Блестящая статья Аркадия Мазина "Самоидентификация в пробке".
Отношение израильтян к иудаизму.
http://relevantinfo.co.il/?p=3989 Самоидентификация в пробке
Вечером 4 сентября этого года я, как и многие израильтяне, стоял в пробке. Ладно, вру: я выехал чуть позже обычного, поэтому в пробку не попал. Но мог. И это тот редкий случай, когда подобная дорожная проблема вызывает во мне не резко отрицательную реакцию, а неоднозначную. Ведь эта пробка - ни много, ни мало, свидетельство и символ нашей национальной самоидентификации. Стоят в ней люди, не соблюдающие строгие заповеди иудаизма, принадлежность к которому многие до сих пор путают с принадлежностью к еврейскому народу. При этом стоят затем, чтобы отпраздновать религиозный праздник. Тем самым они меняют его статус с религиозного на традиционный, превращая в один из столпов не религиозной уже, а культурно-этнической самоидентификации народа.
Моя прошлая статья, в которой я писал и об этом явлении, оказалась пророческой. Буквально через пару дней после ее выхода в свет
были опубликованы данные самого масштабного в Израиле ежегодного исследования отношения израильтян к религии и ее роли в жизни государства, во многом подтверждающие мои выводы. Анализировать статистику - занятие увлекательное, как и любая расшифровка закодированной информации, и далее я этим анализом займусь. Но, к примеру, показатель, вынесенный в заголовок статьи в Ynet в расшифровке не нуждается: 61 процент израильтян выступают за отделение религии от государства. Это огромный скачок по сравнению с прошлым годом, на целых 9 процентов. Если еще недавно подобные взгляды высказывало незначительное большинство жителей страны, сегодня можно говорить о большинстве подавляющем. Кстати, методология этого исследования делила граждан на светских («хилоним», 49%), умеренно религиозных («масортиим», 27%), религиозных («датиим», 14%) и ультрарелигиозных («харедим», 10%).
Первым делом отметим две крайне важные тенденции.
Во-первых, среди нерелигиозных израильтян тех, кто готов мириться с порочной сцепкой между религией и государством, видящих в ней нечто полезное, осталось всего 16%, и этот показатель неуклонно снижается. Во-вторых, в следующей по численности группе населения - «масортиим» - отделение религии от государства поддерживает уже почти половина. Мы видим, как начинает проникать в умы то самое логичное, современное, цивилизованное отношение к религии как к личному делу каждого, о котором я писал в прошлой статье. Многие израильтяне по умолчанию полагают, что отношение общества к религии полностью коррелирует с демографией. Высокая рождаемость в религиозном секторе, по этой теории, неизбежно выливается в усиление религиозного диктата. Однако пока что все обстоит строго наоборот, в чем нас убеждает эмпирический опыт: за последние годы статус-кво плавно «сползает» в сторону секуляризации, исключая, конечно, чисто религиозные районы. Не сомневаюсь, что тому способствует отход от религии (в основном, молодежи), хотя, как ни странно, статистической оценки масштабов этого явления вы в Израиле не найдете. Тем не менее, данные исследования указывают и на другую отрадную причину: все больше умеренно религиозных и даже просто религиозных людей начинают понимать, что в навязывании религиозных правил поведения на государственном уровне нет ровным счетом ничего хорошего - ни в моральном смысле, ни в практическом.
Возможно, на эту мысль верующих людей могла навести еще одна тенденция, вот уже в течение нескольких лет набирающая силу в светской среде: добровольный отказ от заключения религиозного брака. Навязывание рано или поздно вызывает обратную реакцию - отторжение, это аксиома. Впрочем, есть и другие причины: идейно-атеистическое неприятие религиозной церемонии, нежелание сталкиваться с хамством, произволом и сексизмом раввинов, и, не в последнюю очередь, чувство солидарности с теми согражданами, кто лишен элементарного права сочетаться браком на территории собственного государства. Хотите знать, сколько вполне кошерных, но нерелигиозных евреев предпочли бы для себя или для своих детей светскую свадьбу? 39%. Ортодоксально-религиозную (то есть, единственную разрешенную на данный момент) - 33%. Превышение первым показателем второго - еще одна важнейшая веха. Все больше светских людей готовы на подобный демарш, все меньше согласны кривить душой. И вернуть людям интерес к религиозному бракосочетанию можно, лишь сделав его, как на Западе, частью культурной традиции, избавив от довлеющей религиозной составляющей, исключив элемент принуждения.
Я рекомендую вам самим посмотреть остальные данные исследования. Для желающих -
вот ссылка на полный вариант. Многие показатели вполне банальны и в обсуждении не нуждаются. Дополнительный интерес, однако, представляет такой: 51% граждан считают напряжение в отношениях между светскими и религиозными главной линией разлома израильского общества. Противостояние правых и левых заметно уступает, набирая лишь 23%, имущественные трения считают самыми существенными лишь 14% людей. Это неудивительно: насильно мил не будешь. В современном стремительно сдвигающемся в сторону атеизма и индивидуализма обществе религиозный диктат вызывает резкий протест. Положим, лично я считаю более срочным делом мирный процесс, а не секуляризацию общества, но кто сказал, что нельзя заниматься тем и другим одновременно, тем более, что ситуация на этих двух фронтах в чем-то весьма похожа? Нашим религиозным согражданам (а среди «датиим» и «харедим» за диктат все еще выступает большинство) стоит понять, что бой, фактически, проигран, и чем раньше они начнут переговоры, тем лучше к ним будут относиться, тем мягче будет переход к нормальному секулярному государству.
Еще один важный, на мой взгляд, вывод, который можно сделать из данных исследования, таков: политика не поспевает за жизнью. Теоретически, если 61% и 62% населения соответственно поддерживают отделение религии от государства и легализацию гражданских браков, эти два эпохальных события уже должны были состояться. На деле же с браками мы много лет топчемся на месте, а про отделение религии от государства пока вообще не слышно, эта тема разве что не табуирована. Перед последними парламентскими выборами
сайт Walla задал различным партиям несколько вопросов из области отношения к религии и получил чертовски интересные ответы. Особенно интересно сравнивать их с содержащимся
в полной версии исследования Ynet и «Хидуша» распределением взглядов среди избирателей различных партий. Внимание, фокус: хотя, как мы уже говорили, 84% светских израильтян выступают за отделение религии от государства, партия «Еш атид» выступает против! Яир Лапид готов лишь на некое невнятное «отделение религии от политики». 85% избирателей «Еш атид» - за легализацию всех видов брака, сама «Еш атид», вы будете смеяться, согласна лишь на введение «полноправных гражданских союзов». То есть, очередная недомолвка, очередной странный экивок Лапида-младшего, давно замеченного в весьма неоднозначном отношении к религии. Едем дальше (но не на автобусе в шабат, это нельзя). 84% избирателей «Еш атид» - за общественный транспорт по субботам. Сама партия «Еш атид»? Только в «светских кварталах». Сложно сказать, в какой именно момент квартал становится чисто светским, и что делать, если между ним и другим светским кварталом находится религиозный.А теперь давайте посмотрим на избирателей НДИ: 75% - за светские браки, 77% - за автобусы в шабат. Что делает НДИ? Блокируется с «Ликудом», официально выступающим против и того, и другого. Не знаю, как вы, а я вижу здесь банальную кражу голосов. Яир Лапид игнорирует чаяния своего электората из-за своих тщательно скрываемых религиозных сантиментов (или из желания угодить всем), Авигдор Либерман - стремясь к премьерскому креслу. Поэтому у нас до сих пор нет светских браков и автобусов по субботам. Вы можете возразить, что Лапид осуществляет такие шаги как урезание бюджета йешив и введение обязательной программы обучения в ультрарелигиозных школах. Но, обратите внимание: эти давно назревшие меры направлены лишь против оборзевших харедим, а вовсе не против религиозного диктата как такового. Умерить аппетиты ультарелигиозных не прочь и их чуть менее религиозные собратья, а вот продолжение противоестественного романа между религией и государством, похоже, устраивает как Лапида, так и его лучшего друга Беннета.
Вот почему политикам тоже рекомендуется тщательно обдумать данные этого исследования.
МЕРЕЦу опросы дают уже 10 мандатов, а ведь у этой партии есть конкуренты во всех сферах, кроме одной: сферы отношений между религией и государством, в которой МЕРЕЦ совершенно бескомпромиссен. Эта тема становится все важнее? Вот вам и результат. Партии, пытающиеся обманывать избирателя, долго не протягивают - особенно если их электорат крайне мобилен, как электорат «Шинуя». И если Авигдор Либерман еще может поймать судьбу за хвост, используя как трамплин по-солдатски верное и начисто лишенное сомнений ядро своего электората, то Лапиду пора выбирать между Нафтали Беннетом и Шаем Пироном с одной стороны - и своей электоральной базой с другой. Конечно, пока падение рейтинга «Еш атид» связано, в основном, с разочарованием в экономической политике Лапида, но заигрывание с религиозными может в перспективе добить суперзвезду последних выборов.