К агитационному фарфору у нас уже привыкли, его часто можно видеть в коллекциях музеев. В прошлом году в Вологде познакомился с агитационном кружевом, а в этом году в Иваново - с агитационными тканями. Сначала издали каталог, он там продавался, н не купил, не столько из-за стоимости (хотя стоимость тома не маленькая), сколько из-за веса и размера. Жалею, если честно.
Потом прошла выставка в Москве, в музее Современной истории (это который Музей революции), в 2011 году. Сейчас небольшая выставка осталась в Ивановском музее ситца.
Смотреть на ткани, конечно, интересно. Изначально все рисунки создавались с учетом того, что во-первых ткань, а во-вторых ткань, доступная для всех. Агитировать надо было массы, а не создавать дорогие выставочные образцы. Поэтому образы лаконично-плакатные, в основном, а еще они маленькие, издали-то и не разглядишь. Если, к примеру, девушка сошьет себе платье из такого материала, надо подойти поближе и внимательно на девушке все поразглядывать! Впрочем, были и ткани для наволочек и т п. Насколько в те времена подобные ткани пользовались популярностью? Не знаю. На выставке представлены только небольшие лоскуты образцы. Но, наверное, в те времена любая недорогая ткань была востребована.
Конечно, среди образцов есть и вполне соцреалистические, как представленный ниже пример с трактором. Или то, что на второй витрине у меня показано. (Вторая витрина показывает и проблему на выставке постановкой света). Но в основном все упрощается до знака, иногда становясь вполне авангардным, как в примере с фабриками. Самолетики могут быть добавлены во вполне традиционный орнамент с цветами (у меня ассоциации с Незнайкой в солнечном городе появляются какие-то)
А в паре случаев я сам так и не смог понять, что же там нарисовано. Ладно со жнейками более-менее понятно (а что у нее за хвост?). И уж совсем непонятно как пролетарии соединяются на первом из образцов.
Все свои фотографии с выставки я сложил на свой сайт «Мой виртуальный музей». Получилось две страницы. Будьте аккуратнее, для меня этот сайт в первую очередь фотохостинг, замена Яндекс-фоткам. Страницы тяжелые, с телефона не откроются, только со стационарного компьютера.
Часть 1. Новая идеология, индустриализация
https://www.myvirtualmuseum.ru/text/russia/ivanovo/agitationtextiles.htm Часть 2. Электрификация, крепи оборону СССР, новая деревня
https://www.myvirtualmuseum.ru/text/russia/ivanovo/agitationtextiles2.htm Интересно, сейчас сшили бы себе одежду из такого ситца? Наверное, нет. Рисунок слишком мелкий.
1. Витрины выставки
Фото 7 декабря 2018 года
3. Ситец «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». 1925 - 1926
Художник Сергей Логинов, гравер Михаил Плиплин
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 014 Т
Фото 7 декабря 2018 года
7. Ситец «Серп и молот». 1924 - 1928
Художник Сергей Бурылин
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 005 Т (эскиз текстильного рисунка Кат. № 030 Р)
Фото 7 декабря 2018 года
9. Ситец «Серп и молот». 1925
Художник Сергей Бурылин
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 008 Т (эскиз текстильного рисунка Кат. № 036 Р)
Фото 7 декабря 2018 года
13. Ситец «Фабрики». 1930
Художник Сергей Бурылин
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 217 Т
Фото 7 декабря 2018 года
22. Ситец «Лампочки». Около 1930
Неизвестный художник
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 116 Т
Фото 7 декабря 2018 года
А)
Б) Фрагмент
25. Сатин декоративный «Индустриализация деревни / Трактор». 1925
Художник Владимир Маслов
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 009 Т
Фото 7 декабря 2018 года
А)
Б) Фрагмент
29. Шерстянка «Дирижабли». 1930
Художник Андрей Голубев
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 152 Т
Фото 7 декабря 2018 года
32. Ситец «Жнейка». 1929 - 1931
Художник Григорий Бабашёв
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 094 Т
Фото 7 декабря 2018 года
34. Кашемир «Солдаты». Около 1930
Художник Ольга Федосеева
Хлопок, прямая печать
«100% Иваново». Кат. № 112 Т
Фото 7 декабря 2018 года
38. Экспонат музея
Не было или не сфотографировал табличку
Фото 7 декабря 2018 года
40. Витрина выставки
Фото 7 декабря 2018 года