Начало:
«Соборное Посланіе Cв. Ап. Варнавы». У другого Пророка [Пс. 1:3-6. Это мѣсто приводится Апостоломъ для изображенія благодати, которую доставляютъ вѣрующимъ вода и дре́во, Крещеніе и Крестъ Хрiста] говорится:
Дѣ́лающій э́то бу́детъ, какъ дре́во насажде́нное при исхо́дищахъ водъ, кото́рое плодъ свой дастъ во вре́мя свое́, и листъ его́ не отпаде́тъ; и все, что онъ бу́детъ дѣ́лать, благопоспѣ́шится. Не такъ нечести́вые, не такъ; но они́ бу́дутъ какъ пле́ва, кото́рую уно́ситъ вѣ́теръ съ лица́ земли́. Поэ́тому не устоя́тъ нечести́вые на Судѣ́, и грѣ́шники въ совѣ́тѣ пра́ведныхъ. И́бо зна́етъ Госпо́дь путь пра́ведныхъ, и путь нечести́выхъ поги́бнетъ. Примѣчайте, какъ онъ въ этихъ словахъ изобразилъ воду и вмѣстѣ Крестъ. Вотъ смыслъ ихъ: «блаженны тѣ, которые надѣясь на Крестъ, низошли́ въ воду, и́бо полу́чатъ награду во время свое, «тогда»,
говоритъ, Богъ, «Я возда́мъ имъ». Сказано: «листья не отпаду́тъ». Это значитъ, что всякое слово, которое выйдетъ изъ усть вашихъ съ вѣрою и любовію послужитъ для многихъ къ обращенію и надеждѣ. - Еще другой Пророкъ [Софон. 3:19] говоритъ: земля́ Іа́кова была́ превозноси́ма по все́й землѣ́. Эти слова означаютъ сосудъ Духа Господня, - который прославляетъ Пророкъ [подъ сосудомъ Духа Господня до́лжно разумѣть тѣло Хрiста, пострадавшее на Крестѣ и просла́вленное. Ср. Посл. Варн. гл. VII. Слова́ Пророка, приводи́мыя Апостоломъ, вмѣстѣ съ его объясненіемъ, употребляются у Кли́мента Александрiйскаго для доказательства, что тѣлесное, матеріальное само́ по себѣ не грѣховно, а слѣдовательно и бракъ, вкуше́ніе вина́ и мя́са]. Потомъ что ино́й Пророкъ говоритъ? Рѣка́ протекла́ съ пра́вой стороны́, и изъ нея́ поднима́лись краси́выя дерева́; кто ста́нетъ ѣсть отъ нихъ, бу́детъ жить во вѣкъ [Іез. 47:12]. Это значитъ, что мы сходимъ въ воду, полные грѣховъ и нечистоты, а восхо́димъ изъ нея́ съ пріобрѣте́ніемъ - со страхомъ въ сердцѣ, и съ надеждою на Іисуса въ духѣ. - Кто ста́нетъ ѣсть плодъ ихъ, бу́детъ жить во вѣкъ. - То-есть, кто будетъ слушать проповѣ́дующихъ и увѣ́руетъ, тотъ будетъ жить во вѣкъ.
Глава XII. Другíя Ветхозавѣтныя прообразова́нія о Крестѣ Хрiстовомъ. Подобнымъ образомъ и на Крестъ въ особенности Господь указываетъ чрезъ другого Пророка, который говоритъ: когда́ э́то соверши́тся? - Тогда́, говори́тъ Госпо́дь, когда́ дре́во накло́нится и ста́нетъ [по мнѣнію ученыхъ (Гефелѣ и др.), эти слова взяты изъ какой-нибудь апокрифи́ческой книги], и когда́ изъ де́рева воска́плетъ кровь [3 Ездр. 5:5]. Вотъ еще указаніе о Крестѣ и о Томъ, Кто имѣлъ быть распя́ть на немъ. О томъ же говоритъ Богъ и у Моνсея, когда Израиль былъ поража́емъ иноплеменниками [т.-е. амаликитя́нами. Исх. 17:8 и слѣд]. Чтобы вразумить поражаемыхъ, что они пре́даны на смерть за свои грѣхи, Онъ говоритъ къ сердцу Моνсея, чтобы онъ сдѣлалъ образъ Креста и Того, Кто имѣлъ пострадать на немъ, потому что они, если не будутъ уповать на Него, будутъ побѣждены́ на вѣкъ. Итакъ, Моνсей положилъ оружіе одно на другое среди возвыше́нія, и ставши выше всѣхъ, простеръ свои руки [такъ онъ представилъ въ своемъ положеніи образъ Креста], - и тогда Израиль оде́рживалъ побѣду, а когда опускалъ руки внизъ, Израильтя́не были побива́емы. Для чего это? Для того, чтобы они позна́ли, что имъ нельзя спастись, если не будутъ уповать на Кресть. У другого Пророка говоритъ Богъ: весь день Я простира́лъ ру́ки Мои́ къ наро́ду непослу́шному и проти́вящемуся пра́ведному пути́ Моему́ [Ис. 65:2, т.-е. Я висѣлъ на Крестѣ за непокорный народъ]. И еще: Моνсей дѣлаетъ образъ Іисуса, - что именно Онъ пострадаеть и Самъ да́руеть жизнь Тотъ, Кого думали погубить на зна́мени Креста, - въ то время, когда Израиль гибнулъ отъ змѣ́евъ. Такъ какъ преступленіе Е́νы произошло посре́дствомъ змѣ́я, то Богъ попустилъ всякому змѣю угрыза́ть Израильтя́нъ, и они умирали для того, чтобы вразумить ихъ, что они за свое преступленіе пре́даны смертной скорби [Чиcл. 21:6; Ін. 3:14]. Тогда Моνсей, который далъ Заповѣдь: не бу́детъ вамъ бо́гомъ ни извая́ніе, ни слія́ніе [Втор. 27:15], самъ вотъ что дѣлаетъ, чтобы показать образъ Іисуса. Онъ дѣлаетъ мѣднаго змѣя, полагаетъ его на деревѣ и чрезъ глашатая созываетъ народъ. Собравшись, Израильтяне просили Моνсея принести за нихъ жертву и помолиться объ исцѣленіи ихъ. А Моνсей сказалъ имъ: когда кто-нибудь изъ васъ будетъ угрызе́нъ, то пусть идетъ къ змѣю, повѣшенному на деревѣ, и съ вѣрою надѣется, что хотя онъ мертвъ, но можетъ дарова́ть жизнь, и - тотчасъ исцѣлится». Такъ они и дѣлали. Видишь и здѣсь славу Іисуса, и́бо все въ Немъ и для Него [т.-е. Хрiстосъ есть средото́чіе и цѣль Ветхозавѣтнаго Закона и Пророковъ. Ср. Кол. 1:16]. Далѣе, что говоритъ Моνсей Іисусу сыну Нави́ну, которому онъ далъ, какъ Пророку, такое имя [т.-е. имя Іисуса. Сынъ Навинъ назывался прежде Авсій, но потомъ отъ Моνсея былъ на́званъ Іисусомъ. Ср. Числ. 13:17. Подобнымъ образомъ Іустинъ видитъ въ наименованіи Іисуса Навина прообразъ Хрiста, указывая при этомъ на то обстоятельство, что онъ ввелъ Израильтянъ въ Обѣтова́нную Землю] для того только, чтобы весь народъ понималъ, что Отецъ о Сынѣ Своемъ Іисусѣ все открываетъ сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылалъ его согляда́таемъ земли Ханаанской, онъ сказалъ ему: возьми́ кни́гу въ ру́ки свои́, и напиши́ то, что говори́тъ Госпо́дь [Исх. 17:14. Впрочемъ Апостолъ приводи́мыя здѣсь слова́ Божія къ Моνсею приписываетъ самому Моνсею, который, объявляя Іисусу Навнну волю Божію объ истребленіи амаликитя́нъ, говоритъ о Богѣ въ третьемъ лицѣ], то-есть, что Сынъ Божій въ послѣдніе дни истребитъ съ корнемъ весь домъ Амали́ка». Вотъ опять Іисусъ, не сынъ человѣческій, но Сынъ Божій, Который явился въ проо́бразѣ и во плоти́. Но такъ какъ могутъ сказать, что Хрiстосъ есть Сынъ Давида, то опасаясь этого и зная заблужденіе грѣшниковъ, самъ Давидъ говоритъ: Госпо́дь сказа́лъ Го́споду моему́: сиди́ одесну́ю, Меня́, доко́лѣ Я положу́ враго́въ Твои́хъ въ подно́жіе ногъ Твои́хъ [Пс. 109:1; Ср. Мѳ. 22:43-45]. И Исаія ра́внымъ образомъ говоритъ: сказа́лъ Госпо́дь Хрiсту́ моему́ Го́споду, Кото́раго я удержа́лъ за десни́цу Его́, что́бы повинова́лись Ему́ наро́ды, и крѣ́пость Царе́й разру́шу [Ис. 45:1]. Видишь, какъ Давидъ называетъ Іисуса Господомъ и Сыномъ Божіимъ.
Глава XIII. Въ Ветхомъ Завѣтѣ предъука́зано,
что не іудеи, а хрiстіане суть наслѣдники Божественныхъ обѣтова́ній. Но посмотримъ, этотъ ли народъ или первый [т.-е. хрiстіане или іудеи] есть наслѣдникъ, и къ намъ ли относится Завѣтъ Божій, или къ нимъ? [т.-е. іудеямъ] Послушайте, что Писаніе говоритъ о народѣ, Моли́лся Исаа́къ о Реве́ккѣ женѣ́ свое́й, потому́ что она была́ непло́дна, и она́ по́слѣ того́ зача́ла. И вы́шла Реве́кка вопроси́ть Го́спода, и сказа́лъ Госпо́дь къ не́й: два язы́ка въ чре́вѣ твое́мъ и два наро́да въ утро́бѣ твое́й; и оди́нъ наро́дъ превзойде́тъ друго́й, и ста́ршій бу́детъ служи́ть ме́ньшему [Быт. 25:21-23. Это мѣсто, какъ извѣстно, относится къ Иса́ву и Іа́кову, но Апостолъ примѣняетъ его къ народу іудейскому и хриiстіанамъ]. Вы должны понимать, кто Исаа́къ, кто Реве́кка, и о какихъ народахъ Богъ объявилъ, что одинъ будетъ болѣе другого. Въ другомъ пророчествѣ Іа́ковъ еще яснѣ́е говоритъ Іосифу сыну своему такъ: вотъ не лиши́лъ меня Госпо́дь лица́ твоего́; приведи́ мнѣ сыно́въ твои́хъ, что́бы я благослови́лъ ихъ. Іосифъ привелъ Ефрема и Манассíю, желая, чтобы былъ благословенъ Манассíя, потому что онъ былъ старшій: и подвелъ его Іосифъ къ правой рукѣ отца своего Іакова. Но Іаковъ духомъ прови́дѣлъ образъ народа будущаго. И чтó говоритъ Писаніе? Іа́ковъ перемѣни́лъ ру́ки свои́ и возложи́лъ пра́вую ру́ку на го́лову Ефре́ма, второ́го и ме́ньшого сы́на Іо́сифова и благослови́лъ его́. И сказа́лъ Іо́сифъ Іа́кову: «переложи́ пра́вую свою́ ру́ку на го́лову Манассíи, потому́ что онъ перворо́дный мо́й сынъ». А Іа́ковъ отвѣча́лъ Іо́сифу: «зна́ю, сынъ мо́й, зна́ю; но ста́ршій бу́детъ служи́ть ме́ньшему, - впро́чемъ и тотъ полу́читъ благослове́ніе [Быт. 48:9-19]. Смотрите, кому Богъ опредѣлилъ быть первымъ народомъ и наслѣдникомъ Завѣта. Если прито́мъ ска́зано было объ этомъ народѣ и въ обѣтованіи Авраа́му, то наше вѣ́дѣніе достигло совершенства. Чтó же говоритъ Богъ Авраа́му, когда Вѣра вмѣнилась ему въ пра́ведность? воть я поста́вилъ тебя́ отцо́мъ наро́довъ вѣ́рующихъ Го́споду безъ обрѣ́занія кра́йней пло́ти [Быт. 15:6; 17:5; Рим. 4:3].
Глава XIV. Завѣтъ, который Моνсей получилъ
и потомъ разрушилъ, Господь возобновилъ чрезъ Іисуса Хрiста. Подлинно такъ. Но изслѣдуемъ, далъ ли Богъ народу iудейскому Завѣтъ, который дать ему клятвенно обѣщалъ отцамъ? Далъ, но они, по своимъ грѣхамъ, были недостойны приня́ть его. Пророкъ говоритъ: Моνсе́й пости́лся на Горѣ́ Сина́йской со́рокъ дне́й и со́рокъ ноче́й, что́бы приня́ть Завѣ́тъ Госпо́дній къ наро́ду [Исх. 24:18. См. выше гл. IV Посланія Ап. Варнавы]. И дѣйствительно онъ при́нялъ огь Господа двѣ Скрижали, напи́санныя персто́мъ руки Господней, духовно; и получивъ несъ ихъ съ Горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказалъ Моνсею: Моνсе́й, Моνсе́й, сойди́ поскорѣ́е, потому́ что беззако́нно поступи́лъ наро́дъ тво́й, кото́рый вы́велъ ты изъ земли́ Егν́петской [Исх. 32:7; Втор. 9:12]. Моνсей узналъ, что они опять сли́ли идола, бросилъ изъ рукъ Скрижали, и Скрижали Завѣта Господня разбились». Итакъ, Моνсей при́нялъ Завѣтъ, но они не́ были достойны его. Узнайте же, какимъ образомъ мы получили Завѣтъ. Моνсей при́нялъ его, какъ служитель [Ср. Евр. 3:5]; а намъ Самъ Господь далъ право быть народомъ наслѣдія, пострадавъ за насъ. Онъ и явился для того, чтобы и мѣра грѣховъ ихъ [т.-е. іудеевъ] исполнилась, и мы сдѣлавшись чрезъ Него наслѣдниками получили Завѣтъ Господа Іисуса Хрiста, который былъ къ тому опредѣленъ, чтобы вліяніемъ Своимъ освободить отъ мрака наши сердца́, снѣде́нныя смертію и пре́данныя неправдѣ заблужденія, и словомъ Своимъ, постановить Завѣтъ съ нами. И́бо писано, какъ Отецъ, чтобы освободить насъ изъ мрака, повелѣваетъ Ему приготовить Себѣ Народъ Святой, такъ Пророкъ говоритъ: Я Госпо́дь Богъ Тво́й, призва́лъ Тебя́ въ пра́вдѣ, и удержу́ за ру́ку Твою́, и укрѣплю́ Тебя́. И Я опредѣли́лъ Тебя́ въ Завѣ́тъ съ ро́домъ, и въ свѣтъ наро́довъ, что́бы откры́ть о́чи слѣпы́хъ, и вы́вести изъ узъ свя́занныхъ, и изъ до́му темни́цы сѣдя́щихъ во мра́кѣ [Ис. 42:6-7. Эти слова Пророкъ говоритъ отъ лица Бога Отца къ Сыну]. Итакъ, знайте, отъ чего мы иску́плены [т.-е. отъ узъ грѣха и духовной слѣпоты́]. Пророкъ еще говоритъ: вотъ я поста́вилъ Тебя́ свѣ́томъ наро́довъ, что́бы Ты былъ во спасе́ніе до предѣ́ловъ земли́: такъ говори́тъ Госпо́дь Богъ, спаси́тель Тво́й [Ис. 49:6]. И еще Пророкъ говоритъ: Духъ Госпо́день на Мнѣ, потому́ что Госпо́дь пома́залъ Меня́ возвѣсти́ть ра́дость смире́ннымъ, посла́лъ Меня́ исцѣли́ть сокруше́нныхъ се́рдцемъ, проповѣ́дать плѣ́нникамъ отпуще́ніе, и слѣпы́мъ прозрѣ́ніе, и провозгласи́ть прія́тный годъ Госпо́дній и день воздая́нія, и утѣ́шить всѣхъ скорбя́щихъ [Ис. 61:1-2].
Глава XV. Іудейская суббота не есть истинная и угодная Богу. Далѣе, и о субботѣ написано въ десяти словахъ [т.-е. Заповѣдяхъ], которыя Господь на Горѣ Синайской изре́къ Моνсею лицомъ къ лицу: и освяща́йте суббо́ту Госпо́дню рука́ми чи́стыми и се́рдцемъ чи́стымъ [Исх. 20:8; Втор. 5:12. Ап. Варнава приводитъ эти слова не буквально]. И въ другомъ мѣстѣ Онъ говоритъ: «если сыны́ Мои будутъ соблюдать субботы, то Я буду изливать милость Мою на нихъ» [Іер. 17:24-25. Апостолъ здѣсь передаетъ въ общихъ выраженіяхъ только сущность пророческихъ словъ]. О субботѣ упоминаетъ Писанiе и при началѣ творенія: и сотвори́лъ Богъ въ шесть дне́й дѣла́ рукъ Свои́хъ, и поко́нчилъ въ день седьмо́й, и успоко́ился въ тотъ день и освяти́лъ его́ [Быт. 2:2]. Замѣчайте, дѣти, что значитъ: «покончилъ въ шесть дней». Это значитъ, что Господь поко́нчитъ все въ шесть тысячъ лѣтъ; и́бо у Него день равня́ется тысячѣ лѣтъ. Онъ Самъ свидѣтельствуетъ объ этомъ, говоря: вотъ настоя́щій день бу́детъ какъ ты́сяча лѣтъ [Пс. 79, Ср. 2 Петр. 3:8]. Итакъ, дѣти, въ шесть дней, то-есть въ шесть тысячъ лѣтъ, поко́нчится все. И успоко́ился въ день седьмо́й. Это значитъ, что когда Сынъ Его придетъ и уничтожитъ время беззаконнаго, совершить судъ надъ нечестивыми, измѣ́нить солнце, луну и звѣзды, тогда Онъ прекрасно успокоится въ седьмой день. Прито́мъ сказано: освяща́й его́ [т.-е. седьмой день, субботу] рука́ми чи́стыми и се́рдцемъ чи́стымъ. Итакъ, мы заблуждали бы, еслибы думали, что кто-нибудь, не имѣя сердца во всемъ чистаго, можетъ нынѣ освятить тотъ день, который освятилъ Богъ. Слѣдовательно, тогда только кто-нибудь прекрасно успокоится и освя́титъ его, когда мы будемъ въ состояніи дѣлать праведное, получивши обѣтова́ніе, когда не будетъ уже беззаконія, и все чрезъ Господа станетъ новымъ. Тогда мы будемъ въ состояніи освяти́ть тотъ день, освяти́вшись напередъ сами. Наконецъ, Богъ говоритъ іудеямъ: новомѣ́сячій ва́шихъ и суббо́тъ ва́шихъ нетерплю́ [Ис. 1:13]. Смотрите, какъ Онъ говоритъ: «непріятны мнѣ ны́нѣшнія субботы, но тѣ, которыя Я опредѣлилъ и которыя наступятъ тогда, когда, положи́въ конецъ всему, сдѣлаю начало дню осьмо́му, или начало другому міру» [смыслъ словъ Апостола такой: шесть тысячъ лѣтъ стараго міра окончатся въ седьмой день послѣдней недѣли его, а новое седьмое тысячелѣтіе покоя Божія наступитъ въ слѣдующій, т.-е. въ восьмой день (въ отношеніи къ послѣдней недѣли стараго міра)]. Поэтому мы и проводимъ въ радости осьмой день, въ который и Іисусъ Воскресъ изъ мертвыхъ, и послѣ того, какъ яви́лся вѣрующимъ, Вознесся на Небо.
Глава XVI. Не іудейскій Храмъ, но духовный Храмъ
въ сердца́хъ хрiстіанъ есть истинный и угодный Богу. Наконецъ, я скажу вамъ и о Храмѣ, какъ они [т.-е. іудеи] бѣдные въ обольщеніи своемъ, надѣялись не на Бога, Создателя своего, но на зданіе, такъ какъ бы оно дѣйствительно было Домомъ Божіимъ. И́бо они, почти какъ язычники, покланялись Ему во Храмѣ. Но послушайте, какъ говоритъ Господь и отмѣняетъ Храмъ: кто измѣ́рилъ не́бо пя́дію, или́ зе́млю го́рстію? Не Я ли? [Ис. 40:12] Господь говоритъ: Не́бо - Престо́лъ Мо́й, земля́ же - подно́жіе ногъ Мои́хъ; како́й домъ постро́ите Мнѣ, или́ како́е мѣ́сто есть мѣ́сто поко́я Моего́? [Ис. 66:1] Знайте, что надежда ихъ на Храмъ суе́тна. Богъ же говоритъ еще: вотъ тѣ, кото́рые разру́шили э́тотъ Храмъ, тѣ са́мые и сози́ждутъ его́ [Ис. 49:17]. Это теперь и совершается [т.-е. духовнымъ образомъ, какъ будетъ ниже видно]. И́бо за то, что они постоянно воюютъ, Храмъ ихъ разрушенъ врагами [т.-е. римлянами], и теперь по́дданные ихъ враговъ [т.-е. хрiстіане] возстановятъ его. А что Городу съ Храмомъ и народомъ израильскимъ надлежа́ло быть пре́дану язычникамъ, это было напередъ объявлено. Писаніе говоритъ: вотъ что бу́детъ въ послѣ́дніе дни: преда́стъ Госпо́дь ове́цъ пасо́мыхъ, хлѣвъ и столбъ ихъ на истребле́ніе [этихъ словъ нѣтъ буквально въ Св. Писаніи; но Апостолъ, вѣроятно, передалъ только мысль нѣкоторыхъ пророчествъ. Исаіи 5. Іерем. 15:25. Мих. 4]. И сбылось это, какъ сказалъ Господь. Изслѣдуемъ теперь, есть ли уже Храмъ Божій [т.-е. по разрушеніи Храма Іерусалимскаго существуетъ ли другой какой Храмъ Божій]. Есть, - тамъ, гдѣ Самъ Господь хочетъ создать его и устро́ить. И́бо написано; а по соверше́ніи седми́ны сози́ждется Храмъ Бо́жій сла́вный, во и́мя Госпо́дне [Дан. 9:24-25; Агг. 2:10]. Итакъ, я нахожу, что Храмъ существуетъ. А какъ онъ будетъ со́зданъ во имя Господне, узнайте. Прежде не́жели ны увѣровали Богу, обита́лище сердца нашего было слабо́ и подвержено разрушенію, подобно храму построенному рукою человѣческою. И́бо мы были домомъ, исполненнымъ идолослуженія, жилищемъ демоновъ, потому что мы дѣлали противное Богу [Апостолъ здѣсь изображаетъ состояніе людей до Пришествія Хрiста и увѣрованія въ Него]. Храмъ со́зданъ будетъ во имя Господне, - замѣтьте, - для того, чтобы былъ со́зданъ славный Храмъ Господа. А какъ это - внимайте. Получивъ отпущеніе грѣховъ и надежду на имя Господне, мы содѣ́лались новыми, совершенно вновъ созданными, поэтому въ обита́лищѣ нашихъ сердецъ, въ насъ истинно Богь живетъ. Какъ это? - Его слово Вѣры, Его зовъ обѣтова́нія, мудрость Его распоряже́ній, Заповѣди Ученія, Онъ Самъ въ насъ пророчествуетъ и въ насъ живетъ. Онъ открылъ намъ, рабамъ смерти, двери Храма, то-есть, уста [т.-е. къ Его исповѣ́данію и прославленію], Онъ далъ намъ покаяніе и ввелъ насъ въ нетлѣнный Храмъ. Кто, поэтому, желаетъ спастись, тотъ взираетъ не на человѣка, но на Того, Кто въ немъ живетъ и говоритъ въ немъ, - и удивляется, что не слыха́лъ никогда изъ устъ говорящаго такихъ словъ, и даже самъ никогда не желалъ слышать. Вотъ духовный Храмъ, созида́емый Господу!
Глава XVII. Заключеніе первой части. Душа моя надѣется, что я объяснилъ, сколько могъ и какъ могъ просто, и согласно съ моимъ желаніемъ ничего не опустилъ изъ того, что служитъ къ вашему спасенію, и что относится только къ предметамъ настоящаго времени [т.-е. о которыхъ идетъ споръ въ настоящее время, именно - до́лжно ли и въ Хрiстіанствѣ удерживать іудейскіе обряды и постановленія]. А если стану писать вамъ о будущемъ, то не поймете, потому что оно находится въ сокровенности. Довольно объ этомъ.
Глава XVIII. Вторая часть Посланія: О двухъ путяхъ. Теперь перейдемъ къ другому роду вѣ́дѣнія и ученія. Два пути ученія и власти, одинъ - свѣта, другой - тьмы [т.-е. есть ученіе правое и превратное, а также есть власть добрая и злая, Ангелы и демоны, начальствующіе на двухъ путяхъ жизни]. Но велико́ различіе между этими двумя путями. На одномъ поставлены свѣтоносные Ангелы Божіи, на другомъ ангелы сатаны. Богъ есть Господь отъ вѣко́въ и въ вѣка́; сатана есть начальникъ времени беззаконія.
Глава XIX. Путь свѣта. Путь свѣта есть слѣдующій. Кто хочеть достигнуть этимъ путемъ опредѣленнаго мѣста, тотъ долженъ стремиться къ нему посредствомъ дѣлъ своихъ. Итакъ, вѣ́дѣніе, данное намъ для хожденія путемъ свѣта, состоитъ въ слѣдующемъ: люби своего Создателя, прославляй тебя отъ Искупившаго смерти. Будь простъ сердцемъ и богатъ духомъ. Не сообщайся съ тѣми, которые ходятъ по пути смерти. Ненавидь все неугодное Богу, ненавидь всякое лицемѣріе. Не оставляй Заповѣдей Господнихъ. Не превозносись, но будь смиренномудръ. Не усвоя́й себѣ славы. Не предпринимай злого намѣренія противъ своего ближняго. Не давай душѣ своей дерзости. Не будь любодѣ́емъ, ни прелюбодѣ́емъ, ни дѣторастли́телемъ. Сло́ва Божія не произноси съ нечистотою. Не смотри на лицо, когда на́добно обличить кого-нибудь въ грѣхопаденіи. Будь кротокъ, будь спокоенъ. Трепещи словъ, которыя ты слышалъ [Ис. 66:2; Ср. Флп. 2:12]. Не помни зла о братѣ твоемъ. Не сомнѣвайся, исполнится ли возвѣще́нное Богомъ или нѣтъ [разумѣются здѣсь обѣтова́нія Божіи касательно будущаго, т.-е. Пришествія Хрiста, Суда и воздая́нія добрымъ и злымъ]. Не употребляй понапрасну имени Господня. Люби ближняго болѣе своей души. Не умерщвляй младенца (въ утробѣ), и по рожденіи не убивай его. Не отнимай руки своей отъ своего сына, или своей дочери, но отъ юности учи ихъ страху Господню. Не желай принадлежащаго ближнему твоему, и не будь любостяжа́теленъ. Не прилѣпляйся душою къ гордымъ, но обращайся съ праведными и смиренными. Случающіяся съ тобою трудныя обстоятельства принимай за благíя. Не будь дво́йственъ ни въ мысли, ни въ словѣ, и́бо двоязы́чіе есть сѣть смерти. Покаряйся Господу и господа́мъ, какъ образу Божію, съ почтеніемъ и страхомъ. Не повелѣвай жестоко своею рабынею и своимъ рабомъ, надѣющимися на того же Господа, да́бы не показалось, что ты не боишься Бога, Который надъ обоими вами, и́бо Онъ пришелъ призвать не по лицу́ судя́, но по тому, кого угото́валъ Духъ. Имѣй общеніе съ ближнимъ во всемъ, и не называй ничего собственностію [Ср. Дѣян. 4:32], и́бо если вы о́бщники въ бла́гахъ нетлѣнныхъ, то не болѣе ли въ вещахъ тлѣнныхъ? Не будь торопливъ своимъ языкомъ, и́бо уста́ суть сѣ́ти смерти. Сколько можешь, храни чистоту души своей. Не будь простирающимъ рукъ къ приня́тію, и сгибающимъ ихъ, когда ты долженъ дать. Всякаго, говорящаго тебѣ Слово Господне, люби какъ зѣ́ницу о́ка: вспоминай о немъ днемъ и ночью. Старайся каждый день видѣться со святыми [т.-е. съ хрiстіанами, братьями по Вѣрѣ] для бесѣды; ходи къ нимъ для утѣшенія ихъ, и заботясь о томъ, чтобъ словомъ своимъ спасти душу; употребляй ру́ки свои для милостыни, чтобы получить отпущеніе грѣховъ твоихъ. Не коле́блись давать, и давая не ропщи́. Вся́кому, прося́щему у тебя́, дава́й [Мѳ. 5:42; Лк. 6:30]; но знай, Кто добрый Воздая́тель награды. Береги то, что ты получилъ, не прибавляя и не убавляя. Ненавидь лукаваго до конца. Суди справедливо. Не причиняй раздѣленія, но примиряй и соединяй спорящихъ. Признавайся во грѣхахъ своихъ [Сир. 4:30]. Не приступай къ молитвѣ съ злою совѣстію. Вотъ путь свѣта!
Глава XX. Путь тьмы. Но путь тьмы искривле́нъ и исполненъ проклятія. И́бо есть путь вѣчной смерти и наказанія; на немъ все то, что погубля́етъ душу людей. Здѣсь идолослуженіе, дерзость надменностъ съ своею силою, лицемѣріе, двоедушіе, прелюбодѣя́ніе, убійство, хищеніе, гордость, вѣроломство, коварство, злоба, высокомѣріе, ядотво́рство, волшебство́, любостяжаніе, небогобоя́зненность. Здѣсь гонители добрыхъ, ненавистники Истины, любители лжи, не признаю́щіе воздая́нія за праведность, не прилѣпля́ющіеся къ добру́, не пеку́щіеся посредствомъ пра́ваго суда о вдови́цѣ и сиротѣ́, бдительные не въ страхѣ Божіемъ, но во злѣ, отъ ко́ихъ весьма далеки́ кротость и терпѣніе, лю́бящіе суету, гоняющіеся за вознагражденіями, не милосердые къ бѣдному, не трудя́щіеся за утружде́ннаго, ловкіе въ злословіи, не знающіе Создателя своего, убійцы дѣтей, во чревѣ погубля́ющіе созданіе Божіе, отвращающіеся отъ неимущаго, притѣснители угнетаемаго, защитники богатыхъ, беззаконные судіи бѣдныхъ, по всему грѣшники.
Глава XXI. Заключеніе увѣща́нія. Но узнавъ Заповѣди Господни, выше изображенныя, надлежи́тъ поступать сообра́зно съ ними. И́бо исполняющій ихъ прославится въ Царствѣ Божіемъ, а избирающій другое погибнетъ вмѣстѣ съ своими дѣлами. Для этого есть Воскресеніе, для этого воздая́ніе. Васъ, вельможи, - если хотите приня́ть совѣтъ добраго моего расположенія, - прошу: имѣйте при себѣ тѣхъ, которымъ вы благодѣ́тельствовали, не оставляйте ихъ. И́бо близокъ день, въ который все погибнетъ съ нечестивымъ. Близокъ Господь и награда Его. Еще и еще прошу васъ: будьте сами для себя хорошими законода́телями; сами пребудьте для себя вѣрными совѣтниками, - удалите отъ себя всякое лицемѣріе. Богъ же, Владыка всего міра, да дастъ вамъ премудрость, позна́ніе, смыслъ, вѣ́дѣніе оправданій Его съ терпѣніемъ. Будьте же учениками Божіими, испытывая, чего требуетъ отъ васъ Господь, и дѣлайте это, да́бы вы спаслись въ день Суда. И если въ васъ есть память добра, то вспоминайте о мнѣ, и размышляйте объ этихъ наставленіяхъ моихъ, да́бы мое желаніе и мой трудъ принесли какое-нибудь добро. Прошу васъ и требую этого вмѣсто благодарности: доколѣ съ вами этотъ прекрасный сосудъ [т.-е. тѣло. Это значитъ: доколѣ вы живете на землѣ во время настоящей жизни], не оставляйте ни одного изъ наставленій, но непрестанно вникайте въ нихъ и исполняйте всякую Заповѣдь, и́бо они достойны того. Я для того особенно старался писать вамъ, по мѣрѣ силъ моихъ, чтобы доставить вамъ радость. Спасайтесь, чада любви и мира! Господь славы и всякой милости да будетъ съ духомъ вашимъ! Аминь.
Источникъ: «Писанія Мужей Апостольскихъ». / Въ рускомъ переводѣ, со введеніями и примѣчаніями къ нимъ Протоіерея П. Преображенскаго. - СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. - С. 25-53.
Посланіе къ Смирнянамъ. Игнатій, Богоносецъ [† 107 г.], облагода́тствованной всякимъ дарова́ніемъ, исполненной Вѣры и любви, не лишенной ни единаго дара, боголѣ́пнѣйшей и свѣтоно́сной Сми́рнской, въ Асіи, Церкви Всевышняго Бога Отца и возлюбленнаго Сына Его Іисуса Хрiста, - желаетъ въ непоро́чномъ духѣ и словѣ Божіемъ премного радоваться.
1. Славлю Бога и Отца Господа нашего Іисуса Хрiста, Который такъ умудри́лъ васъ чрезъ Него. И́бо я узналъ, что вы непоколебимо-тверды́ въ Вѣрѣ, какъ будтобъ были пригвождены́ ко Кресту Господа нашего Іисуса и пло́тію и духомъ; утверждены́ въ любви - въ Крови Хрiстовой, и совершенно убѣждены́, какъ и слѣдуетъ, въ томъ, что Господь нашъ Іисусъ Хрiстосъ есть Сынъ Божій, перворожде́нъ всея́ тва́ри (Кол. 1:15), Богъ-Слово, Единородный Сынъ, что Онъ произошелъ по пло́ти отъ рода Давидова, отъ Дѣвы Маріи, Крестился отъ Іоанна, чтобы испо́лнити вся́ку пра́вду (Мѳ. 3:15), жилъ свято, безъ грѣха, и истинно распя́тъ былъ за насъ плотію при По́нтіи Пила́тѣ и Иродѣ четверовла́стникѣ, (отъ сего́-то, то есть, отъ Богоблаженнѣйшаго страданія Его и произошли мы), чтобы чрезъ Воскресеніе во единомъ тѣлѣ Своей Церкви на вѣки воздвигнуть знаме́ніе для святыхъ и вѣрныхъ Своихъ (Ис. 5:26; 49:22), Іудеи ли то, или язычники.
2. И́бо все это Онъ пострадалъ за насъ, и пострадалъ истинно, а не призрачно, и Воскресь истинно, а не такъ, какъ нѣкоторые невѣрующіе, стыдя́сь Вочеловѣ́ченія, Креста и само́й смерти, говорятъ, будто Онъ при́нялъ отъ Дѣвы тѣло видимо только, а не истинно, и пострадалъ призрачно, забы́въ сказавшаго: Сло́во пло́ть бы́сть (Ін. 1:14), также: разори́те Це́рковь сію́, и треми́ де́ньми воздви́гну ю́ (Ін. 2:19), еще: а́ще Азъ вознесе́нъ бу́ду отъ земли́, вся привлеку́ къ Себѣ́ (Ін. 12:32). Итакъ Слово жи́ло во пло́ти. И́бо Прему́дрость созда́ себѣ́ домъ (Прит. 9:1). Слово въ третій день возста́вило Храмъ Свой, разоре́нный Хрiстобо́рцами Іудеями. Слово, по Вознесеніи пло́ти Его, на подобіе мѣднаго змíя въ пустынѣ, всѣхъ привлекло къ Себѣ для Вѣчнаго спасенія (Ін. 3:14).
3. А я знаю, что Онъ не только во время рожденія и распятія имѣлъ тѣло, но знаю и вѣрую, что Онъ и по Воскресеніи Своемъ былъ во пло́ти. И когда Онъ пришелъ къ бывшимъ съ Петромъ, то сказалъ имъ: осяжи́те Мя и ви́дите, что Я не духъ безтѣлесный. Я́ко духъ пло́ти и ко́сти не и́мать, я́коже Мене́ ви́дите иму́ща (Лк. 24:39). А Ѳомѣ говоритъ: принеси́ пе́рстъ тво́й сѣ́мо въ я́звы гвозди́нныя, и принеси́ ру́ку твою́, и вложи́ въ ре́бра Моя́ (Ін. 20:25, 27). И они то́тчасъ увѣровали, что это - Самъ Хрiстосъ. Посему́ Ѳома и сказалъ Ему: Госпо́дь мо́й и Богъ мо́й (Ін. 20:28). Посему́-то они презирали даже смерть; мало сказать, обиды и раны. Кромѣ сего́, показавши имъ, что Онъ Воскресъ истинно, а не призрачно, Онъ въ продолженіе всѣхъ сорока дней ѣлъ и пилъ съ ними, и потомъ съ плотію же, въ глазахъ ихъ, Вознесся къ Пославшему Его; и въ ней же паки пріи́детъ, со славою и силою. И́бо Писаніе говоритъ: Се́й Іису́съ, Вознесы́йся отъ васъ на Не́бо, та́кожде пріи́детъ, и́мже о́бразомъ ви́дѣсте Его́ иду́ща на Не́бо (Дѣян. 1:11). А если (какъ говорятъ нѣкоторые) при концѣ міра Онъ придетъ безъ тѣла, то какъ у́зрятъ Его́, и́же Его́ прободо́ша, и узнавши, плачь сотворя́тъ о сами́хъ себѣ́? (Апок. 1:7; Зах. 12:10) И́бо у безтѣлесныхъ, по простотѣ́ природы, нѣтъ ни ви́да, ни очерта́нія, или какого признака существа живаго, имѣющаго образъ.
4. О семъ говорю вамъ, возлюбленные, зная, что вы и сами также думаете. И только предохраняю васъ отъ звѣре́й въ человѣческомъ образѣ, которыхъ не только отвращаться, но и убѣгать до́лжно, а только молитесь за нихъ, не покаются ли они какъ нибудь. И́бо если Господь только призрачно былъ въ тѣлѣ и призрачно былъ распятъ, то и я нахожусь въ узахъ только призрачно. И для чего же я самъ себя преда́лъ на смерть, на огонь, на мечь, (на растерзаніе) звѣря́мъ? Нѣтъ, не призрачно, а на самомъ дѣлѣ я терплю все это ради Хрiста, чтобы участвовать въ Его страданіяхъ. Да Онъ и укрѣпляетъ меня, и́бо у меня нѣтъ столько силъ (для сего).
5. Не зная Его, иные отверглись Его, и соглашаются съ ложью болѣе, чѣмъ съ Истиною. Ихъ не убѣдили ни пророчества, ни Законъ Моνсеевъ, и даже досе́лѣ (не убѣждаютъ) ни Еνангеліе, ни страданія каждаго изъ насъ. И́бо они и объ насъ думаютъ также. Но что мнѣ пользы, если кто меня и хвалить будетъ, а Господа моего хули́ть, не признавая Его Воплоти́вшимся Богомъ? Кто не исповѣдуетъ сего́, тотъ совершенно отвергся Его, и носитъ только трупъ. Именъ ихъ, какъ невѣрныхъ, не хочу я писать. Да не дай Богъ и помнить ихъ, пока они не раскаются.
6. Никто не обольщайся, - ни Царь, ни священникъ, ни начальникъ, ни частный человѣкъ, ни господинъ, ни слуга, ни мужъ, ни жена, - никто ни получитъ Вѣчной Жизни, если не будетъ вѣровать, что Хрiстосъ Іисусъ жилъ во пло́ти, и не будетъ признавать Креста Его, и страданій и Кро́ви излія́нной за спасеніе міра. Могíй вмѣсти́ти, да вмѣсти́тъ; имѣ́яй у́ши слы́шати, да слы́шитъ! (Мѳ. 19:12; 13:43) Мѣстомъ, достоинствомъ, богатствомъ не возноси́сь никто! Отъ незна́тности и бѣдности не унывай никто. И́бо главное дѣло - Вѣра въ Бога и упованіе на Xрiста, услажденіе ожидаемыми бла́гами и любовь къ Богу и ближнему. И́бо (сказано): возлю́биши Го́спода Бо́га твоего́ всѣмъ се́рдцемъ твои́мъ, и бли́жняго твоего́ я́ко самъ себе́ (Лк. 10:27). И Господь говоритъ: се есть Живо́тъ Вѣ́чный, да зна́ютъ Еди́наго И́стиннаго Бо́га, и Его́же посла́лъ Онъ, Іису́са Хрiста́ (Ін. 17:3); также: За́повѣдь но́вую даю́ вамъ, да лю́бите другъ дру́га. Въ сію́ обою́ За́повѣдію весь Зако́нъ и проро́цы ви́сятъ (Ін. 13:34; Мѳ. 22:40). Посмотрите на разномы́слящихъ, какъ рѣшительно утверждаютъ они, что Отецъ Хрiста не вѣ́домъ, и какую неимовѣ́рную вражду имѣютъ они между собою. О любви у нихъ нѣтъ попеченія; о будущемъ они не говорятъ, на настоящее смотрятъ какъ на непреходя́щее; на Заповѣди не смотрятъ, вдовицу и сироту́ презираютъ, на притѣсня́емаго плюютъ, надъ узникомъ смѣются.
7. Креста стыдятся, надъ страданіемъ ругаются, Воскресеніе считаютъ за баснь. Это - исчадія того начало-злобнаго духа, который чрезъ жену отврати́лъ Адама отъ (исполненія) Заповѣди, чрезъ Каина умертвилъ А́веля, нападалъ на Íова, обвинялъ Іисуса сына Іоседе́кова (Зах. 3:1), просилъ сѣять вѣру Апостоловъ (Лк. 22:31); возбудилъ Іудейскую чернь противъ Господа и ны́нѣ дѣ́йствуетъ въ сына́хъ противле́нія (Ефес. 2:2), отъ которыхъ да избавитъ насъ Господь Іисусъ Хрiстосъ, молившійся, да не оскудѣетъ вѣра Апостоловъ, не потому, что Самъ не въ силахъ былъ сохранить ее, но потому, что Ему пріятно было (оказать) превосходство Отца! На́добно, говорю, удаляться отъ такихъ людей, и ни наединѣ́, ни въ собраніи не бесѣдовать съ ними, а внимать Закону и Пророкамъ и Благовѣсти́вшимъ намъ спасительное слово. Зловредныхъ же ересей и расколовводителей удаляйтесь, какъ начала золъ.
8. Всѣ послѣдуйте Епископу, какъ Хрiстосъ Іисусъ Отцу, а пресвитерству, какъ Апостоламъ. Діаконовъ же почитайте, какъ слу́жащихъ по Заповѣди Божіей. Безъ Епископа никто не дѣлай ничего, касающагося Церкви. Только ту Евхаристію до́лжно почита́ть несомнѣ́нною, которая совершена́ Епископомъ, или кому онъ самъ позволилъ. Гдѣ будетъ Епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, такъ какъ гдѣ Хрiстосъ, тамъ предстоитъ все Небесное Воинство, какъ Начальнику Силы Господней и правителю всей разумной природы. Непозволительно безъ Епископа ни крестить, ни совершать предложеніе, ни приносить жертву, ни праздновать Ве́черю (любви); напротивъ, чтó ему угодно, тó и Богу пріятно, да́бы все, что вы ни дѣлаете, было прочно и твердо.
9. Пора наконецъ намъ образумиться, и пока есть еще время, обратиться къ Богу съ покаяніемъ. И́бо во а́дѣ нѣтъ исповѣ́дающагося (Пс. 6:6). И́бо се человѣ́къ, и дѣ́ло его́ предъ лице́мъ его́ (Ис. 62:11). Чти, сказано, сы́не, Бо́га и Царя́ (Прит. 24:21). А я говорю: чти Бога, какъ Виновника и Господа всего, Епископа же, какъ Первосвященника, нося́щаго образъ Божій - по начальству Божій, по священству Хрiстовъ, а за симъ до́лжно чтить и Царя. И́бо во Вселенной нѣтъ никого выше Бога или подобнаго Ему; ни въ Церкви нѣтъ никого лучше Епископа, который посвяще́нъ (на служеніе) Богу, для спасенія всего міра; ни между властя́ми нѣтъ подобнаго Царю, который устроя́етъ спокойствіе и законный порядокъ для по́дданныхъ. Почитающій Епископа почтенъ будетъ Богомъ, ра́вно какъ, напротивъ, и непочитающій его наказанъ будетъ Богомъ. Священство есть высшее изъ всѣхъ благъ, какими пользуются люди. Возстающій противъ него не человѣка уничижаетъ, а Бога и Хрiста Іисуса, Первороднаго и одного только по естеству Первосвященника О́тчаго. Итакъ все пусть совершается у васъ благочи́нно о Хрiстѣ. Міря́не пусть повинуются діаконамъ; діаконы - пресви́терамъ; пресви́теры - Епископу; Епископъ - Xрiсту, какъ Самъ Онъ - Отцу. Какъ вы, братія, утѣ́шили меня, такъ и васъ (да утѣшитъ) Іисусъ Хрiстосъ. И заочно и лично вы оказывали мнѣ любовь свою. Да воздастъ вамъ (за то) Богъ, ради Котораго вы это сдѣлали Его узнику. И́бо хотя я и не достоинъ (того); но усердіе ваше - великое дѣло. Потому что почитающій Проро́ка во и́мя Проро́че, мзду́ Проро́чу пріи́метъ (Мѳ. 10:41). Явно, что и почитающій узника Іисусъ Хрiстова пріи́метъ мзду Мучениковъ.
12. Богодосто́йнаго Епископа вашего Поликарпа и Боголѣ́пное пресви́терство, и Хрiстоносныхъ діаконовъ, моихъ сослужителей, и каждаго по́рознь и всѣхъ вообще, привѣтствую именемъ Іисуса Хрiста, Его Плотію и Кровію, страданіемъ и Воскресеніемъ, какъ тѣлеснымъ, такъ и духовнымъ единеніемъ между Богомъ и вами. Благодать съ вами, милость, миръ и терпѣніе (да будутъ) о Хрiстѣ всегда.
13. Привѣтствую семейства братьевъ моихъ съ (ихъ) женами и дѣтьми, дѣвственницъ и вдови́цъ. Будьте сильны́ силою духовною. Возмога́йте благодатію Бога и Господа нашего Іисуса Хрiста, исполняясь Святаго Духа и Божественной и Святой прему́дрости.
Источникъ: «Посланія Святаго Игнатія Богоносца, переведенныя при Казанской Духовной Академіи и и́зданныя въ Православномъ Собесѣдникѣ». - Казань: Въ Тνпографіи Губе́рнскаго Правленія, 1857. - С. 161-182.