..надо собраться..и написать..
(преамбула многих постов в крайнее время)
..несколько дней назад сходила по велению матрицы на "Дюнкерк"..
неотрывно..завороженно..
фильм о войне без "кровь кишки"..
фильмы о войне снимают по разному.. кто-то во зову сердца и памяти (своей или ноосферы)..кто-то играя в полит-игры..
через натурализм крови или усиливая лирическую ветвь повествования..
Но думаю Нолан был бы не Нолан..если бы пошел этим путем..
Он как и Кэмерон (в Титанике) в эпической истории показывает кое-что еще..
Если у Кэмерона .. кое-что выводится в одном эпизоде.. То у Нолана это собственно..почти вся картина..
Эпическое событие, каким бы ни было оно масштабным и трагическим..это отрезок времени в плоскостях, по человеческим меркам, бессмертных,
Равнодушное спокойное чистое бесконечное небо и холодная водная гладь, к которым постоянно возвращается оператор, как два стальных безразличных лезвия..которые были есть и будут..
А все предельные эмоции всех героев..от животного инстинктивного страха смерти до разума и опыта воплощенного в действиях ..сгустками и бликами отражаются на этих лезвиях..
Феномен войны..даже не в том что в угоду безумию политических религиозных адептов одна масса людей начинает мочить других ..получает ответку и все это превращается в жуткую кашу крови и мяса..
а в том что всегда есть часть мира, которая продолжает жить в мирном мире..
Это превращает войну в целом.. в локальную игру..в локальный морок..
пройдут десятилетия..а потом столетия..новые войны свежий запах крови..нет та..прежняя не превратилась в воду..
но временной кусок бытия отрезан и памяти по-живому уже нет ни у кого.. даты..цифры..которые уже не чувствуются..
и враг несущий страдания и гибель.. как бы обезличивается.. персоналии переходят в разряд далекого исторического персонажа..
(кстати забавно написала этот кусок..погуляла с собакой..поделала дела..села продолжать..перечитала..и стала вспоминать где об этом уже было из самого ближайшего окружения..мля вспомнила..у меня же..в романе "Площадь Звезды"..ладно дальше)
И эта "игра" повторяется снова и снова и корежит мир людей..выкашивает..
И каждый раз это морок нависающий над частью территории.. счет часовых стрелок..бой набатов..гул и трение металла и погружение в пучину..
Как жуткий сон из которого отчаянно хочется проснуться..и кто-то изможденный вырывается с поля брани в мир..это соприкосновение как пробуждение..
и снова должен вернуться потом в жуткий "сон"..
И мне странно сетование ..что мол мало документальной детализации .. то мало французов упомянуто..то мало статистов на берегу.. то самолетов в воздухе.. то мало в кадре гражданских шхун, вышедших по призыву.. на помощь -
это не хроника, не хвастовство спецэффектами или сгоном статистов - это Нолан и его команда.. это масштаб иного рода..
И если говорить о лирической (патриотизм как вид лирики в таком жанре) составляющей..то при минимуме слов в картине.. диалог ближе к финалу -
что это? ЭТО РОДИНА..
исчерпывающ!!!
P.S. Ханс Циммер - гений.
И мой арт сразу после просмотра фильма
https://oskarrimanetz.deviantart.com/art/Dunkirk-697708986