Выставка небольшая, пара комнат, в самом конце второго (это тот, который первый :), на который от кассы и гардероба поднимаешься), после залов Индии. Если я правильно помню, то там раньше Рерих был, а сейчас Рерих совсем на ВДНХ переехал. Никогда, кстати, в этих комнатах выставок не видел.
Я уже писал, что в Музее Востока исламской культуры мало. Здесь тоже была представлена не столько исламское искусство, сколько быт народов. Посуда, костюм, немножко мебели и очень много украшений. Сегодня покажу пару посудин и музыкальный инструмент саринду. Завтра постараюсь костюм показать. Подробнее о народах под катом, это со стендов выставки перенесено.
С музыкальным инструментом сариндой вообще интересно было. В Москве есть музейно-усадебная олимпиада для школьников, больше, конечно, родители с младшими школьниками ей балуются. Музей готовит квест, надо бегать по залам и отвечать на вопросы. И саринда попала в один из вопросов. В итоге примерно раз в пять минут в зал выставки прибегали дети и искали этот инструмент, его название и было ответом на вопрос квеста. Напоминало это нескончаемое паломничество. Дети с родителями или без (школьные классы тоже были) влетали в зал, смотрительницы и охранники тут же их ориентировали (просто в интересах безопасности экспозиции, разнесут же все в исследовательском порыве). Дети (и взрослые тоже) на пару минут замирали благоговейно перед инструментом (Вау! Это саринда!) потом царапали ответ в листочке с квестом и бежали дальше. Саринда скромно купалась в лучах славы, делая вид, что такое внимание ей совсем неинтересно.
Еще одним вопросом квеста, кстати, был: с кем боролся Хануман в индонезийском зале. Если мои посмотрите - на него тоже ответите!
1. Первый зал выставки
Фото 5 октября 2019 года
Со стенда в музее:
Горцы Восточного Гиндукуша
На протяжении тысячелетий через перевалы и ущелья горной системы Гиндукуш, пролегающей между Афганистаном и Пакистаном, проходили пути миграций, завоевательных походов, торговли. Благодаря этому здесь сформировалась пёстрая общность различных народов с собственной языковой и культурной средой, а узкие теснины рек веками надёжно защищали малые народности различного происхождения от истребления и ассимиляции. Удивительно долго в труднодоступных районах сохранялась самобытная традиционная культура, о таинственных носителях которой в XIII веке упоминал Марко Поло: «Тут особенный язык. Народ идолопоклонники, молятся идолам, цветом черны, знают много заговоров и колдовства».
К 1896 язычество в регионе было почти искоренено, однако часть местных традиций пережила исламизацию: так, резные орнаменты порой содержат завуалированные антропоморфные и зооморфные образы. Взаимодействие в одной среде пуштунов, таджиков, дардов, нуристанцев и памирцев привело к формированию уникальной художественно-эстетической среды. Их представления об устройстве вселенной и древнейшие обычаи получили выражение в украшении жилищ, мебели, посуды, в костюме.
Первый зал выставки посвящен пуштунам и таджикам - крупнейшим народам Афганистана, за века вбиравшим в себя малые этнические группы. Лишь природные преграды замедляли распространение их языка и культуры. Пуштуны издревле были воинами и скотоводами, кочевали и сражались на огромной территории между Ираном и Индией и в итоге создали современную афганскую государственность. Таджики населяли города, возделывали землю, торговали.
Во втором зале представлены дардские и нуристанские народы, реликты ранних волн заселения Пригиндукушья, долгое время сохранявшие аутентичные верования. В прежние времена соседи-мусульмане именовали область их проживания Кафиристан - «страна неверных». Сегодня крупнейший дардский народ Афганистана - пашаи, осевшие к югу от Гиндукушского хребта в глубокой древности. Предки нуристанцев стали заселять предгорья с XI века: уходя от мусульман-завоевателей, они частично покорили, частично вытеснили местное население и затем ушли в более высокие районы, где со временем сформировали три общества, сложенных многочисленными племенами. С принятием ислама в сфере действия афганской администрации пашаи и нуристанцы сформировались как новые этнические общности. Восточнее, в пакистанском округе Читрал, проживают калаши - последние язычники Гиндукуша, чья система верований в наше время постепенно становится монотеистической. По языку и многим культурным чертам они сходны с пашаи, однако влияние доисламской культуры нуристанцев было также значительным. Часть последних бежала от афганской армии на территорию Читрала, в долины близких по культуре калашей, однако угасание жреческой линии привело к переходу кафиров в ислам подобно соседям.
Традиционные обычаи перечисленных народов включали использование разнообразной мебели, ложек и вилок, употребление вина, проживание в декорированных срубных жилищах на террасированных склонах, использование особых типов оружия и орудий. Оригинальным было разделение труда: молочное хозяйство полностью велось мужчинами, земледелием занимались женщины, за ремесленные работы отвечал подневольный класс, происходящий от пленников. Язычникам было свойственно выставлять на кладбищах тела в деревянных ящиках без декора. После обращения в ислам покойников стали зарывать, при этом по-прежнему ставя над землёй «гробы», теперь уже украшенные затейливой резьбой в традиционном стиле, иногда окружённые забором и даже павильоном.
В наше время пашаи и дардские народности северного Пакистана утратили многие черты традиционной культуры и стремительно ассимилируются пуштунами и таджиками. Нуристанцам и калашам в большей мере удалось сохранить уклад жизни предков.
Восточнее расселены аборигены северного Пакистана - буриши, говорящие на изолированном языке. По материальной и духовной культуре им близки соседи: дардские народы кхо и шин, тибетцы балти, а также ваханцы - переселенцы с Памира. В области Хунза буриши и ваханцы проживают совместно, имеют максимально сходный тип костюма: шерстяное пальто и берет с валиком у мужчин и пёстрое платье с круглой шапочкой и платком у женщин. Скрывать лицо женщинам народов высокогорных районов несвойственно, чему способствует общая для многих (но не всех) мягкая, исмаилитская разновидность ислама.
2. Схема памиро-гиндукушского этнолингвистического региона
Фото 5 октября 2019 года
13. Чайник
Восточный Афганистан, таджики. XX в.
Медь, дерево, пластик, чеканка, гравировка, пайка
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года
14. Блюдо
Восточный Афганистан, таджики. XX в.
Сплав на основе меди, чеканка, гравировка
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года
15. Музыкальный инструмент саринда
Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Дерево, тыква, кожа, кость, конский волос, металлические струны, инкрустация
Из собрания ГМВ
Струнный музыкальный инструмент саринда, известный также под названиями гиджак, саранги, сарод, бытует у многих народов, населяющих Индию, Афганистан, Пакистан. По одному из преданий, инструмент был создан для сопровождения религиозных гимнов пятым гуру сикхов Арджуном (1563 - 1606) на основе индийского инструмента. Корпус саринды разделен на два резонатора: нижний, сделанный из большой круглой тыквы, затянут декой из кожи ягненка, верхний - деревянный. На саринде играли при помощи смычка; сидя, скрестив ноги, поддерживая инструмент вертикально.
Фото 5 октября 2019 года
А)
Б) Фрагмент