Осужденiе именобожнической ереси. Документы.

Oct 02, 2015 03:40



Грамота на Аѳонъ Вселенскаго Патріарха Іоакима III-го, осудившаго ученіе книги «На горахъ Кавказа».       Высокопреподо́бнѣйшему Игумену Свяще́ннаго, Ца́рскаго, Патріаршаго и Ставропигіа́льнаго Св. Пантеле́ймона Монастыря на Аѳонѣ Киръ-Мисаи́лу съ братіею Монастыря и всѣмъ на Св. Горѣ подвиза́ющимся Рускимъ по происхожденiю благоговѣ́йнѣйшимъ монахамъ.
       Тѣмъ изъ монаховъ, которые безсмысленно богословствуютъ и ошибочную теорію о Божественности имени «Іисусъ» вы́думали и распространяютъ - совѣтуемъ и повелѣваемъ отечески то́тчасъ же и строго отстава́ть отъ душевреднаго заблужденія и перестать спорить и толковать о вещахъ, которыхъ не знаютъ.
       Имъ на́добно прежде всего заботиться о спасеніи души своей, a разрѣшенія какихъ бы то ни было недоумѣній своихъ они должны искать и находить въ пре́данномъ Ученiи Церкви, сверхъ котораго и помимо котораго не дозволено но́вшествовать и новыя выраженія употреблять. - Иначе противъ распространяющихъ это безсмысленное, богохульное ученіе, смущающихъ Св. Го́ру, при́няты будутъ со стороны Церкви строжайшія мѣры, какія указываются Священными Кано́нами противъ нечести́выхъ и непокорныхъ и какихъ требуетъ спокойствiе и порядокъ вашего Священнаго Мѣста.       

А такъ какъ нача́ло и причина соблазна есть невнимательно и неосновательно во многихъ мѣстахъ составленная книга монаха Иларіона «На горахъ Кавказа», то мы, порица́я и осуждая неправильная и опасныя выраженія въ ней объ имени «Іисусъ», запрещаемъ, чтеніе этой книги всѣмъ на Св. Горѣ, какъ книги, содержащей много ошибочнаго и ведущей къ заблужденію и ереси.
       Богъ же вся́кой благода́ти, призва́вшій насъ въ Вѣ́чную сла́ву Свою́ во Хрiстѣ́ Іису́сѣ, Самъ да соверши́ть васъ, да укрѣпи́тъ, да содѣ́лаетъ непоколеби́мыми. Ему́ сла́ва и держа́ва во вѣ́ки. Ами́нь (1 Пет. 5:10-11).
       1912 г. Сентября 12 дня № 8522.
       Константинопольскій Патріархъ Іоаки́мъ, во Хрiстѣ молитвенникъ.

Посланіе монастыря Ватопеда въ Андреевскійски Скитъ по поводу
новоявленной ереси и безпорядковъ въ Скиту.       Ватопе́дъ, 12 Января 1913 г.
       Ко всему братству нашего скита́ «Сера́й» (Андреевскій скитъ).
       Такъ какъ избраніе новаго Ди́кея [Настоятеля] совершилось не по уставамъ и обы́чаямъ Скита́, а произошло такимъ образомъ, какой нигдѣ въ мірѣ не употребляется, и́бо образъ этотъ всѣми считается насильственнымъ, то поэтому Священный нашъ Монастырь, желая, чтобы сохранились неповрежденными уставы и обычаи Скита́, и чтобы избраніе это не имѣло для Священнаго Скита́ худыхъ послѣдствій, отвергаетъ озна́ченное избраніе и убѣждаетъ всѣхъ братій Скита произвести законное избраніе, предложивъ 4-хъ кандидатовъ, какъ практиковалось досе́лѣ, имѣя въ виду, что нашъ Священный Монастырь отнюдь не допуститъ новшествъ въ Скитѣ.
       Обращаемся же ко всѣмъ вамъ съ увѣщаніемъ считать архимандрита Іерони́ма Православнымъ, потому что онъ Православный такъ же, какъ и мы. Будьте увѣрены, что тѣ изъ васъ, которые при́няли новую вѣру, какой учить книга «На горахъ Кавказа» и вѣрнымъ послѣдователемъ и учитетелемъ которой явился вашъ собрать іеромонахъ Антонiй, всѣ будутъ осуждены́, какъ еретики, и отлучены́ отъ Великой Церкви Хрiстовой и, какъ отлуче́нные, будутъ впредь лишены пра́ва жить на Святой Горѣ.
       Преподае́мъ вамъ совѣтъ, какъ отцы ваши: изгоните изъ скита́ новую эту ересь, іеромонаха Антонія Булато́вича и примите братскую любовь въ законномъ избра́ніи Ди́кея. Мы же, по долгу отцовъ, молимся, да́бы Святы́й Богь просвѣтилъ васъ въ Правой Вѣрѣ въ Него и дарова́лъ каждому изъ васъ братскую любовь и свой миръ.
       Пребываемъ молитвенники во Хрiстѣ-епи́тропы и прочіе начальствующіе Священнаго и Досточти́маго монастыря Ватопе́да.

Рѣшеніе Аѳонскаго Кино́та по дѣлу о новой ереси и бунтѣ въ Андреевскомъ Скиту.       Кино́тъ, Прота́тъ - совѣтъ всѣхъ настоятелей Аѳонскихъ монастырей, представляющій собою высшее управленіе и высшее судилище Аѳона.
       Нашъ Священный Кино́тъ, сошедшійся 29-го текущаго мѣсяца Января для чрезвычайнаго засѣданія, изслѣдовалъ о явившемся въ Священномъ Ватопе́дскомъ Скиту́ Сераѣ религіозномъ спорѣ, относящемся къ Догматическому Ученію о второмъ Лицѣ Св. Троицы.
       Такъ какъ споръ этотъ обнаружился страшнымъ возмущеніемъ спокойствія и порядка въ Скиту́, такъ какъ происходящее въ Священномъ Скиту противодѣйствіе Священному Кино́ту, какъ Высшей Правительственной Духовной Власти Святаго нашего сего́ Мѣста, ставить ихъ явно виновными, такъ какъ въ Актѣ Священнаго Скита́ отъ 19 Января, за № 6, въ копіи представленномъ въ Канцелярію Священнаго Кино́та (посланномъ также въ Святѣ́йшій Російскій Сνнодъ и въ Константинополь Росіискому послу), существенно удостовѣря́ется, что въ Скиту явно содержится злословіе, такъ какъ совершенно безпорядочно съ духовною гордостью относясь къ законнымъ Властя́мъ, они обьявляютъ еретиками не единому́дрствующихъ и не богословствующихъ съ ними, почему и изгнали Ди́кея (Настоятеля) своего архимандита Киръ-Іерони́ма, такъ какъ удалившійся изъ Скита Ди́кей архимандритъ Киръ-Іерони́мъ, при́знанный предъ лицемъ нашего Священнаго Кино́та, оправдывался, и оправданіе его оказалось вполнѣ согласнымъ съ нашей Православно-Хрiстіанской Вѣрой: то въ предупрежденіе отъ распространяющагося въ большо́мъ кругу́ зла и въ предупрежденiе опасныхъ послѣдствiй, нашъ Священный Кино́тъ, до изслѣдованiя Великой Хрiстовой Церкви и до Ея опредѣленія, объявляетъ симъ: іеросхим. Антонія и архимандр. Давида, какъ злосла́вныхъ, а также и всѣхъ единому́дрствующихъ съ ними, подвергаетъ Церковному запрещенію отъ всякаго священнодѣ́йствія и весь Священный Скитъ Церковному отлученію.
       Не дозволяется никому изъ Правосла́вномы́слящихъ общеніе со Скито́мъ, подъ угрозою, что и онъ будетъ отмѣченъ злославнымъ... Каре́я, 2 Февраля, 1913 года.
       Подписали: всѣ въ общемъ Собраніи эписта́ты и антипро́сопы 20-ти (19-ти) священныхъ монастырей Св. Горы́ Аѳонской.

Грамота на Св. Аѳонъ новаго Вселенскаго Патріарха Германа.       Германъ милостію Божіей Архіепископъ Константинополя, Новаго Рима и Вселенскій Патріархъ.
       Преподо́бнѣйшіе эписта́ты и антипро́сопы Кино́та Св. Горы, возлюбленныя чада о Господѣ нашея мѣ́рности, благодать да будетъ на вашемъ преподобіи и миръ отъ Бога.
       Изъ полученнаго Доклада отъ вашего, преподобія за прошлый мѣсяцъ, вы́слушаннаго Сνнодально, съ прискорбіемъ узнали мы о происшедшемъ въ Священномъ Ватопедскомъ Скиту Св. Андрея безчиніи выходящемъ изъ ря́ду, о которомъ вы доносите. А такъ какъ это безчиніе, противъ монастырскихъ Уставовъ дерзну́тое, невозможно приня́ть Высшей Церковной Власти, то, поставляя своимъ священымъ долгомъ слѣдить, чтобы повсюду въ точности соблюдались Законный и Церковный порядокъ, и монашеское послушаніе, и изслѣдовавши въ точности о возстаніи, изъ ря́да выходящемъ, и произведенномъ насильственномъ изгнаніи Ди́кея и другихъ съ нимъ, извѣщаемъ, что Церковь, продолжая считать только прежнее начальство Скита́ единственно законнымъ, никакъ не нризнаетъ насильственно, безчинно вторгнувшихся и захватившихъ управленіе Скита. Считая же іеромонаха Антонія Булато́вича и архимандрита Давида виновниками произведеннаго беззаконнаго возстанія въ захватѣ Скита и вообще происходящаго въ Св. Горѣ вашего мѣста столкновенія и смущенія между Рускими монахами, - опредѣляемъ, согласно рѣшенію Сνнодальному: какъ только получите наше Патріаршее Посланіе, извѣстите отъ имени Церкви вышеука́занныхъ лицъ, чтобы немедленно явились въ Царствующiй градъ и дали отвѣтъ Священному Сνноду за распространяемое ими ученіе о имени «Іисусъ», послужившее поводомъ къ этимъ печальнымъ событіямъ, иначе Церковью будутъ при́няты строжа́йшія противъ нихъ мѣры.
       Божія благодать и неисче́тная милость да будутъ съ вашимъ преподобіемъ. 1913 г., Февраля 15 дня, № 758.
       Константинопольскій (Патріархъ) усе́рднѣшій къ Богу вашъ молитвенникъ.

Отзывъ Ха́лкинской Богословской школы объ ученіи имябожниковъ.
Книга «Объ именахъ Божіихъ и имябожникахъ», С. В. Тро́ицкаго, Петроградъ, 1914 г.       Всесвятѣ́йшій Владыка!
       Отвѣчая на почтенныя Патріаршія предложенія отъ 15-го Февраля и 20-го Марта сего года о обнаружившемся на Святой Горѣ новоя́вленномъ ученіи, почтительно доносимъ, что ученіе это имѣетъ своею точкой отправленія нѣ́кую книгу схимонаха Иларіона, озаглавленную «На горахъ Кавказа» (1910, изд. 2-ое.) - книгу, написанную въ духѣ мистицизма, каково́й (мистицизмъ) истекаетъ, правда, какъ извѣстно, изъ живого религіознаго чувства и обнаруживаетъ живую вѣру и любовь, но, однако, принимаетъ, какъ это часто и во многихъ мѣстахъ случалось и въ прежнее время, уклоненія отъ Догматовъ и Ученій Освяще́нной Правой Вѣры, такъ какъ въ изслѣдованіи и пониманіи религіозныхъ Истинъ слѣдуетъ скорѣе внушеніямъ сердца и непосредственнаго чувства, чѣмъ ума.
       Что же касается сущности упомя́нутаго ученія, то Совѣтъ Богосло́вскихъ преподавателей не могъ за недостаткомъ времени разобрать обширную и лишь на Рускомъ языкѣ при́сланную ему Аполо́гію, но думаетъ однако, что по́нялъ ея духъ, основываясь - и только - на ины́хъ предло́женныхъ на разсмотрѣніе Священному Сνноду и при́сланныхъ ему (Сνноду) Рускихъ и Греческихъ рукописяхъ и печатныхъ изданіяхъ, - въ видѣ ли исповѣ́даній, или въ видѣ также наставленій и поученій.
       Ученіе ихъ о Божествѣ имени Іисуса, хотя оно и центральное, не ограничивается, однако, только этимъ именемъ, но имѣетъ отношеніе вообще къ Божественнымъ именамъ въ Откровеніи. Они учатъ, что всѣ имена, которыми въ Божественномъ Откровенін называется Богъ, не суть человѣческія, а, такъ сказать, богода́нныя, т.-е. имена, которыя избралъ и усвоилъ Себѣ Богъ до Созданія Міра, чтобы въ нихъ открыть Себя міру, вслѣдствіе чего Онъ и присутствуетъ, и живетъ, и пребываетъ въ нихъ, и нераздѣльно и, такъ сказать, νпоста́сно [т.-е. лично] соединенъ съ ними. Отсюда, и имена эти не какъ простые буквы и сло́ги, но какъ имена, неразрывно соединенныя съ Богомъ и нераздѣльно и неразлучно носящія въ себѣ Самого Бога, не, только называются Божественными, но суть Самъ Богъ, потому что Богъ какъ бы воименова́лся и имена обожестви́лись вслѣдствіе такого соединенія.
       Такимъ же образомъ Слово при́няло имя Іисуса до Созданія Міра, чтобы по иснолненіи времени открыться въ немъ какъ воплощенное Слово, отличное отъ него, но нераздѣльно и неразлучно съ нимъ соединенное, по анало́гіи, νпоста́снаго соединенія двухъ есте́ствъ - Бо́жескаго и человѣческаго. Такимъ образомъ и здѣсь, до Воплощенія во времени Сло́ва, существуетъ предвѣ́чное какъ бы воименова́ніе Его; и при́нятое такъ имя носитъ въ себѣ, какъ нераздѣльно и неразлучно соединенное съ Нимъ, присутствующее, живущее и пребывающее Само́ Воплотившееся Слово. Слѣдовательно, имя Іисусъ, не какъ буквы и сло́ги, но какъ нераздѣльное соединенное съ Богочеловѣкомъ, есть не только Божественное, но и Самъ Богъ, почему и имя само́ имѣетъ то же достоинство и силу, какъ Само́ Слово Божіе. Такъ истолко́вывая имя Іисусъ и протестуя, вѣроятно, противъ инакомы́слящихъ, которые называютъ ихъ имя́покло́нниками, они сами характеризу́ютъ ихъ, какъ имябо́рцевъ, еретико́въ какъ отдѣляющихъ соединенное, по ихъ мнѣнію, неразрывно съ лицомъ имя Іисусъ отъ Него.
       Доказательства, приводимыя для обоснованія такого ученія, суть отча́сти извѣстныя мѣста́ Св. Писанія [Ін. 3:23; 3:18; 1:12. Фил. 2:9. Дѣян. 3:6; 4:2; въ э́томъ (они прибавляютъ: имени) онъ стои́тъ здоро́въ], въ которыхъ безразлично употребляется имя или лицо Іисуса или Бога Отца, или же изрече́нія [Симеона Богослова, «62 Богосл. слово»; Кирилла Іерус. «5 оглашеніе» (ссылки на Руск. переводы)], принадлежащія древнимъ и болѣе новымъ мистикамъ, или даже Церковныя молитвы [1 и 7 молитвы Шестопса́лмія, конецъ Утрени «Бла́го есть исповѣ́датися Го́сподеви...»], толкуемыя, конечно, по ихъ собственному пониманію, - частью же - Богословскіе силлоги́змы. Изъ послѣднихъ слѣдуетъ замѣтить особенно слѣдующій силлогизмъ, какъ находящiйся въ связи́ съ опредѣленнымъ Собо́рнѣ Церковiю во время исиха́стскихъ споровъ XIV вѣка отношеніемъ эне́ргій (дѣйствій) Бога къ Его Существу́, и какъ вводящій и имя Іисуса въ число энергій. Въ отвѣтъ, очевидно, на какое-то изложеніе «исповѣданія вѣры» ихъ противниковъ изъ Обители Св. Пантеле́ймона, исповѣдующихъ, что они ни отдѣляютъ имени Іисуса отъ Него, ни смѣшиваютъ его съ Нимъ, - они утверждаютъ, что это же са́мое понимаютъ и они, но принимаютъ не по ино́й какой причинѣ, а лишь потому, что свойства и энергіи Его невозможно ни отдѣлить, ни смѣшать съ Су́щностью Его. Исходя изъ этого положенія и опираясь на извѣстное опредѣленіе Церкви, что Божество принадлежитъ природѣ - слѣдовательно и свойствамъ и энергіямъ Бога, они выводятъ заключеніе, что и имя Іисусъ, какъ и всякое вообще откровенное имя, не только указываетъ на свойство и энергію Бога, но и есть и энергія и само́ оно Богъ [«Еще тѣмъ же са́мымъ, мыслящимъ и говорящимъ, что имя Божества говорится только о Божественной Сущности, но не признаю́щимъ согласно съ Богодухнове́нными Богословствованіями Святыхъ и Благочестивымъ мнѣніемъ Церкви, что оно не ме́нѣе употребляется и о Божественной энергіи и такимъ образомъ, наоборотъ, всячески настаивающимъ на еди́ной Божественности Отца, Сына и Св. Духа, хотя бы кто, какъ, напр., Божественные Тайново́дцы, называлъ Божествомъ ихъ энергію или Существо, и сему́ насъ уча́щимъ, анаѳема трижды». Недѣля Православія, глава противъ Варлаа́ма и Акинди́на].
       Излишне указывать, что такое заключеніе, правда, согласно съ представленіемъ, которое они образовали о Божественныхъ именахъ, какъ о энергіяхъ Бога, но само́ это мнѣніе, что они суть энергіи Бога, - есть новоя́вленное и суесловное, а ихъ доводъ, что всякое слово Бога, какъ энергія Его, не только даетъ жизнь и духъ, но есть само́ духъ, само́ жизнь, само́ оно Богъ, - этотъ до́водъ, примѣняемый широко́, ведетъ къ заключеніямъ, каковы́: «имя Іисуса есть Богъ; слова́, слышанныя на Ѳаворѣ Апостолами, суть Самъ Богъ; слова́, слышанныя на Сина́ѣ Израильтя́нами, суть Самъ Богъ, и всякое Божественное слово въ Еνангеліи есть Самъ Богъ!» [посланіе іеромонаха Антонія Булато́вича къ Вселенскому Патріарху 27-го Аνгуста 1912 г.], которыя, вопреки́ всѣмъ ихъ отрицаніямъ, пахнуть пантеи́змомъ.
       Наконецъ, Совѣтъ Богословскихъ преподавателей замѣтилъ и то, что и противоположная партія, - побуждаемая ли духомъ примиренія, или иначе, - дошла до такого толкованія мѣста Писанія въ кото́ромъ намъ до́лжно спасти́сь. (Дѣян. 4:12), какъ будто вѣрятъ и они, что спасаются во имени Іисуса, какъ имени, но покланяться до́лжно не имени, а Самому Іисусу. Такимъ образомъ они сами дали поводъ къ основательному возраженію.
       Почтительно предлагая это, мы молимъ, чтобы возлюбившіе пусты́нное и спокойное житіе́, просвѣщаемые Свѣтомъ Истины, воздерживались отъ такихъ опасныхъ изыска́нiй и споровъ, питаемые слова́ми Вѣры и прекраснаго Ученія, которое они при́няли, и посвящая себя пре́данному въ духѣ и Истинѣ служенію Самому Господу нашему Іисусу Хрiсту.
       Съ безграничнымъ почте́ніемъ. Ха́лки, 30-го Марта 1913 года.
       Подписи: Начальникъ школы Селевкíйскій Ге́рманъ II Стрино́пулосъ.
       Собраніе Богослововъ преподавателей: 5 подписей.

Грамота на Аѳонъ Вселенскаго Патріарха Германа Ѵ-го.
Книга «Объ именахъ Божіихъ».       Германъ, милостью Божіей Архіепископъ Константинополя, Новаго Рима, Вселенскій Патріархъ.
       Преподобнѣйшіе эписта́ты и антипро́ты Кино́та (собрания) Св. Горы, возлюбленные о Господѣ чада нашей мѣ́рности, да будетъ съ Вашимъ преподобіемъ благодать и миръ отъ Бога.
       Изъ разныхъ Грамотъ, полученныхъ изъ Вашего Св. Мѣста, также и изъ особенно важнаго Доклада Вашего преподобiя, съ прискорбіемъ узна́ла Церковь о всемъ касающемся нѣ́когда явившагося и распространяющагося тамъ, особенно между Рускими монахами - но́вшества и суесло́внаго ученія объ имени «Іисусъ», какъ бы Само́мъ Су́щемъ Іисусѣ и Богѣ и нераздѣльно, и, такъ сказать, νпоста́сно отожествля́емымъ съ Нимъ.
       А такъ какъ происшедшее отъ заблужденія и превратнаго, невѣ́жественнаго толкованія новоя́вленное и неосновательное это ученіе составляетъ ху́льное злословіе и ересь, какъ отожествля́ющее и сливающее неслитное и тѣмъ са́мымъ веду́щее къ пантеи́зму (всебо́жію), то мѣ́рность наша со свяще́ннѣйшими и честнѣ́йшими Митрополитами, возлюбленными нашими въ Св. Духѣ братіями и сослужителями, весьма возмутившись не только появленіемъ, но и настойчивымъ досе́лѣ распространеніемъ нечестиваго и душевреднаго этого ученія въ честно́мъ вашемъ Мѣстѣ призна́ли закономъ и неотложнымъ дѣломъ обратить тщательное вниманіе и снова разсмотрѣть его, послѣ бывшаго уже осужденія, приснопа́мятнымъ предшественникомъ нашимъ, Святѣ́йшимъ Патріархомъ Киръ-Іоаки́момъ, совмѣстно съ Святѣ́йшимъ Сνнодомъ.
       И для болѣе полнаго знакомства съ подробностями этого заблужденія, возложи́вши изученіе и изслѣдованіе происхожденія и основанія его на наставниковъ нашей Богословской въ Ха́лки школы, по представленіи ими основательнаго подробнаго изложенія (копія котораго была представлена въ Прота́тъ), приступили къ Сνнодальному разсмотрѣ́нію, на которомъ единодушно осудили сказанное новоя́вленное ученіе объ имени «Іисусъ», какъ бы Су́щемъ Само́мъ Іису́сѣ и Богѣ Су́щественно содержа́щимся въ Его имени и объявляемъ въ Св. Духѣ (сіе́ ученiе), какъ хульное и еретическое.
       Посему́, сообщая Сνнодальный судъ и осужденіе этого заблужденія настоящимъ нашимъ Патріаршимъ Посланіемъ Вашему преподобiю, повелѣваемъ, чтобы Вы объявили это Церковное рѣшеніе Свяще́нному М-рю Пантеле́ймона и Священному Ватопе́дскому Скиту́ Св. Андрея, и всѣмъ, гдѣ бы то ни́ было тамъ заблуждающимся монахамъ, потребуйте же отъ имени насъ и Церкви, чтобы всѣ, совершенно отвергнувъ хульное заблужденіе, уклонялись бы отсе́лѣ тщательно отъ разныхъ чу́ждыхъ ученій и пребывали вѣрны́ только въ пре́данныхъ Догматахъ и въ преподава́емомъ Ученіи Церкви, сверхъ котораго и поми́мо котораго никто не долженъ но́вшествовать. А́ще бо кто́ Вамъ благовѣсти́тъ па́че, е́же прія́сте, ана́ѳема да бу́детъ.
       Извѣщая же о томъ, что если и послѣ этого второго Церковнаго внушенія найдется кто-либо остающимся въ этомъ злосло́вномъ мнѣніи и самовольно продолжающим держаться этого неосновательнаго ученія объ имени «Iисусъ», какъ Су́щемъ Само́мъ Богѣ, относительно таковы́хъ, какъ еретиковъ и нарушителей Церковнаго повиновенія, при́няты будутъ опредѣленныя Церковными Канонами мѣры, и что отнюдь невозможно, чтобы оставались таковы́е и пятно́мъ своимъ поро́чили честно́е Ваше Мѣсто, молимся, да просвѣтитъ Господь Богъ всѣхъ на пути благочестія и добродѣтели, Его же благодать и неисче́тная милость да будетъ съ Вашимъ преподобіемъ.
       Патріархъ Константинопольскiй, теплѣ́йшій къ Богу о васъ молитвенникъ. № 2206, Апрѣля 5-го дня 1913 г.

По ссылкѣ: Посланіе Святѣ́йшаго Всеросійскаго Сνнода по поводу именобожниковъ.

Отвѣтное Посланіе
Константинопольскаго Патріарха Германа Святѣйшему Сνноду.       Священный и Святѣ́йшій Правительствующій Сνнодъ Російской Церкви во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ: ему мы шлемъ братское во Хрiстѣ привѣтствіе въ святомъ лобза́ніи.
       Мы получили и съ глубокимъ вниманіемъ прочли вмѣстѣ съ состоя́щимъ при насъ Святымъ и Священнымъ Сνнодомъ почтенное Посланіе отъ 28-го числа минувшаго мѣсяца, подъ № 7664 и при́сланное любезно намъ Высокочтимымъ Вашимъ Преосвяще́нствомъ относительно находящихся нынѣ уже въ Росіи Святого́рскихъ Рускихъ монаховъ, впавшихъ въ новоя́вленную ересь имебо́жниковъ и съ враждою и жестокосердіемъ пребывающихъ въ этой ереси, вопреки многообразнымъ внушеніямъ и совѣтамъ Церкви и сдѣланному имъ своевременно по предупрежденiю о примѣненіи ограничительной кары и изгнанія ихъ навсегда со Св. Горы и примѣненіи того, что повелѣваютъ Священные Каноны, если-бы они до конца остались при своемъ ложномъ мнѣніи и въ неповиновеніи и неблагоче́стіи по отношенію къ Церкви - Посланіе, осудившее и запретившее ихъ безумное ученіе, какъ богохульное и еретическое. Но діаволъ, отецъ лжи и ересе́й, настолько помрачилъ ихъ умъ и притупилъ сердце, что они даже и при многообразныхъ наставленіяхъ и совѣтахъ Церкви, да́нныхъ издалека и вблизи, письменно и устно, не пришли въ познаніе Истины, но дошли до того, что стали повиноваться и болѣе внима́ть «дерзнове́ннымъ гордеца́мъ», вслѣдствіе заблужденій которыхъ они богохульствуютъ, - чѣмъ материнскому и истинному голосу Церкви, съ любовiю и заботливостiю призва́вшему ихъ. И затѣмъ посему́ и эти согрѣшили противъ благочестія Церкви и монашества и нарушили повиновеніе. Они уже получили достаточное осужденiе самихъ себя, но если бы погибель ихъ доходила только до такого предѣла и была только внѣшнимъ, такъ сказать, вредомъ и несчастіемъ, что́бы духъ ихъ былъ спасе́нъ въ день Го́спода Іису́са!?..
       Однако, увы, какъ сообщаетъ намъ Высокочтимое Ваше Преосвяще́нство, діаволъ, отъ начала человѣкоубйіца, такъ извратилъ ихъ умъ и ожесточилъ сердце, что они даже и теперь не пришли въ себя и не по́няли и не исповѣдали своего заблужденія и своей ошибки, но послѣ той первой кары слѣдуютъ по тому-же пути и пребываютъ въ безуміи, и богохульство ихъ противъ благочестія и Церкви не ме́нѣе и теперь проявляется, возмущается и творитъ непристойности. Вслѣдствіе этого и рѣшено́ предприня́ть Церковнымъ порядкомъ новое и глубокое попеченіе относительно этихъ жестоковы́йныхъ и нераскаянныхъ лицъ и пойти далѣе: осужденіе и воздѣйствіе Церкви относительно ихъ и то, что повелѣвается относительно нераскаянныхъ еретико́въ Священными Канонами, примѣнить со всей точностью на достойное и полное посрамленіе и наказаніе зломыслія и въ предохране́ніе вѣрныхъ отъ оскверненія и уклоненія тѣми лицами съ прямого пути. А такъ - какъ теперь эти лица, находясь внѣ предѣловъ власти нашего Святѣ́йшаго Патріаршаго Вселенскаго Престола, уже не подчиняются нашему Церковному правосудію, но въ Церковномъ и политическомъ отношеніяхъ подлежа́тъ правосудію братской Святѣ́йшей Російской Церкви, откуда они происходятъ и куда удалились, и исполненіе повелѣваемаго Священными Канонами должно произойти тамъ же, то подобаетъ дальнѣйшее Церковно-судебное разбирательство относительно этихъ до нынѣ зломыслящихъ монаховъ имебожниковъ тамъ же и цѣлесообра́знѣе быть ему доведе́ннымъ до конца подъ всяческимъ наблюденіемъ братскою Святѣ́йшею Російскою Церковью, въ предѣлахъ Которой съ самаго начала появилась и теперь держится ересь имебожниковъ. Поэтому мы, со вниманіемъ разсмотрѣвъ и разсудивъ Собо́рнѣ это дѣло, при содѣйствіи состоящихъ при насъ Свяще́ннѣйшихъ и Пречестны́хъ Митрополитовъ и дорогихъ возлюбленныхъ въ Св. Духѣ братьевъ и сослужа́щихъ, рѣшили и постановили дальнѣйшую судьбу оказавшихся въ Росіи монаховъ имебожниковъ, какой бы степени и чина они ни́ были, возложить на непосредственное попеченіе и рѣшеніе Церковной Власти въ Росіи, чтобы Она, какъ Законная, Правящая Власть ихъ, довела до конца это дѣло совсѣмъ и отъ нашей Великой Хрiстовой Церкви предоставленнымъ полномочіемъ и примѣнила къ нимъ то, что подобаетъ на основаніи Священныхъ Каноновъ, вождей и зачинщиковъ ереси - Божественно - начально призывая къ оправданiю и налагая на нихъ подобающія Каноническія кары и относительно многочисленныхъ другихъ, по невѣ́дѣнію или по другой причинѣ послѣдователей ихъ, имѣя въ виду то, что слѣдуетъ для возвращенія и обращенія ихъ, совершенно не боя́сь принять ихъ въ Церковное общеніе и позволить принятiе Пречистыхъ Таинствъ, если бы эти лица явно покаялись, - a имѣющимъ постригъ, или священную сте́пень, послѣ достаточнаго испытанія, позволить носить монашескую одежду и священнодѣ́йствовать, ра́вно какъ и наоборотъ: и осудить и отнять монашескую или священнослужи́тельскую одежду у тѣхъ лицъ, которыя, быть можетъ, намѣ́реваются упорно, нераскаянно оставаться при своемъ ложномъ взглядѣ и распространять ересь въ народѣ, - съ полной, какъ сказано, собственной властью, по подобающей Канонической справедливости, вы́ступивъ для таковы́хъ Каноническихъ указаній и мѣръ воздѣйствія по отношенію ко всѣмъ безъ исключенія, вождямъ и ихъ послѣдователямъ.
       А такъ какъ не невѣроятно, чтобы эти лица, даже, и проявивъ раскаяніе, причинили безпокойство и не доставили соблазна, опять являясь на Св. Го́ру, то мы рѣшили, чтобы никто изъ этихъ лицъ не являлся на Св. Гору, и это считаемъ справедливымъ и достойнымъ. Итакъ, признавъ и объявивъ это подобающимъ, полезнымъ и согласнымъ съ Церковнымъ строемъ въ праведное возмездіе виновникамъ и сѣ́ятелямъ этой ереси и въ предохраненіе Православной паствы спѣшимъ посредствомъ настоящаго отвѣтнаго Посланія откровенно обратиться къ Высокочти́мому Вашему Преосвященству, ничуть не сомнѣваясь въ томъ, что послѣ этого братскаго заявленія, Высокочтимое Ваше Преосвященство охотно и со всякой поспѣшностiю при́меть на себя и позаботится о томъ, чтобы сдѣлать, какъ ему вѣ́домо то, что подобаетъ и полагается для одолѣнія и искорене́нія бѣдствія, пости́гшаго Православный Народъ, находящійся въ предѣлахъ Власти Благочестиваго Російскаго Самодержавія и для предохраненiя его отъ всякаго оскверненія, исходя́щаго отъ этихъ и́згнанныхъ и отверженныхъ донынѣ Святого́рскихъ монаховъ и несчастья, сообщая намъ то, что касается ихъ.
       Заси́мъ еще разъ привѣтствуя святымъ лобзанiемъ Ваше Преосвященство пребываемъ 1913 года, Декабря 11-го дня. Вашего достолюбе́знаго Преосвященства возлюбленный о Хрiстѣ и всецѣло пре́данный.
       Подписано: Патріархъ Константинопольскій Германъ.
       (Книга «Объ именахъ Божіихъ и имебожникахъ» С. В. Тро́ицкаго, Петроградъ, 1914 г.).

Судъ Аѳонскихъ Старцевъ надъ имебожниками.
Актъ засѣданія Кино́та-Совѣта всѣхъ Аѳонскихъ монастырей.       Въ Кареи, сегодня, въ Среду 31 Іюля, въ 9 час. утра, 1913 спасительнаго года, нашъ Священный Кино́тъ, по обыкновенiю собравшись въ порядкѣ и совершенно полномъ комплектѣ въ обычной залѣ засѣданій, разсмотрѣлъ о необходимыхъ мѣропріятіяхъ на еретико́въ Рускихъ мона́шествующихъ, высланныхъ изъ нашего Священнаго Мѣста, чтобы возвращающіеся они опять не стали бы безчестить злохуле́ніемъ Святое Мѣсто и нарушать тишину Его; рѣшилъ съ общаго согласія: чтобы всѣ до настоящаго времени вы́сланные и возвращающіеся, ни подъ какимъ условіемъ, или предлогомъ, не должны быть при́няты въ Ваши Священные Монастыри; какъ высланные изъ-за ереси и неправославные, какъ осужденные отъ Св. Церкви по Священнымъ Канонамъ, хотя и пребывали въ нашемъ Священномъ Мѣстѣ; низло́женные изъ свяще́нническаго и монашескаго чина лишены́ также права на возвращеніе и пребываніе въ нашемъ Священномъ Мѣстѣ. Почему и одобрилъ, чтобы настоящее рѣшеніе довести до свѣ́дѣнія Матери нашей Великой Хрiстовой Церкви, Священному Рускому Монастырю и Священному Ватопе́дскому Скиту́ Сера́й, постановляя въ обязанность неукло́ннаго примѣненія всего вышеска́заннаго; которые также обязаны представить списокъ всѣхъ до настоящаго времени высланныхъ еретико́въ, а также извѣстить и указать всѣхъ еще въ ереси пребывающихъ, и какимъ бы то образомъ неправомы́слящихъ, для удаленія ихъ изъ нашего Священнаго Мѣста нашимъ Священнымъ Кино́томъ.
       Копія настоящаго дѣйствительнаго совѣщанія къ свѣ́дѣнію для дальнѣйшаго, Рускому Священному Монастырю и Священному Ватопе́дскому Скиту́ Сера́й.
       Съ чѣмъ и закончено засѣданіе. Всѣ въ общемъ собраніи Антипросопы и Проэстосы 20 Священныхъ и Досточтимыхъ монастырей Святой Горы Аѳона («Русскій Инокъ» выпускъ 97, 1914).

Письмо Аѳонскаго Кино́та настоятелю Пантеле́ймоновскаго Монастыря.       Ваше Высокопреподо́біе братски о Господѣ привѣтствуемъ.
       Письмо Ваше отъ 11 Iюля, извѣщающее о успокоеніи вашей Обители и возстановленіи въ о́ной мира и порядка за удаленіемъ бунтовщико́въ и неправомы́слящихъ, мы получили и весьма рады о возвращеніи мира и тишины въ Обители.
       Такъ какъ всякаго благоразумнаго правителя обязанность: предупреждать безпорядки и возстанія соотвѣтственными мѣрами, предусматривать и заботиться о постоянномъ порядкѣ и благоде́нствіи Богомъ ввѣ́реннаго братства, то мы нисколько не считаемъ безвременнымъ обратить вниманіе ваше и напомнить вамъ, что въ предупрежденіе сохраненія спокойствія и порядка въ Вашей Обители, вы не должны принимать ни въ какомъ случаѣ возвращающихся изъ тѣхъ вы́везенныхъ бунтовщиковъ, - и если кто изъ таковы́хъ вздумалъ бы возвратиться сюда, - какъ произве́дшихъ безпорядки и еретико́въ, и всѣхъ изъ таковы́хъ. Которые же остаются еще или въ Обители, или на мето́хахъ, или Подворьяхъ, изъ неправомыслящихъ, Вы должны намъ (Кино́ту) указать ихъ имена, для удаленія таковы́хъ изъ нашего Священнаго Мѣста, чтобы не порочили они о́наго своею ересью и злословіемъ.
       И чтобы спокойствіе въ Вашей Обители продолжалось въ будущемъ, мы просимъ васъ братски, какъ Высшая мѣстная Власть, имеющая обязанность надзира́ть и наблюдать за спокойствіемъ здѣшнихъ Обителей, чтобы Вы неуклонно сообразова́лись съ вы́раженнымъ нашимъ требованіемъ. Въ противномъ же случаѣ мы возложимъ отвѣтственность всецѣло на Ваше Высокопреподо́біе и представимъ это Матери нашей, Великой Хрiстовой Церкви. Сорадуясь же достиженію спокойствія въ Вашей Обители и желая Вамъ съ Божіею помощью успѣха въ Вашихъ обязанностяхъ и всякаго блага у Бога, съ такимъ братолюбіемъ пребываемъ. 27 Iюля 1913 г.
       Источникъ: «Святое Православіе и именобожническая ересь». Въ трехъ частяхъ. Часть 1-ая (Догма-тическая). Харьковъ. Епархіальная тνпографія, Каплуновская ул., № 4. 1916 г.

Именобожническая ересь

Previous post Next post
Up