Актуальные художники и поэты, внештатные творческие работники, активисты радикальных политических движений, музыканты альтернативных групп, дауншифтеры, экопоселенцы, жители религиозных общин - сегодня это в разной степени так называемые лишние люди, носители маргинальной идентичности, или попросту богема. Но это не la bohème - «фигляры и лаццарони», накипь всех классов, которую Маркс в «Восемнадцатом брюмера» определил в «электорат» Луи-Наполеона. Как пишет Олег Аронсон в своей книге «Богема. Опыт сообщества»: «Маркс был представителем той самой богемы... Кочующий по Европе заговорщик, тайный борец с существующим порядком, безденежный интеллектуал-газетчик, носящий внутри себя страсть по революциям и баррикадам». Может быть, поэтому la bohème стала для него «слепым пятном». Нас же интересует больше вот что: тот же Аронсон через голову Беньямина делает акцент на «внутреннем заговоре» богемы против политического порядка: Беньямин в работе «О некоторых мотивах Бодлера» показывает на примере Бодлера, как этот заговор вырастает в заговор против порядка вообще. По Аронсону, она («Богема» уже с заглавной буквы) «представляет собой такой тип сообщества, который противостоит буржуазному пониманию социальной общности, выраженному в таких понятиях, как “семья”, “народ”, “государство”, “общество”. Удел представителя богемы - одиночество, то, что его привлекает, - толпа, самое тайное желание - революция, самое продуктивное действие - иллюзорный коммуникативный образ».
http://www.colta.ru/docs/15541