дзержинская" (ныне Лыбедская). На долгие 26 лет (до 2010 года) эта станция стала единственным выходом к киевскому метро для жителей всего Московского (ныне Голосеевского) района.
Московская площадь и автомобиль такси. В те годы все таксопарки СССР имели только машины ГАЗ-24. Виден желтый Икарус, которых давно уж нет.
Снегоуборочные автомобили на Демиевке. В те годы городские службы эффективно справлялись со снегопадами, да и автомобилей было на два порядка меньше.
Курсант одного из киевских военных училищ (снимок сделан около Московской площади). Сколько их было тогда на киевских улицах в уже забытой ныне советской военной форме!
В Киеве находилось целых шесть военных училищ: КВИРТУ (войск ПВО) на Лукьяновке, Танковое там же (на Пархоменка, ныне Дегтяревская), Общевойсковое на метро "Жовтневая" (Берестейская), училище Связи на Печерске (на углу Кутузова и Старонаводницкой), Военно-воздушное на Чоколовке и наконец знаменитый Морполит на Подоле (военно-морское, политическое), в помещении которого сейчас Могилянка. Ныне ничего этого нет, все в прошлом.
Трехэтажный старый дом, оставшийся от старой Демиевки, как раз доживает свои последние месяцы.
Идет строительство дома по адресу проспект 40-летия Октября 15-а. По тем временам он казался роскошным и суперсовременным.
С тех пор этот дом так и господствует на горке около Московской площади.
А это место не могу идентифицировать. Возможно улица Красноармейская в районе дворца "Украина".
Начало улицы Красноармейской. Идет строительство новой Сырецко-Печерской линии. Теперь на этом месте проезд с модными офисами.
Станция Киев-Пассажирский. Этих электровозов ЧС4 в таком виде уже нет, почти все они прошли капремонт с заменой кузова. Остальные списаны.
Чтобы смотаться на поезде в Москву, не надо было проходить унизительную процедуру пересечения госграницы. Мы все жили в едином почти 3 столетия государстве.
В 1984 году начали сдавать самые первые микрорайоны Троещины, района, который станет по сути городом в городе и вместит в себя до 350 тысяч жителей, а еще окончательно качнет баланс населения Киева в сторону выходцев и села и провинции.
Дома серий КТ, Т3, Т4 и 96, по тем временам были суперсовременными, особенно первые три и обладали огромными квартирами со множеством лоджий, встроенных шкафов и подсобных помещений. Смежных комнат и маленьких кухонь больше не было, в отличие от того жилья, что строилось еще в 60-70 годы. И все это в основном раздавалось Советской властью совершенно бесплатно, преимущественно выходцам из заводских общаг и гостинок. Только часть квартир на Троещине получили обитатели коммуналок центра Киева.
Немного о себе в тот год. В тот я год я закончил второй курс техникума, получил отсрочку от армии на целых 2 года. А еще купил стерефонический кассетный магнитофон "Маяк-232", думаю те кто жил в ту эпоху, понимают значимость этого приобретения. "Маяк-232" был одним из первых отечественных кассетных магнитофонов, обеспечивающих более менее приемлемое прослушивание музыки. А еще к нему прилагались две колонки, почти как у "Юпитера"! Стоило это чудо техники целых 355 рублей. Две трети суммы дала бабушка, сняв деньги со своей сберкнижки и лишь только треть были мои личные сбережения.
Кассеты были дорогие. 90-минутная импортная кассета SONY или BASF стоила целых 9 рублей. На эти деньги можно было18 раз пообедать в техникумовской столовой или 180 раз проехать в метро.
Импортная аппаратура была безумно дорога, продавалась только в комиссионках и иметь ее могли очень немногие счастливчики. Зато усилитель и мощные акустические системы были обычным делом, не то что сейчас.
Сразу же возникла проблема - где брать музыку? И вот однажды одногрупник привел меня на так называемую "балку", нелегальный сходняк менял и продавцов импортных дисков. Находилась она в том году в ботаническом саду, что около метро "Университет".
Первой моей пластинкой, купленной за целых 45 рублей, был вот этот альбом 1983 года, знаменитой британской группы:
Как выяснилось меня обдурили на целых 5 рублей. Во первых диск был итальянским, а они ценились меньше чем ФРГовские или американские, а во вторых из конверта был вырезан альбомный разворот. Такие конверты пластинок называли тогда "альбомным вариантом".
Прошло несколько месяцев, пока я сам научился на этой "балке" оставаться в плюсе.
Конец 1984 года. Я с каким-то диском стою во дворе техникума.
А это друг по двору приходил ко со своим проигрывателем Вега-120 переписывать диск. Какой уже не помню. Кажется это был Kiss.
На мне супермодные в то время кроссовки Romika, которые мне отец привез из Болгарии и типовая японская куртка, в которые одели пол СССР. Эти куртки тоже были дефицитом, но приобрести такую не было чем-то невозможным, по крайней мере в крупных городах.
У друга румынские болоньевые кроссовки, в которые в тот год фарцовщики обули пол Киева. Самой распространенной маркой были Praktic с четырьмя полосками, стоили они на руках 60 - 70 рублей, что считалось недешево. Купить фирменные кроссовки Adidas было очень сложно, да и стоили они больше ста рублей на руках.
О таких брендах как Nike или Reebok еще почти никто в тот год не слышал.
Тема кроссовок это отдельная история. Коллективное помешательство на этой обуви началось после Московской олимпиады 1980 года и не прошло по сути до сих пор.
Видеоклипы того года, которых мы видеть еще не могли. Эпоха видеомагнитофонов еще не наступила, да и слов таких модных - "видеоклип", мы еще не знали.
Представляю, какой дикий восторг испытал бы я и мои ровесники, если бы эти видео нам показали в тот год.
Вот так и происходило наше нравственное падение в пучину вещизма и мещанства, что в конечном итоге и привело к краху нашей страны - СССР.
Я и большинство моих сверстников, совершенно искренне и по детски наивно, преклонялись перед всем импортным и западным. А контрпропаганда в нашем обществе была поставлена неумело и казенно и являлась абсолютно неэффективной. Мы стали первым поколением, которое Русский мир проиграл Западу.
Не все в будущем прозрели.