Меня эта картина заинтересовала нотами еще в Лиссабоне. Просто интересно стало - это какие-то конкретные ноты? Порылся в интернете. Ответ - да, реальное произведение. Франсуаза-Клод-Мари-Розали Кампань, псевдоним Мадемуазель Дюплан (Françoise-Claude-Marie-Rosalie Campagne (called Mlle Duplant)) - оперная певица. Она прославилась своей партией в опере Пиччинини «Атис». Именно эти ноты и лежат на пюпитре на клавесине.
Интересно, что недавно совсем читал книгу о композиторе Глюке, великом реформаторе оперы. Наерняка те, кт хотя бы немного знают об опере, слышали о «войне Глюкистов и Пиччинитов». Пушкин, например, слышал
Что говорю? Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
...
О, никогда! - ниже, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Ниже́, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным...
Вот автор Атиса и есть тот самый Пиччинини. Кстати, сами композиторы друг против друга ничего не имели, воевали их фанаты. А Дюплан пела не только в операх Пиччинини, но и в Ифигении в Авлиде Глюка, первой из революционных (в музыкальном смысле революционных) опер Глюка, была первой исполнительницей роли Клитемнестры. (Или первой все-таки Орфея считать?) А портрет, скорее всего, ретроспективный, у Глюка певица пела примерно в начале 1770-х, а портрет 1793 года.
А портрет Гульбенкян приобрел в 1921 году в Нью-Йорке
41. Vincent, François-André. Retrato de Mademoiselle Duplant, 1793
Vincent, François-André. Portrait of Mademoiselle Duplant
Vincent, François-André: 1746- 1816
France
Oil on canvas
Inv. 264
Фото 6 апреля 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент