Волтерс Р. Специалист в Сибири / Пер. с немецкого
Д. Хмельницкого. - 2-е изд. - Новосибирск: Издательство «Свиньин и сыновья», 2010. - 260 с.: ил.
Книга о жизни и работе в СССР, написанная немецким архитектором Рудольфом Волтерсом, приглашенным в 1932-33 г. в Новосибирск для проектирования железнодорожного вокзала. Автор рисунков архитектор Хайн Лаутер, друг Волтерса, работавший в СССР в группе Эрнста Мая.
Первое издание на русском языке стало библиографическим дефицитом (во всяком случае в среде читающих новосибирских архитекторов). Сегодня был рад увидеть на полках книжного магазина
второе издание этой книги, и по традиции взял парочку «на презенты».
За прошедший год
моё отношение к этой книге не изменилось: отличные жизненные наблюдения, отличные описания профессиональных процессов, отличный язык, отличный перевод. Классная книга.
Как ценителя меня порадовало то, что во втором издании обложка потеряла паразитический блеск, а на корешке появилась надпись. И, конечно, досадная промашка с портретом была исправлена.
И вот ещё, в тему, довелось прочитать заинтриговавшие дневники поездок этого же архитектора по Советскому союзу в годы войны, изданные в составе сборника «Правда Виктора Суворова. Окончательное решение».
Воспоминания архитектора Волтерса об инспекционных поездках по о занятым немцами советским территориям в 1942-43 гг. в качестве высокопоставленного сотрудника организации Тодта, занимавшейся строительством на оккупированных Германией территориях.
Правда Виктора Суворова. Окончательное решение - М.: Яуза-пресс, 2009. - 480 с.
В этих дневниках действительно о Советском союзе больше чем в книге «Специалист в Сибири», и, местами,
совсем не лестно.
Весь комплекс, плотина и электростанция был запроектирован немцами, оборудован частично американцами, и построен при их консультациях и русском руководстве. В деталях работа скверная. Железобетон уже внешне производит плохое впечатление; арматура местами свисает из бетона, на необработанной поверхности которого там и тут уже 10 лет держатся куски деревянной опалубки. Пульты управления и прочие электрические устройства, - как рассказывает нам ведущий электро-инженер, - таковы, что в Германии их оценили бы как самую плохую ученическую работу.
Вечером мы переправляемся на пароме через реку, чтобы посмотреть город Запорожье. Здесь тоже безысходная картина нового русского города из цемента. Ясно видна разница между работами Мая и работами русских. От «вещественности» русские скоро отказались, и обратились к доморощенному классицизму, который здесь дал очень странные побеги. Античные формы часто до неузнаваемости изувечены или применены без всякого понимания...
4 июня 1942
А местами, охватывают смешанные чувства.
В 8:30 отъезд из Сталино. Легкий дождь прекращается. Через Макеевку, один из крупных промышленных городов региона Сталино, мы едем на Сугрис , где осматриваем одну из самых больших в Европе угольных электростанций. Разрушения, устроенные здесь русскими, первоклассны. Котельные установки разрушены почти полностью, остальные машины - частично. Взрывные устройства, установленные на мощных валах и могучих цилиндрах, разорвали все на куски. Трудно поверить глазам.
19 октября 1942
Волтерс Р. Дневники 1942-43 гг. / Пер. с немецкого и комментарии
Д. Хмельницкого. / / Правда Виктора Суворова. Окончательное решение - М.: Яуза-пресс, 2009. - 480 с.