Агитация, ПР, Пропаганда. Как различать, почему и зачем?

Mar 29, 2010 17:10

Прежде чем обвешивать какими бы то ни было ярлыками кого бы то ни было, дорогие друзья и товарищи, необходимо, как минимум, чуть внимательнее разобраться в некоторых понятиях.

В этой заметке я попробую объяснить вкратце суть некоторых понятий, которое последнее время активно используются всеми, кому не лень, особенно когда надо аргументировать собственное нежелание во что-либо вникать, если для этого требуется производить определенные интеллектуальные усилия. Начну с определений. Даю своими словами, чтобы было проще и быстрее. При желании можно проверить соответствие в словарях...
Кроме того, я смею дать некоторые рекомендации на случай, если общественно-политическая ситуация вас таки вынудит на активное проявление своей гражданской позиции и некуда будет от этого спрятаться.

Итак.

1. Адресат - тот, к кому обращено послание и на кого направлено действие агитации, пропаганды (анти-пропаганды) или пиара (в т.ч. черного пиара). Т.е. люди, т.е. все мы с вами, каждый по отдельности, или некоторые группы нас, объединенные единым признаком (например - пользователи ЖЖ или конкретно - читающие, например, конкретно мой журнал френды).

Агитация - призыв конкретной организации/личности к конкретному действию (вступить в ряды, проголосовать на выборах, придти на митинг в поддержку, вывесить флаг на балконе в знак солидарности). Т.е. предмет агитации - конкретное действие, которое агитатор просит вас совершить. Адресату ничего не объясняется, к нему обращаются как к уже сознательному, все понимающему гражданину. По сути, агитационные мероприятия близки к такому понятию, как рекламные акции (купи плазменную панель, масик!), а агитационная продукция имеет практически такое же назначение и форму как рекламная продукция (плакаты-наклейки-стикеры-листовки-растяжки на дорогах и т.п.).
Использует ли при этом агитатор всякие хитрости манипуляции сознанием, основанные на знании специфики человеческого восприятия - лежит уже на совести агитатора.
Главная задача агитатора, его цели - привлечь внимание адресата к определенному явлению/событию, вызвать вполне определенную реакцию и "шевеление в массах" и обязательно добиться конкретных действий от адресата.
Агитации можно верить, а можно не верить. Каждый решает сам.

Пропаганда - это прежде всего подробное разъяснение пропагандистом своих позиций по тому или иному вопросу адресату. Т.е. предмет пропаганды - это по сути, идея или целая идеология. Главная цель пропагандиста - убедить адресата в верности той или иной идеи. Пропагандист не может считать свою цель достигнутой, если адресат, читающий его материалы или слушающий его речи, в результате заявляет о своей симпатии к предмету пропаганды, но так и не получил полноценного представления о его сути и не готов в случае необходимости поддержать реализацию пропагандируемой идеи, следовать этой идеологии сознательно.
Пропаганда - это, по сути, знания (в значении: "информация о ком бы то ни было или чем бы то ни было") + агитация. Причем значительный перевес знаний - обязательное условие, иначе цель не будет достигнута.
Можно точно так же не доверять пропаганде, как и агитации, но отказываться, например, изучать пропагандистские материалы - значит, по сути, отказываться от углубления и расширения своих "знаний о".

ПР (PR) - это целый комплекс агитационных, пропагандистских мер, а так же набор различных приемов манипуляции сознанием адресата, которые используются во вполне конкретных целях. "Паблик рилейшнз" переводится как "связи с общественностью". Главная цель, которую преследует пиарщик (специалист в сфере ПР) - это вызвать и закрепить в адресате положительное отношение к себе, тем, на кого он работает или к какой-либо идее. В отличие от пропаганды, как таковой, степень осознанности сформированного отношения адресата к предмету, пиарщика интересует в последнюю очередь. В первую очередь пиарщика интересует эффективность собственных усилий на относительно коротком временном промежутке. Именно с ПР-ом в нашу жизнь пришли такие понятия, как "рейтинги", "уровень доверия к..." и т.п.
Пиарщик искусно играет на нервах, эмоциях, разного рода слабостях и предпочтениях адресата.
В идеале пиарщик - это честный пропагандист + имиджмейкер + коучер. Так же "в идеале" монарх - это заботливый наш отец, который одинаково обо всех нас радеет, хорошо всех кормит и является одновременно честнейшим и мудрейшим судьей, к которому можно обратиться по любому вопросу.
На практике получается несколько иначе. Пиарщик это прежде всего агитатор + искусный обманщик + мастер упаковки. Частенько он просто зарабатывает, выполняя чей-то заказ, нимало не интересуясь, чем обернется его работа для адресата, "втюхивая" ему свой "товар". Главное, вовремя слинять от ответственности. Нередко
искусный пиарщик в сфере политики сам не понимает того, что "пропагандирует", однако умудряется привлечь на свою сторону (или на сторону заказчика) массу людей. Правда, не надолго, если реально заказчик и его продукция ничего из себя не представляют...

Существуют так же такие понятия, как "анти-пропаганда" и "черный ПР".

Анти-пропаганда - это опять же, подробное разъяснение своей _критической_ позиции по отношению к тому, против кого/чего эта "анти-пропаганда" ведется. Это знания, информация. Цель пропаганадиста в данной ситуации - добиться, чтобы адресат полностью осознавал причины, по которым сам пропогандист отстаивает ту или иную идею.

"Черный ПР" - целью пиарщика в данной ситуации является формирование у адресата и закрепление негативного отношения к своему личному противнику, оппоненту (или противнику и оппоненту своего заказчика). Делается это самыми различными методами, в т.ч. нередко совершенно нечестными (клевета, подбор "негатива" и одновременное замалчивание или искажение "позитива" и т.п.)

2. Кому верить, куды бечь? Как разобраться, где правда, а где - искусно прикрытая ложь?

Теперь мы знаем, что такое агитация, что такое пропаганда и что такое ПР.

Во-первых, осторожно относимся к агитации - т.е. не торопимся делать что-то конкретное, следуя призывам даже очень симпатичных нам личностей (или организаций, от имени которых идет агитация). Во-вторых, важно помнить, что риск ошибиться и "остаться в дураках", поддавшись на нечестную агитацию или приемы ПР-а тем выше, чем меньше вы знаете о человеческом обществе в целом, об истории его развития и чем вы аполитичнее (т.е. чураетесь даже обычного изучения пропагандистских материалов).
В-третьих, на мой взгляд, разумнее всего придерживаться примерно следующей последовательности действий.

1. Внимательно изучите агитационные, пропагандистские и ПР-материалы _разных_ политических движений, сравните их между собой. Не стоит сразу отбрасывать материалы даже тех организаций, которые вы на данный момент не считаете серьезными или уверены, что это уже "идеологически не ваше".

2. Ни в коем случае не идите на поводу эмоций, которые эти материалы могут у вас вызвать!!! В первую очередь стоит отложить в сторону именно те материалы, которые вас особенно сильно цепляют эмоционально. Причем не важно, в переживание каких именно эмоций (положительных или негативных) вас вгоняют эти материалы. Как яркий "позитивчег" с картинами радужных перспектив, так и ударная "чернуха" в адрес разных "сволочей": все это признак того, что, перед вами как минимум не чистая пропаганда, как максимум - именно ПР. В вас пытаются сформировать определенное _отношение_ к каким бы то ни было политическим силам и на этом сыграть. То, насколько вы врубились в тему, авторов этого материала интересует меньше всего.

3. Не поленитесь разобраться, насколько _человеческие_ ресурсы, на которые опирается та или иная политическая сила:
а) реальны (действительно ли партию/движение поддерживает заявленное количество народа);
б) надежны (это даже важнее, чем количество; десяток убежденных и грамотных политических "бойцов" надежнее сотни-другой "мертвых душ"; понять как оно в реальности достаточно просто - реальные бойцы постоянно мелькают либо в традиционных СМИ, либо в сети - в т.ч. в роликах о митингах, демонстрациях, конференциях и т.п., кроме того, реальные "бойцы" всегда там, где требуется реальное действие, за которое приходится тут же отвечать, в т.ч. перед законом).
в) ...гуманистичны (можете улыбнуться этому критерию и даже задаться вопросом степени его политической нейтральности но... просто вдумайтесь: поддержите ту силу, в которой основную массу активистов представляют сторонники "жестких мер", особенно предлагающих жесткие меры не к конкретным нарушителям конкретных законов а к целым социальным группам - сами можете оказаться в рядах тем, к кому эти меры будут применены... и вряд ли исполнитель будет разбираться, кого именно вы поддержали в свое время).

4. Обязательно разберитесь с тем, какую именно программу предлагает то или иное движение. Заслуживают наиболее пристального внимание те материалы, в которых не просто расписываются какие-то действия, которые политическая сила обещает предпринять в случае, если победит, но так же дается ясное и четкое представление о том, за счет чего эти действия будут осуществлены.

5. Опросите тех своих политически-активных знакомых (опять же _разных_ политческих убеждений), которым доверяете прежде всего как людям, показавшим себя в достаточной степени ответственными. Обратите внимание, чему они сами отдают предпочтение - агитации или пропаганде.

6. Наконец, принимайте решение и постарайтесь понять, что в любом случае никто вам это решение не навязывает, и свалить ответственность потом, в случае если вы все-таки ошибетесь, будет не на кого, кроме как на самого себя. Такова жизнь. ;)

идеи

Previous post Next post
Up