В жару небо часто радует эффектными закатами. Но не часто под рукой оказывается фотоаппарат. Так и здесь: пока доехала до маминой квартиры, схватила фот, вернулась на более-менее подходящую для съемки точку, поезд ушел. Сняла то, что осталось):
А в процессе обработки рядом оказалась вот эта фотография:
И я задумалась: не об здании ли, находящемся в центре первого кадра, идет речь в воспоминаниях? Я другого кирпичного здания общественного назначения не припоминаю на улице напротив ртищевского вокзала.
Как указано в
Ртищевской краеведческой энциклопедии, ровно 74 года назад Ртищево стал прифронтовой зоной:
"28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Ртищева объявлялся прифронтовой зоной. Городские и районные власти обязывались принять экстренные и исчерпывающие меры к охране узла и к бесперебойному продвижению поездов с неизмеримо возросшим потоком грузов."
И еще интересно про ложную железную дорогу из того же источника:
Помимо противовоздушной обороны, для охраны ртищевского железнодорожного узла и его предприятий была предпринята необычная мера: строительство ложных объектов. За несколько недель в стороне от Ртищево, Благодатки и разъезда Дубасовского на полях в направлении Ивано-Куликов и Кургана возвели насыпь, вдоль полотна установили семафоры. На строительство строго засекреченных оборонительных сооружений привлекли рабочих и служащих узла, колхозники предоставили гужевой транспорт. По сигналам служб воздушного наблюдения из Тамбова, Поворино или Саратова о вылете немецких бомбардировщиков в сторону Ртищево, ответственный работник отделения дороги А. И. Богатырёв давал команду выключить единый рубильник для узла и города, которые погружались во тьму. Одновременно зажигались огни на ложных объектах, которые и подвергались бомбардировкам. Благодаря этому Ртищево и узел понесли минимальный ущерб от налётов вражеской авиации.
Важность ртищевского железнодорожного узла понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Верховного командования вермахта. В одной из записных книжек генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса была обнаружена запись:
Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение.
Правда я в детстве от взрослых слышала про другое место расположения ложной дороги:
«Ложная дорога» на Яндекс.Картах И более того, там рельеф действительно напоминает ж/д насыпь со следами бомбежки (по моим представлениям, разумеется;) ). Интересно, известны ли координаты места в сторону Ивано-Куликов и Кургана, любопытно посмотреть на местности.