Cтиль русских израильтян. Михаил Шрайбман

Feb 14, 2015 10:52


Cтиль русских израильтян. Михаил Шрайбман




Источник.

Михаил Шрайбман

6 февраля

"В Израиле люди меняются...
.
Однажды, знакомая написала: "Вот с тем человеком (не буду называть жж) можно общаться, человек приятный и интересный, но я тебя предупреждаю, что не стоит обсуждать с ним Ближний Восток. Он в Израиле живет, и как только заходит речь о тамошних делах, он превращается в оратора на фашистском митинге. В Израиле люди меняются."
.
Но почему массы бывших советских педагогов, врачей, музыкантов, инженеров, физиков и лириков превращаются в такое? Почему стиль русских израильтян легко и сразу узнается в инете, будучи маркирован потоками неумелого мата и ультра-правой националистической риторики?
.
Прожив несколько лет в Израиле, составил собственное мнение на этот счет. Должен сказать, что после Израиля люди прежними не остаются, происходит какой-то психический сдвиг, как, наверное, после тюрьмы или армии. Сдвиг бывает разным и я не стану самонадеянно утверждать, что избежал подобного, но, во всяком случае, еврейским нацистом я не стал и антисемитом тоже, а это, в тамошних условиях, большое личное достижение, поверьте...
.
По мнению израильского экономиста Бориса Дубсона, свыше половины мигрантов вынуждены были заниматься тяжелым физическим низкооплачиваемым трудом, стали рабочими, в то время как в странах СНГ многие занимались интеллектуальным трудом. Опустившись на самый низкий уровень социальной пирамиды, да еще подвергаясь грубому унизительному обращению со стороны начальников (часто восточных евреев-сефардов, ненавидящих белокожих европейских евреев-ашкеназов за то, что в свое время сами подверглись дискриминации со стороны польских и русских евреев первых волн алии) бывшие советские врачи, музыканты, инженеры и учителя получили серьезную травму.
.
Эту травму, наверное, можно сравнить с армией или тюрьмой. Предположим, интеллигентный московский или киевский мальчик попал в воинскую часть с гопниками из глубинки, к тому же его начальник - точно такой же гопник. Ни родной скрипочки, ни родных занятий по математике или литературе ему тут не светит, а светят ему в самом лучшем случае унижения и грубый физический труд. Причем, если молодой человек происходящее может рассматривать, как новый жизненный опыт, тяжелый, даже гнусный, но все-таки временный (ибо есть возможность освоить новую профессию, знания, просто пережить все это), то для человека взрослого, пожилого, имеющего трудности с языком, эта каторга - до конца его дней.
.
Каково же, пересев из кресла врача или из оркестровой ямы, в настоящую яму, которую надо рыть, еще и выслушивать ежедневно расистские оскорбления со стороны израильтян? Особенно, имея при этом семью, детей, жену, возвращаться к ним с работы каждый день домой и смотреть им в глаза? Добавим, что физический труд сам по себе тяжел, но не унизителен - это понимали, например, первые кибуцники. Но у русских евреев, часто воспитанных в высоколобом презрении к физическому труду, он воспринимается, как унижение.
.
Прибавим сюда, что и такая работа остается временной, ее легко теряешь, а прочных связей в трудовом коллективе обычно не возникает. Израиль перешел к массивному ввозу трудовых мигрантов из Восточной и Юго-Восточной Азии. Китайцы, филиппинцы и т.п. готовы работать лучше и за меньшую плату рыть землю, а значит растет угроза потери рабочего места - даже настолько гнойного. Жить-то как-то надо: как бы ни была плоха работа, ее отсутствие - еще хуже. Вот и приходится держаться за то, что есть, и благодарить начальника - подонка, расиста и ничтожество - за то, что дал работу, хотя он все время норовит тебя обмануть, обсчитать.
.
Прибавим сюда, что Израиль - скандальная, нервная страна, что легко объяснимо ее особым положением. Постоянные военные конфликты, милитаризм и расизм, страна, где слово "араб" является, фактически, ругательством (как слово "еврей" в позднем СССР), традиционная хуцпа (наглость) - все это черты любой колониальной культуры, основанной на экономическом и военном вытеснении местных жителей и на этнических чистках.
.
На выходе получаем особую едкую смесь.
.
Люмпенизация, потеря квалифицкации, социальной стабильности, размывание прочных трудовых коллективов, столкновение различных этнических групп в результате постоянных перемещенний капиталом рабочей силы, скатывание на самое дно социальной иерархии... все эти явления, вообще характерные для современной неолиберальной экономической модели. Весьма часто (хотя и не обязательно) все это порождает ультра-правые настроения. Протест агрессивных атомизированных, покалеченных жизнью одиночек - обычно протест фашистский, ультра-правый. Не имея опоры в товариществе коллектива, где работники годами притирались друг к другу, теряя уверенность в себе, свои профессиональные навыки, люди превращаются в асоциальных варваров. Даже Франция правеет. А уж в такой-то агрессивно-правой среде, как израильская...
.
Психика начинает формировать механизмы защиты. Например, происходит идентификация с агрессором (интроекция). Так, некоторые солидаризируются с угнетателями, отвергая "позорную" идентичность угнетенной группы: "Я - израильтянин, ивритоговорящий, а русские олимы (мигранты) сами во всем виноваты... Я - эстонка, и мои дети будут говорить только по-эстонски, к России мы никакого отношения не имеем... Я - почти белый, не негр, я выбеливаю волосы, у меня почти совсем светлая кожа... Я - немец, забудьте вы, наконец, о нашей еврейской бабушке, в моем доме запрещаю говорить на этом вашем диком жаргоне... как вы там его называете, идиш?" Естественно, говорящий все это, станет ярым патриотом своей новообретенной родины.
.
Но и такой путь подходит только части людей. Не все способны усвоить язык, например. Чем человек старше, тем это труднее.
.
Парадоксально, но чем более явной оказывается неудача интеграции одинокого индивида в ксенофобное общество, чем очевиднее провал идентификации с агрессором, тем сильнее разгорается патриотическое пламя. Ведь можно почувствовать себя патриотом больше, чем местные, состязаясь с ними в ненависти к жертвам колонизации (в данном случае к арабам) и в любви к государству, и, тем самым, обеспечить себе мнимое превосходство. "Да я за родину умру! Депортировать эту нечисть с нашей еврейской земли! Тут должны жить только евреи! Местные политиканы надоели со своими либеральными розовыми соплями, продадут они Израиль, проклятые гуманисты. Вот дали бы нам разобраться, вот мы бы...."
.
Надо ли говорить, что для правящей элиты все складывается превосходно, лучше не придумать, по очевидным причинам - ведь для любой власти нет кошмара страшнее, чем объединение многонациональных социальных низов.
.
P.S.
Данные Бориса Дубсона относятся к концу 90х- началу 00-х гг. Со временем положение, конечно, меняется. Часть людей просто покинула Израиль, перебравшись в другие страны, многие вышли на пенсию. Их дети, получив университетское образование, нашли работу в современном секторе израильской промышленности, в науке и в хайтеке. Это повлияло на людей и картина стала меняться. И все же, многое из сказанного выше остается верным и сегодня."

Добавить этот блог в друзья


Фейсбук

Твиттер

дискриминация, Израиль, русскоязычные, алия, ксенофобия, общество, патриотизм, фашизм, эмиграция

Previous post Next post
Up