Начало:
«Руская идеологія». Но лучше всего данное обвиненіе уничтожается тѣми сто́ронами жизни Патріарха, гдѣ благодать Святаго Духа проявлялась въ немъ непосредственно, какъ особая печать избра́нничества или пома́занности, которая лежала на немъ. Эта благодать Святаго Духа проявлялась въ немъ дивнымъ храненіемъ его отъ смертельныхъ опасностей, даромъ прозорливости и даромъ цѣленія недуговъ, который былъ прису́щъ ему во время его жизни и въ особенности послѣ его смерти, о чемъ свидѣтельствуютъ чудесныя исцѣленія отъ его гроба.
Поэтому мы должны не обвинять Патр. Никона въ гордости, а вмѣстѣ съ простымъ вѣрующимъ Рускимъ Народомъ, прибѣга́ю- щимъ къ его Небесному заступленію, благоговѣ́йно чтить его и содѣйствовать прославленію его моще́й въ возрожденной Росіи для причисленія его къ лику Святыхъ Російской Церкви.
Въ данный же моментъ и на будущее время мы должны слѣдо- вать завѣтамъ Патр. Никона, какъ своего учителя, и стремиться къ возстановленію въ Росіи его идеологіи и къ осуществленію его ис- повѣднической проповѣди объ Истинной Самодержавной Царс-
кой Власти съ ея́ отношеніемъ къ Церкви на почвѣ симфоніи.
Для Православныхъ людей ясно: если Господь избавитъ Росію отъ настоящихъ бѣдствій, то сдѣлаетъ это не для того, чтобы она вскорѣ опять погибла. Господь спасетъ Росію для ея возрожденія чрезъ Вѣру. Поэтому при возрожденіи Родины нашей все въ ней, - во всѣхъ областяхъ ея́ жизни личной, общественной и государственной, - должно имѣть въ своей основѣ Православную Вѣру, начиная съ формы государственнаго правленія.
Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). «Руская идеологія». - Софія: Тνпографiя «Рахвира», 1939 годъ. - С. 3-21.
Высочайшій Манифестъ
о произшедшемъ бунтѣ въ Санктъ-Петербургѣ 14 Декабря (1825 г., Декабря 19).
БОЖІЕЮ МИЛОСТІЮ
МЫ, НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСІЙСКІЙ,
и прочая, и прочая, и прочая. Объявляемъ всѣмъ вѣрнымъ НАШИМЪ подданнымъ.
Печальное произшествіе, омрачившее 14-й день сего мѣсяца, день обнаро́дованія Манифеста о возшествіи НАШЕМЪ на Престолъ, извѣстно уже въ его подробностяхъ изъ перваго публичнаго о немъ объявленія.
Тогда, какъ всѣ Государственныя сословія, всѣ чины́ Военные и Гражданскіе, народъ и Войска́ единодушно приносили НАМЪ присягу вѣрности и въ Храмахъ Божіихъ призывали на Царствованіе НАШЕ Благословеніе Небесное, горсть непокорныхъ дерзнула противостать общей присягѣ, Закону, Власти, военному порядку и убѣжденіямъ. Надлежа́ло употребить силу, чтобъ разсѣять и образумить сіе́ скопище. Въ семъ кратко состоитъ все произшествіе, маловажное въ само́мъ себѣ; но весьма важное по его началу и послѣдствіямъ.
Сколь ни прискорбны сіи́ послѣдствія; но Провидѣ́ніе показало въ нихъ новый опытъ тѣхъ сокровенныхъ путей, ко́ими кара́я зло, изъ самаго́ сего зла, Оно производитъ добро.
По первому обозрѣнію обстоятельствъ, слѣдствіемъ уже обнаруженныхъ, два рода людей составляли сіе́ скопище: одни заблуждшіе, у́мыслу не причастные; другіе злоумы́шленные ихъ руководители.
Чего желали заблу́ждшіе? - Быть вѣрными данной ими присягѣ. - Всѣми средствами обольщенія они были увѣрены, что защищаютъ Престолъ и въ семъ увѣре́ніи не могли они внимать никакимъ другимъ убѣжденіямъ.
Чего желали злоумышленники? - Священныя имена преданности, присяги, законности, самое́ Имя ЦЕСАРЕВИЧА и ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА ПАVЛОВИЧА было то́кмо предлогомъ ихъ вѣроломства; они желали и искали, пользуясь мгновеніемъ, исполнить злобные замыслы, давно уже составленные, давно уже обдуманные, давно во мракѣ тайны между ими тлѣвшіеся и отъ части то́кмо извѣстные Правительству; испровергнуть Престолъ и Отечественные Законы, превратить порядокъ Государственный, ввести безначаліе.
Какія средства? - Убійство. Первою жертвою злоумышленниковъ былъ Военный Генералъ-Губернаторъ Графъ Милора́довичь; тотъ, кого судьба войны, на бранномъ полѣ въ пятидесяти сраженіяхъ пощадила, палъ отъ руки гнуснаго убійцы. Другія жертвы принесены были въ тоже время: убитъ Командиръ Лейбъ-гвардіи Гренадерскаго полка Стюрлеръ; тяжко ранены Генералъ-Маіоръ Шеншинъ, Генералъ-Маіоръ Фридрихсъ и другіе, кровію своею запечатлѣвшіе честь и вѣрность своему долгу.
Ни дѣломъ, ни намѣреніемъ не участвовали въ сихъ злодѣяніяхъ заблу́ждшіяся роты нижнихъ чиновъ, невольно въ сію́ пропасть завлеченныя.
Удостовѣ́рясь въ семъ, самымъ строгимъ изысканіемъ, Я считаю первымъ дѣйствіемъ правосудія и первымъ себѣ утѣшеніемъ объявить ихъ невинными.
Но то же самое правосудіе запрещаетъ щадить преступниковъ. Они, бывъ обличены слѣдствіемъ и судомъ, воспріимутъ каждый по дѣламъ своимъ заслуженное наказаніе.
Сей судъ и сіе́ наказаніе, по принятымъ мѣрамъ обнимая зло, давно уже гнѣздившееся, во всемъ его пространствѣ, во всѣхъ его видахъ, изстребитъ, какъ Я уповаю, самый его корень, очиститъ Русь Святую отъ сей заразы, извнѣ къ НАМЪ нанесенной, смоетъ постыдное и для душъ благородныхъ несносное смѣше́ніе подозрѣній и истины, проведетъ навсегда рѣзкую и неизгладимую черту раздѣленія между любовію къ Отечеству и страстію къ безначалію, между желаніями лучшаго и бѣшенствомъ превращеній; покажетъ наконецъ всему свѣту, что Російскій Народъ, всегда вѣрный своему ГОСУДАРЮ и Законамъ, въ коренномъ его составѣ также неприступенъ тайному злу безначалія, какъ недосяза́емъ усиліямъ враговъ явныхъ; покажетъ и дастъ примѣръ, какъ изтреблять сіе́ зло, и доказательство, что оно не вездѣ неизцѣльно.
Всѣхъ сихъ благотворныхъ послѣдствій МЫ имѣемъ право ожидать и надѣяться отъ единодушной приверженности къ НАМЪ и Престолу НАШЕМУ всѣхъ состояній. - Въ семъ самомъ горестномъ произшествіи МЫ съ удовольствіемъ и признательностію зрѣли, отъ обыва́телей Столицы любовь и усердіе, отъ Войскъ, готовность и стремленіе по первому знаку ГОСУДАРЯ своего карать непокори́выхъ, отъ Начальниковъ ихъ, преданность непоколебимую, на высокомъ чувствѣ, чести и любви къ НАМЪ утвержденную.
Посреди ихъ отличался Графъ Милора́довичь. - Храбрый воинъ, прозорливый Полководецъ, любимый Начальникъ, страшный въ войнѣ, кроткій въ мирѣ, Градоправи́тель правдивый, ревностный исполнитель Царскія воли, вѣрный сынъ Церкви и Отечества, онъ палъ отъ руки недостойной, не на полѣ брани; но палъ жертвою того же пламеннаго усердія, ко́имъ всегда горѣлъ, палъ, исполняя свой долгъ, и память его въ лѣ́тописяхъ Отечества, пребудетъ всегда незабвенна.
Данъ въ Санктпетербургѣ въ 19-й день Декабря мѣсяца, въ 1825-е лѣто отъ Рождества Хрiстова, Царствованія же НАШЕГО въ первое.
На подлинномъ подписано собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою та́ко: «НИКОЛАЙ».
Печатанъ въ Санктпетербургѣ при Сенатѣ, Декабря 20 дня 1825 года.
Источникъ: «Декабристы и тайныя общества въ Росіи». - Изданіе В. М. Саблина. - М.: Тνпо-литографія Рускаго Товарищества печатнаго и издательскаго дѣла, 1906. - С. 116-118.
Во время Второй Міровой войны Владыка Анаста́сій остался на своемъ тяжкомъ и трудномъ посту въ Югославіи. Наступила нѣмецкая оккупація. Въ Сербской Патріархіи произведенъ былъ разгромъ, были осквернены Святыни, Святымъ Мν́ромъ солдаты мазали сапоги. Гестапо произвело обыскъ въ покояхъ Митрополита Анаста́сія и изъяло дѣлопроизводство Сνнода. Самому Владыкѣ Анаста́сію нѣмцы предложили выпустить спеціальное Воззваніе къ Рускому Народу съ предложеніемъ содѣйствовать Нѣмецкой арміи, будто бы идущей Крестовымъ походомъ для освобожденія Росіи отъ большевиковъ. Предложеніе это было подкрѣплено угрозой интерни́рованія въ случаѣ его неисполненія. Тѣмъ не менѣе Владыка Анаста́сій о т в е р г ъ это предложеніе, указавъ, что при неясности для него Нѣмецкой политики и полной невыясненности цѣлей, съ которыми нѣмцы идутъ въ Росію - онъ такого призыва сдѣлать н е м о ж е т ъ... Читать далѣе:
Свѣтлой памяти Великаго Святителя Митрополита Анаста́сія.