Sep 18, 2012 17:09
Быть нужным
Притча в изложении Ошо
Одна из величайших потребностей человеческого ума - быть нужным. Существование кажется абсолютно индифферентным к вам. Можете ли вы сказать, что оно испытывает потребность в вас? Без вас всё идёт совершенно прекрасно. Были восходы, были закаты, цвели цветы, приходили и уходили времена года. Когда вас не было, всё было точно так же. Однажды вас снова не станет, и всё будет точно так же. Существование просто продолжается и продолжается. Оно не даёт вам удовлетворения в вашей величайшей потребности - быть нужными. Напротив, оно даёт вам ощущение того, что вы его не волнуете. Может быть, оно даже не знает, что вы существуете.
Мне вспоминается одна из историй Панча Тантры. По мосту через реку идёт слон, а на слоне сидит комар. Слон так тяжёл, а мост - просто временный мосток. Бедные деревенские жители наводят мостки, когда проходят дожди, спадает вода и река становится маленькой. Они делают временные деревянные мостки для себя. На восемь месяцев такого мостка прекрасно хватает. Но он построен не для слона, поскольку в бедной деревне никто не может содержать слона. На мосток же взошёл и проходил по нему дикий слон. Комар, сидевший на голове слона, сказал:
- Дядюшка, кажется, что мой вес и твой вес - это слишком для такого мостка.
Слон сказал:
- А я и не знал, что ты сидишь у меня на голове. Что ты там делаешь?
Вот в этой маленькой истории слон даже не осознаёт комара, - но комар думает: «Я и ты, мы вместе, - это так много для этого бедного мостка».
Каждый человек гораздо меньше по сравнению с этой огромной вселенной, чем комар по сравнению со слоном. Разница между комаром и слоном не велика, но между человеком и существованием… разница неизмерима.
Но помните, человек делает то же самое, что и комар. Если вы собираетесь жениться, вы идёте к астрологу и спрашиваете: «Благоприятствуют ли звезды». То же самое говорил и бедный комар: «Дядюшка…», - пытаясь связать себя со слоном. Вы пытаетесь связывать себя со звёздами: благоприятствуют ли они вашей женитьбе? И конечно, астролог эксплуатирует вас.
Всё существование кажется индифферентным; есть вы или вас нет, это никого не волнует. Это обстоятельство очень сильно поражает ум. И тогда входит религия, так называемая религия… Настоящая религия всеми способами пытается помочь вам отбросить эту потребность, чтобы вы смогли увидеть то, что и ни у кого другого нет никакой потребности в вас, что, испрашивая внимания к себе, вы просите о вымысле.
На Земле имеется три сотни религий, но все они делают в точности одно и то же. Они все делают одинаковую работу; они дают вам одно и то же удовлетворение.
Они говорят, что есть Бог, который заботится о вас, который смотрит за вами, который следит за тем, чтобы у вас всё было хорошо, - заботится о вас настолько хорошо, что посылает вам святую книгу для руководства вашей жизнью, посылает своего рождённого сына помочь вам выйти на правильный путь. Он посылает мессий и пророков, чтобы вы не блуждали в потёмках, - здесь они эксплуатируют вторую вашу слабость: страх дьявола, пытающегося всеми возможными способами подтолкнуть вас на неверный путь.
Стать другом перемен
Даосская притча
Конфуций сказал Лао Даню:
- Я много лет изучал все Шесть канонов - «Книгу Песен», «Книгу Преданий», «Записки о ритуале», «Записки о музыке» и «Книгу Перемен». Теперь я досконально постиг их смысл. Обладая этим знанием, я посетил семьдесят двух правителей уделов, но ни один из них не усмотрел в моих рассказах ничего полезного для себя. Как трудно убедить этих людей! Или трудно сделать понятным для мира праведный Путь?
- Вы бы лучше подумали о том, как вам повезло в том, что вы не встретились с мудрыми царями былых времён, - ответил Лао Дань. - Ведь Шесть канонов - это только мёртвые следы мудрецов. Разве в них заключён подлинный смысл их деяний? Вы же ведёте речь только о следах. Следы появляются там, где ступила нога, но сами-то они совсем не нога! Белые цапли зачинают, глядя друг на друга немигающим взором. У насекомых это происходит, когда самец зовёт самку сверху, а самка откликается снизу. Существо лэй само для себя служит и самкой, и самцом. Природу живых существ нельзя изменить, их судьбу невозможно поправить, время нельзя остановить, а действию Пути нельзя поставить преграду. Если следовать Пути, нет ничего невозможного, если же идти наперекор Пути, ничего нельзя свершить.
Конфуций не выходил из дома три месяца. Потом он снова пришёл к Лао Даню и сказал:
- Вороны и сороки откладывают яйца, рыбы мечут икру, а те, кто с тонкой талией, претерпевают метаморфозы. Когда рождается младший брат, старший брат плачет. Слишком долго я не понимал, что значит быть другом перемен в мире. И если человек не умеет быть другом перемен, разве может он изменить других людей?
- Неплохо, - молвил в ответ Лао Дань. - Вы, кажется, всё правильно поняли.
Молодой демон сказал старому:
- Вот бы удержать человека от использования его высшего ума! Не разработать ли нам план, чтобы помешать его усилиям по саморазвитию?
Старый демон ответил:
- Это уже сделано, дитя моё! Давным-давно человека убедили, что он обладает выбором и высшим умом как неким даром. Он уже давно - за исключением лишь немногих - перестал слушать кого-либо, кто говорит, что у него есть реальный ум, ожидающий развития.
глупец и верблюд
Повстречались однажды глупец и верблюд. Увидев верблюда, глупец воскликнул:
- Что за урод! Какой ты горбатый!
- Ты судишь по себе, и тем самым создаёшь мнение, - ответил верблюд. - Знаешь ли ты, что своими речами ты приписываешь ошибку Создателю? Горб - не изъян. Таким я создан по определённой причине и для определённой цели. Лук не может не быть согнутым, тетива должна быть прямой. Ты просто глупец! И понимаешь не больше осла!
Беспомощный мальчик
Притча от Бертольда Брехта
Безмолвно подавляя в себе невыносимую несправедливость, господин К. поведал следующую историю о невоспитанности:
Один плачущий мальчик рассказал прохожему о причине своего несчастья:
- У меня было две монеты, чтобы сходить в кино, - сказал он, - и тут подошёл парень и вырвал одну монету из моих рук, - мальчик указал на юношу, стоящего неподалёку.
- И ты не звал никого на помощь? - спросил мужчина.
- Отчего же, - возразил мальчик и зарыдал ещё сильнее.
- И тебя никто не услышал? - осведомился мужчина, нежно поглаживая его.
- Нет, - всхлипывая, ответил мальчик.
- Ты не умеешь кричать громче? - уточнил тот.
- Нет - сказал мальчик и с надеждой взглянул на незнакомца.
Мужчина усмехнулся.
- Тогда отдай мне и оставшееся, - сказал он и, взяв последнюю монету с ладони мальчика, беззаботно пошёл дальше.
Независимость
Притча неизвестного происхождения
Казалось, Мастера абсолютно не волнует впечатление, которое он производит на других людей.
Когда ученики спросили, как ему удалось достичь такого состояния внутренней свободы, он рассмеялся:
- До двадцати лет меня совсем не заботило мнение окружающих. После двадцати стало безразлично, что обо мне подумают. Но однажды - когда мне было за пятьдесят - я вдруг обнаружил, что на меня никто и не думал обращать внимание!
Истинное богатство
Индийская притча
Как-то санньясин дошёл до окраины деревни и примостился для ночлега под деревом. Вдруг к нему подбежал крестьянин и крикнул:
- Камень! Камень! Отдай мне драгоценный камень!
- Какой камень? - не понял санньясин.
- Вчера ночью бог Шива пришёл ко мне во сне и сказал, чтобы я вышел на окраину деревни, когда начнёт смеркаться, и что санньясин даст мне камень, который обогатит меня на всю жизнь.
Санньясин порылся у себя в сумке и вытащил оттуда камень.
- Наверное, Шива имел в виду вот этот, - сказал он. - Я нашёл его в лесу вчера вечером. Хочешь, бери его.
Крестьянин стал с любопытством рассматривать камень. Это был самый большой алмаз в мире, размером с голову человека.
Всю ночь крестьянин проворочался в постели, не сомкнув глаз. На рассвете он разбудил санньясина и сказал:
- Отдай мне богатство, благодаря которому ты так легко расстался с алмазом.
Притчи