Вчера в посиделках
gaykin_journal затронула довольно интересную тему, которая, в принципе, для нашей семьи актуальна - носить ли ребёнку школьную форму или нет. Моя жена входит в состав родительского комитета, а потому регулярно участвует в баталиях связанных с этим вопросом. Нужно оговориться, что школа, в которую ходит Маша, является ещё со времён моего детства престижной, т.к. в советское время была одной из двух школ в Ростове-на-Дону, где изучали углублённо английский язык. Причём из этих двух школ наша считалась более престижной в силу того, что находится в центре города, и дети всех крупных чиновников и партийных деятелей всегда учились в ней. В некотором роде такая репутация остаётся у школы и по сегодняшний день.
Семь лет назад Маша идёт в школу... :)
Хотя сейчас во многих школах стали преподавать английский с раннего возраста, и, наверное, необязательно поступать именно в эту школу, если ваша цель - помочь ребёнку выучить английский. Тем не менее, люди из обеспеченных семей (кто думает о будущем ребёнка с перспективами завязанными на иностранный язык) стараются отдать своих детей именно в эту школу. Потому что престижно. Соответственно утром перед школой выстраивается выездная сессия Франкфуртского автосалона, на которой представлены все новинки автомобильного рынка сегмента "премиум". А в начальную школу некоторых детей привозит охрана. Вот такой социум.
Справедливости ради скажу, что в школу может поступить любой ребёнок, который сдаст вступительный тест. Никаких поборов, вымогательств не было, и блата для поступления не нужно. Нас даже приняли несмотря на то, что мы ещё даже не были прописаны в Ростове, а жили в пригороде - Батайске. Так что подготовленные дети, умеющие читать, считать и немного знающие английский могут туда поступить. При школе имеются подготовительные курсы, которые готовят детей к поступлению. Так что в школе учатся дети не только местных олигархов, но и из простых семей вроде нашей. Соответственно, при такой ситуации возникает некоторое расслоение детей в классе.
А чем, собственно, плохо расслоение? Понятно, что для тех, кто в социальной иерархии оказывается ниже, тот чувствует себя неуютно. В детском коллективе это проявляется сильнее, поскольку дети непосредственны и не сдерживают себя в рамках социального равенства. Но ведь есть те, кто в социальной иерархии выше. Их дети, соответственно, будут чувствовать себя комфортно за счёт демонстрации своей обеспеченности и более высокого положения. Справедливо ли это по отношению к другим детям? Нет. Да. Неправильно поставлен вопрос. В этом вопросе не может быть слова "справедливо", т.к. к справедливости это не имеет никакого отношения. Если пользоваться строгой логикой, то можно сделать следующий вывод: родители обеспеченных детей сумели заработать больше денег, а потому их дети пользуются большими благами. Это логично и справедливо по отношению обеспеченным родителям и их детям. Если к примеру, в школу ходит ребёнок из семьи алкоголиков, который плохо одет в силу низкой обеспеченности его родителей, то это не обозначает, что я должен одевать своего ребёнка также, просто чтобы ребёнок алкоголиков чувствовал социальное равенство. Да и зачем ребёнку чувствовать то, чего на самом деле в мире нет? На выходе во взрослый мир у него произойдёт слом шаблона и депрессия. И неизвестно как он сможет потом адаптировать своё миропонимание к реальному положению вещей. Нет. определённо я считаю, что ребёнку нужно с самого детства давать возможность правильно видеть мир, чтобы быть готовым к самостоятельной жизни и понимать с чем ему после школы придётся столкнуться.
Свободная форма одежды позволяет детям самовыражаться. Ношение школьной формы лишает детей индивидуальности. Вот основные аргументы родителей, которые обычно высказывают те, кто против введения правила обязательного ношения школьной формы. Кроме того, школьная форма стоит денег, и её нужно содержать в постоянном порядке.
Последние два аргумента немного странные, т.к. вся одежда стоит денег, и всю одежду нужно содержать в порядке. С самовыражением и индивидуальностью всё немного сложнее. Начнём с того, что суть воспитания ребёнка заключается в его образовании и во взращивании в нём тех качеств и свойств, которые сделают ребёнка полноценным, ценным, и приятным членом общества. Так и только так. Если, конечно, мы хотим жить в полноценном, прогрессивном и приятном обществе. Ребёнок растёт как дерево. То, каким вырастет дерево сильно зависит от климата и от состава почвы. Если дерево растёт на бедном грунте, с дефицитом влаги и солнца, то оно не вырастет прекрасным и могучим. Но даже в неблагоприятных условиях можно влиять на рост - удобрять, поливать, пропалывать сорняки, освещать. И тогда вы получите совсем другое дерево. Так же и с ребёнком. Нужно понимать, в какой почве он у вас растёт, и как эту почву можно удобрить.
Нет совершенно никакого смысла мотивировать ребёнка в самовыражении через одежду, если только вы не планируете воспитать профессионального стилиста или модельера, или в крайнем случае - модель. В остальных случаях данный вектор мотивации будет бесполезен. Ребёнок должен быть замотивирован на самовыражение в учёбе. Нужно поощрять успехи в образовании, и суметь связать самооценку вашего ребёнка с этими успехами. А свою индивидуальность ребёнок должен демонстрировать достижениями в умственном и физическом развитии. Поэтому крайне важно с самого начала задать подобную шкалу ценностей. Потом это сделать будет практически невозможно. Самый частый вопрос, который задают моей жене на собраниях, когда очередной раз заходит разговор о форме и правилах её ношения, это как нам удаётся уговорить дочку носить школьную форму. А никак, она с самого начала так воспитывалась, и смотрит на форму философски. Тем более, что форма одежды у нас относительно вольная, достаточно соблюдать определённую расцветку и фасон. Тем не менее, в классе учатся такие девочки, которым родители разрешают обильно пользоваться косметикой, носить миниюбки и чулки, а также приходить в школу в топах, с оголённым животом. Совершенно очевидно, что надевая подобный наряд, ребёнок думает о чём угодно, только не об учёбе, и в школу идёт в основном чтобы себя показать, а не чтобы учиться.
Ношение формы, позволяет отсечь ненужную мотивацию, т.к. исключив данный способ выражения индивидуальности, вы мотивируете ребёнка найти в школе другой путь, как заслужить одобрение у сверстников. Именно этим важна школьная форма, а не тем, что она уравнивает социально. Всё равно есть масса других индикаторов, по которым будет видно расслоение. По тому кто и где отдыхает, на какой машине приезжают родители, какой у ребёнка телефон и т.п. Социального равенства нет, зато есть некие координаты ценностей, и важно дать верные, чтобы ребёнок не заблудился...
А ещё - но это уже, конечно, дело школьной администрации, школьная форма может быть символом престижа. Сами преподаватели должны воспитывать чувство гордости от того, в каком учебном заведении ты учишься. Взрослому человеку это покажется наивным, но я в детстве испытывал самую настоящую гордость, когда меня принимали в пионеры. И был горд принадлежать этой организации и носил галстук с достоинством. Да, сейчас это кажется смешным и неактуальным. Вы назовёте меня чудаком и мечтателем. Но это было подлинное чувство, основанное на стремлении стать лучше, добрее, честнее, умнее. Так уж меня воспитывали в то время. Так что форма не только может быть тяпкой, которая пропалывает сорняки ненужных мотивов, но и удобрением, позволяющим собой гордится и к чему-то стремиться...
Вот и всё, что я хотел сказать о войне во Вьетнаме о школьной форме.