Вспомнился один случай забавный. Он произошёл в самолёте. Я уже не помню куда летел, но это и не важно. Я сидел и рассматривал журнал, из тех, что обычно выдают на борту. Окружающее воспринимал фоном, но тут сквозь сюжет очерка, который я начал читать, пробился голос, донёсшийся сзади. Точнее голос был и до этого, но я его не воспринимал. Однако сказанное привлекло моё внимание, т.к. я по образованию филолог. Речь шла о русском языке (не моя специализация, но любопытно же!). Беседовали трое. Один парень объяснял своим попутчикам, что русский язык - самый великий (спорно, но ладно, человек же имеет право на мнение). Два его попутчика изредка поддакивали и соглашались с его доводами. Было понятно, что они не очень разбираются в языках. Найдя внимательную аудиторию, парень почувствовал вдохновение. Голос его становился громче, а интонации всё больше походили на проповеднические. И тут он затронул тему английского языка (а это, хоть я и учился плохо, уже моя специализация). Внимание моё сконцентрировалось на их беседе окончательно.
Парень вёл рассказ о том, как он просвещал свою неграмотную жену:
- Жена моя тоже сначала не верила, - говорил парень, - что все языки произошли от русского. А я её спрашиваю: - Сколько букв в русском? - Она мне: - 33! - А я ей: - А в английском? - Она: - 26! - Я ей: - То-то же!
- Ага. - Соглашается один из собеседников.
- Русский всяко богаче. - Соглашается второй.
- Да они просто украли наш алфавит, но даже украсть толком не смогли, так урезанную версию сделали! - Парень был явно горд за наших изобретательных предков.
В этот момент я не выдерживаю и поворачиваюсь.
- Извините, - говорю я. - Очень меня ваш рассказ заинтересовал. Можно вопрос задать?
- Конечно! - Парень обрадовался, видя что паства его растёт в числе.
- Вы полагаете, что чем больше букв в языке, тем он сложнее?
- Естественно!
- А сколько у сороконожки ног, по-вашему?
- Сорок! - Парень радостно улыбнулся, ещё не догадавшись к чему я клоню.
- А у вас, я так полагаю, - две. Означает ли это, что сороконожка более совершенна как личность чем вы?
- Ну, вы загнули! Количество ног не характеризует человека как личность!
- А количество букв, по-вашему, характеризует язык с точки зрения его богатства и первородности?
- Естественно!
- Занимательно... А что такое буква, в вашем понимании?
- Ну, как… это же все знают. - Парень оглянулся на своих собеседников в поиске поддержки. Те согласно кивнули. Мол, да - все знают.
- Я и не сомневался, что все знают. - Я продолжаю напирать. - И всё же не могли бы вы дать простое определение своими словами.
- Ну…буква…это…- с формулировкой собственных мыслей у этого апостола русского языка явно не очень.
- Давайте я помогу? - предлагаю я.
- Давайте. - Парень явно рад, что его избавляют от мук творчества на стезе простых определений.
- Буква - это способ передачи звуков графически. На письме. Если уж совсем просто, - говорю я. - Вы согласны?
- Да. - Парень кивает. Паства его кивает.
- Стало быть, о чём говорит количество букв?
- О количестве звуков. О звуковом богатстве языка! - радостно заключает мой оппонент.
- А вот и нет! В английском (да и во многих других языках) звуки могут выражаться сочетаниями уже имеющихся букв. Так, например, сочетание букв «s» и «h» даёт звук «ш», а сочетание «с» и «h» даёт звук «ч». Получается, что количество букв в алфавите не обязательно обозначает «звуковое богатство».
- Получается…- Парень явно смущен.
- Тогда о чём говорит количество букв в алфавите?
- Я не знаю…
- Поразительная вещь, согласитесь. Вы читаете незнакомым людям лекцию о вещах, в которых совсем не разбираетесь. Это ведь нелогично (кроме того, что неэтично). Дайте угадаю: вы ведь не филолог?
- Нет.
- Тогда стоило хотя бы логикой воспользоваться, и вспомнить, что развитие обычно идёт от простого к сложному. И то, что в русском алфавите букв больше, скорее говорит о том, что он возник на основе латинского (а если быть точным греческого), а не наоборот. Логично?
- Логично.
Я подмигнул и отвернулся читать журнал. Всю оставшуюся дорогу парень молчал. Здорово читать в тишине, когда воздух вокруг не обременён вербальным бредом.
Всё чаще и чаще встречаю людей, которые занимаются не своим делом на поприще русского языка. Настораживает тот факт, что, не имея даже малейших теоретических основ в языкознании, они берут на себя роль просветителей, и несут в массы непонятно откуда взятые бредовые теории, не имеющие ничего общего с научными исследованиями в области глоттогенеза русского языка. Мне кажется, что это какой-то способ самовыражения - заигрывание с патриотическими чувствами собеседника. Всегда приятно узнать, что твой родной язык самый великий. Даже из уст проходимца. А проходимец питается позитивом и одобрением, которое исходит от слушателей, и которое он проецирует на себя. Гонцов с добрыми вестями ведь всегда любят. Вот они и гонят...