Как известно, Дмитрий Медведев передает проект изменений в закон о политических партиях. По информации, озвученной СМИ, теперь в партии может состоять всего 500 человек - а не 50000 как было ранее. Зачем Медведеву такое кардинальное изменение позиции в отношении политических партий и почему гарант Конституции "забыл" восстановить избирательные блоки - вопрос обширный и интересный. Сначала стоит вспомнить всю предысторию - что же творилось на несистемном партийном поле в последние годы.
Законодательное закрепление политики сокращения числа партий, проводимой «сверху», произошло в 2006 году. С 1 января 2007 года вступил новый закон о политических партиях (Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 №95-Ф3 (ред. От 31.12.2005)). По этому закону для регистрации партии стало необходимым наличие региональных отделений с численностью более 500 человек в более чем половине регионов России. К тому же, общая численность партии должна превышать 50 000 человек. До начала 2007 года существующим партиям предстояло обосновать свое соответствие этим требованиям. МинЮст поверил далеко не всем.
Вообще, тенденция к сокращению партий прослеживается с 2001 года, когда в России существовало 199 партий. Осталось же 35. К 2007 году число партий сократилось с 35-ти до 15-ти. После этого партии продолжили "объединяться" и самоликвидироваться. Исключение - "Республиканская партия", которая выиграла иск в Европейском суде и до сих пор ждет пока власти страны решатся выполнить это решение.
Сурков и другие идеологи реформы «сверху» были убеждены в возможности построения в России двухпартийной системы. Это соответствовало практике «управляемой» демократии - контролировать несколько партий, несомненно, проще чем десятки. В то же время, законодательно исчезла возможность построения другой системы, которая существует в некоторых странах и основывается на существовании нескольких блоков партий. После 2006 года возможность создания избирательных блоков была законодательно ликвидирована. К тому же, после 2007 года, как известно ни одной новой партии пока не удалось зарегистрироваться.
Многие просто утратили веру в возможность действия в легальном поле, но некоторые пробовали пройти через новую процедуру. Так, 6 марта 2007 года по техническим причинам было
отказано в регистрации Партии Защиты Российской Конституции «Русь». Тогда же, 19 апреля 2007 года, по спорным основаниям «Национал-большевистская партия» была признана экстремистской. НБП пробовала пройти регистрацию, но была признана экстремистской не обладая никаким юридическим статусом.
Позже была отклонена заявка на регистрацию партии «Великая Россия». Подъем политической активности приходится на последние несколько лет, когда о своем желании действовать в рамках политической партии заявили представители многих, самых различных, политических сил. Но зарегистрироваться не удалось ни одной. Часто причины отказа выглядели абсурдными. Постараюсь обобщить опыт последнего года в отдельном посте.
А в итоге появились массовые акции 10 и 17 декабря. Судя по всему, концепция "двухпартийной системы" в рамках "суверенной демократии" доживает последние дни. Но столь резкое возвращение к партийному законодательству 90-х таит в себе ряд скрытых проблем.
Во-первых, зачастую МинЮст находит повод отказать принять даже результат учредительных съездов, находит придирки к уставам и ко всем другим документам. Минимальная численность партий далеко не единственная проблема. Как бы это банально не звучало, без восстановления принципа законности конкретные законодательные акты могут не возыметь вообще никакого смысла.
Во-вторых, создаются условия к размыванию протестного электората на множество непроходных партий. Об этом говорит тот факт, что Дмитрий Медведев, юрист по образованию, ни слова не сказал об избирательных блоках. В политической системе, где существует большое количество партий, последние становятся выразителем воли той или иной относительно малочисленной социальной группы. Допустим, автомобилисты, крупные промышленники, средний бизнес и т.д. Многие партии будут иметь 1-4% своего электората, что явно недостаточно для преодоления существующего 7%-ного барьера. Если представить, что партии, имеющие схожие программы на ближайшие годы смогут выступить единым избирательным блоком - то их совокупный электорат позволит рассчитывать минимум на преодоление любых барьеров на всех выборах по партийным спискам. Но избирательных блоков нет - а значит 15-20 процентов голосов избирателей, отданных за непарламентские партии, фактически сработают на партию, которая займет на выборах первое место.
Ближайшие месяцы покажут серьезность намерений Медведева и "Единой России" по отмене собственных законодательных актов. Но митингующим пока рано говорить об удовлетворении одного из основных своих требований - для создания демократической партийной системы в России режим законности и правоприменительная практика до сих пор остаются намного более важными целями чем какие-либо законодательные послабления.