Оригинал взят у
spieler2000 в
Мирный план Дани Даяна Это очень правильный план, но, к сожалению, текст был только по-английски. Не удержался и перевёл его на русский язык.
Смелый план: Мирное неурегулирование
Сейчас возник вакуум, который должен быть заполнен смелым израильским предложением, для улучшения жизни палестинских арабов в Иудее и Самарии.
Провал Плана Керри поставил Израиль перед серьёзным вызовом. Лично я, само собой разумеется, никогда не верил и не поддерживал такого рода подходы, но нельзя отрицать тот факт, что этот план представлял некую перспективу, хотя и ложную, для многих израильтян и палестинцев, а также представителей международного сообщества.
Как бы то ни было, полный провал американской инициативы привёл даже этих людей к пониманию, что на настоящий момент этот конфликт не имеет политического решения. Такое разочарование привело к пониманию того, что впервые за десятилетия, и по крайней мере от времени Ословских соглашений, ни у кого нет серьёзного плана, способного привести к результату в течение приемлемого отрезка времени. Возник недостаток решений, и эта пустота, в противоположность привычному «правому» подходу, является сейчас проблемной.
Этот вакуум должен быть заполнен смелым израильским предложением, направленным на улучшение жизни палестинских арабов в Иудее и Самарии. Тот факт, что сейчас невозможно достичь прогресса дипломатическим путём, подкрепляет необходимость продвижения в человеческом измерении. Ясно, что палестинским арабам полагается резкое и немедленное улучшение качества жизни и это вполне достижимо. Это тем более верно в виду того факта, что никакого достижимого решения конфликта в ближайшее время, сейчас не просматривается.
Израиль должен предложить смелый и солидный план действий в направлении улучшения и нормализации каждого аспекта повседневной жизни в Иудее и Самарии и прав человека в частности, покуда такие изменения никак не будут вредить безопасности государства. Я имею в виду «безопасность» в самом прямом смысле. Израилю и израильтянам пришло время преодолеть травму, нанесённую второй Интифадой. Израильтяне не могут продолжать жить в условиях психологической осады, применяя к палестинцам чрезмерно широкие и обременительные ограничения из-за гнусных террористических актов, совершенных почти десять лет назад...
Израильский план должен включать далеко идущие шаги, от снятия антитеррористического разделительного забора, до приведения в порядок лагерей беженцев в Иудее и Самарии, в сотрудничестве с международным сообществом. Палестинцы получат полную свободу передвижения и возможность вернуться к работе на израильском рынке труда - и не только ручного. Будет принят комплексный план для увеличения подушевого дохода палестинцев, гражданские дела уже не будут вестись военными властями, палестинцы должны войти в состав комитетов по планированию и строительству, одинаковые правовые нормы будут применяться по обеим сторонам Зелёной линии, будет усилено управление палестинской автономии.
Конечно, план должен претворяться постепенно и осторожно, с возможностью иногда сделать шаг назад и с постоянным прицелом на конечную цель - максимальную нормализацию жизни в Иудее и Самарии. Как мне видится, лидеры страны, начиная от премьер-министра и министра обороны, должны действовать так, будто перед ними постоянно висит вопрос: Что мы сделали сегодня, чтобы обеспечить палестинским арабам более достойное качество жизни?
Основным условием для реализации этого плана должно быть ведение оборонной политики по принципу «нулевой терпимости к насилию». Свобода движения для палестинцев не должна привести к снижению израильской военной активности в зонах А и Б. На самом деле всё будет ровно наоборот. Само собой разумеется, что «нулевая терпимость насилия» будет действовать для обеих сторон - всевозможные «акции возмездия»(«таг мехир») должны быть искоренены раз и навсегда, и чем раньше тем лучше.
Я понимаю, что мой план вызовет жаркую критику в некоторых кругах, и несложно предугадать что будет сказано. Не буду извиняться. Ни одна из сторон не имеет право монополизировать своё понимание человеческих чувств и уважения прав человека. Моя личная позиция, что между Иорданом и Средиземным морем должна быть только одна держава - Израиль. Но моя позиция не имеет отношения к этому плану - по сути ни один окончательный вариант политического решения тут не годится.
Стремление и нужда к резкому улучшению качества жизни в Иудее и Самарии не противоречит ни видению «Большого Израиля», ни подходу на основе «двух государств для двух народов». Все партии могут, а по моему мнению - должны - всем сердцем поддержать этот план. Какой бы политический расклад ни сложился в итоге, лучшие и правильные условия повседневной жизни в иудее и Самарии остаются необходимыми предпосылками для решения, независимо от того, с какой стороны вы смотрите.
Важно отметить, что этот план представлен мной лично и необязательно представляет взгляды Совета поселений или какой-либо иной организации.
Принципы плана:
• Свобода передвижения - Демонтаж разделительного барьера
Израиль постепенно снимет все ограничения передвижения, которые сейчас действуют для израильтян и палестинцев. Поначалу будут убраны ограничения передвижения, действующие на территории Иудеи и Самарии, включая барьеры, пропускные пункты и ограничения, наложенные военными приказами, а евреи и палестинцы смогут свободно передвигаться по всем дорогам. Во время второй фазы, палестинцы будут допущены в еврейские города иудеи и самарии и за «Зелёной линией», т.е. ворота в разделительном барьере будут открыты для свободного проезда, пока вслед за тем сам барьер не будет полностью демонтирован и убран.
Свобода передвижения будет также предоставлена для поездок палестинцев за границу - Израиль обеспечит быстрый и удобный путь от Иудеи и Самарии к международным аэропортам Израиля и Иордании.
Разумеется, евреи также будут иметь полную свободу передвижения. Хотя это и зависит не только от Израиля, должны быть предприняты действия для закрепления права евреев свободно и безопасно ездить в Хеврон, Шхем и другие места Иудеи и Самарии.
• Свобода трудоустройства
Прямым следствием свободы передвижения палестинских арабов, живущих в Иудее и Самарии, будет их выигрыш от возможности получить работу в Израиле. Это взаимовыгодный интерес. Сегодня нет удовлетворительной причины того, что Израиль вынужден приглашать десятки тысяч зарубежных работников со всего глобуса, тогда как десятки и сотни тысяч живущих среди нас палестинских арабов, борются чтобы заработать на жизнь.
Палестинцы должны вернуться в города Израиля, но не только в качестве рабочих. Израиль должен предпринять согласованные усилия, чтобы поощрять включение палестинских учёных в развитые отрасли: инженер из Рамаллы может и должен иметь возможность работы в Тель-Авиве, а палестинские арабы (в дополнение к арабам израильским) - доктора - работники израильских больниц будут самым обычным делом. И наоборот, даже если сейчас это не представляется не более чем фантазией, израильские учёные будут работать в палестинских городах Иудеи и Самарии - на фабриках, в больницах и научных заведениях.
Свобода передвижения и свобода трудоустройства также означает свободный эскпорт и импорт для палестинцев, без задержек и ненужных ограничений. Израиль должен снять большинство препятствий и задержек, которые сейчас препятствуют палестинским импортёрам и экспортёрам. Нет причин чтобы груз, назначенный в Шхем, был на несколько дней задержан в Ашдодском порту, или контейнер из Хеврона неделю бы стоял на пропускном пункте Таркумия по пути в Европу.
• Рост подушевых доходов палестинцев
Свободное трудоустройство, лишь один, хотя важный и необходимый шаг в общем пути, на который должен встать Израиль для того чтобы повысить подушевые доходы палестинцев. Израиль вместе с международным сообществом должен принять практические меры для всестороннего улучшения водопроводной и канализационной инфраструктуры, системы транспорта, образования, здравоохранения и пр. в Иудее и Самарии. Цель: сократить до минимума разрыв по уровню развития инфраструктуры в израильском и палестинским обществе.
Например, если сегодня Израиль великодушно позволяет обеспечить лечение по гуманитарным соображениям в рамках своей развитой системы здравоохранения, целью является столь резкое улучшение палестинской системы здравоохранения, чтобы в большинстве подобных случаев лечение они бы могли провести самостоятельно.
Более того, Израилю следует основать как минимум пять совместных индустриальных парков на территории Иудеи и Самарии. Главной целью будет не построить принадлежащие Израилю новые заводы, а выстроить принадлежащие палестинцам новые значимые отрасли в рамках совместных индустриальных парков. Это и экономически, и символически важно.
• Гражданская, а не военная администрация
Израильская гражданская администрация будет состоять не из военных, а из гражданских. Пятидесятилетний палестинец не должен обращаться к солдатам и офицерам, которые вдвое моложе его. Гражданская администрация должна брать на работу опытных людей, которые прекрасно понимают, что их работа в том, чтобы эффективно и вежливо обслуживать палестинское гражданское население.
Создание совместных арбитражных судов для решения гражданских споров; включение палестинцев в комитеты управления планированием и строительством.
Совместные израильско-палестинские суды будут созданы в Иудее и Самарии, чтобы выслушивать и решать гражданско-правовые споры, в том числе по владению землёй. Это позволит проводить чрезвычайно сложные судебные разбирательства, но внесет значительный и подлинный вклад в сглаживание враждебности, которую ощущают палестинцы по отношению к израильскому управлению и, отсюда имеет решающее значение.
Еще до создания совместных судов, палестинские арабские жители будут включены в качестве полноправных членов в работу комитетов гражданской администрации по планированию и строительству, которые будут решать вопросы строительства в арабских городах.
• Применение единых правовых норм по обе стороны Зелёной линии
В принципе, неприемлемо, что в Иудее и Самарии действуют иные правовые нормы, чем те, которые применяются на другой стороне зеленой линии, в частности, в отношении к сфере наказаний. Закон, применяемый к шестнадцатилетнему палестинцу из Иудеи и Самарии, пойманному за бросание камней, должен применяться также и к шестнадцатилетнему еврею в Иудее и Самарии бросавшему камни. А также и к любому другому шестнадцатилетнему юноше любой этнической принадлежности, совершившему то же преступление внутри зеленой линии. Нет никакого практического или морального оправдания для введения разных правовых норм для палестинских арабов и израильтян.
• Укрепление управления Палестинской автономии
Несмотря на резкую критику поведения Палестинской администрации на дипломатическом фронте и наше глубокое отвращение к методам подстрекательства, которые она избрала, не в интересах ни одной из сторон ослабить или распустить палестинские механизмы гражданского самоуправления, которые действовали самостоятельно последние двадцать лет. В своей обоснованной политической борьбе с Палестинскими властями, Израиль не разрушать повседневную жизнь палестинцев в районах А и В.
В этом контексте Израиль должен воздержаться от задержек возврата различных налоговых платежей Палестинской Автономии, укрепить механизмы взаимной координации в различных областях, влияющие на качество жизни жителей, и вообще принять всяческие меры, которые бы способствовали эффективной работе гражданских институтов Автономии.
• Хеврон в качестве символа
Возрождение еврейской общины в Хевроне - важнейший сионистский шаг и право и обязанность поддерживать и развивать еврейское присутствие здесь - неоспоримы. И без расхождения с этим однозначным утверждением, именно Хеврон должен служить символом новой и смелой политики Израиля. Также как и во всем регионе Иудеи и Самарии и Израиле в целом, все уродливые барьеры и препятствия, которые ограничивают передвижение как еврейских, так и арабских жителей Хеврона - должны быть убраны. Весь Хеврон целиком будет успешно открыт для всех: палестинские арабы больше не будут подвергнуты жестким ограничениям передвижения, введенным многие годы назад в целях обезопасить еврейскую общину, которая больше не будет вынуждена держаться в закрытом гетто.
• Расселение лагерей беженцев
Сейчас, через 66 лет после их создания, пришло время тщательно и решительно обустроить жизнь в лагерях беженцев в Иудее и Самарии. Неприемлемо, что четвертое и пятое поколение беженцев продолжает жить в условиях крайней нищеты, в обстоятельствах, невозможных для жизни в 21 веке. Жители лагеря должны быть обеспечены подходящим жильём, работой, медицинским обслуживанием и, конечно, образованием.
Расселение лагерей беженцев в Иудее и Самарии - проект, который Израиль не может взять на себя сам, по многим причинам, в том числе политическим. Этот проект будет продвигаться вперёд несмотря на ожесточенное сопротивление палестинцев, а также международных организаций, таких как UNRWA (агентство ООН по делам палестинских беженцев), которая до сих пор являла полную несостоятельность в решении этой задачи, и совсем не случайно.
Тем не менее, мы должны держаться этой цели - расселения лагерей беженцев - и упорно, чтобы оно произошло. Невыносимо сотням тысяч людей в Иудее и Самарии продолжать сознательно жить в бедности и безработице, что приводит к разочарованию и росту насилия, быть пленниками политических обстоятельств, которые остаются неизменными в течение почти семи десятилетий, и не видно никаких признаков их изменения в будущем.
Как было отмечено ранее, этот план основан на предпосылке, что в отсутствие политического решения в настоящий момент, палестинцы, конечно, по-прежнему имеют право жить достойной и заслуженной жизнью. Эта же мысль справедлива и для жителей лагерей беженцев.
Оригинальный текст по-английски