«Письмо седьмое. Возмущенія противъ притѣсне́ній...» и «Послѣднее письмо Митр. Кирилла Казанскаго».

Sep 20, 2015 18:31



11 Мая 1923 г., день Свв. Равноап. Меѳодія и Кирилла.
       Дорогіе друзья мои!
       На этотъ разъ хочу побесѣдовать съ вами по поводу одного вопроса, который давно сверлитъ мою душу, не потому, чтобы онъ тяготи́лъ меня своей неясностью и трудностью, а потому, что давно и часто приходилось и приходится мнѣ слышать его со стороны, между прочимъ, и въ вашей средѣ.
       Будучи весьма простъ и несложенъ въ общей, такъ сказать, постановкѣ, онъ очень разнообразится, прилагаясь къ конкретнымъ, частнымъ предметамъ и фактамъ.
       Въ общей формѣ онъ можетъ быть выраженъ такъ: «какой смыслъ имѣетъ то, что мы - вѣрующіе хрiстіане, чада Церкви Хрiстовой - переживаемъ въ теченіе послѣднихъ лѣтъ, начиная съ перваго года революціи?»        

Въ частности, приходится слышать слѣдующіе недоуме́нные вопросы: «какъ можно терпѣть, чтобы Величайшіе Святыни наши были захвачены руками ярыхъ богоборцевъ? Кремль, наша древнеруская Святыня? Святые останки Великихъ Праведниковъ, нашихъ предста́телей предъ Богомъ? Священные сосуды, съ которыми соединены величайшіе священнодѣ́йствія? Допустимо ли, чтобы храмы обращались въ театры и Алтари - въ уборные для артистовъ? Не говоримъ уже о разнообразныхъ униженіяхъ и издѣвательствахъ, которымъ безпрестанно подвергаются наши священнослужители. О кощунственной ругани, которая постоянно раздается на страницахъ богоборныхъ газетъ столичныхъ и провинціальныхъ. О насиліяхъ, повсюду творимыхъ надъ совѣстью и личностью вѣрующихъ, вопреки декрету объ отдѣленіи Церкви отъ государства и множеству оффиціальныхъ разъясненій, подтверждающихъ этотъ декретъ. И все это совершается на глазахъ у всѣхъ - открыто, беззастѣнчиво, нагло, безнаказанно! Развѣ это не возмутительно? Не ужасно? И до какихъ поръ и предѣловъ мы будемъ терпѣть это торжествующее, смѣю́щееся въ глаза, хамское, чтобы не сказать - сатанинское, нечестіе, оскорбляющее самые завѣтные, самые святые наши чувства? И, наконецъ, за что и за чѣмъ допущенъ этотъ ужасъ на нашей дорогой «Святой Руси»?
       Конечно, эти скорбные вопросы и недоумѣнія законны, негодованіе и возмущеніе естественны. Но можетъ ли на этомъ законномъ и естественномъ остановиться и успокоиться Хрiстіанская совѣсть? Можетъ ли этимъ удовлетвориться разумъ хрiстіанина? Едва ли, хотя многіе не идутъ въ своемъ сознаніи дальше этихъ негоду́ющихъ вопросовъ, обращаемыхъ нерѣдко неизвѣстно къ кому. Выкрикивая ихъ, словно надѣются обле́гчить свою изстрадавшуюся душу. Но душа не успокаивается, и смущеніе не проходитъ; скорбные, тревожные недоумѣнія продолжаютъ жить въ душѣ и при первомъ удобномъ случаѣ начинаютъ снова береди́ть ее.
       Я думаю, что и разумъ и совѣсть хрiстіанина, для своего умиротворенія, должны прежде всего, по возможности, осмы́слить фактъ, стоя́щій передъ глазами, фактъ, что Тотъ, Кто есть Живой, Вѣчный и Всемогу́щій Источникъ вся́кой Святыни. Кѣмъ святи́тся всякая Святы́ня, допустилъ, при Своемъ всемогу́ществѣ, быть всѣмъ этимъ возмущающимъ, оскорбляющимъ и удруча́ющимъ насъ явленіямъ.
       И я думаю, что хрiстіанамъ не къ лицу эти стра́стные порывы негодованія, возмущенія, тѣмъ болѣе - ненависти къ тѣмъ, кому́ дана власть попира́ть «Святую Русь». Религіозная Вѣра обя́зываетъ и внутренне требуетъ осмы́слить данное явленіе, найти духовное объясненіе ему и относиться къ нему подъ угломъ усмо́трѣннаго смысла.
       Отвѣтъ на этотъ существенный для религіознаго сознанія вопросъ я хочу извлечь изъ двухъ литературныхъ произведеній, изъ которыхъ одно принадлежитъ нашимъ днямъ, а другое исходитъ изъ сѣдой и святой древности, въ которую мы не очень любимъ заглядывать, тогда какъ тамъ именно, въ неисчерпаемой сокровищницѣ Божественной мудрости, хранятся ключи́ разумѣнія событій настоящихъ и грядущихъ.
       Первое произведеніе относится къ 1914 г. и вышло изъ-подъ пера извѣстнаго писателя В.В. Роза́нова. Оно представляетъ собою небольшую, всего въ шесть страницъ, статью, озаглавленную «Къ разрушенію Ре́ймского собора» и вошедшую въ сборникъ статей того же автора, носящій названіе «Война 1914 года и руское возрожденіе». Несмотря на свой незначительный объемъ, статья эта ясно ставитъ и прекрасно разрѣшаетъ вопросъ, почему, при извѣстныхъ условіяхъ, Высшая Сила попускаетъ совершаться грубому попира́нію Святынь, многіе вѣка приносившихъ свѣтъ и доставлявшихъ утѣшеніе и радость сердца́мъ вѣрующихъ.
       Можетъ быть, ска́занное В. В. Роза́новымъ по поводу разрушенія Ре́ймского собора - цѣликомъ и вполнѣ не относится къ намъ, но несомненно, что его слова проливаютъ яркій свѣтъ на современные событія нашей руской жизни и связанные съ ними скорби вѣрующихъ. Изъ статьи Розанова я извлекаю все существенное что, по моему́ мнѣнію, помогаетъ отвѣтить на тѣ недоуме́нные и скорбные вопросы, которыми я на́чалъ свое письмо.
       «...Реймскій соборъ взволновалъ вѣсь міръ, - пишетъ В.В. Розановъ. - И хочется сказать взволнованнымъ: - «о чемъ вы плачете? что погибъ памятникъ искусства? - Вѣдь объ этомъ все крики, все вопли... Никто не плачетъ рѣшительно, что погибъ народный домъ молитвы. Вспомнили все, что Реймскій соборъ упоминается въ Жаннѣ Д'Аркъ Ши́ллера, и не вспомнили, что всего только вчера въ немъ молились горожане, крестьяне, военные, - вообще, вѣрующіе... Всѣ оплакивали музей и никто рѣшительно не плакалъ о религіи. И вотъ мнѣ кажется, что гораздо раньше пру́сскихъ ядеръ его разрушило общее, во́все не пру́сское только, но вообще европейское отношеніе къ религіи, къ молитвѣ, къ Богу... Богъ отнимаетъ у насъ то, отъ чего мы сами отказались и все больше отказываемся. Зачѣмъ, вообще, этотъ «Музей XIII вѣка», который практически и въ живыхъ дыханіяхъ пересталъ быть «соборомъ», - соборомъ для страны и государства, совершившихъ «отдѣленіе государства отъ Церкви», - и оставленъ только снисходительно для обывателей, для темныхъ мѣщанъ и вѣрующихъ женщинъ, «не понимающихъ пока своихъ предразсудковъ»?..
       Ахъ, Европа, Европа, ахъ дорогая Европа: если бы ты перемѣнила дыханіе съ этою ужасною войною и оплакала многое въ себѣ, о чемъ давно не плачешь, но что поистинѣ достойно слезъ!.. Дорогіе европейскіе братья: вы должны плакать о каждой хижинѣ-церкви, если она разрушается, о деревянныхъ церква́хъ стоимостью въ двѣ тысячи рублей, - и тогда, только тогда у васъ не будутъ разрушаться и Реймскіе соборы! Если нѣтъ религіи - a bas (долой) храмы! - Но есть ли религія-то? Развѣ не тысячи усилій поло́жены писа́телишками всѣхъ ра́нговъ и философами всѣхъ степене́й, чтобы «раскрыть глаза этимъ меща́нишкамъ и вѣрующимъ баранамъ на ихъ глупость и невѣжество»?.. Да вся литература уло́жена... на разрушеніе Реймского собора? Боже, какъ жалко племя, не понимающее себя и судьбы своей.
       Развѣ мы не несли въ тріу́мфахъ и не носили нѣсколько десятковъ лѣтъ погане́нковъ Дрэпера и Бокля, своихъ пога́нцевъ, начиная отъ Черныше́вского, которые орали, кричали, визжали: «а bas (долой) храмы, церкви и всю эту темную смрадную ве́тошь». Господа, да развѣ вы этого не слышали? Господи, неужели никто этого не видитъ, что подъ «разрушеніемъ Реймского собора» стоя́тъ тысячи одобрительныхъ подписей, стоятъ такіе авторитеты, что страшно выговорить...
       Европа, пора задуматься! Страшенъ не вандалъ, у котораго мо́лотъ въ рукахъ, - страшенъ хитрецъ, у котораго по́дленькая мысль въ мозгу́, плоская мысль низкой душо́нки, въ которую не умѣщается пониманіе ничего благороднаго, ничего возвышеннаго, ничего Небесного. Она хихикаетъ, эта мысли́шка, въ убожествѣ не понимая, что она всего только мысль мыши, - видя толпу людей, которая стала на молитву. «Зачѣмъ? Къ чему? Вѣдь Небеса пусты́, а сердце всего только мускулъ съ красною жидкостью».
       Такъ намъ пѣли съ Запада. Рускіе дурачки подхватывали. Они все подхватываютъ, эти наши рускіе дурачки... Германія Би́смарка, вѣ́рящая не въ Бога, а «въ свой кулакъ», только повторяетъ и осуществляетъ у́мственную Германію временъ Молешо́тта и Бю́хнера, Фейерба́ха и Ма́кса Шти́рнера, повѣрившаго въ свой замѣчательный «мозгъ»; - въ тотъ мозгъ, который, по о́бразному выраженію толстобрю́хаго Карла Фо́хта, «выдѣляетъ мысль не иначе, какъ почки выдѣляютъ ури́ну».
       Европа поклонилась этому замѣчательному «мозгу». Чего же она взволновалась, когда подня́лся этотъ желѣзный «молотъ»? - «Назвался груздемъ - полѣзай въ кузовъ»; «кто любитъ кататься - люби и саночки возить».
       Нѣтъ, не теперь намъ плакать, - и не объ этомъ Реймскомъ соборѣ. Давно надо было начать плакать: - о томъ, что о́тнята у насъ душа безсмертная и на мѣсто ее мысли́телишками вложена кривая сухая палка. Вотъ гдѣ пунктъ» (В.В. Роза́новъ).
       «Богъ отнимаетъ у насъ то, отъ чего мы сами отказались и все больше отказываемся» - вотъ разгадка тяготя́щихъ насъ эти годы событій и отвѣтъ на связанные съ ними недоуменные вопросы.
       Вмѣстѣ съ авторомъ приведенной статьи мы должны сказать и то, что «вся наша литература» (по крайней мѣрѣ та, которая наиболѣе широко́ и глубоко захватила наше общество) «уло́жена» на попра́ніе нашихъ Святынь, подъ которымъ, скажемъ словами Розанова, «стоя́тъ тысячи одобрительныхъ подписей, стоя́тъ такіе авторитеты, что страшно выговорить».
       Вспомните всю неустанную дѣятельность нашей злополучной интеллигенціи и ее вождей, «писателей всѣхъ ранговъ», въ теченіе десятилѣтій разбрасывающихъ всюду тлѣтворные сѣмена безбожнаго гуманизма и человѣкобо́жія, вспомните зараженную протестантскими идеями нашу духовную школу, выпускавшую раціоналистовъ-пастырей и скептиковъ-учителей, отъ которыхъ духовный ядъ неправосла́вія распространялся въ обществѣ и народѣ, идя какъ бы навстрѣчу духовно-разлагающему вліянію интеллигенціи, вспомните лицемѣріе свѣтской власти, облека́вшейся въ ризу Церковности для поддержанія (въ интересахъ государства) Вѣры народной; вспомните, наконецъ, угодничество въ ущербъ, конечно, интересамъ Церковнымъ, духовныхъ властей предъ сильными міра сего́, а главное - возстановите въ своемъ сознаніи почти всеобщее непониманіе существенныхъ сторонъ Церковнаго міровоззрѣнія - теурги́ческой и мистической - и вы легко объясните себѣ, какъ естественное слѣдствіе всеобщаго духовнаго неду́га, все то кощунственное, святота́тственное и богоху́льное, что пышнымъ цвѣтомъ раскрылось у насъ въ послѣдніе го́ды. Росія давно начала́ внутренне отпадать отъ Церкви: что же удивительнаго, если государство отвергло, «отдѣлило» Церковь и, по естественному и Бо́жескому Закону, подвергло Ее гоненію?
       Давни́шнее и все углубля́вшееся многообразное отступленіе народа отъ пути Божія должно было вызвать кару Божію, можетъ быть, для спасенія отъ гибели того, что могло быть спасено́ чрезъ очистительный огонь испытанія. Оста́токъ (Рим. 11:5) подлинныхъ вѣрующихъ хрiстіанъ не могъ отвести отъ Росіи карающей Десницы Господней, какъ такой же остатокъ вѣрныхъ іудеевъ не могъ отклонить отъ своей Родины и ее Святынь удара, нанесеннаго Ветхозавѣтнымъ антихрiстомъ Антіо́хомъ Епифа́номъ, о которомъ повѣству́етъ второй литературный документъ, упомя́нутый мною выше, а именно 1-я глава 1-й Маккаве́йской Книги.
       Я приведу эту главу полностью, чтобы дать вамъ понять вѣсь смыслъ и почувствовать всю значительность событій, о которыхъ эта глава повѣствуетъ. Событія эти, несмотря на ихъ отдаленность отъ нашего времени, очень близки́ къ нему не только по своему внутреннему смыслу, но и по своему конкретному содержанію. Вотъ это глубоко поучительное повѣствованіе, которое и прошу прочитать внимательно и сопоставить съ тѣмъ, что мы пережили недавно и переживаемъ нынѣ.
       1. Послѣ того какъ Александръ, сынъ Филиппа, Македоня́нинъ, который вышелъ изъ земли Китти́мъ, поразилъ Да́рія, Царя Персидскаго и Мидíйского, и воцарился вмѣсто него прежде надъ Елла́дою, - 2. онъ произвелъ много во́йнъ и овладѣлъ многими укрѣпленными мѣстами, и убивалъ Царей земли. 3. И прошелъ до предѣловъ земли и взялъ добычу отъ множества народовъ; и умолкла земля предъ нимъ, и онъ возвысился, и вознесло́сь сердце его. 4. Онъ собралъ весьма́ сильное войско и господствовалъ надъ областя́ми и народами и властителями, и они сдѣлались его да́нниками. 5. Послѣ того онъ слегъ въ постель и, почувствовавъ, что умираетъ, 6. призва́лъ знатныхъ изъ слугъ своихъ, которые были воспитаны съ нимъ отъ юности, и раздѣлилъ имъ свое Царство еще при жизни своей. 7. Александръ Царствовалъ двѣнадцать лѣтъ и умеръ. 8. И владычествовали слу́ги его каждый въ своемъ мѣстѣ. 9. И по смерти его всѣ они возложили на себя вѣнцы, а послѣ нихъ и сыновья ихъ въ теченіе многихъ лѣтъ; и умножили зло на землѣ. 10. И вышелъ отъ нихъ корень грѣха - Антіо́хъ Епифа́нъ, сынъ Царя Антіо́ха, который былъ заложникомъ въ Римѣ, и воцарился въ сто тридцать седьмомъ году Царства Е́ллинского. 11. Въ тѣ дни вышли изъ Израиля сыны́ беззаконные и убѣждали многихъ, говоря: пойдемъ и заключи́мъ союзъ съ народами, окружающими насъ, и́бо съ тѣхъ поръ, какъ мы отдѣлились отъ нихъ, постигли насъ многіе бѣдствія. 12. И добрымъ показалось это слово въ глазахъ ихъ. 13. Нѣкоторые изъ народа изъявили желаніе и отправились къ Царю; и онъ далъ имъ право исполнять установленія языческіе. 14. Они построили въ Іерусалимѣ училище по обычаю языческому 16. и установили у себя необрѣза́ніе, и отступили отъ Святаго Завѣта, и соединились съ язычниками, и про́дались, чтобы дѣлать зло. 16. Когда Антіо́хъ увидѣлъ, что Царство укрѣпилось, предпри́нялъ воцариться надъ Егνптомъ, чтобы Царствовать надъ двумя Царствами, 17. и вошелъ онъ въ Егνпетъ съ сильнымъ ополченіемъ, съ колесницами, и слонами, и всадниками, и множествомъ кораблей; 18. и вступилъ въ сраженіе съ Птоломе́емъ, Царемъ Егνпетскимъ; и убоялся Птоломе́й отъ лица его и обратился въ бѣгство, и много па́ло раненыхъ. 19. И овладѣли они укрѣпле́нными города́ми въ землѣ Егνпетской, и взялъ онъ добычу изъ земли Егνпетской. 20. Послѣ пораженія Егνпта Антіо́хъ возвратился въ сто сорокъ третьемъ году и пошелъ противъ Израиля, и вступилъ въ Іерусалимъ съ сильнымъ ополченіемъ; 21. вошелъ во Святи́лищѣ съ надме́нностью и взялъ золотой Жертвенникъ, Свѣтильникъ и всѣ сосуды его, 22. и Тра́пезу Предложе́нія, и возлія́льники, и чаши, и кади́льницы золотые, и завѣ́су, и вѣнцы́, и золотое украшеніе, бывшее снаружи Храма, и все обобра́лъ. 23. Взялъ и серебро, и золото, и драгоцѣнные сосуды, и взялъ скрытые сокровища, какіе отыскалъ. 24. И, взявъ все, отправился въ землю свою и совершилъ убійства, и говорилъ съ великою надменностью. 25. Посему́ былъ великій плачъ въ Израилѣ, во всѣхъ мѣста́хъ его. 26. Стена́ли начальники и старѣ́йшины, изнемога́ли дѣвы и юноши, и измѣнилась красота женская. 27. Всякій женихъ предава́лся плачу, и сидящая въ брачномъ черто́гѣ была въ скорби. 28. Вострепета́ла земля за обитающихъ на ней, и вѣсь домъ Іа́кова облекся стыдомъ. 29. По прошествіи двухъ лѣтъ послалъ Царь начальника по́датей въ города́ Іуды, и онъ пришелъ въ Іерусалимъ съ большою толпою; 30. коварно говорилъ имъ слова́ мира, и они повѣрили ему; но онъ внезапно напалъ на городъ и поразилъ его великимъ пораженіемъ, и погубилъ множество народа Израильскаго; 31. взялъ добычи изъ города и сожегъ его огнемъ, и разрушилъ до́мы его и стѣ́ны его круго́мъ; 32. и увели въ плѣнъ женъ и дѣтей, и овладѣли скотомъ. 33. Оградили городъ Давидовъ большою и крѣпкою стѣно́ю и крѣпкими башнями, и сдѣлался онъ для нихъ крѣпостью. 34. И помѣстили тамъ народъ нечестивый, людей беззаконныхъ, и они укрѣпились въ ней; 35. запаслись оружіемъ и продовольствіемъ и, собравъ добычи Іерусалимскіе, сложили тамъ, и сдѣлались большою сѣ́тью. 36. И было это постоянною засадою для Святилища и злымъ діаволомъ для Израиля. 37. Они проливали невинную кровь вокругъ Святи́лища и оскверняли Святи́лище. 38. Жители же Іерусалима разбѣжались ради нихъ, и онъ сдѣлался жилищемъ чужихъ и сталъ чужимъ для своего рода, и дѣти его оставили его. 39. Святи́лище его запустѣло, какъ пустыня, Праздники его обратились въ плачъ, Субботы его - въ поношеніе, честь его - въ уничиженіе. 40. По мѣрѣ славы его увеличилось безчестіе его, и высота́ его обратилась въ печаль. 41. Царь Антіо́хъ написалъ всему Царству своему, чтобы всѣ были однимъ народомъ, 42. и чтобы каждый оставилъ свой законъ. И согласились всѣ народы по слову Царя. 43. И многіе изъ Израиля приняли идолослуженіе его и принесли жертвы идоламъ, и осквернили Субботу. 44. Царь послалъ черезъ вѣ́стниковъ грамоты въ Іерусалимъ и въ города́ Іудейскіе, чтобы они слѣдовали узаконе́ніямъ, чужимъ для сей земли, 45. и чтобы не допускались всесожже́нія и жертвоприноше́нія, и возлія́ніе въ Святилищѣ, чтобы ругались надъ Субботами и Праздниками 46. и оскверняли Святилище и святыхъ, 47. чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольскіе, и приносили въ жертву свины́е мяса́ и скотовъ нечистыхъ, 48. и оставляли сынове́й своихъ необрѣзанными, и оскверняли души ихъ всякою нечистото́ю и мерзостiю, 49. для того, чтобы забыли Законъ и измѣнили всѣ постановленія. 50. А если кто не сдѣлаетъ по слову Царя, да будетъ пре́данъ смерти. 51. Согласно этому писалъ онъ всему Царству своему и поставилъ надзирателей надъ всѣмъ народомъ, и повелѣлъ городамъ Іудейскимъ приносить жертвы во всякомъ городѣ. 52. И собра́лись къ нимъ многіе изъ народа, всѣ, которые оставили Законъ, - и совершили зло въ землѣ; 53. и заставили Израиля укрываться во вся́комъ убѣжищѣ его. 54. Въ пятнадцатый день Хасле́ва, сто сорокъ пятаго года, устроили на Жертвенникѣ мерзость запустѣнія, и въ городахъ Іудейскихъ вокругъ построили жертвенники, 55. и передъ дверями домо́въ и на улицахъ совершали куренія, 56. и Книги Закона, какіе находили, разрывали и сожига́ли огнемъ; 57. у кого находили Книгу Завѣта, и кто держался Закона, того, по повелѣ́нію Царя, предава́ли смерти. 58. Съ такимъ насиліемъ поступали они съ Израильтя́нами, приходившими каждый мѣсяцъ въ города. 59. И въ двадцать пятый день мѣсяца, принося жертвы на жертвенникѣ, который былъ надъ алтаремъ, 60. они, по да́нному повелѣнію, убивали женъ, обрѣ́завшихъ дѣтей своихъ, 61. а младенцевъ вѣшали за шеи ихъ, дома́ ихъ расхищали и совершавшихъ надъ ними обрѣза́ніе убивали. 62. Но многіе въ Израилѣ остались твердыми и укрѣпились, чтобы не ѣсть нечистаго, 63. и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поруга́ть Свята́го Завѣта, - и умирали. 64. И былъ весьма́ великій гнѣвъ надъ Израилемъ (1 Мак. 1:1-64).
       Хотя для внимательнаго и вдумчиваго читателя едва ли требуется комментарій къ сей «повѣсти первонача́льныхъ дней», тѣмъ не менѣе, я считаю не лишнимъ сказать нѣчто по поводу этого Библейскаго разсказа. Опуская довольно поучительное введе́ніе (ст. 1-10), я остановлюсь на главной темѣ разсказа, на личности Антіо́ха Епифа́на, котораго авторъ Свяще́нной Лѣ́тописи имену́етъ ко́рнемъ грѣха́, и на его отношеніи къ Еврейскому Народу.
       Этотъ Сирійскій Царь, одинъ изъ прее́мниковъ Александра Македонскаго, возымѣ́лъ мысль, обратившуюся у него въ любимую мечту, ввести во всѣхъ своихъ областя́хъ, въ числѣ которыхъ была Палестина, культъ Юпитера Олимпійскаго и, объединяя самого себя съ этимъ богомъ, хотѣлъ, въ заключеніе всего, чтобы ему воздавалась Бо́жеская почесть (см. 2 Мак. 6:2, 7). Онъ старался истребить всякое другое богопочита́ніе и обнаружилъ при этомъ такой горячій фанатизмъ, что казался нерѣдко сумасшедшимъ и былъ прозванъ въ насмѣшку Епима́нъ (безу́мный) вмѣсто Епифа́нъ (сла́вный). Онъ отмѣнилъ въ Іерусалимѣ поклоненіе Іе́говѣ и замѣнилъ его идолопоклонствомъ. Этому содѣйствовало то обстоятельство, что среди Народа Божія нашлось значительное количество сторонниковъ языческой культуры (см. 1 Мак. 1:12 и слѣд.; 2 Мак. 4:9 и слѣд.).
       Святому Народу и откровенной религіи грозила серьезная опасность. Во всемъ томъ, что Израиль вынесъ отъ язычниковъ до временъ Іисуса Хрiста, не было еще ничего похожего на преслѣдованія Антіо́ха. Антіо́хъ съ своей гордостью, приве́дшею его къ самообоготворе́нію, и съ своей фанатической ненавистью къ Богу и къ Его Закону есть прообразъ антихрiста. Всѣ учители Церкви усма́тривали въ Антіо́хѣ этотъ прообразъ. Присмотримся нѣ́сколько къ нѣкоторымъ ча́стнымъ дѣйствіямъ этого Ветхозавѣтнаго антихрiста по отношенію къ Народу Божію - съ одной стороны, и къ нравственному состоянію самого Избра́ннаго Народа въ эпоху Антіо́ха Епифа́на - съ другой. Это разсмотрѣніе не будетъ безполезно для насъ.
       Прочи́танная вами 1-я глава 1-й Маккаве́йской Книги прежде всего отмѣчаетъ то обстоятельство, что въ указанную эпоху вы́шли изъ Изра́иля сыны́ беззако́нные, возжела́вшіе сближенія съ народами языческими и введе́нія у себя образованія и порядковъ языческихъ съ отверженіемъ Святаго Закона Отеческаго (ст. 11 и слѣд.) (сопоставьте съ этимъ «окно въ Европу», прорубленное Петромъ, и послѣдовавшее за этимъ приви́тіе Рускому Народу западноевропе́йскихъ нача́лъ, такъ существенно измѣнившихъ направленіе магистрали нашей исторіи - примъ. М. Новосе́лова).
       Но Богъ поруга́емъ не быва́етъ (Гал. 6:7), и пло́домъ этого отсту́пничества отъ пути Истины явилось плѣненіе Антіо́хомъ Іерусалима, ограбленіе Храма, похищеніе Святынь его, избіе́ніе іудеевъ и вели́кій плачъ въ Изра́илѣ.
       Спустя два года повторилось то же бѣдствіе, но еще болѣе тя́гостное. Іерусалимъ подвергся огню, разрушенію и ограбленію, Святилище оскверненію, многіе жители съ семьями были плѣнены́, внутри самого́ Святаго Града создала́сь вражеская крѣпость, снабженная оружіемъ и провіа́нтомъ и ставшая постоя́нною заса́дою для Святи́лища и злымъ діа́воломъ для Изра́иля (припо́мните печальную исторію Московскаго Кремля въ началѣ большевицкой революціи [имѣется въ виду захватъ большевиками Московскаго Кремля послѣ его семидневнаго артиллерійскаго обстрѣла, повлекшаго за собой поврежденіе Святы́нь] - прим. М. Новосе́лова). Святи́лище запустѣ́ло, Пра́здники обрати́лись въ плачъ, Суббо́ты - въ поноше́ніе, честь - въ уничиже́ніе.
       Но на этомъ бѣдствіе не остановилось: изъ внѣ́шняго оно обратилось во внутреннее и, такимъ Образомъ, пустило болѣе глубокіе корни въ Народѣ Израильскомъ. Царь Антіо́хъ написа́лъ всему́ Ца́рству своему́, что́бы всѣ бы́ли одни́мъ наро́домъ, и что́бы ка́ждый оста́вилъ сво́й зако́нъ (см. ст. 41 и слѣд.) (не напоминаетъ ли это недавно пережи́тое и переживаемое нашей Родиной? - прим. М. Новоселова).
       Антіохъ потребовалъ отреченія отъ Вѣры отцовъ, отъ служенія Іе́говѣ и приня́тія культа языческаго. Введеніе этого единообра́знаго и человѣкобо́жеского культа во всѣхъ подвластныхъ Сиріи стра́нахъ Антіохъ ставилъ своей главной задачей. Для проведенія въ жизнь Израиля враждебныхъ существу его религіи вѣ́рованій допускалось всякое насиліе, а для наблюденія за исполненіемъ безбожныхъ Царскихъ предписаній поставлены были особые надзиратели (не то же ли видимъ мы теперь на «Святой Руси́»?! - прим. М. Новоселова [нынѣ, 2015 г., аналогомъ этихъ надзирателей является, одна изъ чекистскихъ гос. структуръ СССРФ, московская лже-патрiархiя, - прим.]).
       И былъ весьма́ вели́кій гнѣвъ надъ Изра́илемъ, - заключаетъ первую главу авторъ 1-й Маккаве́йской Книги.
       Сопоставьте со ска́заннымъ, друзья мои, наше увлеченіе гуманита́рнымъ просвѣщеніемъ Запада, начиная хотя бы съ эпохи Петра I, насажде́ніе соотвѣтственныхъ школъ для проведенія этого просвѣщенія въ жизнь Рускаго Народа, постепенное введеніе порядковъ и новинокъ этой гуманисти́ческой культуры и вытѣсненіе вѣковы́хъ Церковныхъ воззрѣній и обычаевъ, прослѣдите послѣдовательное, въ разныхъ слоя́хъ народа, уклоненіе отъ идеала богочеловѣ́ческаго въ сторону началъ человѣкобо́жескихъ - и вы не удивитесь, что насъ постигла та же участь, что и іудеевъ временъ Антіо́ха, и́бо и мы и они погрѣшили въ одномъ и томъ же.
       Отдаленные духовные потомки Ветхозавѣтнаго антихрiста пришли къ намъ, по попущенію Божію, съ тѣмъ же, съ чѣмъ приходилъ онъ къ измѣнившимъ Богу древнимъ іудеямъ. Поучительно, что не только съ внутренней стороны, со стороны назойливо насажда́емой человѣкобо́жеской культуры, но и въ отношеніи внѣшнихъ пріемовъ дѣ́йствованія богоборчество нашихъ дней такъ тѣсно сближается съ богоборчествомъ Ветхозавѣтнымъ.
       Кромѣ другихъ очень существенныхъ выводовъ, къ которымъ подводитъ насъ исторія Антіо́ха Епифа́на, какъ сама по себѣ, такъ и при сопоставленіи съ событіями современными намъ, изъ нее слѣдуетъ и тотъ выводъ, который вы́сказанъ былъ, совершенно независимо отъ этой исторіи, В.В. Роза́новымъ, оперировавшимъ съ фактами недавняго прошлаго. Вы помните этотъ выводъ: «Богъ отнимаетъ у насъ то, отъ чего мы сами отказались и все больше отказываемся».
       Вотъ эту истину и нужно намъ твердо помнить и приви́ть ее къ нашему сердцу. Оплодотворе́нное ею сердце получаетъ способность правильнаго разумѣнія того, что безъ этого разумѣ́нія будетъ неизбѣжно и безплодно угнетать насъ. Эта истина, усво́енная сердцемъ, укажетъ намъ и тотъ путь духовнаго дѣ́йствованія, по которому идти призываетъ насъ нашъ единственный Вождь и Учитель.
       Письмо мое, по обыкновенію, растянулось сверхъ жела́нной мѣры, а потому я не буду утомлять васъ тѣми до́мыслами и соображеніями, которые толпятся у меня въ головѣ, и закончу бесѣду съ вами краткой выпиской изъ 6-й главы 2-й Маккавейской Книги. Послѣ повѣствова́нія о жестокомъ религіозномъ гоненіи, воздвигнутомъ противъ іудеевъ Царемъ Антіо́хомъ, авторъ на́званной Книги обращается со слѣдующимъ увѣща́ніемъ къ своимъ читателямъ:
       Тѣхъ, кому случи́тся читать эту Книгу, прошу не страшиться напа́стей и уразумѣ́ть, что эти страданія слу́жатъ не къ погубленію, а къ вразумленію рода нашего... И́бо не такъ, какъ къ другимъ народамъ, продолжаетъ Господь долготерпѣ́ніе, чтобы карать ихъ, когда они достигнутъ полноты́ грѣховъ, не такъ судилъ Онъ о насъ, чтобы покарать насъ послѣ, когда уже достигнемъ до конца грѣховъ. Онъ никогда не удаляетъ отъ насъ Своей милости и, нака́зывая несчастьями, не оставляетъ Своего народа (12:14-16).
       Будемъ молиться, чтобы эти утѣшительные слова, ска́занные объ Израилѣ, могли быть отнесены и къ нашему многострадальному народу въ наступившіе го́ды духовныхъ и матеріальныхъ бѣдствій.
       Вложимъ также себѣ въ сердце трогательное и ободряющее слово Ап. Петра: Возлю́бленные! о́гненнаго искуше́нія, для испыта́нія вамъ посыла́емаго, не чужда́йтесь, какъ приключе́нія для васъ стра́ннаго, но какъ вы уча́ствуете въ Хрiсто́выхъ страда́ніяхъ, ра́дуйтесь, да и въ явле́ніе сла́вы Его́ возра́дуетесь и восторжеству́ете (1 Пет. 4:12-13)
       Прошу молитвъ. Да хранитъ всѣхъ насъ Господь.
       Лю́бящій васъ братъ о Господѣ.

P.S. По поводу возмущенія и негодованія противъ притѣсне́ній, насилій и всякихъ неправдъ, чини́мыхъ тѣми, и́же во вла́сти суть (1 Тим. 2:2), мнѣ вспомнился случай, приключи́вшійся со мною въ концѣ 1918-го или въ началѣ 1919-го года. Прохожу я какъ-то по улицѣ и вижу большой плакатъ, какіе тогда почти ежедневно появлялись на стѣна́хъ домовъ. Крупнымъ и жирнымъ шрифтомъ возвѣща́лась очередная «тактическая» ложь, глубоко возмутившая меня. У меня готово было сорваться какое-то бранное или, по крайней мѣрѣ, рѣзкое слово по адресу сочинителей, но вдругъ совершенно неожиданно для меня откуда-то изъ тайниковъ души всплыли на поверхность моего сознанія слова Ап. Іуды, никогда́ раньше не прилага́вшіеся мною къ жизненнымъ явленіямъ: Михаи́лъ Арха́нгелъ, когда́ говори́лъ съ діа́воломъ, спо́ря о Моνсе́евомъ тѣ́лѣ, не смѣлъ произнести́ укори́зненнаго (по славянски ху́льна) суда́, но сказа́лъ: «да запрети́тъ тебѣ́ Госпо́дь» (Іуд. 9).
       И вмѣстѣ съ тѣмъ какой-то внутренній голосъ я́вственно сказалъ мнѣ: «не хули́ ихъ, они орудіе Божіе; хуля́ ихъ, будешь хулить Пославшаго ихъ; прими́ по́сланное какъ отъ руки Божіей и терпѣливо и упова́тельно неси крестъ, кто бы ни́ былъ орудіемъ испытанія, непреста́нно и твердо па́мятуя о Промышляющемъ и Дѣйствующемъ во спасеніе вѣрныхъ».
       Я при́нялъ и припо́мнившійся внезапно текстъ Писанія, и тайный голосъ, какъ нѣкоторое откровеніе, ко́имъ руковожусь съ тѣхъ поръ, поддерживая миръ души своей въ самые тяжелые минуты личной, общественной и Церковной жизни. И когда духъ осужденія, негодованія или унынія начинаетъ приступать къ моему сердцу, я вспоминаю наставленіе, полученное при чтеніи плаката, и смущаемая душа успокаивается, возверга́я печаль свою на Господа, поражающаго и врачу́ющаго. 16/29 Іюня 1925 г.
       Источникъ: М. А. Новоселовъ (Новосвященномученикъ Епископъ Катакомбной Церкви (ИПЦ) Маркъ). «Письма къ друзьямъ. Письмо седьмое».

Письмо Мѣстоблюстителя Патрiаршего Престола,
Новосвященномученика Митрополита Кирилла (Смирнова) къ іеромонаху Леониду.       23 Февраля / 8 Марта 1937г.
       Милость Господня да будетъ съ Вами, боголюбивый о. іеромонахъ Леонидъ! 19/4 Марта получилъ письмо Ваше и переводъ на 10 р. Спаси Васъ Господи за попеченіе о моихъ ну́ждахъ, только смотрите, чтобы это не было самому себѣ въ обиду и лишеніе чего-нибудь необходимаго.
       По поводу Вашихъ недоумѣній относительно «сергiа́нства» [сергiанская ересь, краеугольный камень, на которомъ основана и зи́ждется московская лже-патрiархiя, - прим.] могу сказать, что тѣ же самые вопросы и въ такой же почти формѣ были обращены ко мнѣ изъ Казани десять лѣтъ тому назадъ, и тогда я отвѣчалъ на нихъ утвердительно, потому что считалъ все сдѣланное митрополитомъ Сергіемъ [основатель и первый главарь моск. лже-патрiархiи, - прим.] ошибкой, которую онъ самъ сознаетъ и пожелаетъ исправить. Къ тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся въ происшедшемъ, и нельзя было требовать отъ нихъ рѣшительнаго и дѣ́ятельнаго сужденія о событіяхъ. Съ тѣхъ поръ много воды утекло. Ожиданія, что митрополитъ Сергій исправитъ свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательныхъ [вѣрующихъ] членовъ Церкви было довольно времени, побужденій, и возможности разобраться въ происходящемъ, и очень многіе разобрались и поняли, что митрополитъ Сергій отходитъ отъ той Православной Церкви, какую завѣщалъ намъ хранить Св. Патрiархъ Тихонъ, и слѣдовательно для Православныхъ нѣтъ съ нимъ ча́сти и жре́бія. Происшествія же послѣдняго времени окончательно вы́явили обновленческую природу «сергiа́нства». Спасутся ли пребывающіе въ «сергiанствѣ» вѣрующіе, мы не можемъ знать, потому что дѣло Спасенія вѣчнаго есть дѣло милости и благодати Божіей, но для видящихъ и чувствующихъ неправду «сергiанства» (каковы́ Ваши вопросы) было бы непростительнымъ лукавствомъ закрывать глаза на эту неправду и тамъ искать [духовнаго руководства] удовлетворенія духовныхъ своихъ [нуждъ] потребностей съ совѣстью, сомня́щеюся въ возможности такого удовлетворенія. Все, что не отъ Вѣры, грѣхъ. Ложь нельзя исправлять ложью и [нико́имъ образомъ], стало быть нельзя предпочитать «григо́рьевство» «сергiа́нству».
       Съ Митрополитомъ Іосифомъ [Новосвященномученикъ, - прим.] я нахожусь въ братскомъ общеніи, благодарно оцѣнивая то, что съ его именно благословенія былъ вы́сказанъ отъ Петроградской епархіи первый протестъ противъ затѣи митрополита Сергія и дано́ было всѣмъ предостереженіе въ грядущей опасности. [У предстоятелей этой епархіи искали и находили руководство по смерти Епископа Виктора [Новосвященномученикъ, - прим.] послушные ему вѣрующіе Вя́тской епархіи. Правда, среди нихъ проявляются иногда крайности въ отношеніяхъ къ «сергiанству» (напримѣръ перекрещиваніе крещенныхъ), но эта ревность не по разуму представляется мнѣ не какъ при́нятое у ви́кторовцевъ исповѣ́даніе, а какъ печальная случайность, порожденная личнымъ темпераментомъ отдѣльныхъ неразумныхъ ревнителей]. Съ Православными предстоятелями сей епархіи находился въ постоянномъ общеніи Еп. Викторъ при своей жизни, у нихъ же искали и находили руководства [послу́шные ему] послѣ смерти Еп. Виктора послушные ему вѣрующіе Вятской епархіи. (На этомъ письмо обрывается)
       Источникъ: «Православная Русь» Церковно-общественный о́рганъ Руской Православной Церкви Заграницей. №16, - Jordanville: Тνпографія Преп. Íова Поча́евскаго. Свя́то-Тро́ицкій монастырь, 1997.

М.П. (Московская лже-патрiархiя), Духовное наслѣдiе, Новомученики Росiйскiе, ИПЦ Катакомбная Церковь, Антихрiстъ, Церковная исторiя, Сергiанство, Ветхозавѣтная Церковь Хрiстова, Письма

Previous post Next post
Up