Jan 02, 2019 14:23
А последней выставкой моей прошлогодней стала Третьяковская выставка Архипа Куинджи. Проходит она в Инженерном корпусе и ее можно было фотографировать! Это не первая выставка в Инженерном, что я фотографировал, первой Паоло Трубецкой был. До этого там строго блюли фотонеприкосновенность. Вообще тьфу-тьфу-тьфу, но московские музеи, и Третьяковка и ГМИИ становятся очень благорасположенными к фотографам. Тут они впереди планеты, европейские музеи выставки особо фотографировать не дают. И питерские не дают. Скажем, в ГМИИ я выставку Эпоха Рембрандта и Вермеера спокойно фотографировал, а потом она приехала в Питер, и люди писали, что фотографирование было запрещено. Еще бы Музеи Кремля разрешили фотографирование! Надеюсь, что им построят новое здание, и они подобреют.
На выставку продаются билеты в Интернете, но там уже все до 23 января было раскуплено. С работы в последний день отпустили пораньше, и решил постоять в общей очереди. Очередь небольшая, и пускают каждые минут десять, но всего человек по 10 или 15. Так что я около получаса простоял, хотя, казалось, до двери рукой подать было. Если хотите идти - все-таки купите билеты в Интернете.
Вставка большая, занимает оба этажа корпуса. Интересно, что картины расположили не хронологически, а по темам. Тема леса, тема ночи, тема открытых пространств - степь, горы, вода… В итоге несколько авторских повторений лунной ночи на Днепре оказались рядом, рядом оказались несколько видов Эльбруса при разном освещении и др. Очень неожиданный для меня эффект. Больше всего произвели впечатление собранные рядом закаты. Вообще, есть практически все основные его картины, разве что самых ранних не помню.
А главный вывод для меня совсем не связан с Куинджи, а гораздо более общий. Я не очень знаю биографию Архипа Ивановича, не знаю, знаком ли он был с импрессионизмом. Но совершенно очевидно, что в том или ином виде импрессионизм обязан был родиться. Да Куинджи сильно классичнее импрессионистов. Но главное в его картинах - это именно цвет. Все его картины (почти все) - это поиск истинного цвета в классическом пейзаже. Куинджи не бьет свои картины на отдельные мазки, его цвета: ярко-красный закатный, бледно-лунный (не знаю как назвать), белесый туманный - они захватывают своими оттенками картину целиком. Иной путь к тому же самому. Возможно, не пройденный до конца. Может, надо было перескакивать сразу в пост-импрессионизм. Не знаю.
Так что идти на выставку стоит. Для меня Куинджи был второстепенным автором, а так я его посмотрел почти в полном объеме. Тем более, что половина картин - питерские, все-таки на выставку проще сходить. И Куинджи - он не Саврасов, не Шишкин и не Левитан. Он сам по себе.
Московские выставки