Новый Ближний Восток.

Nov 15, 2010 19:51

http://amiram-g.livejournal.com/354725.html

Был в Еврейском Университете на лекции знатного арабиста Второго канала ТВ Эуда Яари. Яари в себе уверен, поэтому не заигрывает и не выпендривается. Иногда несложная шутка, каламбур, упоминание о десятках часов общения с политической звездой. В меру, к месту, поучиться бы. Начал с бомбы. Главная угроза Израилю - палестинцы приняли решение: продолжать падать в его объятия. В 1973-74-м (после Войны Судного дня) арабские страны решили перестать воевать с Израилем. Ушли в зрительный зал. Удовлетворились выбором между вариантами: холодная война или холодный мир. Разница - во втором в арабскую столицу приезжает израильский посол, над которым можно измываться сколько угодно (Яари много раз предлагали поехать).  Сегодня против Израиля воют те, кого никогда не брали в расчёт. Палестинцев не считали силой уже после боёв за Кастель (весна 1948-го). Про Ливан шутили: будут проблемы - пошлём оркестр допризывников ("тизморет ГАДНА"). Доктрина Бен-Гуриона не готова к противостоянию таким врагам. Вожди арабского мира - Насер, Асад-отец - говорили о большой битве, в которой решится судьба Израиля. Сегодня битвы не ждут и не готовят.

Яари уверен, например, что Сирия никогда не начнёт войну. Рабочая концепция  - "Мукаама". Перманентный джихад, когда закончится, тогда закончится. Вождь ХАМАСа Ясин говорил о двух поколениях. Лидер Хизбаллы Насралла - о паутине, которую надо рвать. Это не война за территории, как раньше. Солдат не готовят к победе. Их задача - не победить, а не дать победить Израилю. Опора - теология смерти. Жизнь описывается как тяжкий груз, от которого надо пораньше избавиться. В иудаизме это направление тоже развито, но не актуально. А в исламе - весьма. Свежая литература, теологические дискуссии, конкретные постановления богословов (мужчине - 72 кареглазые девственницы, шахидка сама выберет себе в раю шахида).

Ближний Восток, говорит Яари, сжимается и разбухает одновременно. Страны Персидского залива все больше тяготеют к государствам Индостана, оттуда основная масса их населения. Страны Северной Африки - к своим соседям из Южной Европы (Каддафи настолько отождествился с колонизаторами, что извинился перед африканцами за арабскую работорговлю). Мусульмане бывшего СССР вернулись в историю (в махачкалинском аэропорту больше рейсов на Ближний Восток, чем в Россию, Яари считал сам).

Просматриваются черты новой коалиции, объединяющей Турцию, возможно Ирак, Иран, Сирию, Хизбаллу, ХАМАС. Яари называет её коалицией четырёх морей (Каспийское, Чёрное, Средиземное, Персидский залив) и считает сильней любого арабского союза. Главный востоковед мира Бернард Льюис считает будущей исламской сверхдержавой Турцию.

Власть в Ливане, по прогнозу Яари, не удержится, следующим будет правительство Хизбаллы. Даже лидер маронитов Мишель Аун вступил в союз с Хизбаллой (Он говорит: США не помогли против суннитов, может, шииты помогут). И что делать, когда проиранская армия Ливана официально будет закупать любое военное оборудование? Асад-сын даёт Хизбалле в самой Сирии такую свободу действий, о какой при отце и не заикались. (В другом месте я слышал военкора Десятого канала, он говорит, что Хизбалла крупно огребла от Ирана за то, что во Второй Ливанской пользовалась ракетами, поставленными на случай ирано-израильского конфликта. После этого Насралла даже на ликвидацию Мурние не отреагировал.). Иран серьёзно отстаёт со своим ядерным оружием. Там не ждали такой реакции арабских стран и Израиля. Бомба на другом берегу Залива - реальность. Это саудовская бомба. Она может числиться пакистанской, это не суть. Контакты между странами столь глубоки, что пакистанская дивизия охраняет аравийские нефтяные поля, а саудовцы посредничают в переговорах с талибаном.


Египетская ядерная программа, похороненная Садатом, сейчас возрождается. Секретный советник Арафата и Абу-Мазена Ахмад Халяби говорит Яари: "Идея палестинского государства в границах 67-го - способ наказания Израилем и США палестинского народа. Мы воюем за независимость сто лет. Суверенитет - не синоним независимости. В выборе между независимостью и целостностью страны мы выбираем целостность". Яари считает, что постоянное соглашение с палестинцами недостижимо. Процесс Осло он считает ошибкой, говорит, что нужно палестинское государство. В этом месте логический пробел: Яари не объясняет, почему статус-кво плохо или недолговечно. Форматом лекции это оправдывается, но слух режет.

Он говорит, что нет шанса прийти к соглашению ни по вопросу беженцев, ни по вопросу Храмовой Горы. Концепция двух государств ослабевает на глазах. Яари - первый биограф Арафата. Тот любил его принимать и угощать. Угощение тревожило жену Яари. Перед Арафатом всегда лежала горка разноцветных лекарств и, оказывая Яари почёт, Арафат засовывал ему в рот наиболее полезные. "Моя профессиональная карьера шла параллельно его, вы думаете, с израильскими политиками приятнее," - срывает Яари аплодисменты.

Месяца за два до смерти Арафат вызвал Яари в Мукату. Отчитать за статьи, утверждающие, что он стоит за террактами ("сегодня и ХАМАС говорит это в открытую, а первые два года интифады "Гаарец" и предположить такое отказывалась"). В ходе беседы (закусив таблеточками) Яари вспомнил эпизод переговоров в Кэмп-Дэвиде, когда Арафат на голубом глазу заявил, что никакого Храма в Иерусалиме не было. Тут уж Клинтон, баптист-южанин, кроме всего, завопил: "Храма не было? А что видел Христос, когда нёс крест?! Конечно, Храм!". Яари решил переспросить Арафата, был ли у евреев Храм. "- Конечно был," - ответил Арафат. " - В Шхеме" (имея в виду храм самаритянский).

Абу-Мазен признал, что у евреев в Палестине древняя история.

В беседах с Яари Арафат называл границы, определённые Осло, суверенной тюрьмой.

Яари считает, что нынешнее правительство Израиля хочет и способно прийти к рамочному соглашению о принципах (Арафат признавался ему, что скучает по Биби.). По образцу договоров 1949-го с четырьмя странами. Страницы на полторы, без окончательных обязательств (например, определить площадь палестинского государства в квадратных километрах). И Обама, говорит он, хочет вместо Осло рамочное соглашение. Требования продолжить мораторий ставят Нетаниягу перед угрозой растратить кредит доверия, нужный для заключения соглашения. Зачем это Израилю, чем поможет, какие проблемы принесёт - за рамками лекции. Сейчас, по его же словам, число разыскиваемых на Западном берегу сведено к нулю.

В ХАМАСе большие перемены, рассказывает Яари.

Халед Машаль говорит, что переговоры с Израилем вести можно и, если народ будет за границы 67-го, мы это примем. Раньше утверждалось, что вопросы земли решает только Аллах. Настроенному на продолжение вооруженной борьбы "Исламскому Джихаду" напоминают судьбу "братьев-мусульман" в Сирии (подняли бунт против Асада, их всех поубивали в тюрьмах). Высказывается сомнение, необходимо ли ХАМАСу военное крыло. Выход из Газы был затеян Шароном с целью перебросить её Египту. Мубарак ясно сказал: ловить не буду. И не стал: гуманитарная помощь идёт через Израиль, броневики с шекелями снуют через КПП (самая популярная купюра в Газе - "двадцатка").  Яари полагает возможным курдистанский вариант: слабое, формальное правительство и сильные региональные (Газа, Западный берег) власти. Арабская инициатива, по словам Яари, не решит палестинской проблемы. Как не поможет палестинцам и одностороннее провозглашение государства через ООН. Ошибкой Абу-Мазена было вернуть мандат арабским странам (Арафат зубами держался за монополию по палестинским делам). Арабизм слабеет, уступая место исламизму, теряет смысл и силу. Неписаный договор между властью и народом (власть обеспечивает минимальные нужды, народ - верность и покорность) власти не по карману. Пустая казна, как известно, привела Садата в Иерусалим. Власть перетекает от офицерства к технократии, по дороге приватизируясь. Партнёрство спецлужб и бизнеса - основа режимов.

На вопрос, когда будет освобождён Гилат Шалит, Яари отвечает:

- Я говорил Карен Гольдвассер (жене захваченного Хизбаллой военного): "- Дело сдвинется с мёртвой точки только когда силы в Ливане придут к соглашению." Так и получилось. И родителям Шалита, когда спрашивают, а я не лезу к ним в советчики, говорю: - До договора ФАТХ-ХАМАС Гилада не вернут.
http://sinli.livejournal.com/173395.html

политика, Ливан, Саудовская Аравия, геополитика, дипломатия, Израиль, Ближний Восток, Палестина, Пакистан, Сирия

Previous post Next post
Up