Морозный солнечный день, заснеженное Подмосковье, пасторальный пейзаж. Нас встречают на хуторе в Сергиево-Посадском районе. Издали картинка не выделяется ничем примечательным, однако поселение это весьма необычно. Здесь живёт не фермер, забытый потомками древний старик или спасающиеся от грядущего апокалипсиса заблудшие души. Это - дом самого настоящего путешественника во времени, отправившегося на собственной шкуре изучать прелести раннего русского средневековья.
Последний герой.
О герое проекта "Один в прошлом" рассказано уже достаточно. Павел "Сапог" Сапожников, 24 года, холост. Ладно скроенный здоровенный парень, словно сошедший с полотен Билибина. Добровольно отправился на 8 месяцев в Х век: живёт по старинному укладу, используя лишь аутентичные для данного периода инструменты. Исторические консультанты подошли к делу ответственно: археологических находок хватает, устройство хозяйства, быт и даже кулинарные особенности древних славян для специалистов секретом не являются.
Сруб-шестистенок с жилой частью в центре, по бокам - хлев и амбар. Всё под одной крышей, топится по чёрному. Вокруг несколько хозяйственных построек: баня, коптильня, печь для хлеба, ледник, сеновал. По двору гуляют козы с курами, на снегу перед воротами дремлет огромный "охотничий" кот, соскучившийся по ласке. Собаки - нет, ушла, не выдержав голода. Единственное отличие от привычного жилья - отсутствие голосов. Подобно отшельнику, Павел живёт в одиночестве. Лишь раз в месяц на его хуторе случаются дни открытых дверей, когда у добровольного ссыльного появляется возможность пообщаться с внешним миром в лице журналистов, побеседовать с психологом и медиком проекта да приобрести полезные навыки на специальных мастер-классах.
Первое, на что обратили внимание гости из XXIвека - чёрные, как у шахтёра руки. "Это нормально, - улыбнулся Павел. - Сажа. Печка топится по чёрному, так что грязные руки - естественное состояние. Даже полезно, своего рода антисептик. Чистым бываю только после бани".
Испытание бытом.
Любой современный человек, кто пожелает совершить подобным образом путешествие в Xвек, сразу же столкнётся с очевидными трудностями. Даже в нынешней деревне горожанину придётся непросто: ежедневных забот полным полно. А ведь сегодня в распоряжении крестьян есть и электричество, и газ, пускай и в баллонах, и автолавки.
У Павла ничего подобного нет. "Просыпаюсь за полтора часа до рассвета, засыпаю, как становится темно. В темноте много не сделаешь, глаза приходится беречь", - рассказывает "Сапог" о своём распорядке дня. Впрочем, сразу после захода солнца он на боковую не отваливает. "Я - сова, - признался Павел. - Можно было бы вставать пораньше и бодрствовать до рассвета, но мне вечером больше нравится". Освещает он своё жилье он при помощи светцов - маленьких плошечек с фитилями, заполненных маслом или жиром. Под их мерцающий свет Павел и предаётся своим размышлениям долгими вечерами. Лучины себя не оправдали. Свечи приходится беречь. В количестве воска путешественник во времени ограничен, а результат труда пчёл идет не только на освещение, но и на изготовление цер, деревянных табличек для записей.
Весь световой день проходит в заботах, беречь приходится каждый светлый час, слишком много дел. "Животные, готовка, уборка, дрова, стирка, штопка, пошив - всё это занимает всё моё время, свободен только вечер, да и то, только потому, что темно", - поделился деталями Сапожников. На охоту он не ходит, дичи вокруг нет. Рыбалка также себя не оправдала. "Один раз у меня клевало", - улыбнувшись рассказал о своих рыболовных опытах "выживальщик".
У природы есть плохой погоды.
"Как же он переживает этот собачий холод?" - таковой была моя первая мысль, когда я узнал о Павле. В магазин-то не всегда на морозе себя выйти заставишь, а тут из отопления в наличии только глиняная печь. Как выяснилось, морозы "Сапога" не пугают, наоборот, он их даже ждал. "Эту шубу я надел первый раз 4 дня назад ради эксперимента, - хлопая по неказистому армяку рассказывал нам "отшельник". - Мне в ней стало жарко минут через 10. Я и сейчас в ней только потому, что ничего не делаю: стою, рассказываю. Её хорошо накинуть на плечи, когда дома без дела сидишь. Обычно я по улице хожу в рубахе".
Валенок у Павла нет, на ногах - подобие кожаных сапог с обмотками. То, что ноги у него не мёрзнут, понятно сразу. Стоит спокойно, не топает. Нижние конечности от холода бережёт своеобразный многослойный древнеславянский "гортекс". "Войлочные вставки, шерстяные носки и стельки, даже пока стою не мёрзну", - похвастался он, глядя на замёрзших журналистов.
Другое дело сырость. Осенью герою пришлось очень несладко. Никакие пропитки (жир или масло), по словам Павла, от влаги не спасают, ноги мокнут мгновенно. Ситуацию несколько исправили соломенные стельки, но всё равно всю осень Паша проболел. Из лекарств только травы, приём таблеток и прочие современные новшества запрещены по условиям проекта. "Жил как обычно, делал всё то же самое, но с температурой. В этом вся паршивость болезни, в деревне не бывает выходных".
Супчик из ничего, каша из топора и другие секреты древнерусской кухни.
При заселении на хутор Павлу выдали небольшой запас продуктов. В основном зерно: пшено, просо, овёс, ячмень. С помощью жерновов Сапожников превращает его в муку. Лук с чесноком созрели на грядках. Козы дают молоко, куры несутся. Силками иной раз удаётся наловить синиц. Шашлыка из этих невеличек, понятно, не выйдет, но на похлёбку сгодятся. Жидкая пища - основная еда Павла. Рецепт незамысловат: крупа, мука, много лука и чеснока, иногда с синичками. Поговорка Суворова про завтрак, обед и ужин Сапожникову не пригодилась. Наш отшельник ест один раз в день - вечером. Естественно, подобный рацион не мог не сказаться на его фигуре. "Я сильно похудел, - отметил герой. - Посмотрите, эта шуба - 48-й размер. Я меньше 54-го никогда ничего не носил. Раньше я её и натянуть не мог, а сейчас она даже сходится".
Горячая ванна да привычная в прошлом еда - вот основные вещи, которых не хватает сегодня "одному в прошлом". "Мысли о пище даются очень тяжело. У каждого есть еда, к которой он привык с детства. - поделился с нами сокровенным Павел. - Когда вам говорят слово "еда", сразу в голове возникают ассоциации. У меня это - рис, гречка, мясо, картошка. Ничего из этого в раннем средневековье не было, так что я без еды живу в своём представлении".
Нам песня строить и жить помогает.
В отличие от Робинзона, Пятницы у Павла нет. Единственные собеседники - козы, куры да кот. Книги также отсутствуют. Развлечений - ноль, одни дела. Впрочем, даже в такой ситуации Паша находит, чем себя порадовать. "Я много пою, всё, что знаю. Даже просил, чтоб мне прислали тексты разных интересных песен. Музыки очень не хватает", - посетовал Павел Сапожников. Похоже, музыка, еда, общение и горячая вода - это те немногие вещи, по которым Павел по-настоящему скучает. "Мобильный телефон точно заводить не буду", - ухмыльнулся в разговоре Сапожников. Впрочем, об этом думать ещё рано. До окончания проекта времени хватает, прошло лишь две трети от запланированного срока, хотя мысли о завершении путешествия всё же посещают. "Вообще не представляю, как я могу отсюда уехать. Меня эта мысль даже пугает, я много думал, как всё это закончится", - отметил наш собеседник. При этом остаться навсегда в десятом столетии, пусть и в компании, Павел не хочет. "Сейчас самое комфортное время для жизни. Те, кто говорит, что хочет жить в то или иное время, много не понимают. Десятый век - это кошмар, полная труба. Я хочу жить в двадцать первом".
source