Кормление грудью - каким советам педиатров не стоит следовать

Oct 05, 2009 13:20

Моя задача в данной статье - разобрать, какие рекомендации по кормлению грудью обычно дают педиатры и почему эти рекомендации не соответствуют физиологии и психологии ребенка и матери. Но для того, чтобы в подробностях расписать, что именно является нормой при кормлении грудью и почему, мне пришлось бы вместить в материал всю имеющуюся информацию о естественном вскармливании. Это сделало бы материал неоправданно объемным. Поэтому я ограничусь по возможности тезисным изложением основных моментов и ссылками, в которых тема раскрывается подробнее.

Содержание

I. Рекомендации педиатров по кормлению грудью.
II. Современный подход к кормлению грудью.
   1. Грудное вскармливание не сводится к процессу питания.
   2. Состав грудного молока, особенности его усвоения, удовлетворение пищевых потребностей ребенка грудным молоком.
               2.1. Особенности усвоения грудного молока.
               2.2. Формирование пищеварительной системы ребенка и влияние на этот процесс смеси, воды и других непитательных жидкостей или лекарственных препаратов.
               2.3.Готовность ребенка к получению и усвоению взрослой пищи.
               2.4. Стул ребенка на естественном вскармливании.

I. Рекомендации педиатров по кормлению грудью

Начну с советов, которые кормящие матери и сегодня могут услышать (и неоднократно слышат) от педиатра.

"У ребенка должен быть режим, он должен сосать грудь через 2,5-3,5 часа (5-7 раз в сутки)".
"Если ребенок требует грудь чаще, чем раз в 2 часа, либо он нездоров, либо у матери не хватает молока".
"Нужно обязательно делать перерывы в кормлении не менее 2 часов, иначе возможны трудности с усвоением и нарушение работы ЖКТ".
"Если кормить слишком часто, можно перекормить ребенка".
"Нельзя кормить ребенка ночью, желудок должен отдыхать"
"Ребенок должен сосать грудь 15-25 минут, после этого грудь нужно забирать, так как ребенок уже сыт".
"Если ребенок долго сосет грудь, это может стать причиной трещин на сосках".
"Если ребенок только что поел из груди, но проявляет беспокойство и хочет сосать еще, ему нужно дать пустышку, иначе он будет использовать грудь как соску".
"Ребенок должен высасывать определенный объем молока в одно кормление (обычно говорят о 100 мл начиная с 10 дня жизни, а в возрасте после 1 месяца - 120 мл)".
"Чтобы узнать, сколько высосал ребенок, его нужно взвешивать до и после кормления".
Если ребенок высосал из груди недостаточно, нужно сцедиться и докормить его из бутылки. Как вариант - докормить смесью".
"Ребенок должен какать не менее 1 раза в сутки. Если он какает реже, это запор, и ребенку необходимо помогать газоотводной трубкой или клизмой".
"Жидкий стул - это понос, его необходимо лечить, нормальный стул - только сметанообразный".
"Белый налет на языке ребенка - это молочница".
"Необходимо сцеживаться после каждого кормления".
"Если из груди ничего не сцеживается или сцеживается мало, это значит, что молока нет или недостаточно".
"Грудь нужно мыть перед каждым кормлением".
"Если у женщины недостаточно хорошо выражен сосок, она не сможет кормить грудью".
"После полугода в грудном молоке недостаточто витаминов и минеральных веществ, чтобы покрыть потребности ребенка".
"При введении прикорма взрослая еда должна постепенно вытеснять кормления грудью".
"После года кормить грудью не нужно, поскольку "там уже ничего нет".
"Если кормить дольше года, ребенок никогда не откажется от груди".

Знакомо? Несомненно. Подобные вещи можно услышать не только во время патронажа новорожденных, но и услышать по телевизору, прочитать в книгах, журнальных статьях, в интернете.

Однако любой человек, который по роду своей работы или из-за образа жизни имеет возможность наблюдать большое количество успешно кормящих матерей, знает без всяких научных доказательств, что все вышеприведенные утверждения не соответствуют действительности. Больше того, соблюдение вышеуказанных советов может привести, и приводит, к преждевременному завершению ГВ и переходу на искусственное питание. Это видно просто из практики.

Помимо практики, в настоящее время существует достаточно современных научных исследований в области грудного вскармливания, которые доказывают ложность данных рекомендаций. На основе этих исследований сформулированы правила успешного грудного вскармливания, придерживаясь которых, большинство женщин может успешно кормить детей грудью. Этими правилами руководствуются консультанты по лактации во всем мире, успешно помогая женщинам налаживать кормление.

Почему же педиатры дают кормящим матерям именно такие советы? Откуда вообще появился именно такой подход к кормлению грудью?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, когда зародилась и как развивалась наука педиатрия. Никогда за все время существования науки педиатры не имели возможности наблюдать большое количество успешно кормящих грудью женщин и детей на естественном вскармливании более 1 года. Начиная с XVIII века, когда появились зачатки организованной медицинской помощи детям, и практически до наших дней, основным объектом изучения и наблюдения педиатров были дети-искусственники. Сначала - потому, что организованной медицинской помощи детям, растущим в семьях, не существовало, и в поле зрения врачей попадали лишь воспитанники домов призрения. А впоследствии - из-за повсеместного разрушения традиций естественного вскармливания.

Как и почему утрачивалась культура ГВ - это отдельная большая тема, которую я здесь рассматривать не буду, замечу лишь, что именно XVIII-XX век стал временем разрушения традиционного уклада на территории Европы, Северной Америки и России, и этот процесс коснулся всех сфер, включая материнство и воспитание потомства. За эти столетия была пересмотрена роль женщины в обществе и ее возможный вклад в экономику, что не могло не отразиться на организации кормления грудью.

Вот так и получилось, что когда естественное вскармливание было распространено, врачи с ним не сталкивались. А когда врачебный контроль распространился на все сферы, включая кормление грудью, количество детей на естественном вскармливании, тем более длительном, стало неуклонно сокращаться. В середине XX века, во многом "благодаря" следованию рекомендациям врачей, большинство женщин прекращало кормление грудью в среднем к 3 месяцам. Что совпадало с интересами общества и продолжительностью декретного отпуска по беременности и родам. Исключение составляли женщины с первичной либо вторичной гиперлактацией, которые могли кормить по режиму, не теряя молоко.

Кроме того, естественное грудное вскармливание долгие годы не было объектом научного изучения (почему - тоже другой вопрос, не для этой статьи). В те годы, когда стандартные педиатрические рекомендации по кормлению грудью были сформулированы и начали применяться на практике, не существовало никаких научных исследований состава грудного молока, особенностей его усвоения, физиологии лактации, поведения и развития детей на естественном грудном вскармливании и т.д.

Другими словами, педиатрические рекомендации по кормлению грудью были сформулированы много десятилетий назад в условиях недостатка информации о процессе естественного вскармливания, его влиянии на матерей и детей, при отсутствии какого-либо практического опыта наблюдения за такими детьми и матерями.

Получить полное представление о том, как выглядели в завершенном виде медицинские рекомендации по кормлению грудью в середине XX века в СССР, можно из "Курса лекций для матерей" ("Медгиз", М., 1958 г.).

Анализируя эти рекомендации, нетрудно заметить, что они основаны на нескольких допущениях, а именно:

1) грудное вскармливание - это только процесс получения ребенком питания;
2) состав грудного молока и его искусственных заменителей принципиально не различается, они одинаково действуют на ЖКТ и одинаково усваиваются;
3) техника, процесс и результат сосания груди или ее заменителей одинаковы;
4) далеко не каждая женщина в состоянии выкормить своего ребенка грудью (не хватает молока, молоко не подходит ребенку или форма сосков не подходит для кормления).

Между тем, каждое из этих допущений впоследствии было опровергнуто и практикой, и научными данными.

II. Современный подход к кормлению грудью

1. Грудное вскармливание не сводится к процессу питания.

осознанное родительство, медицина, гв

Previous post Next post
Up