Ни рыба ни мясо. Как Жизнь на сушу выбиралась

Apr 08, 2016 07:58


Довольно забавный встретил аргумент от одного из противников теории эволюции. Он спросил меня: "Как вы объясните происхождение наземных форм позвоночных от кистепёрых рыб, если кистепёрые рыбы живут и по сей день?" Я, признаться, сначала не понял сути вопроса. А потом немного размыслив понял. Человек это представляет себе так: существовал ОДИН вид кистепёрых рыб, от которых произошли ВСЕ виды наземных позвоночных. Соответственно, если бы от него они произошли, то очевидно, что его не должно было бы и существовать. На первый взгляд это выглядит логично. Но!

Даже если представить себе, что земноводные произошли от ЕДИНСТВЕННОГО существовавшего на земле вида кистепёрых рыб, то всё равно довольно легко объяснить как это могло быть. Скажем, мог подняться участок земной коры и отделить залив океана, превратив его в закрытое море. Часть популяции, которая осталась в океане, продолжала оставаться без изменений, т.к. внешняя среда бы для особей этой популяции не изменилась. А та часть, которая осталась в закрытом водоёме, могла бы за миллионы лет, по мере пересыхания моря, эволюционировать в земноводных, приспосабливаясь к меняющейся среде. Так что даже при такой постановки вопроса, он имеет объяснение. На самом же деле, всё было ещё проще. Или сложнее. Тут уж как посмотреть.



Миллионы лет назад...


Освоение рыбами суши началось в палеозойской эре, в девонском периоде. Для тех, кому эти названия ни о чём не говорят уточню, что это произошло примерно 370 млн. лет назад. И по скорее всего на территории современной Гренландии. По крайней мере именно там найдены древнейшие останки первых земноводных.

Предполагается, что они произошли от кистепёрых рыб, которые оказались в условиях, когда водоёмы начали постепенно пересыхать и мелеть. Рыбам приходилось буквально ползать по мелководью, и в таких условиях мощные плавники являлись значимым конкурентным преимуществом, а следовательно этот признак закреплялся естественным отбором. У основания плавников развивалась мускулатура, которая позволяла рыбам ползать с опорой на дно.



Девонский пейзаж.

В моём упрощённом примере, в начале заметки, где я описывал возможность того, что рыбы могли выйти на сушу и одновременно остаться в океане, говорилось, что кистепёрые могли возникнуть в океане, а потом часть популяции могла быть отрезана от океана, и приспособиться в условиях мелеющих водоёмов к наземному образу жизни. На самом деле было всё не так. Кистепёрые возникли в условиях мелеющих водоёмов, и уже потом вернулись в океан. Точнее часть из них вернулась, а часть вышла на сушу. Видимо, в каких-то участках восстановился доступ к океану и часть популяции уплыла. Всё это конечно заняло миллионы лет. Тем не менее. Целых два вида кистепёрых рыб дожили до наших дней. Прожив без видимых изменений целых 400 миллионов лет! Одну из них учёные открыли в 1938 году у берегов Южной Африки в устье реки Чалумна. Её впервые описала Марджори Куртене-Латимер - куратор музея Ист-Лондона (ЮАР), а спустя целых 60 лет в 1998 году открыли и другой вид, теперь уже в Индонезии неподалёку от острова Менада Туа. Родовое имя - латимерия - рыбе присвоили по фамилии первооткрывательницы, а видовое по имени мест, где рыб открыли - в честь реки Чалумна и острова Менада Туа. Оба вида очень похожи по строению, но сильно отличаются окраской. Африканский вид синего цвета, а индонезийский - коричневого.



Латимерия чалумниская (Latimeria chalumnae)



Латимерия менадийскиая (Latimeria menadoensis)

Таким образом вопрос с выходом из воды был решён. Оставалось найти способ дышать воздухом. И древние рыбы успешно с этой задачей справились. Их потомки дожили и до наших дней и представлены сейчас шестью видами. Все эти виды включены в надотряд Двоякодышащие, и как вы можете догадаться, у них присутствует и жаберное и лёгочное дыхание. В принципе, лёгким это назвать можно с натяжкой - пока это только пузырь с запасом воздуха, но тем не менее, эти рыбы уже могут вполне дышать атмосферным воздухом в период засухи, когда водоёмы пересыхают.



Австралийский рогозуб (Neoceratodus forsteri)



Американский чешуйчатник (Lepidosiren paradoxa)



Мраморный протоптер (Protopterus aethiopicus)

Обратите внимание особенно на рогозуба, который очень похож на кистепёрую рыбу. Всё дело в том, что и кистепёрые и двоякодышащие произошли от общего предка - лопастепёрых рыб. Рогозуб предпочитает мелкие заросшие водоёмы, где ведёт донный образ жизни, ползая по субстрату с опорой на плавники и хвост. Время от времени он вспывает чтобы вдохнуть воздух, точь в точь как современные земноводные. Пожалуй, рогозуб, наиболее близкое из сохранившихся до наших дней переходных звеньев между рыбами и земноводными.

Ну, а в древности было своё звено, которые учёные называют тиктааликом. Его останки также найдены в Гренландии. Это существо было уже в прямом смысле слова было ни рыбой ни мясом.



Тиктаалик

У тиктаалика были признаки как рыб, так и сухопутных животных. К явным рыбьим признакам можно отнести чешую, жабры. Часть признаков были промежуточными. Например, у существа были плавники, но при этом передние плавники уже превратились в лапы. Были также черты сухопутных животных. Стоит упомянуть наличие лёгких и подвижный шейный отдел позвоночника. Несмотря на большую внешнюю схожесть с земноводными, тиктаалик ещё не был им в полной мере. Чуть позже в тех же краях появились ихтиостеги - вероятно первые из настоящих земноводных, которые дали начало длинному эволюционному пути - который теперь уже предстояло не проплыть, но пройти. Жизнь сделала свой первый неуклюжий, но уже уверенный шаг по суше...



Ихтиостеги.

Вот такой получился рассказ. Скажу сразу, что он очень сильно упрощён, и по части вопросов ведутся оживлённые научные дебаты. Тем не менее, мне кажется, он даёт общее представление об этом эволюционном отрезке. Надеюсь было интересно и познавательно. :)

зоология, уголок науки

Previous post Next post
Up