Начало:
Слово о Святомъ Духѣ. 40. Что говоришь ты? Сынъ, происшедши отъ Отца посредствомъ рожденія, получилъ отъ Него и способность производить другаго Одноесте́ственнаго; почему же и Самъ Сынъ, производя́ Одноестественнаго Духа, не сообщилъ Ему, какъ Самъ при́нялъ, подобную силу и честь, да́бы и этотъ также могъ отличаться произвожде́ніемъ Одноесте́ственной Ѵпоста́си? Между тѣмъ слѣдовало бы Сыну, если не по чему́ иному, то по крайней мѣрѣ изъ подража́нія Отцу, соблюсти подобіе въ подобныхъ дѣйствіяхъ.
41. Не долженъ я проходить молчаніемъ и слѣдующую несообра́зность: называть Родившаго бо́льшимъ Рожденнаго, хотя не по Естеству, - и́бо Троица Единосу́щна, - но по Ѵпоста́си, науча́етъ изреченіе Господа (Ін. 14:28), науча́етъ и наста́вленный Имъ со́нмъ Святыхъ Отцевъ нашихъ; а что Сынъ больше Духа по Ѵпоста́си, этого невозможно слышать ни изъ Божественныхъ изреченій, и никакой донынѣ не нашелся благочестивый умъ, такъ думающій; богоборный же языкъ не только называетъ Сына бóльшимъ Духа по Ѵпоста́си, но и отдаля́етъ (Духа) отъ близости къ Отцу.
42. Еще: если есть Виновникъ Духа, то не окажется ли при Верховномъ и Преестественомъ началѣ Троицы еще вторая подчиненная вина? Она, какъ происшедшая отъ Виновника, придумана къ оскорбленію не только перваго начала, но и самаго того, для чести котораго изобрѣтена. И́бо недоставлять никакой пользы ни Ему (Духу) и никому, и даже ни въ чемъ не находитъ повода къ ея доставленію, - это скорѣе не нанесетъ ли оскорбленія Сыну и подъ именемъ чести не причинитъ ли обиды? По́длинно, если Духъ отъ Вѣчности получилъ отъ Отца вполнѣ достаточное исхожде́ніе, то какаго ина́го извожде́нія или осуществленія пода́телемъ можетъ быть при́знано, вы́думанное ими, начало?
43. И не раздѣлится ли у нихъ Духъ на дво́е? Одна часть происходитъ отъ Отца, какъ Истиннаго и перваго Виновника, - и́бо Онъ не имѣетъ Себѣ Виновника; - а другая - отъ втораго и происшедшаго отъ вины́; - и́бо этотъ - не безъ виновника; и такимъ образомъ не только однимъ порядкомъ и отношеніемъ и причи́нностію ересь изображаетъ, особенность и отличіе Духа (отъ Отца и Сына), но и дерза́етъ побуждать насъ къ почитанію четвери́цы, вмѣсто Троицы, или лучше, не оставляетъ ничего неоскорбленнымъ въ Преблаго́й Троицѣ и не оказываетъ никакого уваженія къ Создателю всего.
44. Притомъ, если Сынъ есть Виновникъ Духа, а обоихъ Виновникъ - Отецъ, то въ совершенной и доставляющей совершенство Троицѣ окажется нѣ́которая вина, лишенная совершенства господственной и первой вины́, несовершенная, полови́нчатая или составная, получившая сложе́ніе изъ несовершеннаго и совершеннаго. Такъ, можно замѣтить, миѳологія нѣ́когда забавляясь составляла между предметами рожденными и тлѣнными иппоцента́вровъ; а богоборство не страшится наро́чито составлять между предметами вѣчными и неизмѣнными вину или полови́нчатую или сло́женную изъ вины и происходящаго отъ вины (ἐξ αἰτίου ϰαὶ αἰτιατοῦ); и ни одна изъ этихъ частей не можетъ избѣгнуть несовершенства; и́бо обѣ онѣ, хотя представляются противоположными одна другой, - таковы́ плоды́ нечестиваго сѣмени, - но обѣ служатъ къ одинаковому униженію несовершеннаго.
45. Кромѣ того, если Духъ есть одно (Лице), преестестве́нно и подлинно одно, ро́вно какъ и Отецъ и Сынъ есть истинно и неизреченно - одно: то присвоеніе Ему дво́йства виновниковъ какъ можетъ быть допускаемо и не есть ли нѣ́что невозможное?
46. Итакъ по этимъ и подобнымъ причинамъ, вамъ надлежитъ, хотя поздно, возчувствовать свое нечестіе и вмѣсто многолжи́ваго суевѣрія принять мысль Каѳолической и Апостольской Церкви, въ чистотѣ усвоить себѣ благочестіе и научиться вѣровать всѣмъ умомъ и несомнѣвающеюся душею, что каждое изъ Лицъ Единосу́щной и Бо́гонача́льной Троицы неизрече́ннымъ образомъ соединяются по естеству въ нераздѣльную о́бщность, а по отношенію къ Ѵпоста́си сохраняютъ несообщи́мое другъ другу свойство особенностей: и́бо это различіе не допускаетъ у нихъ произойти слія́нію. Нѣтъ; но какъ о́бщность по естеству не принимаетъ никакого раздѣленія или различенія: такъ и тѣ свойства, которыми отличается каждая изъ трехъ (Ѵпоста́сей), отнюдь не смѣшиваются никакимъ смѣше́ніемъ. Какъ Сынъ раждается отъ Отца и пребываетъ неизмѣннымъ, сохраняя въ себѣ достоинство Сыно́вства; такъ и Всесвяты́й Духъ исхо́дитъ отъ Отца и пребываетъ неизмѣннымъ, сохраняя въ себѣ исхожде́ніе; и какъ Духъ, происходя́ отъ Безвиновнаго Отца, не совершаетъ рожденія или извожде́нія другаго и не видоизмѣня́етъ своего исхожденія какою-либо перемѣною; такъ точно и Сынъ, раждаясь отъ Безвиновнаго Отца, не можетъ производить кого-либо одноестественнаго - ни посре́дствомъ рожденія, ни посредствомъ извожде́нія - и привнесеніемъ другаго отношенія искажать преимущество Сыно́вства.
47. Справедливо я могу обвинять тебя въ произвольномъ ослѣпленіи, когда ты не обращаешь вниманія на слѣдующее: если Отецъ производитъ Духа со стороны естества (Своего); - а Троица - одного и того же естества; - то по какому бы поводу ты ни рѣшился баснословить это нечестіе, между многими другими сродными нелѣпостями у тебя не только Сынъ измѣнится въ изводи́теля Духа, но и самъ Духъ раздѣ́лится и разсѣче́тся на родителя - Сына и - собственнаго Изводителя; умолчимъ о прочемъ, потому что это - лучше, и нелѣпости, не произносимыя словами, ясно понимаются изслѣдующими разумно и съ благочестіемъ. Но именно такъ (будетъ), если кто станетъ суесло́вить, что по естеству, а не по собственной Ѵпоста́си Отецъ изводитъ Духа. Если же Отецъ признае́тся изводя́щимъ Духа, какъ Отецъ, въ чемъ и не сомнѣваются благочестивые; то и Сынъ, поколи́ку признае́тся Сыномъ, не измѣ́нитъ достоинства Сыно́вства извожде́ніемъ Духа, не отниметъ у Отца и не присвоитъ себѣ вины́ извожде́нія, ра́вно какъ не отнимаетъ у Него и нетлѣннаго рожденія: и́бо это свойства - не естества́, по которымъ прославляется о́бщность (Лицъ Божества), но свойства Ѵпоста́си, по которымъ мы Богословствуемъ о разли́чіи въ Троицѣ.
48. Пусть такъ; но, - возражаютъ нѣкоторые, - еретики говорятъ: не окажетесь ли вы обвинителями проповѣдника Церкви, Учителя Вселенной, Паνла, этого Небеснаго человѣка, который произнесъ Великое и поистинѣ Небесное изреченіе: посла́ Богъ Ду́ха Сы́на своего́ въ сердца́ ва́ша, вопію́ща: А́вва, О́тче? (Гал. 4:6) Если Паνелъ, знавшій правые Догматы, говоритъ, что Духъ исходитъ отъ Сына, то вы, не принимая этого, не обвиняете ли Учителя Небесныхъ Истинъ? - Но кто всячески обвиняетъ созерцателя Таинъ, Паνла: тотъ ли, кто старается выставить его противорѣ́чущимъ Учителю его и общему Владыкѣ, или тотъ, кто съ благоговѣ́ніемъ признае́тъ и прославляетъ его согласіе съ Нимъ? Когда Господь говоритъ, что Духъ исходитъ отъ Отца, а ересь утверждаетъ, будто Паνелъ учитъ, что - отъ Сына: то кто обвиняетъ его? Или лучше: кто обвиняетъ его въ противорѣчіи Господу, - тотъ и подлежитъ неизбѣжному наказанію за дерзость. Видишь, какъ ты, не имѣя возможности лишить Учителя Вселенной учительскаго достоинства, злонамѣ́ренно злословишь руководителя къ благочестію, вмѣсто того чтобы обращаться къ нему съ уваженіемъ и почтеніемъ. Впрочемъ ересь не дѣлаетъ ничего чу́ждаго ея обычаю; и́бо, произнесши клевету на Самаго Сына и Слово Божіе, будто Онъ впалъ въ противорѣчіе съ Собою, не послѣдовательно ли съ собою она поступаетъ, обвиняя и истиннаго служителя и ученика Его въ противорѣчіи и стараясь выставить его исправителемъ Учителя?
49. Гдѣ же Паνелъ говоритъ, что Духъ исходитъ отъ Сына? Что (Духъ) есть (Духъ) Сына, - и́бо не чуждъ Ему, - да не будетъ, это и онъ сказалъ и Церковь Божія исповѣдуетъ и признаетъ; а что (Духъ) исходитъ отъ Сына, этого не произносилъ и его благоглаго́ливый языкъ, и никто изъ благочестивыхъ не обвинялъ его, - слишкомъ далеко до этой клеветы, - и не потерпѣлъ бы слышать о такомъ злословіи.
50. Паνелъ, для котораго обширность Вселенной оказалась тѣснѣ́йшею его ревности къ распространенію Божественной проповѣди, сказалъ, что (Духъ) есть Духъ Сы́на: почему же и ты не говоришь этого, но злословишь, извращаешь и искажаешь слова проповѣдника, и, чтó еще тяжелѣе, свое искаженіе и злословіе приписываешь голосу учителя?
51. Онъ сказалъ: Ду́ха Сы́на - прекрасно и Богомудро; а ты почему искажаешь это изреченіе, и того, чтó онъ сказалъ, не говоришь; а то, чего онъ и не думалъ, ты не стыдишься провозглашать, какъ будто онъ говоритъ это? Ду́ха Сы́на Своего́: невозможно лучше и сказать иначе; и́бо (Духъ) одноесте́ственъ съ Сыномъ, Единосу́щенъ, имѣетъ одну и туже славу, честь и господство. Итакъ, кто говоритъ: Ду́ха Сы́на Своего́, тотъ указываетъ на одина́ковость естества́, а отнюдь не упоминаетъ о причинѣ исхожденія, признаетъ единство по Существу, но во́все не возвѣщаетъ - одноестественно произведшаго Ѵпоста́сь (Духа) и не указываетъ на Виновника.
52. Что? Не говорится ли у всѣхъ и объ Отцѣ: Оте́цъ Сы́на? Неужели же по этому ты будешь приписывать Ему рожденіе (отъ Сына)? Если же Онъ называется Отцемъ Сына, не потому, что родился, а потому что Единосу́щенъ; - развѣ ты хочешь, чтобы и Онъ родился? - то какъ же Духъ, на́званный Ду́хомъ Сы́на, - вмѣсто того чтобы призна́ть Его Виновникомъ и Производителемъ, (на основаніи указаннаго примѣра) наоборотъ ставится въ разрядъ производи́маго и происходя́щаго отъ вины́? Если уже объяла тебя страсть нече́ствовать изъ-за сходства выраженій, то ты ра́вно могъ бы нече́ствовать, называя какъ Духа Изводи́телемъ Сына, такъ и Сына (Изводи́телемъ) Духа; впрочемъ то заблужденіе, по-видимому, происходило бы по нѣкоторому поводу и примѣру; а теперь у тебя безуміе съ богоборствомъ и богоборство съ безуміемъ спорятъ и состязаются о преимуществѣ.
53. Итакъ Церковь Священно говоритъ, что и Сынъ - О́тчій и Отецъ - Сыно́вній; и́бо они Единосущны; но по тому поводу, что Сынъ исповѣдуется рожденнымъ отъ Отца и Отецъ называется Отцемъ Сына, мы не станемъ богохульствовать на оборотъ; такъ точно и тогда, когда мы говоримъ: Духъ Отца́ и Сы́на, мы конечно выражаемъ этими словами Единосу́щіе Его съ ними обоими; но при этомъ знаемъ, что Онъ Единосу́щенъ Отцу, потому что отъ Него исходитъ, а Сыну Единосу́щенъ не потому, что отъ Него исходитъ, - нѣтъ, ра́вно какъ и Сынъ Единосу́щенъ Ему не вслѣдствіе рожденія отъ Него, - но потому, что имъ обо́имъ отъ вѣко́въ и равночи́нно принадлежитъ происхожденіе отъ одного и нераздѣльнаго Виновника.
54. Ду́ха Сы́на Своего́. Вникни ты, - и Богомудраго и спасительнаго изреченія проповѣдника Истины не дѣлай для себя поводомъ къ гибельному заблужденію; не трудно разумѣ́ніе, и не нужно здѣсь ума остраго и сильно способнаго - углубляться въ таи́нственное; иное значитъ: Ду́ха Сы́на Своего, и ино́е выражаетъ: Духъ отъ Отца́ исхо́дитъ; сходство падежей да не подвергаетъ тебя неизцѣльному паденію; и́бо многія слова, произносимыя сходнымъ образомъ, выражаютъ не сходный смыслъ, и даже не близкій; и я представилъ бы тебѣ большое собраніе такихъ словъ, если бы твое невѣріе не останавливало моего усердія.
55. Но ты, рѣшившись говорить такимъ образомъ, долженъ будешь, можетъ быть, повинуясь своимъ законамъ, по необходимости не отступать отъ нелѣпости. Сынъ называется не только сія́ніемъ Отца́ и свѣ́томъ отъ свѣ́та (Евр. 1:3), но и - свѣтомъ міра, какъ Самъ говоритъ: Азъ есмь свѣ́тъ мíру (Ін. 8:12); но свѣ́тъ свѣ́та означаетъ Единосу́щіе Сына съ Отцемъ (что же значить будетъ выраженіе свѣтъ мíра?). Итакъ сплетенную изъ твоей мудрости, у́мствованія и языка́, для тебя же петлю ты долженъ, хотя поздно, - не говорю, наложить на себя, - но отстранить и искать, какъ бы тебѣ избѣгнуть погибели отъ задушенія ею.
56. Божественный Паνелъ, для котораго обширность Вселенной была тѣснѣ́е его Еνа́нгельской проповѣди, сказалъ: посла́ Богъ Ду́ха Сы́на Своего́. Когда ты будешь говорить то, что онъ сказалъ, мы не подвергнемъ тебя никакому осужденію; но когда ты учишь, будто онъ проповѣдуетъ то, чего онъ не говорилъ; тогда мы осуждаемъ тебя, какъ виновнаго въ нечестіи и подлежащаго наказанію. Этотъ Небесный человѣкъ сказалъ: Ду́ха Сы́на Своего́; а ты, какбы возшедшій выше Третьяго Неба и бывшій самъ слу́шателемъ неизрече́нныхъ глаго́ловъ, изреченіе его, какбы несовершенное, измѣняешь и лишаеть своего довѣрія, и, какъ бы усоверша́я его несовершенство, вмѣсто того, чтобы говорить: Ду́ха Сы́на Своего́, учишь, - о крайняя дерзость! - что Духъ исходитъ отъ Сына; и притомъ, посмѣва́ясь и злосло́вя, нисколько не стыдишься выдавать ху́лимаго учителя за своего единомышленника. Подлинно ты показалъ, какой духъ наполнялъ и руководилъ тебя изры́гнуть такой ядъ нечестія!
57. Если хочешь, я представлю тебѣ и другія Священныя изреченія, которыми осуждается злонамѣ́ренность твоей гордости и глупости. Святый Духъ называется Духомъ премудрости, Духомъ разума, Духомъ вѣ́дѣнія, Духомъ любви, Духомъ цѣломудрія, Духомъ сыноположе́нія (Ис. 11:2; 2 Тим. 1:7). Не прія́сте бо Ду́ха рабо́ты въ боя́знь, - говоритъ тотъ, который распространилъ невечерній свѣтъ Истины, подобно теченію Солнца, и лучами его озарилъ всю Землю, - но Ду́ха сыноположе́нія (Рим. 8:15); и еще: не бо даде́ намъ Ду́ха стра́ха, но Ду́ха прему́дрости и любве́ и цѣлому́дрія (2 Тим. 1:7); Духъ Святы́й называется также Духомъ Вѣры и обѣтова́нія, силы и Откровенія, совѣта и крѣпости, благочестія и кротости (Ис. 11:2; Ефес. 1:13, 17). А́ще и впаде́тъ человѣ́къ въ нѣ́кое прегрѣше́ніе, вы духо́вніи исправля́йте такова́го ду́хомъ кро́тости, говоритъ Паνелъ, огненный языкъ Духа (Гал. 6:1); также - Духомъ смышле́нія; и́бо такъ сказано: се нареко́хъ и́менемъ Веселеи́ла и напо́лнихъ его́ Ду́хомъ прему́дрости и смышле́нія и вѣ́дѣнія (Исх. 31:2-3); и не только такъ, но называется и Духомъ смиренія, какъ воспѣваютъ о́троки, въ огнѣ орошаемые: но душе́ю сокруше́нною и ду́хомъ смире́нія (смире́ннымъ) да прія́ты бу́демъ (Дан. 3:39); называется и Духомъ суда и зноя, чѣмъ выражается карательная и очистительная сила Духа; и́бо Исаія говоритъ: очи́ститъ ихъ Госпо́дь ду́хомъ суда́ и ду́хомъ зно́я (Ис. 4:4); также - Духомъ исполненія; такъ сострада́тельнѣйшій изъ Пророковъ Іеремія говоритъ: путь дще́ре люде́й мои́хъ не ко очище́нію, ниже́ во Свято́е, Духъ исполне́нія; иначе: не испо́лненъ чистаго и Святаго Духа (Іер. 4:11-12). Что же ты превозносишься? Неужели ты станешь утверждать, что отъ тѣхъ дарованій, которыя Всесвяты́й Духъ производитъ и сообщаетъ, Самъ Онъ исходитъ, и отъ нихъ получаетъ бытіе́ и происхожденіе? Это обличеніе въ нечестіи, ставъ одесну́ю тебя, не позволитъ тебѣ придумать что-нибудь для твоего спасенія. И́бо, что Сынъ въ нашихъ Священныхъ письмена́хъ называется и Словомъ Божіимъ, и премудростію, и силою, и Истиною, - это всѣмъ извѣстно; а Всесвятый Духъ называется Духомъ не только Сына, но и дарова́ній, которыя раздавать Онъ имѣетъ власть: это также знаетъ удосто́ившійся имѣть умъ Хрiстовъ.
58. Итакъ твой законъ внушитъ тебѣ, или лучше, заставитъ говорить, что Духъ исходитъ не только отъ Сына, - такъ какъ Онъ называется Духомъ Сына, - но и отъ вѣ́дѣнія и отъ раздѣленія дарова́ній и отъ безчисленныхъ другихъ богоприличныхъ дѣйствій и силъ, которыхъ Источникомъ и Пода́телемъ прославляется и признается Всесвяты́й Духъ, въ особенности - отъ Вѣры и Откровенія и вѣ́дѣнія; и́бо, хотя бы ты очень хотѣлъ, невозможно тебѣ доказать, что такими именами называется и Сынъ.
59. Если же кто станетъ представлять, что подъ этими именами разумѣется не самъ Всесвяты́й и Единосу́щный Отцу и Сыну Духъ, но проистека́ющія отъ Него дарова́нія; усвоя́ется же имъ названіе Духа потому, что они имѣютъ отношеніе къ Нему и Онъ раздѣляетъ ихъ: то, хотя я и могу на это сказать многое, однако теперь не буду говорить. Почему? Потому, что, если и допустить это, и тогда ниско́лько не меньше обличается беззаконное ихъ усиліе; и́бо, если здѣсь говорится о дарованіяхъ Духа, а новый законъ ихъ повелѣваетъ учить, что Духъ происходитъ отъ того, чего Духомъ Онъ называется: то они уже не могутъ говорить, что Духъ производитъ то, чего Духомъ Онъ называется, но наоборотъ должны сказать, что дарованіе исходитъ и происходитъ отъ вѣ́дѣнія и премудрости и всего прочаго вышесказа́ннаго; такъ что не дарова́ніе, или Духъ чрезъ духовное дарова́ніе, подаетъ вѣ́дѣніе, и премудрость, и силу, и сыноположе́ніе, и Откровеніе, и вѣру, и благочестіе, а скорѣе напротивъ - вѣ́дѣніе, и Откровеніе, и благочестіе, и Вѣра и цѣломудріе производятъ дарова́нія, которыя тебѣ угодно называть ду́хами, также и каждое изъ прочихъ. Или лучше, если, по твоему мнѣнію, каждое изъ дарованій называется духомъ, и числу дарованій соотвѣтствуетъ множество духовъ, а чего духомъ называется дарованіе, отъ того твое законодательство повелѣваетъ ему и происходить и производиться: то не раздѣляешь ли ты каждое изъ дарованій, или духовъ, на дво́е, вмѣсто одного дѣлая многихъ, такъ что выходитъ одно и тоже - и подающее и подаваемое, и производящее и производимое: вѣра производитъ вѣру, вѣ́дѣніе - вѣдѣніе, смышленіе - смышленіе, и такъ далѣе, сколько бы кто ни тратилъ времени, излагая твое пустословіе.
60. Впрочемъ ересь влечетъ за собою и еще слѣдующее (нечестіе). Всесвяты́й Духъ раздѣляетъ дарованія достойнымъ; а она, кажется, не довольствуясь ничѣмъ и даже Его раздѣленіемъ, сама разсѣкаетъ, раздробляетъ и раздѣляетъ ихъ на многія части, да́бы имѣть возможность больше и обильнѣе надѣлить дара́ми послѣдователей своихъ; и происходитъ у нихъ смятеніе ума и смущеніе, обращающее свойства и порядокъ вещей въ безпорядокъ и смѣшеніе, и первая попытка нечестія раждаетъ множество ересе́й. Но, хотя сказаннаго и довольно для убѣжденія не совсѣмъ впа́дшихъ въ нечестіе, для обличенія рѣшившихся безстыдствовать и для исправленія уклонившихся въ суевѣріе; однако мы не опустимъ и еще остающагося; и́бо одинъ изъ больныхъ - однимъ врачество́мъ, а другой - другимъ, или избавляется отъ болѣзни, или, добровольно и по злобному намѣ́ренію оставаясь неизлечимымъ, обличается.
61. Посему не на́добно оставлять безъ вниманія и слѣдующее: если Сынъ родился отъ Отца, а Духъ исходитъ отъ Сына: то нечестіе, по такому своему мнѣнію, не сдѣлаетъ ли Духа внукомъ (Отцу) и страшное (Та́инство) нашего Богословія не обратитъ ли въ длинное пустословіе?
62. Чрезмѣрность этого нечестія можешь видѣть и изъ слѣдующаго: если Отецъ есть ближа́йшая вина́ Духа, ра́вно какъ и Сына; и́бо отъ Него непосре́дственно - какъ рожденіе, такъ и исхожденіе; потому что не чрезъ посре́дство кого-нибудь Сынъ раждается, также и Духъ непосредственно исходитъ; а пустословіе нечестивыхъ говоритъ, что Духъ исходитъ и отъ Сына: то одно и тоже начало, Отецъ, должно быть признано и отдаленнымъ и ближайшимъ началомъ, чего нельзя представить даже и касательно скоропреходя́щей и измѣняемой природы.
63. Видишь ли безуміе нечестія? Усмотри его и изъ слѣдующаго: принимая во вниманіе законы безтѣлеснаго и преесте́ственнаго Существа, надлежи́тъ Богословствовать, что отъ Отца и Сынъ рождается и Духъ исходитъ одновре́менно. Если же также одновре́менно Духъ исходитъ отъ Отца и исходитъ отъ Сына; - и́бо понятія прежде и послѣ чу́жды Вѣчной Троицѣ; - то какъ можетъ различіе Богодѣ́йственныхъ Виновниковъ не производить различныхъ Ѵпоста́сей и не подвергать разсѣче́нію неразсѣкаемой простой и едини́чной Ѵпоста́си Духа? И́бо происхожденіе различныхъ дѣйствій и силъ отъ одной и той же Ѵпоста́си, особенно отъ преесте́ственныхъ и превышающихъ умъ, удобнѣе представить и множество можно привести тому примѣровъ; но никакъ нельзя представить, чтобы Ѵпоста́сь, относясь къ различнымъ вина́мъ, и Сама по различію этихъ винъ не различалась въ Себѣ и не раздѣлялась.
64. Притомъ, если все, что есть въ Богѣ, но не относится къ единству и Единосу́щію Вседержи́тельной Троицы, непремѣнно принадлажитъ одному изъ Трехъ; а исхожде́ніе Духа не принадлежитъ преесте́ственной Еди́ницѣ, въ Троицѣ созерца́емой, слѣдовательно принадлежитъ одному и только одному изъ Трехъ: то нужно обратить вниманіе и на слѣдующее соображеніе: если Духъ исходитъ отъ Сына, но не послѣ и не прежде, не́жели Самъ Онъ раждается отъ Отца; - и́бо такія временныя понятія чу́жды Превѣ́чному Божеству, - слѣдовательно, когда раждается Сынъ отъ Отца, тогда же и Духъ исходитъ отъ Сына; если такимъ образомъ, когда Сынъ происходитъ чрезъ рожденіе, тогда же Духъ происходитъ чрезъ исхожде́ніе: то Онъ сопрису́щъ прозводящему и производимому, - таковы́ плоды́ нечестиваго ученія! - и слѣдовательно, когда раждается Сынъ, тогда же и Духъ раждается вмѣстѣ съ Сыномъ и исходитъ отъ Него; такъ что Духъ есть и рожденное и исходящее (Существо), - рожденное, потому что Онъ сопрису́щъ раждаемому Сыну, а исходящее, потому что Онъ получаетъ двоя́кое исхожденіе. Что можетъ быть придумано хуже этого для нечестія или для безумія?
65. Видишь, въ какую бездну заблужденія и погибели ввергли тебя твои у́мствованія и злоупотребленіе доказательствами, и какъ слова: отъ Моего́ пріи́метъ и посла́ Богъ Ду́ха Сы́на Своего́ не только не доставляютъ никакого подтвержденія богохульному языку твоему, но и больше всего обличаютъ твою дерзость и навлекаютъ (на тебя) неизбѣжное наказаніе. Впрочемъ, доко́лѣ намъ заниматься тѣмъ, чтó уже обстоятельно и разнообразно доказано? Надобно разсѣять и другое, чтó у нихъ приводится въ защиту неправаго мнѣнія.
66. Они вооружаютъ противъ Догмата Церкви и Амвро́сія, и Аνгусти́на, и Іерони́ма, и нѣкоторыхъ другихъ; «и́бо, - говорятъ, - и они учили, что Духъ исходитъ отъ Сына; а нельзя обвинять Святыхъ Отце́въ въ нечестіи; но, если они благочестиво учили, то слѣдуетъ тѣмъ, которые считаютъ ихъ Отцами, согласоваться съ ихъ мнѣніемъ; а если они были преподавателями нечестиваго ученія, то - отвергать вмѣстѣ съ мнѣніемъ и ихъ, какъ нечестивыхъ». Это говорятъ нѣкоторые, напыщенные гордостію и боящіеся, чтобы что-нибудь изъ неприкосновеннаго, избѣ́гши ихъ дерзости, не осталось не употребленнымъ въ пользу ихъ мнѣнія и усилія. И́бо для нихъ недостаточно ни искаженіе Господняго изреченія, ни оклевета́ніе въ нечестіи проповѣдника благочестія; но они считаютъ усиліе свое неконченнымъ, если не отъищутъ, чѣмъ бы оскорбить тѣхъ, которыхъ прославляютъ Отцами. Но и здѣсь ясно слово Истины, пристыжда́ющее ихъ, - оно говоритъ: «уразумѣ́йте, куда вы стремитесь, до чего внѣдряете гибель въ са́мую внутренность души вашей».
67. Кто во-истину считаетъ Святыми Отцами тѣхъ мужей, которыхъ ваша чрезмѣрная страсть къ отступничеству побудила васъ представлять защитниками нечестія? Кто болѣе сохраняетъ за ними Отеческое право: тѣ ли, которые допускаютъ, что они совершенно ничего не говорили вопреки общему Владыкѣ, или - тѣ, которые стараются представить ихъ свидѣтелями противъ Господняго изреченія и извратить своими хитросплете́ніями то дивное Ученіе, по которому мы Богосло́вствуемъ, что Духъ исходитъ отъ Отца? Не очевидно ли, что ересь на словахъ называетъ упомянутыхъ мужей Отцами, - и́бо не отказываетъ приписывать имъ прямо это имя, достойное всякаго почтенія, - а на дѣлѣ и по коварству, устроя́ющему собственное ихъ хотѣніе, они низводятъ ихъ въ разрядъ людей богоборныхъ и злотворныхъ, если еще не думаютъ эти дерзкіе на все отличать своихъ Отцевъ такими названіями?
68. «Амвро́сій, или Аνгусти́нъ, или кто-либо другой сказалъ противное изреченію Господню». Кто говоритъ это? Если - я, то я - оскорбитель твоихъ Отцевъ; если же ты говоришь, а я не позволяю, то ты оскорбляешь, а я называю тебя оскорбителемъ Отцевъ. Но, скажешь, они писали такъ и въ ихъ словахъ содержится, что Духъ исходитъ отъ Сына. Что же это? Если они, бывъ вразумля́емы, не одумались, если они отъ справедливыхъ обличеній не исправились: то ты говоришь свои рѣчи, свое безразсудное мнѣніе вносишь въ ихъ ученіе, - и опять клевещешь на своихъ же Отцевъ. Если же они, придумавъ что-нибудь человѣческое и несогласное съ лучшими (мужа́ми), пали по невѣ́дѣнію, или были увлечены въ заблужденіе по недосмотру, но не противорѣчили, получая вразумленіе, и не противились внушенію; то что тебѣ до этого? Какъ ты можешь найти прибѣжище у тѣхъ, у которыхъ нѣтъ ничего общаго съ тобою, чтобы избѣжать неизбѣжнаго наказанія? Если у нихъ, которые не пользовались тѣмъ, чѣмъ ты пользуешься, но у которыхъ есть много другихъ дотойныхъ удивленія качествъ, какими блеститъ ихъ добродѣтель и благочестіе, высказано твое неправое мнѣніе по невѣ́дѣнію, или недосмотру: то для чего ты принимаешь ихъ человѣческое паденіе за законъ, чтобы нече́ствовать, и на основаніи своего закона выставляешь беззаконниками тѣхъ, которые не оказались законополага́ющими ничего такого, и подъ видомъ любви и уваженія обвиняешь ихъ въ крайнемъ нечестіи? Не хороши́ попытки твоихъ стараній. Посмотри же на чрезмѣ́рность нечестія и на безразсудство зло́худо́жнаго ума: приводятъ во свидѣтельство Владыку, - и оказываются клеветниками; призываютъ во свидѣтели учениковъ Его, - и оказывается, что также и ихъ осыпаютъ клеветами; прибѣгаютъ еще къ Отцамъ, - и вмѣсто чести произносятъ великую на нихъ хулу.
69. Называютъ ихъ Отцами, - и́бо дѣйствительно называютъ, - но не для того, чтобы воздать имъ честь Отцевъ, но чтобы найти, чѣмъ бы сдѣлаться для нихъ отцеубійцами. Не страшатся и изреченія Божественнаго Паνла, которое сами съ великою злобою направляютъ противъ Отцевъ своихъ. Онъ, получившій власть связывать и разрѣшать, связывать у́зами страшными и крѣпкими, - и́бо онѣ достигаютъ до самаго́ Царствія Небеснаго, - онъ великимъ и громкимъ голосомъ провозгласилъ: а́ще мы, или́ А́нгелъ съ Небесе́ благовѣсти́тъ вамъ па́че, е́же благовѣсти́хомъ вамъ, ана́ѳема да бу́детъ (Гал. 1:8); Паνелъ, неумо́лчная труба Церкви, такой и столь Великій мужъ, предае́тъ анаѳемѣ тѣхъ, которые дерзаютъ принимать и вводить какое-либо мудрова́ніе, несогласное съ Еνангеліемъ; и не только другихъ, которые бы осмѣлились на это, подвергаетъ велича́йшимъ проклятіямъ, но и себя самаго, если бы онъ оказался виновнымъ, подвергаетъ подобному же осужденію. И этимъ онъ не ограничиваетъ страшнаго приговора, но и проникаетъ въ самое́ Небо, и, если найдется Ангелъ, приставленный оттуда надъ областя́ми земны́ми, проповѣдующимъ какое-либо ученіе, несогласное съ Еνангеліемъ: то и его ввергаетъ въ тѣже узы и предаетъ діаволу. А ты, призывая Отцевъ къ оскорбленію Догматовъ Господа, къ оскорбленію проповѣди, которой провозвѣ́стниками были ученики Его, къ оскорбленію всѣхъ Вселенскихъ Соборовъ, къ оскорбленію проповѣдуемаго по всей Вселенной благочестія, не трепещешь, не содрогаешься и не страшишься угрозы, и даже, если не сдѣлаешь своихъ Отцевъ подлежащими ей вмѣстѣ съ тобою, считаешь для себя жизнь не въ жизнь? Онъ (Паνелъ) не обращаетъ вниманія ни на безтѣлесную природу (Ангеловъ), ни тѣмъ, что они, какъ чистые умы́, чисто и непосредственно предстоятъ общему Владыкѣ, нисколько не стѣсняется, но наравнѣ съ земными угрожаетъ имъ анаѳемою; а ты, Амвро́сія и Аνгусти́на и другихъ называя Отцами, - о, пагубная честь! - и вооружая противъ Ученія Владыки, считаешь маловажнымъ навлечь это осужденіе - или на себя самаго, или на нихъ? Не доброе воздаяніе воздаешь ты Отцамъ своимъ; не добрые трофеи приносишь родителямъ; и́бо, хотя въ отношеніи къ этимъ Блаженнымъ мужа́мъ, какъ не было у нихъ ничего общаго съ твоими у́мствованіями, твоимъ невѣріемъ и нечестіемъ, такъ и твоя анаѳема не найдетъ доступа простираться на нихъ; однако ты тѣмъ са́мымъ, что думаешь подтвердить ими нечестіе, противъ котораго они вопія́ли свѣтлыми дѣлами своими громче всякаго голоса, готовишь анаѳему (самому себѣ).
70. Я не говорю, что они совершенно ясно учатъ тому, въ чемъ ты ссылаешься на нихъ; но если бы случилось имъ сказать что-нибудь подобное, - и́бо они были люди, а состоящему изъ бренія и тлѣннаго вещества невозможно всегда быть выше человѣческой слабости; случается, что и лучшіе мужи́ носятъ на себѣ нѣкоторые слѣды нечистоты́, - но если бы ниспа́ли они до какой-нибудь неблагопристойности: то я сталъ бы подражать благонамѣ́реннымъ сыновьямъ Ноя и вмѣсто одеждъ молчаніемъ и благоразуміемъ прикрылъ бы Отеческую неблагопристойность, а не поступилъ бы такъ, какъ ты, подобно Хаму; или лучше сказать, ты еще хуже и безстыднѣе его выставляешь на позоръ тѣхъ, которыхъ называешь Отцами; и́бо онъ не за то, что открылъ, но за то, что не прикрылъ, подвергся проклятію; а ты и открываешь и хвалишься такою дерзостію; онъ пересказалъ тайну братьямъ; а ты не братьямъ и не одному или двоимъ, но сколько зависитъ отъ твоего усердія и безстыдства, всю Вселенную дѣлая зрительницею громко труби́шь, какъ неблагопристойны Отцы твои; услаждаешься ихъ неблагопристо́йностію и утѣшаешься ихъ безчестіемъ, и ищешь сообщниковъ ликованія, чрезъ которыхъ бы еще больше разгласи́ть ихъ униженіе и неблагопристойность.
71. Аνгусти́нъ и Іерони́мъ (говоришь ты) сказали, что Духъ исходитъ отъ Сына. Но откуда можно получить или дать удостовѣре́ніе, что въ теченіе столь долгаго времени сочиненія ихъ не искажен̀ы? И́бо не думай, что только ты одинъ пламенно ре́вностенъ къ нечестію и дерзокъ противъ неприкосновенныхъ предметовъ; но отъ своего настроенія скорѣе заключай, что и тогда ничто не препятствовало злоко́зненному врагу рода нашего находить подобныя орудія.
72. Такъ сказали тѣ, о которыхъ говоришь ты; но если имъ по какому-нибудь обстоятельству, или при опроверженіи безумія э́ллиновъ, или при состязаніи съ другимъ еретическимъ мнѣніемъ, или по снисхожденію къ немощи слушателей, или по подобнымъ причинамъ, которыхъ столько представляетъ ежедневно человѣческая жизнь, если имъ по какой-либо изъ этихъ, или еще бо́льшихъ причинъ, случилось произнести подобное изреченіе: то для чего ты, ска́занное ими не въ Догматическомъ смыслѣ дѣлая Догматомъ и Закономъ, навлекаешь на себя невозвратную погибель и ихъ стараешься привлечь къ своему безумію?
73. Сказалъ проповѣдникъ Вселенной, созерцатель неизреченныхъ Таинъ, облагоро́дившій человѣческую природу своими нравами, - сказалъ, опровергая э́ллиновъ, отличавшихся краснорѣ́чіемъ, и низлага́я до́лу ихъ высокомѣріе, возносившееся Горѣ́, или лучше, - снисходя́ къ ихъ немощи, - что же сказалъ онъ? Проходя́ и согляда́я че́ствованія ва́ша, обрѣто́хъ и ка́пище, на не́мже бѣ напи́сано: невѣ́домому Бо́гу: его́ же у́бо не вѣ́дуще чте́те, сего́ азъ проповѣ́дую вамъ (Дѣян. 17:23). Что же? То, чѣмъ Учитель Церкви уловилъ мудрецовъ э́ллинскихъ, обратилъ и руководилъ ихъ отъ нечестія къ благочестію, ты сдѣлаешь Догматомъ и осмѣлишься говорить, что низложи́тель идоловъ проповѣдывалъ того, кого э́ллины почитали и называли невѣ́домымъ Богомъ? И́бо не удивительно, что дѣятельность твоей мудрости сплетаетъ зловредныя у́мствованія. Жертвенникъ былъ воздвигнутъ въ честь Па́на; Аѳиня́не же, не зная дото́лѣ имени почита́емаго, начерта́ли на жертвенникѣ: невѣ́домому Бо́гу; а этотъ многоиску́сный и Небесный человѣкъ, видя, что э́ллины не убѣждаются пророческими предсказаніями и Господними изреченіями, чрезъ самые богопротивные предметы почитанія обращаетъ ихъ къ почитанію Создателя, чрезъ самыя изобрѣтенія діавола ниспроверга́етъ его господство, чрезъ его укрѣпленія низлага́етъ державу его власти, изъ заблужденія воздѣ́лываетъ благочестіе, изъ погибели производитъ намъ плоды́ спасенія, изъ сѣти діавола воздвигаетъ на подвигъ Еνангелія, верхъ отступничества дѣлаетъ оплотомъ пути, которымъ они могли войти въ Черто́гъ Хрiста и въ Пречи́стую Ограду Его, въ Церковь. Такъ этотъ возвышенный умъ умѣлъ оружіемъ врага ранить и плѣнитъ самаго врага и пріобрѣсти́ себѣ высшую силу. Что же? Если Паνелъ оружіемъ врага низложи́лъ врага; то ты поэтому будешь уважать оружіе врага, называть его оружіемъ Божественнымъ и обращать его на собственную погибель? И сколько можно найти подобныхъ примѣровъ въ жизни этого (му́жа), премудро устроя́вшаго все силою Духа!
74. Но для чего примѣры? Самъ онъ громкимъ голосомъ говоритъ: быхъ іуде́емъ я́ко іуде́й, да іуде́и пріобря́щу, подзако́ннымъ я́ко подзако́ненъ, да подзако́нныя пріобря́щу, беззако́ннымъ я́ко беззако́ненъ, не сы́й беззако́нникъ Бо́гу, но зако́нникъ Хрiсту́, да пріобря́щу беззако́нныя (1 Кор. 9:20-21). Неужели же поэтому ты станешь возстановля́ть іудейство, или вводить въ жизнь беззаконіе, вмѣсто Божескихъ и человѣческихъ законовъ, и провозглашать безстыдно, или лучше, весьма безбожно, что это - Паνловы заповѣди и проповѣдь?
75. У сколь многихъ и другихъ изъ Блаженныхъ Святыхъ Отцевъ нашихъ можно находить подобное! Вспомни о Первосвященникѣ Римскомъ Кли́ментѣ и о называемыхъ по его имени «Кли́ментовыхъ» (постановленіяхъ), будто бы написанныхъ, какъ говоритъ древнее преданіе, по повелѣнію Верховнаго Петра; о Діони́сіѣ Александрійскомъ, который, возстава́я противъ Саве́ллія, едва не протянулъ руку Арію, о славномъ между Священномучениками, Великомъ Меѳо́діѣ Пата́рскомъ, который не отвергалъ мнѣнія, будто безтѣле́сныя и бестра́стныя существа, Ангелы, пали вслѣдствіе любви къ смертнымъ и совокупле́нія съ тѣлами ихъ. Не стану распространяться о Панте́нѣ, и Кли́ментѣ, и Піе́ріѣ, и Памфи́лѣ, и Ѳеогно́стѣ, мужа́хъ Священыхъ и Учителяхъ Священныхъ наукъ, которыхъ не всѣ положенія мы принимаемъ, но, воздавая имъ честь за добрую жизнь и другія Священныя сужденія, относимся къ нимъ съ великимъ почтеніемъ и уваженіемъ, въ особенности къ Памфи́лу и Піе́рію, какъ отличившимся и мученическими подвигами; вмѣстѣ съ ними не пройдемъ молчаніемъ и объ Отцахъ Западныхъ: Ирине́ѣ, Первосвященникѣ Божіемъ, управлявшемъ Церковію Ліо́нскою, и Ипполи́тѣ, ученикѣ его и Мученикѣ между Первосвященниками, мужа́хъ дивныхъ во многихъ отношеніяхъ, но иногда не воспрепя́тствовавшихъ нѣкоторымъ слова́мъ лишиться тщательной точности.
76. Неужели же ты будешь и противъ нихъ всѣхъ представлять свою дилемму и, поднимая брови, говорить: «до́лжно, или, почитая этихъ мужей, не осуждать и того, чтó написано ими, - или, осуждая нѣкоторыя изъ ихъ выраженій, осуждать вмѣстѣ и ихъ самихъ?» Не скорѣе ли и справедливѣе они обратятъ твою хитрость противъ тебя и скажутъ: «человѣкъ! для чего ты соединяешь несоединимое? Если ты по истинѣ называешь насъ Отцами: то какъ не страшишься вооружаться противъ Отцевъ и, что еще тяжелѣе, - противъ общаго Владыки и Создателя всѣхъ? Если же у тебя есть охота безстыдствовать противъ насъ, то не явно ли ты безумствуешь, называя насъ Отцами и вмѣстѣ простирая на насъ отцеубійственныя руки?» И сколь многими другими способами можно было бы обратить твое умствованіе противъ тебя самаго! Но какъ упомя́нутыхъ Отцевъ, такъ и это, - теперь мы оставимъ.
Продолженiе:
Слово тайново́дственное о Святомъ Духѣ чсть 3-тiя.