Нисский. Горизонт. Бывшая выставка в Институте Русского Реалистического Искусства

Oct 12, 2019 11:08

О Георгии Нисском можно почитать стенд в музее, который я привожу под катом. А пока о самом музее и его печальной судьбе.

Это был один из первых наших частных музеев. Принадлежала коллекция Алексею Ананьеву, одному из владельцев Промсвязьбанка (ПСБ). Не так давно ПСБ попал под санацию (вместе с Бином и Открытием), к братьям Ананьевым возникли вопросы. Вроде как они вывели капитал банка. Соответственно, на все имущество братьев был наложен арест. В том числе он коснулся и коллекции картин ИРРИ. И теперь, примерно с июня 2019 года музей не работает. Выставка Нисского оказалась последней, полностью прошедшей. После нее была еще одна, но ее прервали.

Сам я был в ИРРИ всего пару-тройку раз. Кроме Нисского еще только одну выставку посетил когда-то давно. Но ИРРИ потихоньку становился очень интересным музеем, которому доверяли в том числе и основные наши музеи. Вот в данной выставке приняли участие и Третьяковка и Русский музей. А еще, например, Белорусский музей из Гомеля и много частных коллекций. Для того чтобы собрать эту выставку пришлось проделать очень большую работу. Можно, наверное, спорить, правильно ли проведены параллели между разными художниками. Но это искусствоведческие тонкости, а не музейная работа. А еще в музее была куча курсов для детишек, к примеру, каждый раз, когда приходил в музей, видел занимающихся детей. В общем, тот случай, когда люди работали и работали интересно.

Будем все-таки надеяться, что музей возродится.

Под катом только фотографии залов выставки.



Со стенда в музее:

Нисский. Горизонт
14 сентября 2018 - 27 января 2019
Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства - крупнейший проект, посвящённый Георгию Григорьевичу Нисскому (8 (21) января 1903 -18 июня 1987). Художник, чьё имя гремело в 1950-1960-х, сейчас обретает новую славу. В 2014 году его работа «Над снегами», приобретённая ИРРИ, установила рекордный для советской реалистической живописи результат на аукционе Sotheby’s.
В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора - атлета, морского волка и бунтаря Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад Его фирменный приём - непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей. «Родился я и детство провёл в Белоруссии, в местечке Новобелице, среди сосновых лесов, двух рек и большого озера». Так скромно начинает свою биографию Георгий Нисский - академик живописи, лауреат Государственной премии, чемпион Москвы по парусному спорту, любимый советский художник французского классика Альбера Марке, а также путешественник и неисправимый романтик. В первых словах биографии уже прочитывается характерный стиль художника, лаконичный и стремительный. Нисский начал свой путь, изрисовывая паровозами страницы врачебных книг отца - фельдшера железнодорожной станции. Уехав в Москву. Нисский поступил в Высшие художественно-технические мастерские, на факультет живописи. От периода учёбы фотографий Нисского осталось значительно больше, чем его картин. Художник занимался в мастерских Александра Древина и Роберта Фалька, позировал Петру Кончаловскому, а всё свободное (и несвободное) время проводил либо в спортивном зале ВХУТЕМАСа, либо на его крыше, поражая однокурсников выполняемой на парапете шестиэтажного здания стойкой на руках Познакомившись с живописцем и боксёром Александром Дейнекой, Нисский проникся искусством Общества художников-станковистов. Дипломная работа «Интернационал на «Жиль-Барте», написанная в духе ОСТа, приобретается Третьяковской галереей, а сам Нисский быстро добивается статуса главного мариниста 1930- х годов. Способствует этому и увлечение парусным спортом - у художника даже была своя яхта. На суше Нисский пишет ленты современных автострад и железнодорожных путей, а в годы войны работает над серией пейзажей, созданных в поездках на фронт, под Юхнов, вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым. В первые послевоенные десятилетия Нисский развивает собственный узнаваемый стиль, синонимичный эпохе больших перемен, который, чаще всего сравнивают с урбанистическими пейзажами Эдварда Хоппера |
География его работ этого времени как никогда обширна: художник нередко запирал свою мастерскую на Верхней Масловке, садился за руль личной «Волги» и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов.
Выставка не только знакомит зрителей с лучшими работами художника, но и рассказывает о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров.
Щедрый и добродушный человек, он поддерживал начинающих художников и был всегда окружён друзьями. У Нисского не было прямых учеников, тем не менее лаконичный пейзаж Нисского повлиял не на одно поколение живописцев. И им посвящен ещё один раздел.
В выставке принимают участие произведения из собраний 25 крупнейших музеев, а также частных коллекций.
В экспозиции вы увидите большое количество документальных материалов - почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.

28 января - 22 мая 2016 года
В новую экспозицию вошли более шестидесяти произведений живописи и графики XX века. «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» (Russia on the Road. 1920 - 1990), отражает историю транспорта в русском искусстве двадцатого века.
Помимо работ из коллекции Института русского реалистического искусства, на выставке представлены картины из собраний крупнейших музеев России - Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Союза художников России, Тверской областной картинной галереи, Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, Мемориального музея космонавтики, а также Национальной галереи Армении, галереи Regina и частных коллекций. Зрители не только увидят шедевры Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса, но и смогут познакомиться с живописью и графикой художников-шестидесятников. Это искусство, долгое время остававшееся за «железным занавесом», сейчас все громче заявляет о себе на лучших выставочных площадках Европы и открывает художественную Россию с новой стороны, пробуждая неподдельный к себе интерес как у профессионалов, так и неискушенного зрителя.

1. Зал выставки

Фото 12 января 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)



Искусство второй половины XX века, ИРРИ, Московские выставки, Искусство первой половины XX века

Previous post Next post
Up