☩ Огромная масса людей пра́зднуетъ сей Великiй Праздникъ Пяти́деся́тницы, но мало кто знаетъ и понимаетъ, что и́менно они празднуютъ. Это я и попробую пояснить.
Давайте разсмотримъ нѣ́сколько главныхъ событiй, которыя происходили въ этотъ пяти́деся́точи́сленный промежутокъ времени. Итак:
Пе́рво на́перво, Своимъ Сла́внымъ Воскресенiемъ, Iегова Христосъ (Исх. 3:14), бу́дучи Господомъ и Влады́кой вся́ческихъ (1 Iн. 5:20), упраздни́въ Субботу (Мѳ. 12:8), установилъ Праздничнымъ днемъ первый день недѣ́льный - Воскресенiе. Въ который Онъ явился, вначалѣ, Своей Пречи́стой Матери, затѣмъ, повѣ́ревшей въ басню жидовскую о томъ, что Его Тѣло, якобы, украли, рыдающей у Гроба благочестивой дѣви́цѣ Марiи Магдали́нѣ, затѣмъ, въ этотъ же день вечеромъ, десяти Апостоламъ и и́же съ ними въ го́рницѣ Сiо́нской, которымъ, препода́въ миръ Свой (Iн. 14:27), дуновѣ́нiемъ далъ Благодать къ послѣ́дующему приня́тiю Духа Свята́го и установилъ Таинство отпущенiя грѣховъ, т.-е. Иповѣдь.
Господь, по Своему Божественному усмотрѣ́нiю, всю первую Седми́цу, намѣ́ренно, явля́лся всѣмъ Своимъ Ученикамъ, кро́мѣ Божественнаго Апостола Ѳомы́. По всей видимости, потому́ что хорошо зналъ его скепти́ческiй складъ характера, - говоритъ нашъ Свято́й Пе́рвосвяти́тель Филаретъ Исповѣ́дникъ († 1985)… Зналъ и то, что благодаря своему характеру, онъ единственный изъ Апостоловъ дерзне́тъ увѣ́риться въ Его Воскресенiи не простымъ осяза́нiемъ Его ранъ, которыя до него уже осяза́ли Апостолы (Лк. 24:39; 1 Iн. 1:1), а вложе́нiемъ персто́въ свои́хъ въ я́звы гвозди́нныя и руки́ своей въ прободе́нное Его ребро́, о чемъ Ѳома́ и заявилъ другимъ Апостоламъ: а́ще не ви́жу на руку́ Его́ я́звы гвозди́нныя, и вложу́ пе́рста моего́ въ я́звы гвозди́нныя, и вложу́ ру́ку мою́ въ ре́бра Его́, не иму́ вѣ́ры (Iн. 20:25): «Такъ выразилось н е не́вѣ́ріе, враждебное Богу, - говоритъ нашъ Великiй А́вва, Святитель Игнатiй (Брянчани́новъ), - такъ выразилась неизрече́нная радость; такъ выразилась душа предъ величіемъ событія, превыша́ющаго человѣ́ческій умъ, предъ величіемъ событія, измѣни́вшаго состояніе человѣчества»!!!‥ Въ чемъ Апостолъ и хотѣ́лъ убѣди́ться са́моли́чно, чтобы у него не осталось въ Воскресенiи Спасителя и тѣ́ни сомнѣ́нiя!!!‥
А вѣра въ Господа у него была не́сокруши́мая, ина́че бы онъ такъ горячо не настаивалъ на личной встрѣ́чѣ со Спасителемъ, за Котораго онъ, передъ воскрешенiемъ Четверодне́внаго Лазаря, готовъ былъ идти на смерть (Iн. 11:15-16)!!!‥
Но вотъ наступилъ слѣ́дующiи Воскресный день и Господь, пройдя́ сквозь за́пертую дверь, яви́лся въ той же го́рницѣ Сiо́нской, но теперь уже всѣмъ Апостоламъ. Препода́въ миръ всѣмъ присутствующимъ Господь сразу же, безъ малѣ́йшаго упрека, обратился къ Ѳомѣ́ перефразируя его же слова: принеси́ пе́рстъ тво́й сѣ́мо, и ви́ждь ру́цѣ Мои́: и принеси́ ру́ку твою́, и вложи́ въ ре́бра Моя́: и не бу́ди невѣ́ренъ, но вѣ́ренъ (Iн. 20:27). На что Апостолъ, уже безъ тѣ́ни сомнѣ́нiя, исповѣ́далъ Христа - Бо́гочеловѣ́комъ: Госпо́дь мо́й и Бо́гъ мо́й (28)!!!
Плоды́ этого Апостольскаго дерзновенiя имѣ́ютъ для насъ важнѣ́йшее значенiе, потому что оно «са́мымъ нагляднымъ образомъ убѣжда́етъ всѣхъ въ и́стинности Воскресенія Христо́ва, потому что Господь явился Ученикамъ не какъ призракъ и не въ ино́мъ какомъ-либо тѣ́лѣ, но въ томъ же са́момъ, въ ко́емъ пострадалъ нашего ради спасенія», - говоритъ нашъ Златоу́стъ Всеросiйскiй, Святитель Димитрiй Ростовскiй!!! Только теперь Онъ уже имѣ́лъ Тѣ́ло духо́вное, какъ называетъ его Апостолъ Павелъ (1 Кор. 15:44), т.-е. - тонкое, чу́ждое всякой грубости, не нужда́ющееся ни въ пищѣ, ни чемъ ли́бо въ друго́мъ и свободно проходя́щее сквозь закрытыя двери!!!
Посему́ Свята́я Церковь допо́длинно зная и понимя сущность того, въ чемъ и́менно состояло не́вѣ́ріе Святаго Апостола, въ Своихъ молитвословіяхъ назвала́ его: «до́брое не́вѣ́ріе Ѳомино́»!!! Да, именно «до́брое, - говоритъ Святитель Филаретъ, - потому что въ немъ прояви́лось то, наско́лько Апостолъ, разсудкомъ не довѣря́я, сердцемъ и душою былъ вѣ́ренъ своему Учителю»: «Вѣ́рнымъ невѣ́рствіемъ твои́мъ вѣ́рныхъ извѣсти́лъ еси́, я́ко Бо́га и Го́спода всея́ тва́ри наче́нъ бо́госло́вити, пло́ть поне́сшаго на́съ ра́ди земны́хъ и Кре́стъ же, и сме́рть претерпѣ́вшаго, и пронзе́ніе гвозде́й, и копіе́мъ ре́бръ прободе́ніе, отъ ни́хже жи́знь почерпа́емъ», - воспѣваетъ Божественному Апостолу Свята́я Церковь!!!
Послѣ увѣре́нiя того́, что въ вопросахъ Вѣ́ры нѣтъ мѣ́ста никакому скептици́зму, не́довѣ́рiю, сомнѣ́нiю и пр. и Апостольскаго Исповѣ́данiя Христа - Бо́гочеловѣ́комъ, Господь, далъ Великое утѣше́нiе Блаженства всѣмъ вѣ́рующимъ въ Него поколѣ́нiямъ, въ томъ числѣ́ и намъ съ вами: Блаже́ни не ви́дѣвшiи и вѣ́ровавше (Iн. 20:29)!!!‥ Но исключительно, въ Воскресшаго изъ мертвыхъ Бо́гочеловѣ́ка - Христа Жи́знода́вца!!!
Съ сего́ Великаго Обѣтованiя Господня начала́сь вторая седми́ца по Воскресенiи Спасителя.
Въ теченіе послѣ́дующихъ за симъ сорока́ безъ седми́цы дней Господь являлся Ученикамъ Своимъ «глаго́ля я́же о Ца́рствiи Бо́жiи» (Дѣян. 1:3), все бо́лѣе и бо́лѣе возгрева́я въ нихъ вѣру.
На сороковой день Господь установи́лъ Та́инство Крещенiя во имя Святой Троицы (Мѳ. 28:19) и, при пяти́ста́хъ свидѣ́теляхъ Вознесся на Небеса. Гдѣ Богъ Отецъ при́нялъ Его примирительную кровавую Жертву за Родъ человѣческiй посадивъ одесну́ю Себя на Престолѣ Своемъ.
Послѣ сего́, девять дней Господь примиря́лъ съ человѣчествомъ мiръ Ангельскiй, который до того находился во враждѣ съ нами. Такъ, напримѣръ, въ Житiи́, одинъ Мученикъ говоритъ, что когда жиды распяли Господа, то Архангелъ Михаилъ со всемъ свомъ Воинствомъ стоя́лъ съ обнаженнымъ мечемъ за Крестомъ Господнемъ, готовый по малѣ́йшему мановенiю Господню, ринуться и истребить весь Родъ людской съ лица Земли. И только лишь распросте́ртыя на страшномъ Крестномъ Престолѣ Пречи́стыя руки Спасителя сдерживали его, какъ нѣ́когда такимъ же образомъ распросте́ртыя руки Моисеевы помогали Израилю одерживать побѣду (на да́нное примиренiи Господь намекалъ въ Притчѣ о Блудномъ Сынѣ). Такимъ образомъ послѣ́дующiе за Вознесенiемъ девять дней, девять Чино́въ Ангельскихъ подходили къ Престолу Божiю и кланялисъ Бо́гочеловѣ́ку, каждый чинъ въ каждый день.
Только послѣ этого, въ день пяти́деся́тый, съ благоволе́нiя Бога Отца, Господь, какъ и обѣщалъ (Iн. 15:26; Дѣян. 1:4-5), Крестилъ Святы́хъ Апостоловъ Ду́хомъ Святы́мъ и огне́мъ (Мѳ. 3: 11).
И бы́сть внеза́пу съ небесе́ шу́мъ, я́ко носи́му дыха́нiю бу́рну (Дѣян. 2:2), - говоритъ Божественный Лука́, - это Ангельскiй мiръ сошелъ посмотрѣ́ть на сiе́ Великое собы́тiе, - говоритъ А́вва, Святитель Игнатiй. Духъ же Святы́й всегда нахо́дитъ безъ всякаго шума и суеты́, какъ о семъ, на примѣрѣ Восточнаго вѣтерка́, объяснялъ Господь Никодиму схожденiе на человѣка Духа Свята́го во время Крещенiя: Вѣ́теръ, идѣ́же хо́щетъ, ду́етъ, и дунове́нiе его́ чувству́ешь, но не вѣ́си, отку́ду прихо́дитъ и ка́мо и́детъ: та́ко е́сть вся́къ [человѣ́къ] рожде́нный отъ Ду́ха (3:8).
Сойдя́ въ видѣ языко́въ огненныхъ на всѣхъ собравшихся съ Апостолами «Духъ Святы́й напо́лнилъ Своею Благодатiю и весь домъ (2:2), чтобы показать, что Его даръ даро́ванъ не отдѣ́льно кому-нибудь, но всей полнотѣ́ Церкви, потому что домъ былъ сν́мволомъ Церкви, какъ купель - сν́мволъ воды́, а это - знакъ оби́лія и си́лы», - говоритъ Блаженный Ѳеофила́ктъ Болгарскій. Благодать Свята́го Духа перероди́ла не только однихъ Апостоловъ но и всѣхъ находя́щихся въ домѣ содѣ́лавъ ихъ сразу же пламенными и неустрашимыми Исповѣдниками и Проповѣдниками Вѣры Христовой по всему міру, какъ о семъ задо́лго до этого возвѣсти́лъ Блаженный Пса́лмопѣ́вецъ: Во всю́ зе́млю изы́де вѣща́нiе и́хъ, и въ концы́ Вселе́нныя глаго́лы и́хъ (Пс. 18:5; Рим. 10:18).
Такимъ образомъ Святая Пятидеся́тница - это Величайшiй Праздникъ, въ который схожде́нiемъ Бога Духа Свята́го на Новый Израиль, завершилось все Величественное дѣло До́мострои́тельства Божiя по спасенiю падшаго Рода человѣческаго отъ грѣха, проклятiя и смерти!!!‥ И День Рожденiя Благодатной и Спасительной Церкви Христовой!!!
Такъ же сей Праздникъ называютъ - днемъ Пресвято́й Тро́ицы, потому что «этотъ Праздникъ, какъ имену́ютъ его наши бо́гослуже́бныя книги, есть «Коне́чный Пра́здникъ» - Праздникъ, въ который мы радостно воспомина́емъ «конецъ», или завершеніе всего Великаго дѣла До́мострои́тельства Божія - дѣ́ла спасенія человѣческаго Ро́да. Въ котормъ принимали участіе всѣ Три Лица́ Пресвято́й Тро́ицы. То, «чему быть благоволи́лъ Богъ-Отецъ, - что испо́лнилъ въ Себѣ́ Сынъ Божій, то присво́ить вѣ́рующимъ Снисше́лъ ны́нѣ Духъ Святы́й» - такъ поясняетъ это нашъ отечественный бо́госло́въ Святитель Ѳеофа́нъ, Вы́шенскій Затворникъ: и́бо спасе́ніе на́ше, по прозрѣ́нію Бо́га Отца́, во Святы́ни Ду́ха, въ послуша́ніе и кропле́ніе кро́вѣ Іису́съ Христо́вы (1 Петр. 1:2)!!!
Пресла́внымъ явле́ніемъ Ду́ха Свята́го «въ видѣ́ніи о́гненныхъ языко́въ» завершилось, наконецъ, все то, чему отъ вѣка предопредѣли́лъ быть Трíеди́ный Богъ въ Своемъ пре́двѣ́чномъ Совѣ́тѣ, - Богъ, по неизрече́нной любви Своей, возжела́вшій нашего спасенія - нашего избавленія отъ тьмы грѣховной…
Только однажды соше́лъ Духъ Святы́й въ Великій день Пятидеся́тницы, и съ тѣхъ поръ, по обѣтова́нію Христо́ву, да́нному Его Божественнымъ Ученикамъ на Та́йной Ве́чери (Ін. 14:16-17), не́измѣ́нно пребыва́етъ въ Истинной Церкви и преподае́тся вѣ́рующимъ чрезъ зако́нно-поста́вленныхъ Имъ пастырей Церкви. Церковь - это и есть «Ца́рствіе Бо́жіе, прише́дшее въ си́лѣ», о которомъ предрека́лъ Господь во время Своей земно́й жизни (Мк. 9:1), - говоритъ нашъ зарубежный Святитель, Архiепископъ Аве́ркiй (Та́ушевъ)!!!
Да́лѣе хочу предложить бо́голюби́вому читателю краткую, но весьма́ содержательную молитву Пресвято́й Тро́ицы, которую я взялъ изъ однодне́внаго сборника «Свѣ́точъ Любви́» выпущеннаго 15(28) Аνгуста 1949 года Богоро́дице-Владимiрской женской Оби́телью г. Санъ-Франциско, Калифорнiя, посвященный свѣ́тлой памяти въ Бо́зѣ почи́вшей всечестно́й Игу́менiи Руфины (РПЦЗ). Я самъ постоянно читаю эту молитву и нѣ́сколько ее дополнилъ. Свои́ дополненiя я спецiально взялъ въ «», если кто-то посчитаетъ дополненiя лишними, можетъ ихъ просто проигнорировать:
Пресвята́я Тро́ице «Бо́же нашъ», поми́луй «бла́говѣ́рныхъ» рабо́въ Твои́хъ, «спаси́ и сохрани́» (и́мяре́къ), «заблу́дшихъ (и́мяре́къ) на Путь пра́вый обрати́».
Исцѣли́, наста́ви, научи́, просвѣти́ нашъ умъ Свѣ́томъ Твоего́ ра́зума, «очи́сти се́рдце отъ страсте́й и по́хотей, сотвори́ ду́шу му́жественной» и испо́лни всѣ на́ши благíя жела́нiя и начина́нiя. Пошли́ намъ здоро́вья, сча́стья въ жи́зни, успѣ́ха въ дѣла́хъ на́шихъ, обереги́ насъ отъ злыхъ люде́й, отъ злыхъ дѣ́лъ, «изба́ви отъ ма́лоду́шiя, отъ прельще́нiй и ко́зней бѣсо́вскихъ и антихри́стовыхъ, слугъ его́ и приспѣ́шниковъ» всегда́, ны́нѣ и при́сно.
И молю́ Пресвяту́ю Тро́ицу прости́ть намъ на́ши прегрѣше́нiя и сподо́бить насъ Ца́рствiя Небе́снаго. Ами́нь.
Что же можно сказать въ заключенiи? Только одно: «Пресвята́я Тро́ице Боже нашъ слава Тебѣ́»!!!
На этомъ Аминь. И Богу нашему слава!
☩ Помяни душа Христiанская своей свято́й молитвой и душевнымъ воздыха́нiемъ о упокое́нiи въ Обителяхъ Небесныхъ родителя моего раба Божiя О л е г а. И да благословитъ тебя Господь Вседержитель. Аминь.
Iеромонахъ Серафiмъ (Скляро́въ)
https://vk.com/ierom.seraphim Iюня 10(23) дня 2024 года, отъ Рождества Воплоти́вшагося Бога Слова Iеговы, 7532 отъ Сотворенiя мiра.
P. S. Публиковать мои статьи любымъ способомъ и въ любомъ видѣ только съ моимъ именемъ, какъ показано выше.
Желающимъ оказать мнѣ финансовую поддержку см. по ссылкѣ:
https://vk.cc/ajPgjP Интернетъ-сайтъ Руской Православной Зарубежной Церкви:
http://www.roca-sobor.org/ #РПЦЗВ