Сегодня решил опубликовать очередной выпуск своей книжной рубрики и выбрал для этого недавно прочитанную книгу Дэна Брауна "Инферно". Многим творчество этого писателя, конечно же, знакомо, если не по книгам, то по нашумевшим фильмам "Код да Винчи" и "Ангелы и Демоны". Книги Брауна представляют собой остросюжетную феерическую смесь детектива, конспирологии и интеллектуальности. Не является исключением и "Инферно". Действие романа происходит в основном во Флоренции, а главным героем является уже знакомый многим читателям профессор Лэнгдон.
Инферно
Впечатление о книге у меня сложилось двоякое. Я уже давно перестал воспринимать книги Брауна как нечто художественное, т.к. все как один романы написаны по одной и той же схеме: профессор Лэнгдон встречает девушку, которая в беде, которая очень красивая и умная, и всю дорогу пытается её спасти. Сюжетные механизмы в романе уже тоже слегка устарели и переходят из книги в книгу без каких-либо модификаций: обстоятельства сбивающие с толку читателя тщательно педалируются, а наиболее вероятная версия оказывается неверной. Чрезвычайно бесят повторы, где автор целыми абзацами копирует один и тот же момент, напоминая читателю обстоятельства или факты. Больше чем повторы бесит искусственно преувеличенный драматизм, который напоминает переигрыш плохого актёра. Что-то в стиле: "Он глянул в тайник и содрогнулся! Оттуда на него смотрело мёртвым взглядом нечеловеческое мрачное лицо Данте!" Это не прямая цитата, но общий смысл, думаю, понятен. Профессор Лэнгдон (уже трижды спасавший мир, между прочим, участвовавший в перестрелках и погонях) содрогнулся при виде гипсовой посмертной маски. Бред бредовый. Я специально нашёл в интернете изображение это маски - ничего страшного. Ни разу не вздрогнул. :)
Однако несмотря на всякое отсутствие художественной ценности, я всё равно с удовольствием этот роман прочёл, т.к. он изобилует (как и все остальные романы Брауна) интересными фактами, касающимися истории искусства. Факты эти сплетены в приятное моему уму полотно, и я с удовольствием занялся самообразованием, читая в сети об упомянутых в книге произведениях искусства и людях. Данте, Флоренция, эпоха Возрождения - всё это необычайно интересно и познавательно.
А ещё мне очень понравились рассуждения Брауна о том, что ждёт человечество на пороге перенаселения, об идеях трансгуманизма. Хочется верить, что автор гораздо тоньше и острее чувствует, чем пишет, а второсортность художественной составляющей его книг - всего лишь уступка, в угоду конъюнктуре потребительского рынка, чтобы ориентировать свой продукт на как можно более широкую читательскую аудиторию. Считаю ли я эту книгу крутой? Нет. Буду ли я читать новые книги Брауна? Да. Несмотря на кажущийся парадокс, всё вполне логично. Книги должны делать нас лучше, и в этом смысле книги Брауна возбуждают интерес к истории и искусству, а значит вполне соответствуют своему предназначению. :)