Русская история Львова (до 1914 года). Михаил Ошеров
Львов. Успенская православная церковь.
Википедия:
Основание города
Историки установили, что на месте современного Львова, в частности на Знесеньи и в центре города вокруг рынка «Добробут» ещё в V веке существовали поселения. Во время раскопок 1990-1991 годов на территории позади театра им. Заньковецкой, где в данный момент находится рынок Добробут, археологами были обнаружены свидетельства того, что на том месте непрерывно функционировало поселение городского типа начиная от VII-VIII веков. В частности, нашли ремесленный район, где кожемяки обрабатывали кожу. Кроме того, были найдены остатки ювелирного производства. Также в результате раскопок на площади Святого Духа возле костёла Иезуитов была найдена древнеславянская керамика VII-VIII веков. Похожие находки найдены возле Кафедрального собора. Существует версия, что поселение или ряд поселений тянулись вдоль реки Полтвы. Это был протогород, который предшествовал возникновению Львова[2][3].
Окружающие земли, вероятно, принадлежали племенному образованию Белых Хорватов. Впоследствии за них боролись Великоморавское княжество, Краковское княжество, пока в 981 году, по свидетельству Нестора Летописца они не были присоединены к Руси Владимиром Великим, который построил свой форпост - град Владимир (теперь Владимир-Волынский). После 1084 года, в связи с феодальной раздроблённостью, на части земель Волынского княжества образовалось Галицкое, к которому отошли поселения, которые стали зародышем Львова.
Укреплённый град был построен королём Даниилом I Романовичем и назван в честь старшего сына, Льва Данииловича. Дату первого упоминания о городе в советский период выводили на основании описания пожара столичного города Холма в Галицко-Волынской летописи, который случился ориентировочно весной 1256 года:
… И когда Даниил и Василько собирались к бою с татарами, случилось такое, как наказание за грехи. Занялся Холм через окаянную бабу, и пламя было такое, что из всей земли было видно зарево, также и со Львова по Белзских полях; ибо было пламя пожара.
Существует гипотеза об основании Львова Даниилом в 1247 году по случаю бракосочетания Льва Даниловича с венгерской принцессой Констанцией, дочерью короля Белы IV. За годы независимости, на основании анализа исходных материалов, Иван Паславский обосновал версию об основании Львова в 1240 году[4].
Город лежал на Галицко-Волынском пути - отрезке важного трансъевропейского торгового пути, тянущемся от Великого Шёлкового Пути и через Килию и Монкастро (теперь Белгород-Днестровский) ведшем к Галичу и далее до Кракова и Германии.
1253-1349: Королевство Русское (Галицко-Волынское государство): противостояние с Золотой Ордой
В 1253 году Даниил I Романович был коронован как король Руси. Это означало, что отныне он перестал считать себя вассалом Золотой Орды. Даниил повсюду строит крепости, одной из них был Львов. Его столица была в Холме, на западе Галицко-Волынского государства, у польской границы. Отныне «старшим» престолом считался галицкий, который был удостоен королевской традиции. За Галицией закрепилось название «Русь». «Младшим», княжеским, престолом был волынский.
Однако в 1259-1261 годах татары под началом Бурундая смогли восстановить контроль над западными русскими землями и укрепления Львова были разрушены. Когда умер король Данило I в 1264 году, его преемником стал не старший сын Лев, а второй сын Шварн. После смерти Шварна в 1269 году Лев I стал князем в Галиции (Руси), но вынужден был признать себя вассалом Орды. Учитывая нарастание польской угрозы, а также то, что древняя столица Галич лежала в руинах после монгольского погрома 1241 года, он, вероятно, перенёс столицу Галицко-Волынского государства во Львов, о чём есть упоминания 1272 года. Как пишет Юзеф-Бартоломей Зиморович, около 1270 года был построен Высокий замок[5].
Но, перезимовав одну зиму в своём замке среди февральского воя непрекращающего северного ветра и почувствовав неудобство жилья на крутом склоне, по которому едва поднимался задыхаясь, тягловый скот / … / Вблизи, в заболоченной местности, он построил другой замок - Нижний, более приспособленный для жизни, чем к обороне …
Княжеской резиденцией стал Нижний замок, а в Высоком замке была устроена казна.
Одна из первых известных львовских осад произошла в 1286 году. Татарский хан Телебуга окружил город и выслал во Львов на переговоры о капитуляции своих послов. Как рассказывает старая львовская легенда, перед тем, как показать город татарским послам, женщины выкатили на улицу множество пустых бочек и перевернули их вверх дном. Затем вымели из сусек все остатки зерна, муки и крупы, которые там ещё были, и засыпали этими остатками верхушки пустых бочек, чтобы создалось впечатление, что они полные. К тому же выпустили из хлевов всю птицу и скот, которые ещё остались, и те с криком и визгом бегали по улицам. Когда это всё увидели татарские послы, они с грустью рассказали Телебуге, что в городе столько продовольствия, что он легко сможет выдержать даже очень долговременную осаду. Разъярённый этим сообщением хан, как пишет летописец, ещё «две недели стоял под стенами не воюя, и людей, которые решились выйти из осаждённого города, раздевал на голо и так отпускал. И многие замёрзли, потому злая тогда зима была».
Львов быстро расстроился за счёт местного и пришлого населения. Укреплённый город располагался под Высоким замком, развиваясь в сторону Низкого замка (позже этот район назывался Подзамче). Западной границей была река Полтва, приток Западного Буга, (вдоль нынешнего проспекта Черновола), по-над которой простирались болота.
Центром была площадь Рынок (теперь Старый рынок), которая, вероятно, занимала большую территорию, чем сейчас, за счёт застроенного квартала, и на неё выходили древнейшие храмы Подзамча - церковь Николая и костёл Ивана Крестителя. Средневековая традиция связывает костёл Иоанна Крестителя с именем Констанции, церковь Николая историки считают придворным княжеским храмом. На Подзамче было около десяти православных русских церквей и монастырей, среди которых самый известный Онуфриевский монастырь. Здесь возникают католический (немецкий), армянский, татарский, еврейский, караимский кварталы. Центром немецкой общины был костёл Марии Снежной, евреи имели синагогу на правом берегу Полтвы (в районе рынка Добробут), армяне - церковь и монастырь Анны (Ачкатар). На холме за городом возник русский православный Святоюрский монастырь. В начале XIV в. Львов становится крупнейшим городом на всей территории современной Украины и остаётся таким до второй половины XVII в.
Лев умер в 1301 году монахом в монастыре в Лаврове в Карпатах, где и был похоронен. В то время в Золотой Орде начались распри и сын и преемник Льва I Даниловича Юрий I Львович смог позиционировать себя независимым властителем и короноваться королевской короной. В 1303 году он добился от Константинопольского патриарха основания отдельной Галицкой митрополии, поскольку Киевская митрополия перебралась в Владимир-на-Клязьме.
Однако скоро в Орде окрепла власть хана Узбека. Это совпало со смертью Юрия Львовича около 1308 года. Его преемники сыновья Андрей и Лев (одному из них достался галицкий престол, другому - волынский) вели войны за независимость от Золотой Орды и погибли. После них на престол сел их племянник (возможно) князь Юрий II Болеслав. Он был связан с польской княжеской династией, в начале гарнизон Львова в 1324 году даже не хотел открыть перед ним ворота. Скоро окрепло Польское королевство и Юрий II Болеслав вынужден был лавировать между ним и Ордой[6].
Однако в 1340 году русские бояре, недовольные ростом при дворе польских влияний, отравили Юрия II Болеслава во Владимире. Претензии на Русское королевство выразил польский король Казимир III Великий. Он неожиданно захватил Львов и ограбил казну в Высоком замке, вывезя в Польшу Галицкую королевскую корону, мантию и трон. Поскольку после смерти хана Узбека в Золотой Орде начались междоусобицы, волынские бояре избрали на престол литовского князя Любарта, который был сродни галицкой династии. Любарт смог установить свою власть на Волыни, а за Галицию (Русь) развернулась длительная польско-литовская война, в которой участвовали Золотая Орда и Венгрия. В течение 1340-1349 гг власть в Русском Королевстве удерживал перемышльский боярин Дмитрий Детько, принявший титул capitaneus («управляющий Русской земли»), то есть представитель князя.
1349-1387: Русское Королевство: противостояние с Польшей и Венгрией
В 1349 году польский король Казимир III Великий неожиданно захватил Галицию и занял Львов. Русское королевство - вошло в состав Польши на правах автономии. В 1350-х годах во Львове начали чеканить собственную монету - медные денарии и полугроши. Львов получил статус второй столицы Польской Короны так же как и Краков. Хотя старостами во Львов назначались представители польской шляхты, однако везде на местах сидела сильная ещё русская шляхта и бояре.
В то время был отстроен в камне Высокий замок. Он был мощной крепостью - до 1648 года его не могли взять штурмом. Началась перестройка Низкого замка, который остался королевской резиденцией.
В 1356 году Казимир утвердил Львову магдебургское право - в первом из городов на территории современной Украины. Правда, начало самоуправления по магдебургскому правом прослеживается здесь ещё со времён Льва Даниловича в среде католической немецкой общины. Первым сохранившимся привилеем на магдебургское право для Львова является грамота Казимира III 1356 года, однако, документ 1352 года фиксирует, что имения под Львовом «подаренные выдающемуся мужу Бертольду, бывшему львовском войту, их деду, великим правителем, блаженной памяти Львом, князем Руси, за его верную службу», а это значит, что во Львове были элементы городского самоуправления по немецкому образцу не позднее, чем во времена Льва Даниловича.
Не исключено, что в XIII веке магдебургизация распространилась на всю городскую территорию Львова, а затем и другие города Галиции и Волыни, о чём есть документальные свидетельства. Однако польская администрация поставила себе целью превратить Львов в католический анклав на территории Русского Королевства и отстранить от самоуправления русинов.
Сейчас трудно сказать, что побудило Казимира перенести центр города с площади Старый Рынок на болотистую равнину реки Полтвы. Одна из версий - топографическая: старый город не имел перспектив для роста, он был окружён горами и лесами. Но вероятнее всего опытный политик Казимир III хотел на новом месте создать совершенно новый город, который безоговорочно подчинялась бы польскому государству, а в таком городе не оставалось места для покорённых русинов. Польский король решил строить Львов по совершенным тогдашним строительным технологиям. Не доверяя русам и даже своим, полякам, он пригласил для этой цели ремесленников и строителей из Германии. Таким образом Львов в XIV и XV веках стал фактически немецким, даже акты тогдашнего львовского магистрата велись на саксонском диалекте немецкого языка.
На южной части древней городской территории (Подзамче) был выделен отдельный участок. Здесь была обозначена новая площадь Рынок, которая стала центром нового города. Вокруг располагались жилые кварталы в соответствии с прямоугольным (шахматным) принципом планирования. Весь участок (центра города) был обнесён мощными фортификациями по линии современных проспекта Свободы, улиц Леси Украинки, Подвальной, Братьев Рогатинцев. Сюда переселяли немецких колонистов, которые в скором времени получили здесь абсолютное численное преимущество, они имели определённое влияние на жизнь региона, что и отразилось в местной топонимике, где до сих пор сохранился ряд немецких названий - Замарстынов (Sommerstein), Клепаров (Klopper), Кульпарков (Goldberg) и т.д… Именно на этом участке полностью действовало самоуправление по магдебургскому праву. На Рынке была построена Ратуша, где заседал магистрат (Лава) во главе с войтом. Площадь центра города составляла 36 га, а вместе с укреплениями - 50 га. Это, собственно, и был город.
На остальную территорию Подзамча, где проживала основная часть городского населения, главным образом русины, самоуправление не распространялось. Этот участок находился в юрисдикции королевского старосты, который представлял власть польского короля. Здесь осталось в силе обычное русское право, характерное для сельских общин. Постепенно этот некогда великий район пришёл в упадок.
Отсюда в новые городские кварталы переселяются русины, армяне и евреи, но большинство в центре города составляли немцы. Для армян, как христиан отдельной конфессии, особенно евреев - нехристиан, были выделены отдельные участки. На Армянской улице строится армянский собор Успения Богородицы (Аствацацин), здесь с 1364 года был двор львовского армянского архиепископа, полномочия которого распространялись на всю армянскую диаспору на территории нынешней Украины (кроме Крыма), Молдовы и Валахии. В еврейском квартале (гетто) на улице Еврейской была построена новая синагога. Русины, как и католики, получили право селиться повсюду, в том числе на Рынке, однако их численность там, по сравнению с католиками, была мизерной. Также у русинов не было во Львове православной иерархии. Попытки Казимира III восстановить Галицкую православную митрополию (архиепископию) не увенчались успехом - она находилась в Галиче, который только начинал возводиться из руин, и скоро пришла в упадок.
Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме евреев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в то же время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользоваться привилегиями наравне с другими еврейскими общинами Польши. Переселение во Львов евреев-ашкенази, в частности из Германии, определило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII века во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городская (в еврейском квартале Львова) и предместная. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживавших отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.
В 1370 году умер король Казимир III, который не имел сыновей. По договорённости, его преемником стал король Венгрии Людовик I Великий. Пытаясь отвратить Галицию от польского влияния и присоединить её к Венгерской Короны, он назначил наместником Русского королевства своего сторонника, князя Владислава Опольчика. Владислав Опольчик вёл себя как независимый правитель, однако его власть здесь продолжалась недолго (1372-1378). Несколько лет в Галиции правили венгерские наместники, пока польская дипломатия путём хитроумных комбинаций не добилась того, что новый король Венгрии Жигмонд Люксембург отказался от претензий на Русское Королевство и Галиция окончательно подпала под Польшу, где королём стал Ягайло.
В 1387 королева Ядвига возглавила малопольских рыцарей во время похода в Галицию и присоединила эту территорию к польскому королевству. Горожане Львова приняли Ядвигу без сопротивления.
1387-1772: под властью Польского королевства и Речи Посполитой
Этот период истории Львова характеризовался стремительным развитием. Город лежал на важном участке Великого Шёлкового Пути. Поскольку турки перекрыли путь в Константинополь, а мамлюки изгнали крестоносцев из Леванта, караваны пошли в обход северным направлением через Золотую Орду, которая гарантировала им безопасность, через Сарай-Бёрке до Азова (Тана) и далее в Крым, где был большой город Солхат (Старый Крым). Одновременно поднялись порты Каффы и Солдайи, откуда кораблями товар везли в Монкастро и Килию, а оттуда сухопутным путём через Молдавию во Львов и Краков. Торговая монополия на этих участках принадлежала итальянцам из Генуи, их компаньонами были немецкие купцы из Львова. Львов стал богатым городом, а Польша начала бороться за гегемонию в Центральной и Восточной Европе.
Средневековый Львов имел право на две большие ежегодные ярмарки - на праздники Св. Агнессы и Св. Маргариты (Троицы), продолжавшихся несколько недель. Еженедельно проходили торги.
С 1379 года Львов получил так называемое право склада. Это означало, что все не львовские купцы, везя через Львов любые товары с Востока, или Запада, обязывались в течение двух недель выставлять их в городе на продажу, а что не продали, имели право везти дальше. Конечно же львовские купцы скупали эти товары по демпинговым ценам и таким образом обогащались сами, а вместе с ними обогащался и город. Львовский магистрат старался как можно больше способствовать гражданам. Только член городской общины имел право свободно покупать товары у заезжих купцов, а также продавать эти товары в магазинах. Иностранным купцам было запрещено проводить между собой торговые операции под угрозой конфискации всего товара.
Львов на протяжении всей своей истории был крупным торговым центром и некоторое время самым известным в Европе восточноевропейским городом. На французской географической карте 1492 года из всей Восточной Европы обозначен лишь один город - Leopolis.
Своей исключительной торговой миссии Львов обязан географическому положению оптимального пункта пересечения путей с Востока на Запад и наоборот. В XIV-XV веках купцами были мещане в основном немецкого и армянского происхождения.
С Востока в Европу через Львов традиционно везли драгоценные ткани, ковры, дорогие коренья, пряности, фрукты, с Запада на Восток одежду, оружие, серебряные и золотые ювелирные изделия, кожу.
Львов XIV-XV веков был типичным готическим городом. В 1410-1418 г. центр города был обнесён вторым оборонительным поясом стен с полукруглыми башнями-ронделями, окружавшими город с трёх сторон вдоль линии улиц Гонты, Даниила Галицкого, Подвальной и Валовой, а с западной стороны текла Полтва. Между обоими кольцами стен и вне их вырыты рвы, которые наполнялись водой. Было двое ворот Краковские (северные) и Галицкие (южные). В начале XV в. в западной стене прорубили ещё один небольшой проход - Латинскую калитку, а в восточном стене впоследствии - Русскую калитку. В 1430 году упоминается городской арсенал («Цейхгауз»), встроенный между стенами, который усиливал оборону с восточной стороны. На площади Рынок построена новая Ратуша в готическом стиле с высокой башней, на которой в 1404 году установлены городские часы. В 1415 году открыта городская весовая (где взвешивали товары) на площади Рынок, в 1425 году - «стрижки» (где стригли сукно). В 1425 году возле Ратуши установлен прангер (позорный столб). В течение 1405-1407 годов проведён городской водопровод, которым поступала вода от источников Погулянки к каменному резервуару на площади Рынок. В 1452 году выложили брусчаткой площадь Рынок и главные улицы.
Жилые кварталы в центре города строили по принципу «прусской стены»: дома имели деревянный каркас, а стены были выложены кирпичом. На 1405 год во Львове жило около 10 тысяч населения, из них в центре города - 4-5 тысяч. Население центра города было, в основном, немецким. То же самое наблюдалось и в Кракове. Делопроизводство львовского магистрата велось сначала на немецком языке, в 1450 году переведено на латынь.
На площадь Рынок выходит алтарь кафедрального собора Успения Девы Марии (Латинский собор), построенный в готическом стиле. С 1412 года он стал центром львовского римско-католического архиепископства (основанного в 1375 году в Галиче). Также в центре города было построено несколько костёлов в готическом стиле - костёл Святого Духа, костёл Божьего Тела с монастырём доминиканцев, костёл Святого Креста с монастырём францисканцев, за стеной с юго-востока костёл Св. Андрея с монастырём бернардинцев, несколько часовен. Зато русины имели только одну православную церковь Успения Богородицы на восточной окраине центра города.
С 1382 года известно о городской латинской школе недалеко от Латинской кафедры, с 1375 года - о городском госпитале возле костёла Святого Духа, с 1422 года - о городской патрицианской бане. Около 1404 года за городом, возле костёла Святого Станислава существовал городской госпиталь для больных проказой (лепрозорий), а с 1450 года - госпиталь Св. Лазаря для калек (лазарет) на Каличей горе. С 1445 года известно о городской аптеке, а 1447 года - о городском враче.
Город должен был самостоятельно организовать оборону от врагов. В 1394 году Львов получил пушки от короля Ягайло. На башне Галицких ворот с 1430 года стоял городской трубач (наблюдатель), который должен был предупреждать о приближающейся опасности, с 1490 года переведён на башню Ратуши. Для обучения военному делу мещане в Европе объединялись в Стрелковые братства (конфратрии). Во Львове оно существовало с конца XIV века Его эмблемой было изображение петуха (kurek), от чего за ним закрепилось название Куркового Братства. Мещане обязаны были упражняться в стрельбе из луков и арбалетов. Для этого сбоку от Краковских ворот построен «цельштат», который играл роль тира. Мишень с изображением петуха была установлена за пару сотен метров вдоль рова. Ежегодно на Зелёные святки проходили соревнования стрелков, победителя, получавшего титул «Курковый Король», чествовали процессией через весь город. О празднике «Куркового короля» известно с 1441 года.
Одновременно возрастает независимость львовского выборного магистрата. В противовес традиционному немецкому самоуправлению во главе с войтом, который часто был подвластным королю, рядом с лавой развивается второй выборный орган Совет под руководством бургомистра. Постепенно Рада берёт себе главные административные функции, оставляя Лаве только функции суда. Однако и Совет, и Лава почти исключительно состояли из представителей католической общины.
Среди национальных меньшинств сильнейшей на то время была армянская община. Армяне смогли на основании пунктов магдебургского права добиться собственного автономного самоуправления, хотя и под общим руководством львовского магистрата. Армянскую общину возглавлял армянский войт (правда, в 1469 году магистрат запретил львовским армянам выбирать себе войта и в дальнейшем делами общины ведал его заместитель (эреспохан), который имел меньшие полномочия)[7].
Так же и евреи были организованы в самоуправляющийся кагал, духовным лидером считался раввин. Тогда магистраты в средневековых городах преимущественно негативно относились к евреям, но в противовес им евреям покровительствовал король. Кроме центра города, евреи имели большой кагал на Подзамче вокруг древней синагоги на правом берегу Полтвы, который подлежал власти королевского старосты.
Зато русины всё больше теряли позиции и в городе, и в Галиции. После поражения русских князей и шляхты в войнах Свидригайла польские власти в 1434 году ликвидировала автономию Русского Королевства и превратили его в обычное воеводство Русское. Русская галицкая аристократия постепенно окатоличивается и полонизируется. Русское население в Галиции потеряло даже церковную иерархию - Галицкая православная митрополия подчинялась Киевской православной митрополии, находившейся под властью Великого княжества Литовского в большом упадке. Ко всему, церковная метрополия в Константинополе гибнет под натиском турок. В Галиче остался только управляющий епархии. Около 1475 года её перенесли во Львов в Святоюрский монастырь, управителем которого был игумен.
В центре города русины концентрируются вокруг церкви Успения Богородицы; улицу Соляников, где стояло больше всего домов русских мещан, примерно в 1471 году стали называть Русской. Русины заселяли предместья Краковское и Галицкое, развивающихся за одноимённым воротами, и принадлежавшими к юрисдикции магистрата. Большое количество русского населения проживало на Подзамче, которое принадлежало к королевской юрисдикции. Однако никаких автономных самоуправляемых общин русины во Львове не добились, оставаясь в подчинении магистрата на общих основаниях и не выдерживая конкуренции с католической общиной. На части территории Подзамча даже был выделен квартал «юридики святого Иоанна Крестителя» (известной уже в 1415 году), однако её отдали армянам, которые создали здесь вторую самоуправляемую общину под руководством «армянского войта» (существовала до 1496 года).
Русины, проживающие в Кракове, добились создания русской типографии, где в 1491 году Швайпольт Фиоль напечатал несколько религиозных книг на русском языке. Однако из-за сопротивления краковского католического епископа типография Фиоля быстро пришла в упадок.
В конце XV века фортуна отвернулась от львовских купцов - Турецкая империя усилила свою экспансию на Запад, покорив Крым и Балканы.
Торговые пути прервались. Целые поколения купцов Львова потерпели крушение. Львовский архиепископ в письме к королю фактически оплакивал тогдашнее положение города: «Мещане из богачей сделались нищими. Люди, ещё вчера состоятельные, даже патриции сегодня протягивают руку за хлебом, или ждут смерть в госпиталях». Довершил удары судьбы страшный пожар Львова 1527 года, уничтоживший практически весь город.
Постепенно Львов в новых условиях вновь возвращает себе купеческую славу. До турецкой экспансии львовские купцы через генуэзские и венецианские колонии над Чёрным и Азовским морями обеспечивали всю Европу красной, чёрной икрой и редкой лососёвой рыбой. Потеряв эти источники прибыли львовяне самостоятельно начали в собственных реках и прудах выращивать рыбу, которая становится одним из основных предметов львовского экспорта в Европу. Рыба - свежая, солёная, сушёная стала маркой Львова. Иностранные купцы отмечали: «Львовских щук едят и в Вене, хотя там протекает под семью мостами богатый рыбой Дунай … Львовские щучки стоят большой похвалы, их можно сравнить с теми, которые когда-то ловили между двумя мостами в Тибре и очень ценили римляне».
Вторым важным предметом львовского экспорта был воск. Городская власть берёт под жёсткий контроль качество этого продукта и присваивает ему торговую марку с гербом города - Левик. Насколько качество воска была важно для Львова свидетельствует то, что за его фальсификацию приговаривали к смерти. Львовский воск знали во всей Европе, он доходил до Англии и Испании.
Леса вокруг Львова были чрезвычайно богаты пушниной. Очень ценились в Европе и особенно на Востоке ценные меха волка, рыси, кожи лосей и особым спросом пользовались соболя. Львовский купец Ярош Ведельский только за один 1588 год вывез на экспорт 30 тысяч (!) львовских соболиных шкурок, а мастер Дмитрий - три тысячи шапок собственного производства.
В начале XVI в., одновременно с усилением Польши, которая начинает бороться за гегемонию в Центральной и Восточной Европе, происходит полонизация немецкого населения в польских городах, в частности в среде львовской католической общины. То же происходит и в Кракове. Это сопровождается усилением национального давления на русинов. Львов стал польским городом на границе XV и XVI столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения[8]. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой.
В ответ среди русского населения галицких городов нарастает сопротивление. В 1538 году львовские мещане добились восстановления галицкой православной епископии на Святоюрской горе; епископом стал русский дворянин Макарий Тучапский.
Теперь главными базами русского возрождения в Галичине становятся города, где проживают русские купцы и ремесленники, объединённые вокруг церковных Братств. Влиятельнейшим среди них было львовское Успенское братство, расположенное в центре города. В конце 1572 во Львов прибыл печатник Иван Фёдоров, который организовал на Подзамче частную типографию и издал в 1573 году книги «Апостол»[9] и «Букварь»[10]. Это стало новым стимулом для развёртывания деятельности львовских русских мещан. Оказавшись в Москве, Фёдоров напечатал здесь в 1564 году первую в России книгу «Апостол», но вынужден был бежать от московских преследований. И выбор его остановился на Львове «… всё зло и худшее из худшего сопровождало меня. Но по милости Божией я к богоспасаемому городу, что называется Львов, пришёл. И, помолившись, начал посвящённое Богу дело, чтобы боговдохновенные догматы распространять».
В 1585 году члены Львовского Успенского братства провели реорганизацию Братства. В 1586 году начальную приходскую школу при Успенской церкви преобразовано в гимназию - братскую школу. Следующим шагом стал выкуп типографии И. Фёдорова, которая после его смерти попала в залог к ростовщику. Вокруг Львовской братской школы и типографии сосредотачиваются интеллектуалы - в частности братья Памво и Степан Берынды, Лаврентий и Степан Зизании. В начале XVII они переезжают в Киев, где подготавливают идеологическую почву для Богдана Хмельницкого. В 1700 году православный епископ Иосиф Шумлянский возвестил о присоединении Львовской епархии к грекокатолической церкви.
Одновременно развивается львовская еврейская община в центре города, где учреждена еврейская гимназия - ешива, и армянская община, которая также создала армянскую гимназию и в 1616 году армянскую типографию Ованеса Карматенянца. В 1578 году открывается польская типография во Львове.
Львовская иезуитская коллегия, которая была основана в 1608 году, в 1661 году королевским указом преобразовано в академию, которая стала первым на территории современной Украины университетом (Киево-Могилянская академия стала фактическим университетом около 1670 года).
В 1630 году население Львова достигло 25-30 тысяч чел., он оставался крупнейшим торгово-ремесленным центром на территории современной Украины. Ремесленники были объединены в более чем 33 цеха, где работали мастера 133 профессий. Во Львове строятся храмы и каменные дома, ставшие выдающимися памятниками архитектуры в стиле ренессанса - дома на площади Рынок, новая Успенская церковь на улице Русской, вторая синагога в центре города «Золотая Роза» (была разрушена в 1943 году).
В городе распространяется жилищное строительство типа «бюргергаузен», или, как говорили галичане, мещанские дома - в основном двух-и трёхэтажные дома, прямоугольные в плане, часто с внутренним двором. Логическая, чёткая система распределения помещений хорошо читалась на фасадах: в горизонтальном разделении, ритме окон, акцентах главного входа и балконах с консолями в форме головы льва или листьев аканта. На гладких поверхностях - скульптурные рельефы традиционной античной тематики, а чаще - галицкая купеческая эмблематика: Меркурий, дельфины, рога изобилия как пожелание успехов хозяину-торговцу. В нишах - святые патроны-защитники. Мир и благосостояние символизировали изображения любимых в народе мотивов голубя и голубки, цветов, иногда целых жанровых сцен времён года: пахота в поле - весна, лето - жатва, осень - побелка полотна, зима - свадьба. Часть таких домов сохранилась до нашего времени и удивляет простотой и продуманностью.
Первое почтовое сообщение во Львове (оно же первое на территории Украины) было организовано в 1629 флорентийским купцом Роберто Бандинелли[11], внуком известного скульптора Баччо Бандинелли. Первые постоянные почтовые тракты были организованы в двух направлениях: на Замостье - Люблин - Варшаву - Торунь - Гданьск и на Ярослав - Жешув - Тарнов - Краков. По желанию, посылки отправлялись и по другим направлениям. Курьеры Бандинелли славились своей скоростью. Они довозили почту до городов северной Италии с невероятной на то время скоростью - всего за две недели. Сама почта размещалась в доме № 2 на площади Рынок (палаццо Бандинелли). Со временем, Львовская почта начала постоянно обслуживать и тракт на Каменец-Подольский, войдя, таким образом, в систему королевской почты Польши.
Это был период подъёма города. На площади Рынок, где у входа в Ратушу было установлено каменное изображение льва в 1596 году, толпились купцы из Молдовы, Валахии, Венгрии, Германии, Италии, Турции, России, западноевропейские изделия из металла, зеркала, сукно, бархат, вина, восточные пряности, ковры, шелка́. Было от чего потерять голову. Турецкий купец и путешественник Эвлия Челеби в 1657 году писал:
В благоприятном климате здешних мест девушки такие красивые, что увидев их, одетых в шёлковые разнообразные одежды, солнцеликих, с глазами косули, газели, серны, теряешь голову
Гданьский купец Мартин Грюневег в 1606 году таким образом описал Львов: «Весь скот, который гонят с Подолья и Молдавии в Италию, проходит через этот город. Я объездил пол-Европы, побывал в самых известных городах мира, но в одном не видел столько хлеба. Здесь огромное количество пива и мёда, не только местного, но и привезённого. Вино привозят из Молдавии, Венгрии, Греции. Иногда на Рынке можно увидеть в кипах более тысячи бочек вина. В этом городе, как и в Венеции, на Рынке встретишь людей из всех стран мира в своём наряде: казаков в больших кучмах, россиян в белых шапках, турок в белых чалмах, немцев, итальянцев, испанцев - в короткой одежде. Каждый, на каком бы языке он не говорил, найдёт здесь и свой язык. Город отдалён на много миль от моря, но когда увидишь, как на Рынке возле бочек мальвазии бурлит толпа критян, турок, греков, итальянцев, одетых ещё по корабельному, кажется, будто здесь порт сразу за воротами города»[12].
Львовский советник Иоганн Альнпек писал о тогдашнем Львове: «Этот город в достаточном количестве поставляет целому польском королевству разные шёлковые ткани, ковры и пахучее коренья. Здесь есть всё, что только нужно для человеческого обихода, к тому же здесь несопоставимо низкие цены на продукты, что притягивает в город большое количество людей разных национальностей …»
Львов считался самым большим складом вина в Европе. Вина греческие, кипрские, сицилийские, испанские, которые тогда имели собирательное название мальвазии, тысячами бочек складировались на Рынке и в других местах. Затем вино расходилось по странами Европы и Востока. Тогдашний хронист отмечает, что любой львовянин: купец, врач, аптекарь или ремесленник или торгуют мальвазией, или шинкует мальвазию.
Документы XVII века, называют Львов первым городом Руси и ценным камнем Польской короны. Но вторая половина этого века была несчастная для города. В середине XVII в. для Речи Посполитой, а вместе с ней для Галиции и Львова, начинается длительный период опустошительных войн.
(Читать дальше) Общий вывод - Львов был основан в середине 13 века русским князем Даниилом Галицким (прямым и старшим в роду потомком Владимира Мономаха) и до конца 14 века входил в т.н. Красную (Червонную) Русь. После утраты политической независимости население города еще несколько веков в большинстве своём оставалось русским.