Спасутся ли инославные?

Mar 04, 2015 18:13



Вопросъ о томъ, могутъ ли спастись хрістіане инославные - т.-е. не принадлежа́щіе къ Православной - Еди́ной, Свято́й, Собо́рной и Апо́стольской Церкви, въ наши дни ставится иногда очень о́стро и болѣ́зненно.
   Говоря́ объ отвѣтѣ на этотъ вопросъ, необходимо, прежде всего, припомнить то, что Самъ Господь Іисусъ Хрiстосъ въ Свое́мъ Еνа́нгеліи только объ одномъ состояніи человѣческаго духа говори́лъ, какъ о безусловно и безнадежно поги́бельномъ, именно - о хулѣ́ на Духа Свята́го (Мѳ. 12:31-32). Духъ Святы́й есть прежде всего, Духъ И́стины, какъ и люби́лъ Его называть Спаситель.
   Въ соотвѣ́тствіи съ этимъ и хула́ на Духа Свята́го есть хула́ на И́стину - сознательное и упорное сопротивленіе ей. Извѣстно (см. тамъ-же), что даже хула́ на Сына Человѣ́ческаго - т.-е. на Самого Воплоти́вшагося Сына Божія, Го́спода Іисуса Хрiста, можетъ быть прощена́ человѣку, т. к. можетъ быть произнесена по ошибкѣ и заблужденію, и впослѣдствіи - покры́та обращеніемъ и покаяніемъ (примѣромъ такого обрати́вшагося и пока́явшагося хули́теля, какъ извѣстно, является Свято́й Апостолъ Паνелъ - Дѣян. 26:11 и I Тим. 1:13). Но если человѣкъ проти́вится И́стинѣ, я́вной для его созна́нія и совѣсти - онъ самъ ослѣпля́етъ и духовно убиваетъ себя, и́бо въ этомъ состояніи противле́нія онъ уподобля́ется діа́волу, который вѣруетъ въ Бога и трепещетъ, и одна́коже, ненавидитъ Его, ху́литъ и проти́вится Ему...       

Такъ - отка́зъ человѣка отъ приня́тія Божественной И́стины и противле́ніе ей дѣлаютъ его сыномъ погибели. И въ соотвѣ́тствiи съ этимъ Господь, посыла́я Своихъ учениковъ на проповѣдь, говорилъ имъ и́же вѣ́ру имѣ́етъ и Крести́тся, спасе́нъ бу́детъ а и́же не имѣ́етъ вѣ́ры - осужде́нъ бу́детъ (Мк. 16:16), и́бо предъ э́тимъ послѣднимъ Господь поста́вилъ Свою И́стину, призыва́я его къ приня́тію ея́, а онъ ее не при́нялъ, и унаслѣ́довалъ осужденіе со всѣ́ми невѣ́ровавшими И́стинѣ и возлюби́вшими непра́вду (II Сол. 2:12).
       Свята́я Православная Церковь есть Хранительница Богооткровенной Истины во все́й ея́ полнотѣ́ и вѣ́рности Апо́стольскому Преда́нію. И тотъ кто ухо́дитъ изъ Церкви, ли́чно и созна́тельно отпада́етъ отъ Нея́, есть Ея́ проти́вникъ и ренега́тъ-отсту́пникъ отъ Апо́стольскаго Преда́нія. Такихъ отсту́пниковъ Церковь грозно анаѳема́тствуетъ, по слову Самого́ Спаси́теля [áще же не послýшаетъ и́хъ, повѣ́ждь Цéркви: áще же и Цéрковь преслýшаетъ, бýди тебѣ́ я́коже язы́чникъ и мытáрь (Мѳ. 18:17)] и Апостола Паνла [Но и áще мы́, или́ Áнгелъ съ Небесé благовѣсти́тъ вáмъ пáче, éже Благовѣсти́хомъ вáмъ, анáѳема да бýдетъ. Я́коже предрекóхомъ, и ны́нѣ пáки глагóлю: áще ктó вáмъ благовѣсти́тъ пáче, éже прiя́сте, анáѳема да бýдетъ (Галат. 1:8-9)], угрожа́я имъ вѣ́чной поги́белiю и призыва́я къ возвращенію въ Ло́но Православія. Но само́ собо́й разумѣ́ется, что рядовы́е хрiстіане-католики или лютеране, члены неправославныхъ религіозиыхъ общи́нъ, не могутъ быть на́званы отступниками, или еретиками, - искази́телями Истины. Они выраста́ютъ, воспи́тываются и живутъ въ своей вѣрѣ по наслѣдству и традиціи, такъ же, какъ большенство изъ насъ, Православныхъ; въ ихъ жизни нѣтъ момента личнаго, сознательнаго отступленія отъ Православія. И Господь, всѣмъ хотя́щiй спасти́ся и просвѣща́ющій вся́каго человѣ́ка, гряду́щаго въ міръ, несомнѣ́нно, Свои́ми путя́ми и ихъ ведетъ ко спасенію.
       Въ да́нномъ вопросѣ особенно поучи́тельнымъ явля́ется тотъ отвѣтъ, который когда́-то далъ одному «вопроша́телю» Святи́тель Ѳеофа́нъ Затво́рникъ. Бу́дучи спро́шенъ объ этомъ, Святи́тель отвѣтилъ приблизительно такъ «спра́шиваешь, спасутся ли иносла́вные... А почему ты о нихъ такъ безпокоишься? У нихъ есть Спаситель, Который и́щетъ спасенія всѣхъ людей. Онъ и позаботится объ нихъ. А на насъ съ тобой никто этой заботы не возлага́лъ. Знай себя́ и свои грѣхи́... Одно, впро́чемъ, скажу́ тебѣ́: е́сли ты, бу́дучи Православнымъ и имѣ́я И́стину во всей ея́ полнотѣ́, измѣнишь Православію и уйдешь въ ину́ю вѣру, то погу́бишь навѣки свою душу»...
       Полага́емъ, что этотъ отвѣтъ Великаго Святи́теля подвижника - лу́чшее, что мо́жно сказа́ть по да́нному вопросу. Архимандритъ Фiларетъ.
       Эта статья Архимандрита Фiларета [впослѣдствiи третьяго Первоіерарха Руской Зарубежной Церкви, - прим. iеромонахъ Серафiмъ https://vk.com/ierom.seraphim] является отвѣтомъ на вопросъ изъ Парижа Игумена Зоси́мы, помѣщенный въ № 6 (1939 г.) журнала «Хлѣбъ Небесный» - «Спасутся ли неправославные?»

Духовное наслѣдiе, РПЦЗ

Previous post Next post
Up