В Госдуме заговорили о вреде компьютерных игр, которые дают возможность виртуально уничтожать российскую (советскую) бронетехнику и наших солдат. Проблема, однако, не только в том, что технически запретить распространение подобных игр вряд ли возможно. Не так уж и очевидно, что уровень патриотизма вырастет в результате запрета играть на стороне фашистской Германии.
Депутат Госдумы Роберт Шлегель уверен, что член «Справедливой России» Олег Михеев, который высказался за запрет «антироссийских» компьютерных игр, решил создать повод для личного пиара. «Конечно, не все игры следовало бы допускать на наш рынок, если они оскорбляют русских. Но надо определить критерии, как и почему это происходит», - сказал Шлегель газете ВЗГЛЯД, добавив, что для человека, который хочет поиграть в подобную игру, нет никаких преград, «потому что доступ к этим играм есть в онлайне: ее можно скачать с помощью торрента или купить в зарубежном интернет-магазине».
Михеев, напомним, готовит законопроект о запрете распространения на территории России компьютерных игр, оскорбляющих российских граждан и государство, искажающих исторические процессы, а также допускающих в своих сюжетах виртуальные убийства россиян.
«Взмахом пера эту проблему не решить»
Шлегель подчеркивает, что если раньше компьютерные игры продавались в основном на лазерных дисках, то сейчас ситуация иная. «Взмахом пера эту проблему не решить. Есть более серьезные проблемы, и их решение, скорее, находится в том, чтобы создавать игры, которые пользовались бы популярностью, такие как «Ил-2 Штурмовик». Должны быть договоренности с другими странами по торговле, чтобы влиять на правила, чтобы никого ничто не оскорбляло в плане производства этих игр. Это более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд», - пояснил Шлегель.
По его словам, в тех же кинотеатрах показывают много фильмов, в которых также оскорбляют Россию, где «русские показаны грубыми, быдловатыми». «Наши зрители платят за то, чтобы видеть на экране, как унижают русских», - отметил он.
Во вторник в Госдуме прошло заседание экспертного совета по киберспорту и индустрии развивающих игр. На нем говорили о возрастной градации игр и создании цивилизованного рынка. Как рассказал в четверг газете ВЗГЛЯД сам Михеев, недовольство экспертов вызвала онлайн-игра World of Tanks. Прежде всего тот факт, что игра позволяет на фашистских танках атаковать и расстреливать советские боевые машины.
«Дети вживаются в эти роли»
Он считает кощунством, когда у российского пользователя есть возможность выбрать немецкий или британский танк, чтобы «разрушать наши города и убивать наших солдат». «Дети вживаются в эти роли. Происходит запись в подсознании. Дети еще не осознают, что происходит, но играют в эти игры. Тему патриотизма, которая у нас сегодня, к сожалению, провалена, нужно возрождать. Если не будет патриотических чувств, то ни о каком будущем нашей страны говорить нет смысла», - пояснил депутат.
При этом он уточнил, что законопроект, который он собирается внести в ближайшие две недели, в случае принятия не приведет к запрету «антироссийских» игр. По его словам, даже если закон будет принят, World of Tanks никто запрещать не станет. Он уверен, что разработчикам игры не составит труда внести в нее небольшие изменения. «Я думаю, они смогут ее перепрограммировать. Это будут для них небольшие затраты. Но если игра для русских, то борьба должна вестись на русских танках, как я понимаю. При помощи небольшой работы авторы игры смогут сделать так, чтобы она была легальной при любых принятых законах», - пояснил депутат.
«В играх убивают не конкретных русских»
Однако главный редактор журнала «Мир ПК» Сергей Вильянов считает беспокойство Михеева преувеличенным. «Конечно, любое убийство - это плохо. Но надо понимать, что в играх убивают не конкретных русских, а неких виртуальных персонажей, состоящих из пикселей и написанных на компьютерном языке. При этом ни один русский не страдает. Существует огромное количество игр, в которых виртуально убивают персонажей, ассоциирующихся с некой стороной, например, китайцев, афроамериканцев... и американцев кладут от души. Поэтому говорить о том, что это кого-то унижает, неправильно. Если неприятно играть в такие игры, то не играйте», - сказал Вильянов газете ВЗГЛЯД.
Что касается патриотического воспитания, то эксперт предлагает проводить соответствующие занятия с молодежью, «а не запрещать игры».
«Это все выглядит как абсурд»
В свою очередь редактор Gameru.net Роман Архипов к «антироссийским» играм отнес только Company of Heroes 2 и Call of Duty: Modern Warfare 2. «Но и то, прям антироссийскими я бы их не назвал. В первом случае - слишком грубое искривление истории ВОВ, во втором - расстрел гражданских в аэропорту без надобности (там есть миссия, где якобы американский агент внедряется в группу революционера Макарова и идет с ним расстреливать людей в российском аэропорту. Де-факто их можно было арестовать уже при первых выстрелах, а не зачищать весь аэропорт, включая гражданских и ОМОН). Это все выглядит как абсурд. Ну а в остальном - Battlefield и другие игры только лишь представляют обе стороны конфликта для участия в игре - можно играть и за «наших», и за «ваших». То, что русских используют как главных врагов, отчасти можно назвать и данью уважения как наиболее сильной нации. Хотя в последнее время в качестве противников для армии США стали еще и китайцы», - рассказал Архипов газете ВЗГЛЯД.
«Но надо понимать, что в играх убивают не конкретных русских, а неких виртуальных персонажей, состоящих из пикселей и написанных на компьютерном языке»
При этом он не против, если русские предстают в играх в качестве противников. Другое дело, если «это сделано каким-то абсурдным способом, будь то терроризм или угроза войной всему миру в целях завоевания». «Никто же не запрещает русскому игроку в сетевых играх выбирать сторону русских и, используя наше оружие и нашу технику, показывать кузькину мать виртуальным американцам», - отметил Архипов.
При этом эксперт убежден, что патриотическое воспитание должно идти не только от компьютерных игр. «Хотя как раз отечественные игры и фильмы в последнее время не радуют. Фильмы довольно спорные, а из военно-патриотических игр за последнее время из качественных продуктов припомню только Блицкриг II, вышедший аж в 2005 году», - считает Архипов.
В свою очередь администратор группы «Союз геймеров» «ВКонтакте» Никита Лаки согласен, что «антироссийских» игр крайне мало, «но есть те, от которых стоит оградить детей». «Стоит запретить игру GTA, так как она точно учит детей не тому... Взрослые, конечно, понимают и не станут уподобляться главному герою», - сказал газете ВЗГЛЯД геймер.
Как пояснил Лаки, GTA - это свободная игра, где игрок убивает, кого захочет, и угоняет машины. По его словам, в сентябре вышла GTA V, где игрок «еще и магазины грабит».
Что касается игры World of Tanks, то геймер отмечает, что в ней есть возможность играть за многие страны, в том числе СССР, США, Германию, Японию. При этом он подчеркнул, что карты территорий сражений вымышленные. «К тому, что там убивают русских, я отношусь нейтрально, но все же неприятно, почему в шутерах постоянно виноваты русские», - отметил Лаки.
«Все это не поможет»
Добавим, что накануне Госдума приняла к рассмотрению законопроект Михеева с предложением распространить закон о защите детей от вредоносной информации и на компьютерные игры. Депутат считает, что в доступных детям местах не должно допускаться распространение программ для ЭВМ и баз данных, запрещенных для детей, то есть с маркировкой «18+». В пояснительной записке к законопроекту оговаривается, что речь идет о компьютерных играх, в которых, в частности, содержится открытая пропаганда насилия.
Инициатива была выдвинута на фоне убийства учеником московской школы № 263 учителя и полицейского.
Возрастные рейтинги играм в 30 европейских странах выдает организация PEGI (Pan European Game Information - европейская рейтинговая система видеоигр и прочего развлекательного программного обеспечения). Эксперты считают, что России следовало бы присоединиться к этой системе.
По словам Вильянова, при нынешнем развитии технологий избежать продажи несовершеннолетним игр из категории «18+» просто невозможно. «Можно для этого, конечно, принимать какие-то законы, вводить уголовную ответственность. Но все это не поможет. Потому что уже после восьми лет ребенок знает различные хитрые способы, чтобы заполучить игру. Если ребенок не купит такую игру в магазине, он ее спокойно может скачать в интернете. И попросить родителей, которые зачастую к этому вопросу относятся наплевательски», - убежден эксперт.
Роман Архипов добавляет, ситуация с продажей компьютерных игр категории «18+» будет обстоять так же, как и с реализацией табака. «Все зависит только от продавцов. Когда закон только приняли, я лично видел, как в магазинах у школьников спрашивали паспорта перед продажей. Однако через месяц-два от этого отказались», - отметил он.
По словам Архипова, в этом вина не только продавцов, но и родителей. «Если контролировать то, чем занимаются дети за компьютером, то и проблем не будет. На примере родственников я вижу, что они контролируют то, во что играют их дети. Они не позволяют им играть в жестокие игры, а только с доступным рейтингом для них», - рассказал Архипов.