http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2012/07/17/roma/ Служба национального страхования ("Битуах леуми") характеризует себя на своем сайте в качестве "одной из фундаментальных основ, на которых базируется израильское социальное государство", а также а качестве "учреждения, которое призвано обеспечить слабым слоям населения и семьям, оказавшимся - временно или продолжительный период - в сложной ситуации, экономическую базу для существования".
Новый генеральный директор этого учреждения, профессор Шломо Мор Йосеф, пишет, что возглавляемый им институт "воплощает в своей деятельности идею гражданской солидарности и ответственности друг за друга, которая присутствует в иудаизме и израильском обществе ... является несущей конструкцией системы социальной безопасности в государстве Израиль... гарантирует выполнение государством своих обязательств перед гражданами в сфере благосостояния, гарантирует помощь и защиту в случае необходимости". Судьба Моше Сильмана, который в порыве отчаяния совершил акт самосожжения на глазах у участников тель-авивской манифестации, на исходе минувшей субботы, свидетельствует о том, что процитированные выше фразы лишены реального смысла.
Параллельно с процессом постепенного отказа израильской власти от демократического характера государства, который включает в себя многочисленные проявления расизма и апартеида - как внутри страны, так и за пределами "зеленой черты", происходит последовательное разрушение базовых социальных прав израильских граждан. Моше Сильман является жертвой, государственной структуры, фундаментальные ценности которой были извращены. Была выхолощена сама суть этого института, который создавался в качестве общей кассы взаимопомощи.
Служба национального страхования была создана с одной единственной целью - оказывать поддержку нуждающимся. Поэтому израильские граждане ежемесячно выплачивают Битуах Леуми миллиарды шекелей. Данное учреждение несет ответственность за справедливое распределение этих средств. Проблема, однако, заключается в том, что в своей нынешней организационной ипостаси, в рамках сформировавшейся в последние годы культуры управления, Битуах Леуми полностью утратил свое первоначальное предназначение. Он превратился в неповоротливый, неэффективный, лишенный реальной связи с обществом, бюрократический организм, который больше заботится о себе самом, чем о гражданах, которым он призван помогать.
Подобная ситуация характерна почти для каждой властной структуры: клерки министерства внутренних дел продолжают издеваться над гражданами государства, которые хотят воссоединиться со своими супругами-неевреями; сотрудники израильской полиции проявляют крайнюю жестокость в отношении социальных активистов, выступающих в защиту малоимущих граждан; муниципальные инспекторы нападают на демонстрантов, превышая свои полномочия и нарушая закон. Эта властная неразбериха отнюдь не случайна. Она является результатом внятного сигнала, поступающего сверху, с вершины властной пирамиды: народ, который лишен социальных прав, легче держать под контролем, его проще вводить в заблуждение, его удобнее эксплуатировать.
Случай Моше Сильмана выглядит, на первый взгляд, примером бездушного отношения со стороны бюрократии, которое может привести к трагическим последствиям. Но если присмотреться повнимательней, то можно обнаружить опасную тенденцию кардинального изменения самой культуры власти. Ценность человеческой личности, ценность отдельного гражданина более не является высшей ценностью. Теперь это всего лишь инструмент в политической игре. Когда избранники народа становятся его господами, общественные кассы - как в социальной сфере, так и пенсионной - утрачивают свое первоначальное предназначение и начинают выполнять функции политического инструментария в руках "рыцарей" власти и капитала.
Сегодня израильские власти считают нужным подвергать нападкам правозащитников, депортировать иностранцев, затыкать рты критикам системы, находящимся как внутри Израиля, так и за его пределами, игнорировать нужды слабых слоев населения. С другой стороны, те же власти всячески поощряют политических экстремистов, способствуют дальнейшему обогащению владельцев крупного капитала и передают природные ресурсы в частные руки.
Из истории нам хорошо известно: социальное подавление и натравливание одной группы населения на другую - эффективная методика политического маневрирования и экономической эксплуатации, присущая тоталитарным режимам. Если судить по тому, что происходит в Израиле в 2012 году, - мы заметно приблизились к этой тревожной ситуации.