☩ Въ дни Великаго Поста Святая Церковь повелѣва́етъ всѣмъ безъ исключенiя христiанамъ послѣ каждаго моли́твеннаго правила читать особую покая́нную молитву Великаго подвижника и побо́рника Благочестiя Преподобнаго Ефрема Си́рина († 373), въ которой въ краткихъ словахъ, но со всей я́сностью, отображе́нъ очистительный путь спасенiя изнемога́ющимъ въ стрѣля́нiяхъ бѣсо́вскихъ Христiанскимъ душѣ́ и сердцу, тотъ са́мый единственный у́зкiй Путь, который возво́дитъ ча́дъ Божiихъ къ угото́ванному имъ Богомъ наслѣ́дiю (Мѳ. 7:13-14), къ единственной вожделѣ́нной Родинѣ.
Читать ее, конечно же, можно не только въ Великiй Постъ, но и во всякое время по сердечному бла́горасположе́нiю и жаждѣ духовной. Такъ и́менно и поступа́ли великiе грѣшники, отъ нихже первый е́смь азъ (1 Тим. 1:15).
Такъ, напримѣръ, незадолго до своей смерти бывшiй духовный пра́здношата́й Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ († 1837), про́званный мíролю́бцами «Великимъ», очну́вшись отъ ча́да бе́збо́жiя и прейдя́ въ разумъ Истины, сталъ ежедневно читать сiю́ молитву, и́скренне ка́ясь въ своихъ пре́жднихъ во́льноду́мскихъ (масонскихъ) заблужденiяхъ, пра́здности (Лк. 16:19-31) и бо́гоху́льствахъ. И используя теперь уже по назначенiю да́нный ему Богомъ талантъ, обле́къ свои, изли́тыя уже изъ Христiанскаго сердца, духовныя переживанiя, въ са́мыя великiя стро́ки изъ всего того, что онъ писалъ пре́жде, отъ чтенiя которыхъ нахо́дитъ душевный трепетъ и умиленiе сердечное:
Отцы́-пусты́нники и же́ны непоро́чны,
Чтобъ сердцемъ возлета́ть во О́бласти Зао́чны,
Чтобъ укрѣпля́ть его сре́дь до́льнихъ бурь и би́твъ,
Сложи́ли множество Божественныхъ моли́твъ.
Но ни одна изъ нихъ меня не умиля́етъ,
Какъ та, которую священникъ повторя́етъ
Во дни́ печа́льные Великаго Поста́.
Всѣхъ ча́ще мнѣ она прихо́дитъ на уста́
И па́дшаго свѣжи́тъ не́вѣ́домою силой:
«Влады́ко дней моихъ, духъ пра́здности уны́лой,
Лю́бонача́лія, змѣи́ сокры́той се́й,
И пра́здносло́вія не дай душѣ́ мое́й;
Но дай мнѣ зрѣ́ть мои́, о Бо́же, прегрѣше́нья,
Да братъ мой отъ меня не при́метъ осужде́нья,
И духъ смире́нія, терпѣ́нія, любви́,
И цѣ́лому́дрія мнѣ въ сердцѣ оживи»!!! (1836 г.).
И Господь снизоше́лъ къ Своему нѣ́когда блудному сыну и по Великой Своей милости и человѣколю́бiю, во очищенiе его пре́жнихъ грѣховъ, послалъ ему мучи́тельную кончи́ну, которую тотъ перенесъ съ благодарностью и преста́вился въ добромъ Исповѣ́данiи и мирѣ съ Церковью!!! И исполнились на немъ само́мъ, въ какой-то мѣ́рѣ, написанные имъ ра́нѣе въ «Пѣсни Западныхъ Славянъ» слова́:
Во время страданiй онъ смиренно молился:
«Правъ Ты, Боже, меня наказу́я.
Плоть мою преда́й на растерза́ньѣ,
Лишь помилуй мнѣ душу, Iисусе»…
Слѣ́дуя сей «не заро́сшей тропо́й народной» и другой нашъ великiй класикъ, умудре́нный Богомъ Духомъ Святы́мъ чрезъ Старцевъ О́птинскихъ, растопи́въ свой ками́нъ послѣ́дней частью «Мертвыхъ душъ», также написалъ свое Велича́йшее произведенiе: «Размышленiя о Божественной Литургiи»¹, ставъ изъ сы́на гнѣва - ча́домъ Божiимъ!!!
Вотъ такъ блу́дныя дѣти чрезъ и́скреннее и дѣ́йственное покаянiе спасаютъ свои бе́зсме́ртныя души, становя́сь изъ послѣднихъ первыми (Лк. 13:23-30)!!! Призывая и насъ, оста́вивъ мíролю́бiе, блудли́вость, пра́здность и ко́злоголасова́нiя, и́скреннимъ покаянiемъ въ грѣхахъ своихъ и исправле́нiемъ жизни, слѣдовать за ними въ Го́рнiя Оби́тели!!!
Но вернемся къ Молитвѣ: дѣ́йственность да́нной Молитвы, какъ и вообще всѣхъ безъ исключенiя Православныхъ моли́твосло́вiй, заключа́ется въ ея внимательномъ, благоговѣ́йномъ и осо́знанномъ чтенiи, не одними то́кмо устами, но и всѣмъ умомъ и сердцемъ, при и́скреннѣмъ желанiи направить стопы́ своя по указанному въ ней пути. Потому что Христiанство (Христiанство Истинно-Православное, а не одна изъ его мно́гочи́сленныхъ жидовскихъ поддѣлокъ), это не какое-то тамъ отвлеченное отъ повседне́вной жизни хра́мовое обря́доисполне́нiе и тѣле́сное оздоровленiе, а Христiанство - это дыханiе Жизни, это бе́зсме́ртiе души и тѣла, это единственный смы́cлъ земного существованiя человѣчества, это то, что возвращаетъ человѣку подобiе Божiе, т.-е. обожа́етъ его!!! Тотъ же «христiанинъ», который не желаетъ и даже не пытается жить по Православному и при всей развратности своей языческой жизни надѣ́ется еще получить спасенiе - обычная не́христь съ Крестомъ на шеѣ, возводя́щая хулу́ на Духа Свята́го², да избавитъ насъ Господь отъ такой лже́надѣ́янности.
Истинный же Путь къ Жизни Вѣчной, въ своихъ краткихъ, но глуби́ннодухнове́нныхъ слова́хъ, показу́етъ намъ Великопо́стная Молитва!!! Отъ не́внима́тельнаго же ея чтенiя, т.-е. бе́зсмы́сленнаго бормота́нiя и соревнованiя въ томъ, кто быстрѣ́е положитъ предпи́санные въ ней поклоны (четырѣ земны́хъ и двѣнадцать поясны́хъ), не́зада́чливый бормота́тель и ско́рогово́рщикъ не получитъ никакой духовной пользы, которая является единственнымъ смысломъ всѣхъ Православныхъ моли́твосло́вiй.
Для сугу́бой же пользы и́щущихъ спасенiя, приведу́ и краткое толкованiе да́нной Молитвы нашего Великаго зарубежнаго Святи́теля и Бо́госло́ва Архіепископа Аверкія (Та́ушева), въ которомъ Владыка бо́лѣе по́лно раскрываетъ великое благоуханiе сего́ кри́на духовнаго. Итакъ приступимъ къ нему со вниманiемъ: «Го́споди и Влады́ко живота́ моего́»: сознава́я, что мы всецѣ́ло всѣмъ, вплоть до само́й жизни своей, обязаны Богу: «духъ пра́здности», которая есть начало всѣхъ золъ, «уны́нія», которое есть са́мый тя́жкій сме́ртный грѣхъ хулы́ на Ду́ха Свята́го², «лю́бонача́лія», которое бо́лѣе всего́ проти́вится главной Христіанской добродѣтели смиренія, «и пра́здносло́вія», въ которомъ рождаются нездоровыя пересу́ды и которое такъ мѣшаетъ необходимой для ка́ющагося грѣшника вну́тренней сосредото́ченности, «не даждь ми».
«Духъ же цѣ́лому́дрія», которое есть вы́сшая Христіанская добродѣ́тель, отверза́ющая духо́вныя о́чи се́рдца, «смире́нному́дрія», которое убиваетъ фарисейскую горды́ню и са́мопревозноше́ніе, какъ главные препятствія къ покаянію, «терпѣнія», и́бо только претерпѣ́вый до конца́, то́й спасе́нъ бу́детъ (Мк. 13:13), «и любви́», и́бо любовь есть соу́зъ совершенства (Кол. 3:14), «да́руй ми, рабу́ Твоему́».
«Ей, Господи Царю́. Да́руй ми зрѣ́ти моя́ прегрѣше́нія и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́нъ еси́ во вѣ́ки вѣко́въ. Аминь». Зрѣ́ніе грѣховъ свои́хъ - выше зрѣ́нія А́нгеловъ, - учатъ Святые Отцы-Подвижники, и́бо кто не видитъ свои́хъ грѣхо́въ, тотъ не можетъ и покаяться въ нихъ - тотъ не́спосо́бенъ къ покаянію, и, слѣ́довательно, закрытъ для него путь спасенія».
Вотъ по этому духовному камертону, чтобы получить духовную пользу и обновленiе, мы и должны настраиваться во всѣ дни Великаго Поста, присовокупи́въ къ сему и подава́емую до́брохо́тно, съ любовію, отъ и́скренняго сердца и съ уваженіемъ къ лицу ближняго милосты́ню (о. Iоаннъ Кронштадскiй), которая избавляетъ отъ вѣчнаго огня геенскаго и на́стежь распахиваетъ предъ ми́лостивымъ крестоносцемъ Врата́ Небесныя!!!
Итакъ, - наставляетъ Божественный Апостолъ, - будемъ дѣ́лать добро́ всѣмъ, а наипа́че (т.-е. въ первую очередь и главнымъ о́бразомъ) свои́мъ по Вѣ́рѣ (Гал. 6:10).
На этомъ Аминь. И Богу нашему слава!
☩ Помяни душа Христiанская своей свято́й молитвой и душевнымъ воздыха́нiемъ о упокое́нiи въ Обителяхъ Небесныхъ родителя моего раба Божiя О л е г а. И да благословитъ тебя Господь Вседержитель. Аминь.
Iеромонахъ Серафiмъ (Скляро́въ)
https://vk.com/ierom.seraphim Марта 7(20) дня 2022 года, отъ Рождества Воплоти́вшагося Бога Слова Iеговы, 7530 отъ Сотворенiя мiра.
P. S. Публиковать мои статьи любымъ способомъ и въ любомъ видѣ только съ моимъ именемъ, какъ показано выше.
¹ Николай Васильевичъ Гоголь. «Размышленiя о Божественной Литургiи»:
https://vk.cc/cbXMI9 ² Хула́ на Бога Духа Свята́го (Мѳ. 12:31): «Зло́намѣ́ренное отреченiе по́знанной Истины. Отчаянiе въ своемъ спасенiи. Излишняя надѣянность на полученiе спасенiя, при всей развратности жизни». Георгій Затворникъ Задонскій. «Различныя записки и выписки».
Желающимъ оказать мнѣ финансовую поддержку см. по ссылкѣ:
https://vk.cc/ajPgjP Интернетъ-сайтъ Руской Православной Зарубежной Церкви:
http://www.roca-sobor.org/ #РПЦЗВ