Продолжаем рассматривать иконы с выставки «Русский Север» в Историческом музее. Сегодня опять мученики, с клеймами, показывающими мучения в подробностях, так что строгое 18+ и уберите ваших детей от наших голубых экранов!
Хотя, один из мучеников - Кирик - как раз ребенок. Кирику было три года, когда он принял мученичество. В Сети даже можно найти варианты, очень напоминающие иконы Богородицы: Кирик сидит на руках у Иулитты. К сожалению, на музейной табличке не было подробного описания клейм, только ссылка на апокриф. Классический же вариант я посмотрел по Дмитрию Ростовскому. День памяти отмечается 15 июля (это по старом стилю, сейчас - 28 июля), вот за эту дату и надо искать житие. Или просто пройти вот по этой ссылке:
https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_по_изложению_свт._Димитрия_Ростовского/Июль/15 Если коротко: Иулитта и Кирик жили во времена Диоклетиана, где-то около 305 г. н.э. Были большие гонения на христиан, Иулитта исповедовала христианство, решила скрыться, но их поймали, стали пытать и велели отречься. Иулитта не отреклась, ее стали мучать. Кирика, вроде, не мучали, наоборот глава города (или области) взял его на руки, но Кирик сказал, что он тоже христианин, хочет к матери, стал царапать лицо Александру. Тот столкнул мальчика со ступеней и он разбил голову.
«Когда перестали бить ее (Иулитту) и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:
- Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за Имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.»
Ее потом дальше мучили и отсекли в итоге голову. Тела вынесли из города и похоронили служанки Иулитты. Одна из служанок дожила до времен Константина и показала место захоронения мучеников. Начались всякие чудеса, их признали святыми. Мощи их были в Софии Константинопольской, но куда делись после разграбления крестоносцами - непонятно. Вроде бы еще в IV же веке (то есть, очень задого до всяких крестовых походов) их часть вывезли во французский Осер (Кирика и Иулитту почитают и православные и католики, и старообрядцы тоже, которые себя сравнивают с этими святыми, как мучениками за веру).
Клеймы не описываются житием в сборнике Дмитрия Ростовского. В частности, там нет пил! А еще тут, на иконе, все мучения Иулитте и Кирику достаются поровну. Рядом с клеймами, конечно, все мучения описаны, но надписи плохо читаются. Отчасти потому, что просто плохо читаются, отчасти - просто не совсем хорошо сфотографировал.
Еще в интернете полно всяких народных примет на Кирика, который пришелся как раз на середину лета. Все приметы в Интернете явно происходят из одного источника, мне непонятного. Например, во многих местах можно прочитать, что их день называли «Кириками-мокродыриками». По мне так это на днтскую дразнилку больше похоже, что-то типа «Очкарик в попе шарик». Но никто же не считает от этого шарик в попе народной приметой?
8. Мученики Кирик и Иулита с житием в 20 клеймах
Каргополье. Вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера
Мученики вдова-христианка Улита (Иулитта) и ее трехлетний сын Кирик жили в начале IV в. Согласно Житию, святая была подвергнута страшным мучениям и обезглавлена во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Ее сын погиб, когда его, потянувшегося к матери, правитель области Александр сбросил на каменные ступени. Наряду с каноническим вариантом Жития существовал апокрифический текст с описаниями мучений святых, распространенный в старообрядческой среде. Этот текст лег в основу сюжета клейм иконы.
Фото 16 февраля 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент
Г) Фрагмент
Д) Фрагмент