Вчера давал текст со стенда на выставке в Музее Востока. У предшественников догонов подголовники были погребальной принадлежностью. А сейчас, как я понял, стали просто культовой принадлежностью. Да и «туристический рынок» не надо сбрасывать со счетов.
Еще интересно, что для некоторых фигурок известен их автор!
3. Жюстен (Сейду) Гиндо. Подголовник
Догоны. Деревня Энде (Endé),сельская коммуна Кани Бонзони (Kani Bonzoni), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. Ок. 2005 г.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Жюстен (Сейду) Гиндо являющийся хранителем культурной традиции деревни Энде, прекрасно знаком с искусством теллем, поэтому подражания теллемским художественным произведениям нередки в его творчестве
Фото 21 февраля 2021 года
А)
Б)
4. Подголовник
Догоны. Деревня Йабаталу (Yabatalou),сельская коммуна Кани Бонзони (Kani Bonzoni), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. 1963 - 1972 гг.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Подголовник выполнен в традиции искусства теллем и визуально выглядит как предмет весьма преклонного возраста (заметная дегидратация древесины, трещины по поверхности и т.д.), но внешний облик обманчив: результаты радиоуглеродного анализа показывают, что подголовник был создан в 1970-е гг.
(Датирование методом радиоуглеродного анализа)