Израиль - стратегический ресурс или бремя? Еще несколько лет назад такой вопрос в США даже не мог встать. Израиль считался стратегическим союзником по умолчанию, а многие израильтяне продолжают считать территорию, на которой они проживают, 51-м штатом Соединенных Штатов Америки.
...
Вопрос о том, является ли Израиль ресурсом или бременем для американской стратегии, поднял
авторитетнейший американский обозреватель по международным делам Энтони Кордесман. Кордесман призвал Израиль к реалистическому пониманию того, что в долговременной перспективе, стратегическое партнерство США с Израилем должно базироваться на поисках мира и урегулирования с соседями; что США стратегически не может позволить себе поддерживать территориальную экспансию, строительство незаконных поселений и выдавливание палестинского населения из Иерусалима. Вывод Кордесмана таков, что США не нуждается в дополнительных проблемах в наиболее взрывоопасном регионе мира. Он предупреждает Израиль, что США не потерпит провокаций, вроде налета на Флотилию Свободы или атаки на Иран.
О том, что Израиль постепенно становится бременем для США, заявил руководитель израильской разведки Мосад Меир Даган в докладе Комиссии по иностранным делам и обороне Израильского кнессета.
***
26 июля 2010 в
Никсоновском институте прошел симпозиум как раз на вынесенную в заглавие тему «Израиль - стратегический ресурс или бремя». Инсайдерский
Washington Note назвал симпозиум событием месяца.
«В Америке есть много людей, желающих Израилю добра по множеству причин, - начал свое выступление Час Фримэн, - Однако, в свете сложившихся обстоятельств, стратегические выводы для США не являются одной из них».
«Является ли Израиль стратегическим ресурсом или бременем для США? - начал он. - Интересный вопрос. Для его прояснения лучше сперва спросить наоборот, является ли США стратегическим ресурсом или бременем для Израиля?»
Американский налогоплательщик оплачивает 20-25% оборонных нужд Израиля. Беспрецедентная ситуация, что 26% из трех миллиардов долларов гарантированной ежегодной помощи им разрешается потратить в Израиле и для заказов израильским фирмам. Израиль получает от США почти любые системы вооружения, а США за них платит. Беспрецедентно и то, что израильские компании имеют одинаковый с американскими компаниями статус во всем, что касается закупок оборудования для нужд американских вооруженных сил.
***
Средний доход на душу населения в Израиле около $37.000 долларов в год, примерно, как в Великобритании. Тем не менее, Израиль получает пятую часть всей иностранной помощи США. В среднем, правительство США выделяет ежегодно около 500 долларов на каждого израильтянина. Кроме того американская казна недополучает миллиарды долларов от налогов на пожертвования и займы, которые мобилизуют в США для Израиля. Такая возможность предоставлена в США лишь Израилю.
***
Помощь США не исчерпывается экономической и военной. США защищают Израиль от политических и юридических последствий его действий на оккупированных территориях и против его соседей, а в последнее время и в международных водах. США наложило около 40 вето на резолюции Совета Безопасности, могущие иметь для Израиля тяжелые последствия, и это лишь верхушка айсберга. США удалось отвести множество потенциально опасных международных реакций на деятельность Израиля. Политическая цена таких действий для США в международном масштабе велика и требует огромного расхода политического капитала.
США берет на себя представительство Израиля там, где Израиль не имеет дипломатических отношений. США финансирует, а часто и создает различные программы кооперации Израиля с другими странами. Кстати, до того, как произраильские лоббисты и их друзья в СМИ шельмовали Фримэна «врагом Израиля», правительство Государства Израиль наградило его за успешную помощь Израилю в Африке.
Фримэн подчеркнул, что Америка остается в очень небольшой компании стран, которые видят в поддержке проекта еврейского государства на Ближнем Востоке не политическую выгоду, а моральный долг.
«Американская поддержка является противовесом неудовлетворению нынешним неблагоприятным тенденциям, которые вынудили свыше 20% израильтян эмигрировать. Многие из них выбрали США, потому, что евреи в США процветают и достигают небывалых успехов».
***
Интересно, что хотя евреи составляют всего около 2% населения США, из еврейских кругов приходит свыше 30% всех пожертвований на политические кампании национального и местного уровня. Об этом во время подготовки статьи сообщили мне как из Демократической так и Республиканской партии. Трудно сказать, завышали ли они собственные достижения, но цифры пожертвований оказались одинаковыми у двух радикально расходящихся во всем другом организаций
Национального Еврейского Демократического Совета и
Республиканской Еврейской Коалиции.
***
«Помощь Израилю не диктуется стратегическими соображениями, зато она имеет стратегические последствия».
***
«Существенная доля цены тысяч жизней и миллиардов долларов, которые мы потратили на разрастающийся конфликт с мусульманским миром, должна быть отнесена за счет наших отношений с Израилем, - говорит Фримэн. - Есть смысл вспомнить, а чего в общем мы ожидаем от союзников и стратегических партнеров в Европе, Азии и повсюду, в частности на Ближнем Востоке и Средней Азии. Союзники предоставляют нам военные базы и помогают укреплять влияние США за пределами его границ. Они присоединяются к нашим войнам в таких местах, как Кувейт и Афганистан и делят с нами цену военных операций. Они помогают вербовать других в коалицию с нами. Они координируют свою иностранную помощь с нами. Многие берут на себя расходы на оборудование и содержание баз и оборудования, что снижает цену наших военных операций, ведущихся с их территории... Они платят наличными за оружие, которым мы их снабжаем. Израиль не делает ничего из перечисленного».
Действительно, трудно представить себе, что израильский налогоплательщик выразит энтузиазм или даже понимание, если ему придется платить за американские войны, даже те, которые ведутся в интересах Израиля. Еще меньше понимания это найдет в произраильских кругах в Вашингтоне. Однако, может Израиль действительно не способен на такое.
У Израиля нет союзников, кроме США. Израиль настолько отчужден на Ближнем Востоке, то их участие принесет больше вреда, чем пользы. Ни одна соседняя страна не согласится принимать или предоставлять транзитные базы для израильских боевых самолетов. Израиль, оказался бесполезен для американских военных операций на Ближнем Востоке. Да и участие израильтян способно лишь оттолкнуть других участников. Памятны усилия Белого Дома не допустить вмешательство Израиля в Первую войну в Персидском Заливе.
***
Кому полезен израильский военный опыт?
В течение десятилетий израильские ВВС не участвовал в войне с реальным противником. Они специализировались в бомбежках и обстрелах гражданской инфраструктуры и милиции, не имеющих авиации и противовоздушной обороны. В этом нет ничего, что ВВС США могло бы позаимствовать. Аналогично, израильские военно-морские силы за всю историю не встречали реального противника. Самые известные операции израильских ВМС это нападение на невооруженные суда Флотилии Свободы, шедшие из Турции в блокированную Газу в 2010, да так до конца и не расследованное потопление американского разведывательного судна «Либерти» в 1967 г. Еще из истории вспоминается потопление египтянами старого эскадренного миноносца «Эйлат» на рейде Порт Саида да пр
опавшая без вести израильская подлодка «Дакар» Израильский военно-морской флот занят борьбой с инфильтрацией в Израиль нежелательного элемента,
борьбой с арабскими рыбаками и гуманитарными судами, пытающимися пробить блокаду оккупированных территорий. Тут нечему учится и не с чего брать пример.
«На пятом десятилетии оккупации, Израиль разработал техники умиротворения, следствия, убийств и налетов беспилотных средств. Эти техники использовались США в Феллудже, Абу-Грейб, Сомали, Йемене и Вазиристане, - отметил Фримэн, - С недавнего времени Израиль начал применять роботизированное вооружение с дистанционным управлением. Такие операции, управляемые из безопасного места с видеоэкрана, уничтожают любого, кто кажется им подозрительным. Эти безрисковые способы подавления недружелюбного населения могут показаться пригодными для будущих американских операций, но я надеюсь, что этого не произойдет. У меня большие трудности совместить идеологию, стоящую за этими методами с американскими ценностями и традициями».
Действительно, израильские методы редко работают в Америке. После теракта 11 сентября 2001 года израильские эксперты по обеспечению безопасности были встречены в США с распростертыми объятьями. Они брались за все - от организации безопасности в аэропортах до обеспечения общественного порядка в районах стихийных бедствий. Доходило до курьезов. Губернатор штата Нью-Джерси Мак Гриди устроил своего любовника-израильтянина Голана Ципеля на пост советника по проблемам безопасности. Ципель не имел ни опыта, ни образования, но его назначение прошло без сучка и задоринки через все комиссии, потому, что тот был израильтянином. У губернатора с его советником по безопасности все кончилось плохо. Ципель стал шантажировать своего благодетеля, а тот предпочел выйти из шкафа и подал в отставку.
Быстро закончились и контракты с израильскими специалистами по охране аэропортов. Их методы, отработанные на блокпостах на оккупированной территории, оказали шокирующее действие на пассажиров американских авиалиний. На аэропорты и авиакомпании обрушился поток судебных исков по поводу дискриминации и расового профилирования, отработанного на арабах. Предметом расследования стала и деятельность частной охранной фирмы со знаменательным названием «
Инстинктивная стрельба» в пораженном наводнением Нью-Орлеане.
Ее сотрудники, ветераны израильских спецслужб были брошены туда в первые дни стихийного бедствия, но сразу отозваны в связи с методами, которые они там применяли для обеспечения порядка.
Во времена Холодной войны в ходу была доктрина «непотопляемого авианосца», которым, якобы является для США Израиль на Ближнем Востоке. Ее сторонники утверждали, что куда дешевле платить миллиарды долларов Израилю, чем содержать там американские войска. Первая война в Персидском заливе опровергла подобные заявления. Американское правительство потратило много сил, чтобы удержать Израиль от вмешательства. Теперь те же самые люди уже говорят о том, что хорошо то, что, в отличие от других государств, спонсируемых США, Израиль лишь хочет денег и оружия, зато сам решает свои проблемы и не требует, чтобы американцы воевали за него. Однако те же самые люди требуют, чтобы США развязали военные действия против Ирана, чтобы спасти ядерную монополию Израиля на Ближнем Востоке. Их деятельность полностью скоординированна с израильским правительством. Премер-министр Израиля Биньямин Натаниягу много раз сравнивал Иран с нацистской Германией и призывал положить конец тамошнему режиму. Вероятно, мало кто на Ближнем Востоке в восторге от перспективы ядерного Ирана. Однако лишь Израиль оказывает давление на США, с целью развязать войну против Ирана.
Необходимость защищать Израиль против международных протестов в результате его действий наносит серьезный ущерб американским отношениям с миром, и особенно с 1,6 миллиардом мусульман. Помню заявление ливанского представителя на семинаре в ООН два года назад. Он тогда рассказывал, что США имеют значение в ближневосточных делах, лишь, если они способны обеспечить сговорчивость Израиля. Арабов могут «обеспечить» и европейцы, и русские. И если США не «обеспечивает» Израиля, то для ближневосточной политики они не нужны.
«Я полагаю, - заключил Фримэн, - что эта цена для нас в международных отношениях, на влияние и лидерство в мире куда более тяжелая, чем экономическая или военная помощь и другие тяготы наших отношений (с Израилем)».
«Стоило ли создавать Израиль, чтобы он вел себя в Вашингтоне, как местечковый еврей вел бы себя при дворе пана» - заметила как-то израильская газета «Хаарец» по поводу того, что Натанигу послал лауреата Нобелевской премии
Эли Визеля уговорить президента Обаму не давить в вопросе строительства в Восточном Иерусалиме. Израиль и США много вложили в создание отношений, чтобы продолжать обманывать себя. Если моральность поддержки Израиля не выдерживает критики, то это может развалить всю сложную структуру американо-израильских отношений. Особенно опасно в свете тяжелого бюджетного кризиса в США. Оборонные расходы становятся непосильными для американской экономики. Программы помощи Израилю неизбежно начнут конкурировать с аналогичными программами здесь, в Америке. Никакое американское правительство не сможет уклониться от пересмотра всей оборонной доктрины на Ближнем Востоке и повсюду в мире. Поэтому сейчас, как никогда важно, чтобы отношения США и Израиля базировались на реальной и реалистической основе, на которой основываются отношения большинства стран в современном мире."