Почему жизнь не может быть без проблем?

Mar 03, 2016 23:02

У каждого человека есть свой сценарий жизни. Их, на самом деле, не так уж много. Как сюжетов в литературе.

Эрик Берн обнаружил, что существует шесть основных типов осуществления сценария: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец.

Сценарий «Пока не» - «нечто хорошее не случиться, пока что-то менее хорошее не закончится».
В древнегреческой мифологии такой сценарий был у Геракла. Чтобы стать богом, он должен был выполнить ряд трудных задач

Сценарий «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий «После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».
Прототип - Домокл, греческий царь, который пировал в свое удовольствие, в то время, как над его головой на конском волоске висел меч. Однажды он взглянул вверх, увидел меч и с тех пор не находил себе покоя, живя в постоянном страхе.

Сценарий «Никогда» «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу». Люди со сценарием «Никогда» похожи на Тантала, который был обречён вечно испытывать муки жажды и голода, стоя в бассейне, по краям которого находится еда и кувшин с водой, до которых не может дотянуться. Тантал не осознаёт, что ему лишь надо сделать шаг в сторону объекта желания.

Сценарий «Всегда» «Почему это всегда случается со мной?». Этому сценарию соответствует миф о Арахне - мастерице вышивать, которая вызвала на состязание по вышивке богиню Минерву. Разгневанная богиня превратила её в паука, обречённого вечно ткать свою паутину.
Одним из вариантов этого сценария является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. («шило на мыло»)

Сценарий "Почти" - прототип - Сизиф, который прогневал греческих богов и был навечно обречён вкатывать на гору огромный камень. Когда он почти достигал вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножью.
Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий «Почти», говорит: «В этот раз я почти достиг своего».

Сценарий с открытым концом.

Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нём присутствует точка раздела, после которой всё меняется: после этого момента время представляется пустотой.
Девиз открытого сценария: «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше».
Этот сценарий напоминает миф о Филемоне и Баукисе, пожилой супружеской паре, которые заслужили одобрение богов тем, что приютили их в обличии усталых путников в своём доме, в то время как другие отказали им в пристанище.
В качестве награды за их доброту боги продлили им жизнь, превратив их в растущие рядом деревья.

Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса.

При этом один из паттернов является доминирующим. Некоторые комбинируют в своём поведении два паттерна. Обычно один из них главный, второй - подчинённый. Например, человек, сочетающий в себе сценарии «Пока не» и «Никогда», следует убеждению: «Мне нельзя веселиться, пока я не закончу работу. Но я никогда не закончу её, поэтому никогда не смогу весело отдыхать».

Изучая Транзактный Анализ я вычислила, что мой сценарий - «Пока не».
С  детства я мечтала о том прекрасном времени, когда все проблемы будут решены: «вот вылечу зуб и ВСЕ, наступит счастье»…сдам экзамены, закончу институт, сделаю ремонт, вырастет  сын….

Вот решу эту, насущную, проблему и их больше не будет. Вообще. Тогда я смогу жить, наслаждаться, получать удовольствия и наступит ОНО, счастье.

Нет, конечно, были и удовольствия, и счастливые моменты. Но эти мерзкие проблемы вылезали одна за другой, они постоянно откуда-то появлялись. Все время надо было что-то решать, делать, исхитряться, напрягаться. Счастливая, безоблачная и беспроблемная жизнь маячила где-то впереди, как морковка перед мордой осла.


Ну почему же,
почему надо постоянно напрягаться?
Почему нельзя порхать по жизни легким,
счастливым мотыльком?

Со скрипом пришло понимание того, что каждое решение, удачное или не очень приносит опыт. Опыт увеличивает силы, ресурсы, адаптивность. Человек развивается, растет, приобретая опыт.

А сегодня я прочитала замечательное объяснение Арнольда Минделла из книги «ГЕОПСИХОЛОГИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ДАОСИЗМЕ И ФИЗИКЕ», которое представляю в сокращенном виде.
14. Параллельные миры в медицине

Имей я хоть немного здравого смысла,
Я бы шел по главной дороге,
и только боялся бы сбиться с нее.
Легко держаться главной дороги,
но люди любят сбиваться с пути.

Лао Цзы, Дао Де Цзин

Мысль, которую я хочу исследовать в данной главе - почему «люди любят сбиваться с пути».

Представьте себе, если можете, что вы, вместо того, чтобы быть человеком, были бы всей вселенной. Чтобы тогда для вас означало осознание? Как бы вы само-рефлексировали? Чтобы возникала непосредственная осведомленность, вы должны были бы обладать какой-то неявной формой двойственности. Ваше внимание должно было бы привлекать нечто о вас самом; что-то должно было бы «доставать» вас. Для того, чтобы действительно привлекать ваше внимание, нечто должно было бы казаться очень неправильным, или допекать вас. Возникает чувственное осознание, и раньше, чем вы об этом узнаете, «жучок» вызывает зуд. Тогда вы чувствуете себя вынужденным чесаться и размышлять об этом зуде, нравится вам это или нет. Внезапно, вы - уже не просто спокойная, гармоничная, неизменная вселенная, а вселенная, которая эволюционирует в «жучки», зуды, и руки, чтобы чесаться.

«Жучки» имеют решающее значение для направляющего сознания. Возможно, именно поэтому нам нужно время от времени (или весьма часто) «сбиваться с пути» - если использовать выражение Лао Цзы. «Жучки» и зуд заставляют чесаться и, в конечном счете, ведут к осознанию того, кто мы на самом деле, или кем мы можем быть. В этот момент зуд прекращается. Я думаю, что большинство из нас лишь ненадолго задумались бы: «кому нужны ‘жучки’?», прежде чем заскучать. И тогда все началось бы снова. Сознание - это процесс, который требует «жучков».

Иногда, «жучок» - это только сновидение, иногда - симптом, человек, или событие в мире. Суть в том, что, по крайней мере, вовремя физической жизни, зуд или раздражение носит созидательный характер. Возможно, именно поэтому астрофизик Стивен Хоукинг сказал, что вселенная побуждает себя к существованию «щекоткой» из вакуума поля нулевой энергии (цитируется в Главе 4).

Слава «Богу» - «жучок» бессмертен

Пустота или гармония может не быть конечной целью, как в некоторых духовных традициях. В действительности, из-за принципа неопределенности не существует абсолютной пустоты без «щекотки». Это соответствует тому, что мне известно о людях. Пустота - это кратковременное состояние, но «жучки» есть всегда. Отдельного человека или группу всегда обязательно будет что-то или кто-то «доставать». В ваших взаимоотношениях постоянно будет появляться что-то новое, требующее обдумывания - возможно, потому, что эти взаимоотношения стремятся познавать себя, потому, что большое U пытается достигать осознания. Отстраненность и «просветление», в принципе, представляют собой кратковременные состояния знания вашего большого U. Они принципиально не могут длиться долго.

Симптомы исчезают, но опять возникает что-то еще. Исцеление - кратковременная вещь. Каждый из нас - это любопытный космос, пытающийся познавать себя. Настоящий фасилитатор - то есть, тот, кто любит следовать природе - следует «жучкам» собственного тела, своих отношений, группы, и мира. Они «достают» его, и тогда он перевоплощается в их сущность, или большое U, и «жучки» становятся его учителями. «Жучки», по-видимому, бессмертны. Поэтому симптомы остаются или возвращаются не просто потому, что вы олух. Это происходит потому, что вы - вселенная в процессе сознания. Иными словами, происходит отклонение от пути, мы любим сбиваться с пути и нуждаемся в этом. В некотором смысле, что-то глубоко в нас хочет раздражаться и сбиваться с пути, чтобы познавать себя.

Маленькое u - человеческий разум.

Большое U - метапозиция, видит все стороны, и является ноэтическим - то есть, знающим. Сумма частей и уровней.

сценарий жизни, проблемы

Previous post Next post
Up