Развитие иммунитета у детей

Aug 29, 2008 23:39

Становление и развитие иммунной системы является основой устойчивости организма ребенка, или наоборот, его подверженности различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой природы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии. Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком в процессе развития.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода. Синтез собственных иммуноглобулинов плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности и представлен незначительным количеством иммуноглобулинов М, которое, однако, значительно увеличивается ближе к родам. На 12-той неделе у плода появляются Т-лимфоциты. Число лимфоцитов резко возрастает у новорожденного после 5-х суток жизни.

Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении риска слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, т.е. если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передает готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

К концу первого года жизни в крови малыша имеется примерно 50-60% иммуноглобулинов G и только 30% - иммуноглобулинов А от средних значений взрослых. Содержание иммуноглобулина М достигает «взрослых» показателей только к 3-5 годам жизни.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период - период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию собственных условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период - 3-6 месяцев жизни, обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка. Но на проникновение инфекции в организме малыша все же развивается первичный иммунный ответ, преимущественно за счет синтеза иммуноглобулинов М, не оставляющих иммунологической памяти. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и т.д.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период - 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще очень чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период - 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам у взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний.

Внимание, вопрос. ЗАЧЕМ ДЕТЕЙ ВАКЦИНИРУЮТ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ, и в том числе в критический период новорожденности, если в это время:
а) имунная система незрела;
б) имунная система угнетена;
в) не вырабатывается достаточного количества иммуноглобулинов, отвечающих за имунный ответ, не развита иммунологическая память?

Иными словами, если ребенок, в 4 месяца, например, переболевший коклюшем, может впоследствии заболеть им вновь из-за особенностей имунной системы в этом возрасте, какой смысл в 3-6 месяцев троекратно ставить ребенку АКДС?

Получается, что вакцинация в раннем возрасте, будучи "малой болезнью", что признают сами врачи, 1) может спровоцировать "слишком бурные иммунные реакции" (?), 2) из-за высокой восприимчивости детского организма способна "вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета", 3) неэффективна, так как организм не в состоянии адекватно отреагировать на введение антигена и запомнить его (не сформированы механизмы для этого).

И самое удивительное, что эти выводы следуют не из какой-то пропагандисткой антипрививочной брошюрки, а из статьи врача-педиатра Центра коррекции развития детей раннего возраста НИИ педиатрии.

Люди! Решая вопрос о вакцинации своих детей, опирайтесь не на страшилки участковых педиатров и не на пропаганду той или иной стороны, а на объективную информацию и собственный здравый смысл!

прививки

Previous post Next post
Up