Третий семинар в рамках цикла "Прагматика художественного дискурса".
Филфак С-ПбГУ 1 декабря 2011 г.
Доклад преподавателя СПбГУ, психоаналитика, кандидата философских наук Екатерины Наумовой "ФРЕЙМЫ ВОЙНЫ".
Выступление посвящено проблематике образа и его интерпретации в пространстве "политического". В центре внимания будет концепция фотографического образа войны С. Зонтаг и ее критика со стороны феминисткого философа Дж.Батлер. Изображения войны (или фреймы войны) будут рассмотрены как маскировка "голой жизни" (Дж. Агамбен), где жизни людей показаны, как принесенные в жертву, а не просто убитые, что и вскрывает непристойную изнанку современной либеральной/неолиберальной власти, где убийство оказывается оправданным, а "голая жизнь" транформируется в "хрупкую жизнь"
Литература к занятию:
Сьюзен Зонтаг "Когда мы смотрим на боль других"
Butler J. Frames of War. When Is Life Grievable? NY/L.: Verso. 2009. P. 193
Дж. Агамбен Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь., М.: Европа, 2011. С. 250
Доклад аспиранта филологического факультета СПбГУ Павла Арсеньева "ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ 2.0".
Доклад посвящен материальным формам реализации текста, формам, делающим его доступным для чтения, и шире, материальным факторам коммуникации, охватывающим весь спектр человеческих практик от политических до чувственных, причем уже не на воображаемом уровне (где работает содержание текста), а на уровне соматической дисциплины и социальных навыков. В выступлении будет продемонстрировано, как при переходе от "бумажного" чтения к электронному изменяется сам тип смыслообразующего контекста, а на смену линейным и упорядоченным процедурам представления и восприятия информации приходит предельно аналитичная, логически организованная рецепция, основанная на иерархии полей, рубрик, ключевых слов и фактически реализующая идеал "комбинаторного мышления". Человек, приспособленный к электронной реализации текста поневоле начинает ожидать свойственной им структурированности и от других форм реализации, в том числе бумажных, если же встречи с привычными формами не происходит, текст начинает вызывает чувство скуки, разочарования. Революционные изменения в потреблении текстов ярко проявляются в области современного словесного творчества, в первую очередь, в поэзии, стремительно утрачивающей свои сущностные идеологические позиции (специфичность медиума, автономность существования поэта). Что же обозначают собой эти метаморфозы, ожидает ли нас материализация утопии интеллектуальной свободы или конец культуры в привычном для нас смысле? Именно в этом и попробуем разобраться в ходе обсуждения доклада Павла Арсеньева и свободной дискуссии.
Литература к занятию:
М. Маклюэн. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего (1962)
Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет М.: Касталь, 1996. С. 7-46.
McKenzie D.F. Bibliography and the Sociology of Texts: The Panizzi Lectures, 1985. London, 1986.
(загрузка аудио Павел Арсеньев)
записи предыдущих семинаров на подкасте
http://streetuniver.podfm.ru/phd/анонсы семинаров и последние записи отслеживайте в блоге Транслит:
http://tr-lit.livejournal.com