«Мысли и сужденія о Рускомъ Народѣ» часть 14-ая (2).

Jan 01, 2016 18:34


Начало: «Мысли и сужденія о Рускомъ Народѣ».

Большая честь и большая слава «Царскому Вѣстнику» и его редактору за то, что онъ первый вышелъ на посѣвъ среди Руской ошалѣвшей пустыни, что онъ поставилъ на твердую иглу Колумбово яйцо, чего никто не догадался сдѣлать.
       Впрочемъ, разница между средневѣковымъ мудрецомъ и нашимъ дорогимъ современникомъ еще въ томъ состоитъ, что первый въ указанномъ случаѣ ни чѣмъ не рисковалъ, а послѣдній пошелъ мужественно и самоотверженно навстрѣчу великой опасности - быть разореннымъ и пріобрѣсти множество смѣлыхъ и злобныхъ враговъ - безъ всякихъ честолюбивыхъ надеждъ, какъ Ѳома пошелъ за Хрiстомъ.
       Если суждено возродиться Рускому Народу и противоста́ть большевикамъ и евреямъ, то это возможно только подъ Монар- хическимъ Знаменемъ; безъ послѣдняго рускіе всегда будутъ счи- тать себя си́ротами и никогда́ не наберутся необходимаго для се- го мужества. Всѣ эти термины: единая, недѣлимая, далѣе - Руская       

культура, Рускіе идеалы и т.д. и т.п. въ глазахъ народа одно празднословіе, если не будетъ передъ глазами людей живаго воплощенія единства Руси въ лицѣ Православнаго и Самодержавнаго Царя. Только Царю и своему священнику вѣритъ Рускій Народъ, а всѣ другія инстанціи онъ не очень дружелюбно называетъ подъя́чими и, согласно Апостолу Петру, готовъ ихъ признавать только подъ условіемъ ихъ полномочія отъ Царя. Бу́дьте поко́рны вся́кому человѣ́ческому нача́льству для Го́спода: Царю́ ли, какъ верхо́вной вла́сти, прави́телямъ ли какъ отъ него́ посыла́емымъ (1 Петр. 2:13). Вотъ на какихъ началахъ обосно́вывается авторитетъ общественныхъ дѣятелей, а во́все не на выборномъ. Напротивъ выборные зе́мцы признаю́тся, что ихъ менѣе чтитъ народъ, чѣмъ полицію.
       «Царскій Вѣстникъ» проповѣдуетъ опору народа въ наслѣдственномъ Царѣ.
       Да будетъ ему честь и слава!.. и тѣмъ бóльшая, чѣмъ скромнѣ́е внѣшній видъ изданія и безкорыстныхъ его сотрудниковъ, начиная, съ редактора».

6. Ошибки Монархіи.       Владыка Антоній, признавая Монархію единственнымъ возможнымъ строемъ Руской Государственной жизни, въ тоже время указывалъ на тѣ историческія ошибки, которыя были допущены въ Руской жизни и которыя способствовали торжеству революціи. Главнѣйшей изъ этихъ ошибокъ, по разъясненію Владыки Антонія, это было упраздненіе Патріаршества при Петрѣ I и вызванныя имъ послѣдствія - прекращеніе созыва Помѣствыхъ Соборовъ Руской Церкви, почти полное отсутствіе дѣятельнаго общенія Руской Церкви съ другими Автокефа́льными Православными Церква́ми, упадокъ миссіонерскаго дѣла Руской Церкви въ отношеніи Восточныхъ народностей въ само́й Росіи и Восточныхъ народовъ внѣ Росіи, углубленіе старообрядческаго раскола, схоласти́ческое направленіе Руской Богословской науки, отходъ отъ Православной Церкви Руской интеллигенціи и другія особенности Руской жизни послѣ Петровскаго періода, приведшія къ революціи.
       Однако, Владыка Антоній считалъ эти недочеты Руской жизни поправимыми при наличности Руской Православной Монархіи и при возстановленіи Патріаршества.
       Въ своемъ письмѣ къ П. Н. Краснову ... Владыка Антоній писалъ: «Приходилось мнѣ печатать о томъ, что бѣдствія, постигшія Династію и Росію, явились Божіимъ отмщеніемъ за ея посягновенія на Церковь, завершившіяся безумнымъ провозглашеніемъ Царя главою Церкви въ 1797 году. Тогда Господь, какъ передъ Всемірнымъ Потопомъ сказалъ вторично въ Себѣ: не вѣчно Духу Моему быть пренебрега́емымъ человѣ́ками, потому что они плоть; пусть будутъ дни ихъ сто двадцать лѣтъ; и вотъ Я наведу на землю потопъ во́дный, чтобы истребить всякую плоть, въ которой есть духъ жизни подъ небесами. Все, что есть на землѣ лишится жизни (Быт. 6:3, 17). Такъ ровно черезъ 120 лѣтъ послѣ 1797 года наступила всеуничтожающая большевицкая революція. Все это предвидѣлъ Патріархъ Никонъ и Англійскій ученый Пальмеръ въ своемъ шеститомномъ трудѣ о Патріархѣ Никонѣ. Но съ тобою, - продолжаетъ Господь Свое откровеніе Ною, - Я поста́влю Завѣтъ Мой, и войдете въ Ковчегъ ты и сыновья́ твои, и жена твоя и же́ны сыно́въ твоихъ съ тобою (ст. 18) Да будетъ семья нашего новаго Царя такимъ ковчегомъ, который сохранитъ жизнь Ея для народа послѣ потопа революціи. Я лично въ этотъ ковчегъ не войду: моя смерть за плечами, но какъ Моνсей умеръ съ покорностью волѣ Божіей, утѣ́шенный созерцаніемъ Обѣтова́нной Земли и высшей горы Не́во передъ своей смертью, такъ и я радостно умру, если увижу уже начавшееся спасеніе Руской Церкви, Рускаго Народа».
       Въ томъ же письмѣ П. Н. Краснову Владыка Антоній объяснилъ, почему Церковь такъ нуждается въ поддержкѣ Царской Властью: «Въ одномъ я долженъ признаться (или похвалиться), я убѣдился въ томъ, что наше Руское духовенство (духовенство не Церковь) неспособно вести Церковныя дѣла безъ поддержки со стороны Трона. Вотъ этого я не думалъ до начала революціи, но воображалъ, что освобожденіемъ отъ Царскаго попеченія Церковь, черезъ своихъ духовныхъ пастырей можетъ поддерживать авторитетъ Святой Вѣры. Съ 1917 г. я вижу, что этого нѣтъ. Двухсотлѣтнее рабство Іерархіи и духовенства принизило ихъ волю и ихъ убѣжденность настолько, что имъ необходима стала опора государства, чтобы не превратиться Церкви въ небольшую секту добровольныхъ мучениковъ среди огромной массы предателей, обманщиковъ, сребролюбцевъ, льстецовъ и клеветниковъ. Конечно, эта «секта» осталась бы Единою, Святою, Соборною и Апостольскою Церковью, но три четверти людей отпали бы отъ Нея».

7. До́лжныя взаимоотношенія между Царемъ и Православной Церковью.       Владыкой Антоніемъ былъ разработанъ проэктъ для установленія нормъ взаимоотношеній между Самоде́ржцемъ и Церковной Властью и этотъ проэктъ былъ изложенъ въ слѣдующихъ пунктахъ:
       1. Въ Російскомъ Государствѣ, какъ государствѣ Хрiстіанскомъ и Православномъ, Православкая Вѣра есть пе́рвенствующая и господствующая.
       2. Императоръ Всеросійскій почитаетъ себя вѣрнымъ сыномъ Православной Церкви и не можетъ исповѣдывать никакой иной вѣры, кромѣ Православной.
       3. Императоръ Всеросійскій, я́ко Православный Государь, есть Верховный защитникъ Православной Церкви и охранитель Ея Вѣры и всякаго въ Церкви Святой благочи́нія.
       4. Императоръ Всеросійскій, какъ глава Рускаго Православнаго Народа, считается защитникомъ и покровителемъ всѣхъ Православныхъ хрiстіанъ во Вселенной и имѣетъ попеченіе объ ихъ ну́ждахъ.
       5. Императоръ Всеросійскій, въ ближайшее время по восшествіи на прародительскій Престолъ, сподобля́ется, по обычаю древнихъ Хрiстіанскихъ Государей и Боговѣнча́нныхъ Его предковъ, Священнаго Мνропома́занія по древнему чину Православной Церкви.
       6. По установленному при Царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ чи́ну, до́лжно совершаться поминове́ніе Его Императорскаго Величества и Его Аνгустѣйшей Семьи на Богослуженіи, а ра́вно и погребеніе умирающихъ Высочайшихъ Особъ.
       7. Порядокъ избранія Патріарха будетъ установленъ въ Росіи Императоромъ совмѣстно съ Архіерейскимъ Соборомъ въ согласіи съ древнимъ обычаемъ. Императоръ объ избраніи Патріарха оповѣщаетъ Высочайшимъ Манифестомъ, награждаетъ Патріарха орденомъ Андрея Первозваннаго и жалуетъ ему полное Патріаршее облаченіе.
       8. Православные Іерархи, начиная съ Патріарха, должны быть вѣрноподанными Російскаго Императора.
       9. Епископы не могутъ умаля́ть чести Императора. Въ противномъ же случаѣ они подлежатъ отвѣтственности по правиламъ Карѳаге́нскаго и иныхъ Соборовъ.
       10. Православная Церковь въ Росіи въ Ученіи Вѣры и нравственности, Богослуженія, внутренней Церковной дисциплины и сношеніяхъ съ другими Автокефа́льными Церква́ми незазисима отъ Государственной Власти и, руководясь Заповѣдями Божіими и своими Догма́тико-Канони́ческими началами, пользуется въ дѣлахъ Церковнаго законодательства, управленія и суда, права́ми самоопредѣленія и самоуправленія. Всѣ акты и опредѣленія Церковной Власти, въ предѣлахъ, въ сей статьѣ указанныхъ, имѣютъ законную силу.
       11. Дѣла Церковно-Государственныя, требующія изданія новаго закона, дополненія, измѣненія или отмѣны существующаго закона, а также новыхъ или дополнительныхъ отъ казны ассигнова́ній, разрѣшаются по соглашенію съ Государственною Властью.
       12. Патріархъ имѣетъ непосредственное сношеніе по дѣламъ Церкви съ Императоромъ. Съ высшими Государственными установленіями Патріархъ сносится черезъ Референда́рія. Референда́рій избирается Патріархомъ и утверждается Императоромъ, послѣ чего Патріархъ совершаетъ надъ нимъ хироте́сію. Патріархъ имѣетъ древнее право печа́лованія предъ Государемъ Императоромъ за всѣхъ опа́льныхъ, заключенныхъ и невинно стра́ждущихъ.
       13. Императоръ сносится и объявляетъ свою волю Патріарху чрезъ своего личнаго представителя, несмѣня́емаго при смѣнѣ кабинетовъ.
       14. Императоръ обращается къ Патріарху по дѣламъ Государственнымъ въ формѣ - «повелѣваю», а по дѣламъ Церковнымъ «сыно́вне прошу́». Патріархъ обращается къ Императору въ формѣ - «всепо́дданѣйшихъ докладовъ» по дѣламъ Государственнымъ, а по Церковнымъ почтительно извѣщаетъ.
       15. Къ Всеросійскому Священному Архіерейскому Собору Императоръ, если пожелаетъ обратиться непосредственно, то пишетъ по дѣламъ Церковнымъ - «сыно́вне прошу́». Къ Императору Соборъ обращается въ формѣ - «всепо́дданнѣйшихъ просьбъ».
       16. Въ Російскомъ Государствѣ, всѣ не принадлежащіе къ Православной Вѣрѣ подданные, природные и въ по́дданство при́нятые, также иностранцы временно въ Росіи пребывающіе, пользуются каждый повсемѣстно свободнымъ отправленіемъ ихъ вѣры и богослуженія по обрядамъ о́ной, а также правомъ проповѣди, въ частныхъ или особо къ тому установленныхъ зданіяхъ.
       Примѣчаніе: Свобода вѣроисповѣданія не распространяется на лицъ, исповѣдующихъ ученія явно безнравственныя или антигосударственныя.
       17. Свобода вѣроисповѣданія присво́ятся не только хрiстіанамъ инославныхъ исповѣ́даній, но и всѣмъ иновѣрцамъ: да всѣ Народы въ Росіи пребывающіе, возносятъ молитвы разными языками по закону и исповѣ́данію праотце́въ своихъ, благословляя Царствованія Російскихъ Монарховъ, моля Творца Вселенной о умноженіи благоденствія и укрѣпленія силы Имперіи.
       Примѣчаніе: Всѣ инославныя и иновѣрныя религіи, ко́имъ присво́ятся свобода вѣроисповѣданія, будутъ своевременно указаны въ особомъ перечнѣ.
       18. Лица, не исповѣдающия никакой религии или принадлежащіе къ религіямъ, Государствомъ не признаннымъ, подвергаются нѣкоторымъ ограниченіямъ въ Государственныхъ законахъ указаннымъ, но во всякомъ случаѣ они лишаются права вступать въ Церковный бракъ съ Православными хрiстіанами и не могутъ занимать должности по военному, гражданскому и судебному вѣдомству, а также педагогическія.

Въ поясненіе къ этому Положенію Владыка Антоній писалъ: «Мы неоднократно сѣ́товали въ печати на Царскій деспотизмъ и произволъ въ Церковной жизни, но и указывали на то, что такая зависимость Церковной жизни отъ Самодержца далеко не такъ унизительна и не такъ сильна́ какъ при конституціяхъ разнаго рода и тѣмъ менѣе при республиканскихъ, когда Высшая Церковная Власть находится въ полномъ рабствѣ у 1) министра духовныхъ дѣлъ, 2) у совѣта министровъ, 3) у парламента и 4) все-таки Монарха. Затрудненія помимо злой воли и враждебности къ Религіи со стороны свѣтской власти заключается еще въ трудности само́й задачи, само́й проблемы объ отношеніи Церковной Власти къ государственной. Объ этомъ написаны цѣлыя книги еще со временъ Златоуста, но воспроизводи́ть эти изслѣдованія и программы въ исто́рико-канони́ческомъ смыслѣ мы не будемъ, а ограничимся приведе́ніемъ нашей краткой формулировки въ восемнадцати параграфахъ, составленныхъ по порученію представителя прежней Государственной Власти.
       Правда, помя́нутое затрудненіе о раздѣленіи властей въ этомъ проэктѣ не вполнѣ устранено. Собственно затрудненіе это двоя́ко - одно пожалуй устранено́ въ проэктѣ - о способѣ назначенія Главы Церкви, т.-е. Патріарха, но не устранено́ второе - объ утвержденіи дѣлъ, касающихся одновре́менно и Церковной и Государственной жизни, здѣсь опредѣленное разграниченіе въ законодательномъ актѣ или проэктѣ едва ли возможно, и́бо навсегда останется неразрѣшеннымъ вопросъ о томъ, къ какого рода дѣламъ до́лжно относить нѣкоторые вопросы, связанные съ Церковной и Государственной жизнью, напримѣръ, о преподаваніи Закона Божія въ свѣтской школѣ, о содержаніи духовенства и т.п.
       Правильное разрѣшеніе такихъ вопросовъ зависитъ отъ добросовѣстнаго отношенія къ нимъ обѣихъ властей и въ частности отъ того, согласны ли они слѣдовать слову Апостола Паνла: другъ дру́га че́стью бо́льшя творя́щя. Конечно, за уступчивостью представителя Церкви дѣло не станетъ и никогда у насъ не стояло, но вѣдь это не разрѣшеніе вопроса. Справедливо писалъ И. С. Аксаковъ († 1887), что наши Высшіе Іерархи возбуждали огорченіе и даже негодованіе не попыткой къ расширенію своей власти въ Государствѣ (какъ, напримѣръ, католики), а безпрекословной уступчивостью подчасъ существованнымъ правамъ и требованіямъ Церковнаго права и Церковной пользы.
       Въ вышеизло́женномъ проэктѣ, хотя не безусловно, что невозможно (но по крайней мѣрѣ по возможности) устанавливаются нормы взаимоотношеній между Самодержцемъ и Церковной Властью».

8. Рускій Народъ и Монархія.
[Рѣчь Владыки Антонія на собраніи монархистовъ въ Бѣ́лградѣ 14/24 Мая 1930 года].       «Рускій Народъ въ своей толщѣ отъ начала Руской исторіи и до послѣднихъ временъ былъ всегда настроенъ монархически и я убѣжденъ, что если бы передъ революціей устроили въ Росіи народный плебесци́тъ, то Рускій Народъ въ своемъ подавляющемъ большинствѣ высказался бы за Самодержавнаго Царя.
       Однако, въ прошломъ [XIX] столѣтіи въ 60-70 годахъ подъ вліяніемъ Европейскаго воспитанія, чужой философіи и литературы патріотизмъ въ руководящей Руской интеллигенціи совершенно упалъ и былъ въ загонѣ. Рядовой обыватель тогда не смѣлъ заикаться о любви къ Отечеству и въ интеллигентномъ обществѣ объ этомъ говорили только съ насмѣшкой и съ оттѣнкомъ презрѣнія. Руское общество всколыхнулось въ концѣ 80 годовъ подъ вліяніемъ Восточной войны за освобожденіе славянъ. Побѣды Рускаго оружія, патріотическія статьи, имена военныхъ героевъ, ликующія народныя собранія - все это сдѣлало то, что о патріотизмѣ невозможно было замалчивать. Убійство же Имп. Александра II дало Рускому обществу еще болѣе сильный толчекъ вправо. Оппозиціонеры должны были замолкнуть. Въ обществѣ перестали разсказывать со сладострастіемъ анекдоты о нарушеніяхъ 7-ой Заповѣди во Дворцѣ и любовь къ Царю стала обнаруживаться всюду. Какъ сейчасъ, я помню панихиду по Императорѣ Александрѣ II, совершавшуюся въ Петербургѣ протопресвитеромъ Я́нышевымъ. Я былъ тогда студентомъ 1-го курса Духовной Академіи. Молящіеся горько плакали, а протопресви́теръ Янышевъ говорилъ о томъ позорѣ, который падаетъ на Росію за злодѣйское убіеніе Государя.
       Новый Императоръ Александръ III сразу овладѣлъ народными сердцами, заявивъ себя чисто Рускимъ Царемъ своимъ отеческимъ отношеніемъ къ подданнымъ. Въ многочисленныхъ резолюціяхъ по различнымъ дѣламъ стало ска́зываться его отеческое попеченіе о Рускомъ Народѣ. Особенно мнѣ врѣзалась въ память резолюція Царя на докладѣ о сооруженіи часовни на мѣстѣ убіенія Александра II. Государь написалъ: «Мнѣ кажется, нужно построить тамъ церковь». Церквей тогда въ Петербургѣ было очень мало и это явилось какъ бы началомъ русификаціи Петербурга, до того времени бывшаго почти иностраннымъ городомъ, наполовину говорившимъ по-нѣмецки. Дѣйствительно, если посмотрѣть въ планѣ Петербурга на томъ сегме́нтѣ, котораго основаніемъ слу́житъ Невскій проспектъ, а дугою Нева отъ Адмиралтейской площади до Фонтанки, а также отъ Знаменія до Лавры, то въ этомъ большомъ пространствѣ до 1881 года не было ни одной церкви. И вотъ на полѣ перваго сегмента произошло убійство Государя. Императоръ Александръ III всюду стремился вносить сердечную забо́тливость и отеческое попеченіе. Очень трогательнымъ былъ установившійся тогда обычай назначать въ Царскіе дни въ столичныхъ театрахъ патріотическія пьесы, для посѣщенія ко́ихъ разсылались билеты во всѣ учебныя заведенія. Среди юношества въ эти дни появлялись Царь и Царица, окруженные всеобщимъ восторженнымъ почитаніемъ. Вообще тогда казалось, что въ Руской жизни наступила новая эра, при чемъ во главѣ возрожденія сталъ Петербургъ. Туда повалилъ настоящій Рускій мужикъ. Сама Николаевская желѣзная дорога сдѣлалась проводникомъ чисто Рускаго движенія. На многихъ ея станціяхъ становились громадныя иконы, путешествующіе возжигали передъ ними многочисленныя свѣчи, а передъ отправленіемъ поѣздовъ служились длинные молебны. Попутно съ этимъ росли литературныя патріотическія силы. Это время было расцвѣтомъ Достоевскаго, тогда процвѣтали славянофилы, дѣйствовали братья Акса́ковы. Лучшіе представители высшей интеллигенціи возвысили свой голосъ противъ уже умиравшаго атеизма и ложнаго космополитизма. Таковъ между прочимъ былъ мало извѣстный теперь, но безусловно просвѣщеннѣйшій Рускій ученый и публицистъ Н. Н. Стра́ховъ, выступившій черезъ лучшую въ Росіи газету Акса́ковокую «Русь» со своими «Письмами о нигилизмѣ». Сама «Русь» была какъ бы горящимъ факеломъ, освѣщающимъ Рускую жизнь. Къ этому періоду относится и начало дѣятельности Великаго Праведника Земли Руской о. Іоанна Кронштадтскаго, имѣвшаго могучее дѣйствіе на народъ, который встрѣчалъ его болѣе восторженно, чѣмъ самого Царя. Таковъ былъ расцвѣтъ Росіи. Но не дремали и революціонеры. Они лишь притихли, объединяя и сосредото́чивая свои силы вокругъ толстыхъ научныхъ и литературныхъ журналовъ, какъ напримѣръ, «Вѣстникъ Европы», въ университетахъ, въ зе́мскихъ учрежде́ніяхъ. Отъ поры до времени они подымали свою голову. Мнѣ врѣзалась въ память одна каррикатура, появившаяся въ Петербургѣ. Послѣдними словами Императора Александра II были: «Домой, домой». Аксаковъ написалъ въ «Руси» статью, въ которой эти слова истолковывалъ, призывая Руское общество вернуться въ Москву. И вотъ вскорѣ появилась каррикатура, на которой былъ изображенъ Аксаковъ стоящій въ боярскомъ костюмѣ у жалкой избушки, зазыва́ющій проходящую публику «въ Москву», публика же направлялась къ больши́мъ Европейскимъ зданіямъ, изображавшимъ культурную Европу, на Аксакова же и его жалкую избушку никто не обращалъ вниманія.
       Царствованіе Императора Александра III было непродолжительнымъ и завершилось трогательной кончиной, послѣдовавшей въ присутствіи о. Іоанна Кронштадтскаго. Новый 26-ти лѣтній Царь Николай II сразу обнаружилъ себя сторонникомъ Православія и благочестія. Однако, ближайшія задачи Росіи въ новое Царствованіе были мало по́няты. Это сказалось между прочимъ въ такихъ начинаніяхъ, какъ учрежденіе Гаа́гской конференціи, которая сама по себѣ дѣло благородное, но для Росіи совершенно безполезное. Неудачнымъ, напримѣръ, было учрежденіе народныхъ домовъ, съ больши́ми сценами, на которыхъ хотѣли было показывать для народа различныя драмы и трагедіи, однако, результатъ получался совершенно неожиданный - въ самыхъ трагическихъ мѣстахъ, когда актеръ убивалъ свою возлюбленную, народъ отвѣчалъ дружнымъ смѣхомъ. Происходило это оттого, что Рускій Народъ, отличаясь искренностью и правдивостью, никогда не приметъ всерьезъ того, что дѣлается на сценѣ и трагедіями его не растро́гаешь. Въ Царствованіе Императора Николая II наши оппозиціонеры кое-чему научились и поняли, что революціи достигнуть можно не столько террористическими актами, сколько злобной критикой, введеніемъ конституціи, развращеніемъ народа и проч. На службу революціи пошли почти всѣ университе́тскіе профессора́ и такой талантливый человѣкъ, какъ Левъ Толстой, всю свою жизнь бывшій рабомъ демоническаго тщеславія. Во всемъ своемъ творчествѣ, какъ философскомъ, такъ и художественномъ, онъ одинаково разрушалъ Вѣру и Государственный порядокъ, изображая человѣка не свободной личностью, а какимъ-то всплескомъ или волной міровой жизни (смерть Андрея Болконскаго, сонъ Пети Ростова). При казавшемся внѣшнемъ благополучіи въ Росіи уже назрѣвалъ кризисъ, его предчувствовалъ такой Праведникъ, какъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, который, будучи горячимъ поборникомъ Самодержавія, весьма печалился тѣмъ, что во Дворцѣ стали свива́ть себѣ гнѣздо теосо́фія и оккультизмъ и онъ пересталъ къ огорченію Государя и Государыни посѣщать Дворецъ. Свѣтлымъ лучомъ послѣдняго Царствованія было прославленіе 6 Угодниковъ, осуществленное по иниціативѣ Царя, который шелъ въ этомъ отношеніи далеко впереди нашего духовенства, скептически было относившагося къ прославленію новыхъ Угодниковъ. Самымъ близкимъ народному сердцу изъ прославленныхъ Угодниковъ оказался Преп. Серафимъ Саровскій, человѣкъ не очень ученый, но надѣленный такимъ сердцемъ и такой вѣрой, что онъ не пасова́лъ передъ са́мой грѣшной душой, но принималъ каждаго въ свои распростертыя объятія, какъ лю́бящій отецъ.
       Двѣ послѣднія неудачныя войны подсѣкли Росію, революціонеры добились своего и ее свалили. Теперь я не имѣю надеждъ на быстрое возстановленіе Росіи: она должна искупить страданіями свое нравственное паденіе. Еврейскій Народъ странствовалъ въ пустынѣ 40 лѣтъ пока возвратился въ Землю Обѣтова́нную. Мы не знаемъ сколько лѣтъ назначено странствовать въ смутѣ Рускому Народу пока не возвратится онъ къ законному обѣтова́нному устроенію своей жизни, но всѣми мѣрами, всѣми способами и всѣми силами содѣйствовать его освобожденію и возрожденію неотложный долгъ всѣхъ насъ...
9. Православная Церковь и Императоръ Николай II.       Съ глубокимъ почитаніемъ и любовью относился Владыка Антоній къ памяти Царя Мученика Императора Николая II, о Которомъ онъ много разъ писалъ и говорилъ. Одну изъ рѣчей Владыки объ Императорѣ Николаѣ II приводимъ здѣсь: «Нравственный обликъ покойнаго Государя, обликъ трагическій. Его обликъ на цѣлые вѣка́ будетъ причиною слезъ и стыда для народа за себя и благоговѣ́йной благодарности Богу за Покойнаго.
       Есть историческія личности, которымъ суждено глубоко страдать за себя и другихъ. Такимъ былъ нашъ покойный Государь. Родившись въ день Многострадальнаго Íова, Государь считалъ и самъ обреченнымъ себя на страданія. Мы надѣялись, что на Государѣ исполнятся и послѣдніе го́ды Íова, когда ему было возвращено его благополучіе, но этимъ надеждамъ не суждено было осуществиться.
       Былъ у насъ въ Росіи и другой Íовъ, Угодникъ Божій, Íовъ Поча́евскій, почи́вшій въ 1651 году. Онъ написалъ собственноручное письмо Царю Михаилу Ѳеодоровичу, въ которомъ, выражая свою радость Рускому Самодержавію, указывалъ, что Рускій Царь долженъ быть не только автокра́томъ, но и монокра́томъ, т.-е. Царемъ всей Вселенной. Въ ходѣ историческихъ событій это пожеланіе было близко́ къ осуществленію, но несчастья, выпавшія на нашу Родину, остановили развитіе этихъ событій.
       Царствованіе Государя Николая II началось и окончилось несчастьемъ. Извѣстное несчастье на Ходы́нкѣ во время Коронаціонныхъ торжествъ вызвало злорадство со стороны враговъ Самодержавія, которые всегда радовались, когда Тронъ шатался. Великій Князь Сергій Александровичъ, человѣкъ очень благочестивый, введшій въ средѣ нашей аристократіи земные поклоны, вмѣсто католическаго реверанса на одно колѣно, подвергался тогда наглому осмѣянію; въ нѣкоторыхъ случаяхъ въ Москвѣ, гдѣ онъ былъ Генералъ-Губернаторомъ, по его адресу кричали, «Князь Ходы́нскій». Государь съ самаго начала Своего Царствованія обратилъ свое вниманіе на тѣхъ, кто нуждался. Вѣроятно, по примѣру о. Іоанна Кронштадтскаго Онъ сталъ по всей Росіи учреждать Дома трудолюбія, которые наши либералы также стремились превратить въ дома праздности. Въ отношеніяхъ съ о. Іоанномъ Кронштадтскимъ который присутствовалъ при кончинѣ Императора Александра III, у послѣдняго Государя не было близости, такъ какъ о. Іоаннъ, несмотря на неоднократныя пожеланія Государя въ послѣдніе годы Его Царствованія, уклонялся отъ посѣщенія Дворца. О. Іоаннъ былъ большой врагъ всякой конституціи и понималъ, что съ колебаніемъ Самодержавія колеблется и Росія.
       Царствованіе Государя Николая II ознаменова́лось открытіемъ въ Росіи мощей Свв. Угодниковъ и ихъ прославленіемъ. Насколько въ Росіи это дѣло въ послѣднее время было труднымъ, видно изъ того, что послѣ открытія мощей Свят. Тихона Задонскаго въ 1861 году, сопровождавшихся народнымъ энтузіазмомъ и многими чудесами, по Росіи распространился слухъ, что будто бы Императоръ Александръ II выразился, что это будетъ послѣдній Святой въ Росіи. Я не вѣрю, что Государь могъ сказать такую фразу, но самы́й фактъ распространенія подобнаго слуха достаточно характеризуетъ тогдашнія общественныя настроенія. Въ Царствованіе Государя Николая II были открыты мощи Свят. Ѳеодосія Черниговскаго (1896 г.), Преп. Серафима Саровскаго (1903 г.), Свят. Іоаса́фа Бѣлгородскаго (1911 г.), Іоанна Тобольскаго, Анны Ка́шинской, Питирима Тамбовскаго. Я помню, какъ въ одномъ изъ засѣданій Св. Сνнода одинъ изъ Іерарховъ замѣтилъ, что нельзя же до безконечности продолжать прославленіе Святыхъ. Взоры присутствовавшихъ обратились на меня и я отвѣтилъ: «если мы вѣримъ въ Бога, то мы должны быть рады прославленію Свв. Угодниковъ».
       Изъ этого видно насколько велико́ было благочестіе Государя, Который почти первый рѣшился на это дѣло.
       Государь обратилъ Свое вниманіе на положеніе старообрядцевъ и раскольниковъ. Хотя спасительна только одна Св. Православная Церковь, но то, что сохранилось у раскольниковъ отъ древности дѣлаетъ ихъ весьма близкими къ вѣчному спасенію. Надо сказать, что Государъ любилъ простыхъ людей и простыхъ монаховъ. Эта любовь особенно сказалась при одномъ изъ посѣщеній Государя съ Семьей Кіево-Печерской Лавры. Въ то время какъ съ Іерархами Государь здоровался, цѣлуясь рука въ руку, при посѣщеніи Кіево-Печерской Лавры Государь взялъ подъ мышку свою фуражку и сталъ подходить смиреннно подъ благословеніе къ выстроившимся іеросхимона́хамъ, за нимъ послѣдовала Государыня и Дочери. Приня́въ благословеніе отъ всѣхъ іеросхимона́ховъ, Государь подошелъ къ простымъ схи́мникамъ старцамъ и здѣсь Настоятель монастыря доложилъ Государю, что эти старцы, не имѣющіе священнаго сана, не могутъ давать благословеніе. Вообще Государъ имѣлъ особое свойство смиреномудрія. Прежніе Государи обыкновенно видѣли изъ высшей Іерархіи только Петербургскаго Митрополита и то два раза въ годъ во время оффиціальныхъ поздравленій на Рождество и на Пасху. Государь же Николай II повидалъ почти всѣхъ Іерарховъ и огорчался, что Іерархи говорили съ Государемъ не на духовныя темы, а вели обычный разговоръ, при́нятый при оффиціальныхъ придворныхъ пріемахъ.
       Я лично избѣгалъ посѣщенія Дворца, тяготя́сь тѣмъ установленнымъ этикетомъ, который унижалъ Высшихъ представителей Церкви. Первый разъ Государь высказалъ пожеланіе видѣть меня въ 1906 году. Я явился къ Нему въ установленный день. Государь съ укоромъ сказалъ мнѣ: «Мы встрѣчаемся съ вами въ первый разъ». Государь былъ настолько милостивъ ко мнѣ, что я рѣшился обратить вниманіе Государя на необходимость Религіознаго воспитанія военнаго юношества и Войскъ. Государь мнѣ отвѣтилъ, что этимъ дѣломъ у Него вѣ́даетъ Вел. Кн. Константинъ Константиновичъ и что Онъ укажетъ ему, чтобы мое пожеланіе было исполнено.
       Началась страшная революція 1904 года. Многіе, многіе Рускіе люди потеряли тогда не только голову, но и совѣсть, и вотъ тогда нашего Бла́гостнаго Государя постигъ ударъ въ самое сердце. Во Дворцѣ сви́ло себѣ гнѣздо страшное суевѣріе. Государыня, недавно приня́вшая Православіе, находившаяся безъ опытнаго духовнаго руководства, превысила мѣру въ своемъ духовномъ иска́ніи и подчинилась власти суевѣрія.
       Такое явленіе въ Религіозной жизни приводитъ къ катастрофѣ. Вотъ, напримѣръ, теперь въ Парижѣ прочно укоренилось совершенно ложное Религіозное направленіе, которое ищетъ какого-то мистицизма и «чудесъ въ рѣшетѣ́». Подобное явленіе есть типичная духовная прелесть. Они не хотятъ итти путемъ постепеннаго, труднаго духовнаго усовершенствованія и поэтому терпятъ катастрофу.
       Склонность къ суевѣріямъ усиливается во время опасностей. Государь, согласившись на учрежденіе Государственной Думы, прекрасно понималъ, что Росія идетъ къ гибели и чувствуя постоянную опасность, также подчинился власти суевѣрія.
       Вліяніе Распутина, столь гибельно отразившееся на Росіи, усиливалось еще черезъ болѣзнь Наслѣдника. Я думаю, что чудодѣйственная сила Распутина, при помощи которой онъ будто бы останавливалъ кровотеченія у Наслѣдника, была на самомъ дѣлѣ простымъ обманомъ, осуществляемомъ при помощи придворныхъ. Вліяніе Распутина упра́чивалось благодаря тому, что во Дворецъ проникли теософи́ческіе взгляды на переселеніе душъ, которыя будто остаются возвышенными и святыми даже при отрицательныхъ поступкахъ ихъ носителей. Поэтому свѣ́дѣнія о разгулахъ и развратѣ Распутина не могли поколебать довѣрія къ нему, какъ къ носителю какой-то мистической силы.
       Не могу скрыть того, что Государь при всѣхъ высокихъ качествахъ своей души и ума, не былъ къ сожалѣнію расположенъ къ идеѣ возстановленія Патріаршества и прямого отношенія къ сему дѣлу не имѣлъ. Ужасная идея о томъ, что Царь будто бы является Главой Церкви, восторжествовавшая еще при Паνлѣ I, который въ другомъ отношеніи былъ чисто Народнымъ Царемъ, не была изжита и въ Царствованіе Государя Николая II-го.
       Па́мятнымъ для меня осталось представленіе Государю въ составѣ депутаціи отъ Волынской губерніи въ 1908 или въ 1909 году. Волынскіе жители представили Государю 17 толстыхъ переплетенныхъ томовъ, исписанныхъ своими подписями, въ которыхъ умоляли Государя сохранять Самодержавіе и не сдаваться на конституцію. Помню, какъ послѣ представленія Государь спросилъ: «кто изъ васъ Шульгинъ»? Шульгинъ назвалъ себя. Государь благодарилъ г. Шульгина за патріотическую рѣчь, произнесенную въ Государственной Думѣ. Шульгинъ со слезами умиленія на глазахъ отвѣтилъ: я радъ тому, что моя рѣчь понравилась Вашему Величеству. Черезъ нѣсколько лѣтъ тотъ же самый Шульгинъ явился къ Государю съ позорной миссіей требовать отреченія Его отъ Престола. Siс trаnst glоrіa mundі [лат. Такъ проходитъ мірска́я слава].
       Въ 1913 году мнѣ довелось провожать на вокзалѣ уѣзжавшаго изъ Петербурга Сербскаго Принца Георгія; его сопровождалъ Принцъ Александръ, нынѣ благополучно Царствующій Король Югославіи, бывшій тогда ка́меръ-па́жемъ Государя. Тогда уже собирались тучи на небосклонѣ Сербіи.
       Я имѣлъ случай высказать Принцу Александру свое сочувствіе Сербскому Народу и подтвердить объ исторической миссіи Росіи защищать Православный Сербскій Народъ.
       Черезъ нѣсколько времени послѣ этого я былъ принятъ Государемъ. Государь былъ весьма милостивъ ко мнѣ и я тогда сказалъ Государю что Росіи необходимо принять активное участіе въ судьбѣ Сербіи и Галиціи. Государь при этихъ словахъ взялся за голову и отвѣтилъ: «дѣло это трудное, но пусть знаютъ, что на границѣ Австріи стоитъ 370 тысячъ нашихъ штыковъ». Вообще съ большой любовью Государь относился къ Сербіи, его особымъ покровительствомъ пользовались Сербскій Митрополитъ Михаилъ, затѣмъ Митрополитъ Димитрій, нынѣ Сербскій Патріархъ, Его особенно чтилъ недавно скончавшійся Антіохійскій Патріархъ Григорій.
       Нашъ Государь имѣлъ сердце широкое, нѣжное, почти женственное и въ то же время неустрашимое. Онъ обнималъ своей любовью не только Рускій Народъ, не только Православныхъ Славянъ, но и все человѣчество и дѣлалъ это не изъ честолюбія и не для славы, а отъ полноты искренняго сердца.
       Въ дѣла́хъ альтруизма безкорыстнаго и прямого, Росія занимала безусловно первое мѣсто въ мірѣ, но и въ технической области Росія часто занимала пе́рвенствующее мѣсто. Такъ напримѣръ, лукавые европейцы замолчали, что электрическія лампочки были впервые изобрѣтены рускимъ инженеромъ а развитіе авіаціи произошло благодаря работѣ И. И. Сико́рскаго. Такъ все хорошее Руское тщательно замалчивается. Не нашелъ Себѣ справедливой оцѣнки и нашъ любвеобильный и Бла́гостный Государь Николай II.
       Да упокоитъ же Господь Его свѣтлую душу и да научить всѣхъ насъ и Рускій Народъ искупи́ть страшный грѣхъ и возстановить Російское Православное Царство».
       Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Ркли́цкій). «Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Га́лицкаго». Томъ IX: «Мысли и сужденія о Рускомъ Народѣ, объ Евразíйствѣ, о Братствѣ Руской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская Власть и Святое Православіе. Хрiстолюбивое Руское Воинство. Руcкой молодежи». - Нью-Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. - С. 212-241.

Идеологiя Георгiевской ленточки, Распутинъ Гришка, РПЦЗ, Мысли и сужденія о Рускомъ Народѣ, О Руси Росiи и Рускомъ Народѣ

Previous post Next post
Up