Папа, мама, сын и внук

Jan 02, 2025 15:14

Продолжаем смотреть галерею русских царей в Архангельском музее

Портрет папы я уже фотографировал на московской выставке в Манеже, ссылку на тот пост давал, но еще раз дам

https://oshanbo.livejournal.com/255351.html?utm_content=https:%2F%2Foshanbo.livejournal.com%2F255351.html&memorable_prompt=1&lang=ru&utm_medium=email&utm_source=ThisDayDigest

С прижизненными изображениями у сына тоже как-то не очень было, а вот у внука уже лучше. Во-первых, появились иконы с предстоящими, например, икона «Кийский крест с предстоящими». Во-вторых, в 1670-х годах уже и парсуны развивались, портреты Алексея Михайловича писали мастера оружейной палаты, если верить интернету, то они должны быть и в Историческом музее и в Тульском музее. (Интересно, я в Туле был, может, мне этот портрет попался под объектив? Надо посмотреть будет)

Вот портреты его детей точно существуют. И Федора Алексеевича, известная парсуна, про Петра Алексеевича вообще молчу!

Интересно, что в музее у каждой картины есть подробные таблички, но они посвящены изображенным историческим фигурам. Так что зал посвящен скорее истории России, чем собственно изобразительному искусству



22. Неизвестный художник. Портрет патриарха Филарета Никитича (1554 (5?) - 1633)

Холст, масло
Годы жизни художника: II половина XVIII века

Федор Никитич Романов (1554 (5?) - 1633), отец царя Михаила Федоровича,племянник царицы Анастасии Романовны, жены Иоанна Грозного, двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича. В 1590 году женился на Ксении Ивановне Шестовой из рода Морозовых.
Фёдор Никитич был одним из самых знатных и богатых людей государства. В молодости отличался красивой внешностью, слыл в Москве лучшим наездником и первым щеголем. Начал службу при царе Иване IV. Участвовал в военных походах царя Фёдора - в Дворовом полку. Получив в 1586 году боярский титул, он занимал ряд высоких государственных должностей. После смерти царя Фёдора Иоанновича, считался первым претендентом на престол. В 1600 году попал в опалу и по приказу Бориса Годунова вместе с женой принял постриг под именем Филарета. Был разлучён с семьёй и сослан в Антониево-Сийский монастырь. После воцарения Лжедмитрия I Фёдор Никитич был возведён в сан митрополита Ростовского, но не оценил благодеяния самозванца и всемерно содействовал его свержению. Лжедмитрий II возвел Филарета в патриархи. В апреле 1611 года Филарет отправился во главе посольства к польскому королю Сигизмунду на переговоры о занятии его сыном русского престола. Во время этой миссии был пленен и пробыл в Польше долгие восемь лет. После возвращения Филарет был возведён в патриархи Всея Руси и фактически являлся соправителем сына, царя Михаила Фёдоровича. В государственных грамотах того времени обыкновенно писали: «Государь царь и великий князь Всея Руси Михаил Фёдорович и великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и Всея Руси указали...»

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




23. Неизвестный художник. Портрет великой старицы Марфы Иоанновны

Холст, масло
Годы жизни художника: II половина XVIII века

Шестова Ксения Ивановна (? - 1631), в иночестве Марфа, мать царя Михаила Федоровича. Происходит из знатного рода Морозовых. В 1590 году вышла замуж за Федора Никитича Романова (патриарха Филарета), двоюродного брата царя Федора Иоанновича. В 1600 году при царе Борисе Годунове, который боялся за свою незаконную власть и видел в Фёдоре Романове основного соперника в борьбе за русский престол, вместе с мужем была пострижена в монахини, разлучена с детьми и сослана в Толгвуйский погост Онежского уезда, с именем Марфы.
После воцарения Лжедмитрия вернулась из ссылки и поселилась с детьми в Москве. В 1610 - 1612 пережила тяготы осадного времени. В ноябре 1612 года с сыном Михаилом поехала в село Домнино Костромского уезда, где находилось имение Романовых. Именно от них отводил поляков в лесную глушь Иван Сусанин. После этих событий Марфа с сыном перебрались в Ипатьевский монастырь. Здесь узнала об избрании Михаила царем. Сначала была категорически против воцарения сына, но после длительных просьб благословила его на царство.
Она была женщиной с сильным характером, которая оказывала большое влияние на своего сына, вступившего на престол в шестнадцатилетнем возрасте.
До возвращения Филарета из польского плена активно помогала Михаилу править государством.
В последние годы жизни была игуменьей Вознесенского монастыря в Кремле и покровительствовала всем опальным царицам.

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




24. Неизвестный художник. Портрет царя Михаила Фёдоровича (1596 - 1645)

Холст, масло
Годы жизни художника: II половина XVIII века

Михаил Фёдорович (1596 - 1645), первый царь из династии Романовых. Сын боярина Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (старицы Марфы). В 1613 году избран на царство Земским собором.
Главной заботой нового государя стала ликвидация последствий Смутного времени. В феврале 1617 г. в деревне Столбово (близ Тихвина) им был заключён «вечный мир» со Швецией, по которому Россия вернула Новгород, Старую Руссу и другие города, но лишилась выхода к Балтийскому морю. В 1618 заключено Деулинское перемирие, а затем (1634) и «вечный мир» с Речью Посполитой. По условиям перемирия был освобождён из плена отец царя Михаила - патриарх Филарет. За Польшей остались смоленские, черниговские и новгород-северские земли.
Возобновились дипломатические и торговые отношения со многими иностранными государствами. Началось освоение Сибири, появились заводы для литья пушек, стекольный завод в Москве. Активизировалась деятельность Земских соборов - высших сословных учреждений, которые рассматривали важнейшие общегосударственные вопросы.
Из-за слабого здоровья Михаила Фёдоровича главную роль в управлении государством в 1619 - 1633 годах принял на себя патриарх Филарет.
Был женат дважды. Первый его брак был бездетным. От второй жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой имел десять детей, в том числе будущего царя Алексея Михайловича.
Изображён в торжественном костюме «большого наряда», бармы (оплечье) и полы которого расшиты жемчугом и драгоценными камнями, в руках царские регалии - держава и скипетр

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




25. Неизвестный художник. Царь Алексей Михайлович (1629 - 1676)

Холст, масло
Годы жизни художника: II половина XVIII векаАлексей Михайлович (1629 - 1676), русский царь с 1645 года. Сын царя Михаила Фёдоровича и царицы Евдокии Стрешневой.
В годы его правления усилилась централизация власти, в 1649 году появилось «Соборное уложение» - первый полный свод законов Российского государства, окончательно оформивший крепостное право. Алексей Михайлович возвращает Смоленскую и Северскую землю, продолжает осваивать Сибирь и Дальний Восток. При нем были основаны Нерчинск (1658), Иркутск (1659). Важнейшим событием во внешней политике стало объединение России с Украиной (1654).
Из событий царствования Алексея Михайловича следует отметить Крестьянскую войну под предводительством Степана Разина (1670 - 1671) и церковную реформу, проводимую с 1652 года патриархом Никоном, вызвавшую раскол Русской православной церкви на господствующую и старообрядческую.
Алексей Михайлович был человеком образованным, знал иностранные языки, имел большую библиотеку, питал любовь к чтению, обладал художественным вкусом. под его руководством построили замечательный дворец в селе Коломенском, создавались красивые пруды, оранжереи, сады в Измайлове, где был и первый в России зоопарк. Ещё в одном поместье под Москвой, Преображенском, царь учредил первый в России театр. Был женат на Марии Ильиничне Милославской, от которой имел тринадцать детей, в том числе будущие цари Фёдор Алексеевич и Иван V, а также будущая правительница Софья.
После смерти Марии в 1669 году Алексей Михайлович женился на Натальне Кирилловне Нарышкиной, матери будущего царя, впоследствии первого императора России Петра I.
Изображен в торжественном костюме «большого наряда» бармы (оплечье) и полы которого расшиты жемчугом и драгоценными камнями, в руках царские регалии - держава и скипетрФото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




Архангельск

Previous post Next post
Up