Торгующие Холокостом, или "ПИР на весь мир!"
http://www.iarex.ru/articles/45249.html Руководство Российского еврейского конгресса в начале этого года предоставило в аренду мемориальную синагогу для проведения корпоративной вечеринки московскому банку - одному из своих спонсоров
История, произошедшая в московской синагоге - мемориальном комплексе жертв Холокоста, невероятна и цинична. Руководство Российского еврейского конгресса в начале этого года предоставило в аренду мемориальную синагогу для проведения корпоративной вечеринки московскому банку - одному из своих спонсоров.
http://www.mk.ru/moscow/article/2014/01/27/975949-sinagoga-ne-mesto-dlya-molitvyi.html Мемориальное культовое здание на Поклонной горе сдается под веселые корпоративы
"Странные события происходили на днях вокруг мемориальной синагоги на Поклонной горе. Там явно шли приготовления к какому-то крупному знаменательному событию. На мангалах жарилась ароматная баранина, весело позвякивали бутылки с беленькой, чуть поодаль расположились трейлеры с серьезной музыкальной техникой. Вся эта суета не очень-то соответствовала культовому и музейному статусу здания синагоги, а потому вызывала интерес у случайных прохожих. Огромный транспарант рядом с синагогой сообщал: «БАНКУ - 20 ЛЕТ», а яркая арка со стороны Кутузовского проспекта завлекала посетителей муляжами огромных пятирублевых монет и надписью «ПИР на весь мир!»
Как оказалось, руководство одного из банков арендовало здание синагоги на вечер для празднования юбилейного корпоратива. Все произошло по взаимному согласию с владельцем здания. Мемориальная синагога была построена в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса (РЕК). Земельный участок выделили под строительство мемориала «Храм Памяти» и предоставили инвестору на условиях аренды сроком на 49 лет. Дальнейшая эксплуатация здания была оформлена на Благотворительный фонд РЕК. Причем, статус здания в указе мэрии никак не оговаривался: станет ли оно музеем или будет использоваться как культовое сооружение полностью зависит от воли его хозяев.
У представителей еврейской религиозной общины празднование юбилея в мемориальной синагоге вызвало возмущение:
- Хватило же ума сдать синагогу для проведения корпоратива! - негодует раввин Танхум Бусин. - Это все равно что устроить вечеринку у Вечного огня, танцевать на костях! Я обратился в этот банк и попросил выбрать для корпоратива другой банкетный зал. Мне ответили, что рады были бы, да поздно - процесс уже запущен.
По словам раввина, в течение первых двух лет работы здание синагоги использовалось в том числе и для культовых целей. Здесь каждый день совершали молитвы члены филевской, кунцевской и давыдковской общин. В 2001 году этих людей выставили на улицу, а религиозную функцию якобы заменили представительской - устроили на освободившейся площади зал приемов. В итоге закончилось все довольно плачевно, потому что владельцы сочли возможным сдавать синагогу под развлекательные мероприятия. Теперь для того, чтобы помолиться в мемориальной синагоге, надо договариваться едва ли ни за несколько недель.
Впрочем владельцы здания драматических волнений раввина не разделяют и настроены весьма прагматично: «В отличие от молельных домов других религий, мемориальная синагога на Поклонной горе скорее не храм, а клуб, - сообщили корреспонденту «МК» в пресс-службе РЕК - В Парке Победы действительно проводился праздничный вечер для гостей одного из коммерческих банков. Этот банк совершенно официально и прозрачно перечислил на счет РЕК пожертвование. Деньги пойдут на финансирование благотворительных программ, в том числе поддержку малообеспеченных пенсионеров в региональных еврейских ветеранских организациях, на воскресные школы, дополнительную помощь пострадавшим от наводнения в Биробиджане и т.д. Мы взамен предоставили им нашу площадку». Вполне равноценный обмен. «Банк - это хранилище денег, Синагога на Поклонной - хранилище памяти. Мы стремимся к приумножению ценностей и материальных, и духовных, и место в этом смысле было выбрано удачно, все остались довольны», - заявили «МК» представители самого банка.
- Никаких картельных санкций к нарушителям сакрального благочестия со стороны еврейских религиозных авторитетов не последовало. «Религиозная традиция евреев осуществляется через действующую общину, через ежедневную молитву в общине и соблюдение других заповедей, - пояснил «МК» пресс-секретарь «РЕК» Михаил Савин. - Для нее неважно, есть ли вокруг мраморные стены и высокие своды. Синагога, устроенная в трехкомнатной квартире, где ежедневно собирается община и читается молитва, гораздо больше является храмом, чем зал Мемориальной синагоги на Поклонной горе». Это помещение, по мнению пресс-службы РЕК, не несет особой религиозной сакральности. «Вот почему он может использоваться для различных, в том числе культурных, благотворительных, светских мероприятий и даже концертов, если это помогает нашему благотворительному фонду поддерживать социально значимые программы».
(
mk.ru)
Официальный ответ Российского еврейского конгресса, размещенный на его сайте, был достаточно циничен:
http://www.rjc.ru/rus/site.aspx?SECTIONID=91208&IID=2529329 Ряд московских СМИ охватил интерес к синагоге РЕК
"В эти дни ряд московских СМИ проявили интерес к деятельности Российского еврейского конгресса и к Мемориальной синагоге РЕК на Поклонной горе. Для них стало неожиданностью, что в здании проводятся светские мероприятия. При этом их особый интерес вызвал торжественный вечер, прошедший здесь 20 января.
В Мемориальной синагоге на Поклонной горе, построенной Российским еврейским конгрессом в 1998 году, РЕК регулярно проводит не только религиозные, но и светские, учебные, праздничные и благотворительные мероприятия, направленные как на евреев, так и не евреев. Мы планируем продолжать эту практику, действуя по примеру большинства ведущих музеев мира.
В 2013 году здесь прошли десятки нерелигиозных мероприятий, такие как мемориальные вечера к 100-летию «Дела Бейлиса», 60-летию «Дела врачей» и годовщине восстания в Варшавском гетто, международная акция «Ночь в музее» и открытие выставки плакатов о Холокосте, круглый стол «Нацистский геноцид цыган и евреев в Восточной Европе» и форум Международного союза евреев - бывших узников фашизма, экскурсии для школьников и учебные семинары для учителей по истории Холокоста, «Пионерские чтения» журнала «Русский пионер» и конференция еврейского литературного журнала «Корни», юбилейный вечер поэта Владимира Вишневского и концерт «Идиш-Джаз» Андрея Макаревича. В 2014 году одним из таких светских мероприятий стал праздничный вечер банка - давнего партнера благотворительных проектов Российского еврейского конгресса.
Мы благодарны столичным СМИ за интерес к деятельности Российского еврейского конгресса. При этом мы всерьез относимся к поставленным ими вопросам и, как принято у нас в организации, обсудим эту тему на ближайшем заседании бюро президиума РЕК."
(
rjc.ru)
Более подробно о мемориальном характере этого здания говорится в другой информации, размещенной там же, на официальном сайте Российского еврейского конгресса:
http://www.rjc.ru/rus/site.aspx?SECTIONID=415840&IID=416253 "Уникальный Мемориал памяти евреев-жертв Холокоста, возведенный Российским еврейским конгрессом при содействии московских властей, играет важнейшую роль не только для российской еврейской общины, но и для нашей страны в целом. Строительство комплекса синагоги и «Музея Еврейского наследия и Холокоста» стало знаковым событием в истории новой демократической России.
Открытый в 1998 году Мемориал стал органичной частью архитектурного комплекса Поклонной горы. Он является одним из ключевых звеньев в цепи исторической памяти о Второй мировой войне, живых свидетелей которой становится с годами все меньше.
Здание Синагоги и музея, над которым трудились известные зодчие Моше Зархи и Владимир Будаев, стало ярчайшим примером современной синагогальной архитектуры. Декор главного зала, украшенный композициями знаменитого израильского скульптора Фрэнка Мейслера, справедливо считается одним из лучших в мире.
Экспозиция «Музея Еврейского наследия и Холокоста», занимающая пространство цокольного этажа и галереи здания, на сегодняшний день не имеет аналогов не только в России, но и на всей территории бывшего Советского Союза. Значительную помощь в создании экспозиции оказали Государственный исторический музей, Государственный музей истории религии, крупнейшие российские архивы.
Уникальная экспозиция делится на две части. Первая посвящена истории евреев в Российской, а затем в Советской империи, их религиозной и повседневной жизни. Подлинным украшением музейной коллекции являются необычайно красивые ритуальные предметы, в том числе, короны, щиты и колокольчики, служившие для украшения свитков Торы; ханукальные девятисвечники; кубки для кидуша; бсамим - серебряные сосуды для благовоний, которые использовали во время Хавдалы - церемонии проводов субботы… Привлекают внимание изделия мастериц из еврейских местечек - чехлы для хранения тфилин и талесов, украшенные великолепными вышивками. Теме местечка - «штетла», составившего целую эпоху в жизни российских евреев, посвящена инсталляция, навеянная образами картин Марка Шагала.
Мир «штетла» со всеми его обитателями погиб в огне Холокоста, страшному времени которого посвящена вторая часть экспозиции. Документы и фотографии, расстрельные списки и письма из гетто проливают свет на ужас и масштаб Катастрофы. Кинохроника, которую вели гитлеровцы для отчетов об «окончательном решении еврейского вопроса» легли в основу фильма, снятого специально для музея на Поклонной горе. Никто из посетителей не остается равнодушным к документальным кадрам из этого трагического фильма.
Но экспозиция рассказывает не только о жертвах нацистского геноцида - в музее представлены личные вещи, письма и дневники еврейских бойцов и командиров, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, материалы по истории создания еврейских партизанских отрядов, об участии евреев в сопротивлении на оккупированных территориях.
Особый раздел экспозиции посвящен Праведникам Народов Мира - людям разных национальностей, которые, рискуя жизнью, бескорыстно спасали евреев от нацистов.
Но уникальный Мемориальный комплекс - это еще и огромное современное здание, требующее особых условий эксплуатации и серьезной охраны. Фонды музея нуждаются в обновлении, программы - в развитии. Для всего этого необходимы средства и немалые. «Без прошлого нет будущего», - написано на стене синагоги. И средства, вложенные в организацию работы комплекса, поддержку и развития его программ - это инвестиция в будущее, поскольку просветительская работа научного коллектива и сотрудников музея с его посетителями, в первую очередь школьниками, закладывает основы толерантного общества, в котором повторение трагедии Холокоста станет невозможным."
(
rjc.ru)
Википедия: "Мемориальная синагога на Поклонной горе явилась первым в современной России музеем еврейской истории. Его экспозиция включает в себя материалы по истории евреев со времен их расселения в России. Она отражает вклад евреев в культуру России, их участие в экономическом развитии страны, в её защите во время службы в царской армии. Нашли место в экспозиции и трагические страницы истории российских евреев, их жизнь в черте оседлости, погромы и преследования (В дореволюционной России действовало более 400 законов, положений, правил, ограничивающих права евреев, их труд, расселение, культуру, образование, соблюдение религиозных традиций). Значительная часть экспозиции посвящена истории Холокоста - Катастрофы европейского еврейства в годы войны. Представлены материалы о нацистской политике окончательного решения еврейского вопроса, трагической судьбе узников гетто и лагерей смерти. Рассказывается также об участии евреев в движении Сопротивления - партизанских отрядах, о героизме воинов-евреев на фронтах Великой отечественной войны (более 150 из них получили звание Героя Советского Союза).
Особый раздел экспозиции посвящен подвигу русских, украинцев, белорусов, спасавших своих соседей-евреев на оккупированных территориях (удостоенных за это впоследствии звания Праведников мира). Некоторые из них спасали десятки и сотни людей, другие помогли сохранить жизнь одного еврейского ребенка. На представленной в экспозиции медали Праведника написано: «Кто спас одного человека, тот спас весь мир».
Синагога предоставляет возможность организации молитвы евреям ортодоксальной ашкеназской общины, евреям горской общины, а также реформистской общины.
В музее Мемориальной синагоги проводятся экскурсии, лекции, демонстрируются фильмы об истории евреев в России, о трагических событиях Холокоста. Деятельность музея направлена на формирование толерантности в обществе, формирование чувства уважения к евреям России, их трагическому и героическому прошлому, их вкладу в российскую культуру, науку, экономику, государственность."
Итак, значение мемориальной синагоги на Поклонной горе, входящей, кстати, в общий российский мемориальный комплекс на Поклонной горе, - не только собственно, синагога, но и музей истории еврейского народа и мемориал памяти жертв Холокоста. В этой мемориальной синагоге часто проводятся мероприятия, посвященные Холокосту. Например, там проходят мемориальные мероприятия фонда "Холокост". Марафон памяти:
8 апреля в Мемориальной синагоге на Поклонной горе прошел ежегодный Марафон памяти, посвященный Дню памяти жертв Холокоста и героизма европейского еврейства
Центральной частью Марафона памяти стало Мемориальное заседание, открыл которое президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. Раввин Московской Хоральной синагоги Меир Маневич прочитал кадиш о шести миллионах жертв Холокоста, были зажжены шесть поминальных свечей. Частью церемонии стало проведение минуты памяти, когда в зале Мемориальной синагоги, так же как и во всех городах Израиля в этот день, прозвучала сирена в память о погибших. В торжественном заседании приняли участие военный атташе Израиля Яаков Хавив, советник-министр посольства Польши Ярослав Ксёнжек, советник департамента правительства Москвы по межрегиональному сотрудничеству, национальной политики и связей с религиозными организациями Ваграм Карапетян, председатель Московской организации Союза евреев - бывших узников фашизма Семен Гологорский.
Ученики 10 класса школы № 812 Николай Матякин и Анна Буянова представили презентацию проекта «Неизвестный Аушвиц». Сильнейший эмоциональный накал вызвало выступление студентки Московского государственного лингвистического университета Елизаветы Лукашиной, исполнившей проникновенную песню собственного сочинения. В завершении церемонии были вручены грамоты участникам XI Международного конкурса «Уроки Холокоста - путь к толерантности».
Марафон продолжался до пяти часов вечера. Двери Мемориальной синагоги на Поклонной горе были открыты для тех, кто пришёл почтить память жертв Катастрофы. Весь день с участниками Марафона говорили пережившие Холокост Семен Додик, Виктор Гехт, Александр Дашевский, Олег Морткович, живые свидетели той страшной трагедии, хранители истории.
Более 445 учащихся из 20 московских школ со своими педагогами приняли участие в Марафоне Памяти.
Сотрудники музея провели более 20 встреч для участников Марафона, после которых учащиеся и педагоги делились своими ощущениями, мыслями, подчеркивали значимость мероприятия. В этот день вспоминали всех… Кто погиб в огне Холокоста, кто героически противостоял чудовищным зверствам, тех, кто совершил беспрецедентный подвиг в истории, спасая евреев от нацистов.
Все без исключения участники Марафона, искренне прониклись торжественной значимостью этого Дня.
(
holocf.ru)
Интересно, после проведения банковского корпоратива, будут ли новые участники этих мероприятий проникаться их торжественной значимостью?
В 2010 году в мемориале проходило центральное мероприятие Дня памяти жертв Холокоста:
Зажжение поминальных свечей было проведено с участием послов многих государств в МЕОЦЕ (ФЕОР) и Мемориальной синагоге на Поклонной горе.
С 21 по 28 января в Музее еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе прошли специализированные экскурсии и уроки по теме, в которых приняли участие более 10 школ, гимназий и колледжей. Несколько групп школьников посетили выставки детских рисунков по теме в научно-просветительном центре «Холокост».
Все учебные округа столицы приняли участие в проведении памятной акции, посвященной Международному Дню Холокоста и роли Красной Армии в освобождении Освенцима. В 67% школ города, были проведены разного рода мероприятия по теме: видеоуроки, лекции учителей, тематические постановки, литературные композиции, беседы с пережившими и ветеранами, вечера памяти, творческие конкурсы на лучшее сочинение «Никогда больше», просмотры документальных и художественных фильмов и т.д.
Как никогда ранее, широко отмечалась дата в крупных городах России. Во многих небольших городах и поселках прошло вручение грамот школьникам и педагогам - участникам международного конкурса работ о Холокосте.
(
holocf.ru)
В мемориальной синагоге проходят
встречи ветеранов России и Израиля,
круглые столы, посвященные урокам Холокоста.
И еще с сайта самого Российского еврейского конгресса:
Уникальный Мемориал памяти евреев-жертв Холокоста, возведенный Российским еврейским конгрессом при содействии московских властей, играет важнейшую роль не только для российской еврейской общины, но и для нашей страны в целом.
Открытый в 1998 году Мемориал стал органичной частью архитектурного комплекса Поклонной горы. Он является одним из ключевых звеньев в цепи исторической памяти о Второй мировой войне, живых свидетелей которой становится с годами все меньше.
Экспозиция «Музея Еврейского наследия и Холокоста», занимающая пространство цокольного этажа и галереи здания, на сегодняшний день не имеет аналогов не только в России, но и на всей территории бывшего Советского Союза."
Итак, в мемориальном храме, входящем в общероссийский мемориальный комплекс на Поклонной горе, в мемориале, посвященном памяти жертв Холокоста, Российский еврейский конгресс разрешает проводить банку-спонсору обыкновенную пьянку. Интересно, шевельнулось ли что-либо в душе у сотрудников банка и у руководства Российского еврейского конгресса и мемориальной синагоги? Как в дальнейшем в этом оскверненном мемориале будут проводиться тем же Российским еврейским конгрессом мероприятия памяти жертв Холокста? Смогут ли теперь руководители Российского еврейского конгресса говорить с высоких трибун слова о значении Холокоста и об исторической памяти и ответственности перед его жертвами, если они сами, своими руками, растоптали и эту память и эту ответственность?