Завѣщанiе Преподобнаго Ѳео́досiя Печерскаго
Кiевскому Князю Изясла́ву о Православной Хрiстiанской Вѣрѣ. Господи, благослови?
У меня есть слово къ тебѣ, Боголюбивый Кня́же. Я - Ѳеодо́сiй, худы́й рабъ Пресвяты́я Тро́ицы, Отца и Сына и Святаго Духа, въ чистой и Православной Вѣрѣ рожденъ и воспи́танъ въ добромъ науче́нiи Православными отцомъ и матерiю.
Берегись, чадо, кривовѣ́ровъ и всѣхъ бесѣ́дъ ихъ, и́бо и наша земля наполнилась ими.
Если кто и спасетъ свою душу, то только живя́ въ Православной Вѣрѣ, и́бо нѣтъ иной вѣры лучшей, чѣмъ наша чистая, Святая, Православная. Живя въ э́той Вѣрѣ, не только избавишся отъ грѣховъ и вѣ́чныя муки, но и сдѣлаешся прича́стникомъ Вѣчной Жизни, и безъ конца будешь радоваться со Святыми. А живущiи въ иной вѣрѣ не увидятъ Жизни Вѣчной.
Не подоба́етъ также, ча́до, хвалить чужую вѣру. Кто хвалитъ чужую вѣру, тотъ все равно, что свою хули́тъ. Если кто будетъ хвалить свою и чужую, то онъ двоевѣрецъ, близокъ къ ереси. Итакъ, ча́до, берегись ихъ и всегда стой за свою Вѣру. Не брата́йся съ ними, но бѣгай отъ нихъ и подвиза́йся въ своей Вѣрѣ добрыми дѣла́ми. Твори ми́лостыню не своимъ только по Вѣрѣ, но и чужевѣрнымъ. Если увидешь нага́го, или голоднаго, или въ бѣду́ попавшаго, - будьто жидъ, или другой какой иновѣрецъ, или латиня́нинъ, - ко всякому будь милосе́рдъ, избавь его отъ бѣды́, какъ можешь, и не лишенъ будешь награды у Бога, и́бо и Самъ Богъ въ ны́нѣшнемъ вѣкѣ излива́етъ ми́лости Свои не на хрiстiанъ только, но и на невѣрныхъ. О язычникахъ и иновѣрцахъ Богъ въ этомъ вѣкѣ пече́тся. Но въ будущемъ они будутъ чу́жды вѣчныхъ благъ. Мы же, живущiе въ Православной Вѣрѣ, и здѣсь получаемъ всѣ бла́га отъ Бога, и въ будущемъ вѣкѣ спасетъ насъ Господь нашъ Iисусъ Хрiстосъ.
Чадо? Если тебѣ надо будетъ умереть за Святую свою Вѣру, со дерзновѣнiемъ иди на смерть. Такъ и Святые умирали за Вѣру, а нынѣ живутъ во Хрiстѣ. Если увидешь, чадо, иновѣрцевъ, спо́рящихъ съ Православнымъ и хотя́щихъ оторвать его отъ Православной Церкви - помоги Православному. Этимъ ты изба́вишь овча́ отъ пасти льва. Если же смолчи́шь и оставишь безъ помощи, то это все равно, какъ если бы ты отня́лъ иску́пленную душу у Хрiста и прода́лъ ее сатанѣ.
Если кто тебѣ скажетъ: «Ваша и наша вѣра отъ Бога», то ты, чадо, отвѣть ему такъ: «Кривовѣръ, или ты и Бога считаешь двоевѣрнымъ? Не слышишь что говоритъ Писанiе: Еди́нъ Богъ, еди́на Вѣра, еди́но Креще́нiе (Ефес. 4:5), не слышишь ли Апостола Паνла, поуча́ющаго: А́ще и А́нгелъ съ Небесе́ благовѣсти́тъ вамъ не я́ко же мы благовѣсти́хомъ, да бу́детъ про́клятъ.
Иновѣрцы отвергли проповѣданiе Апостольское и постановле́нiя Святы́хъ Оте́цъ и при́няли не правую а развращенную вѣру, испо́лненную всякой погибели, потому и отвергнуты нами. Они мертвые и мертвую жертву приносятъ. Мы же Живому Богу Живую Жертву приносимъ, чистую и непорочную, чтобы обрести́ Животъ Вѣчный о Хрiстѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ. Ему же слава. Аминь.
О новомъ стилѣ. Воистину Воскресе Хрiстосъ.
Всечестнѣ́йшему отцу Прота́сію на запросъ его отвѣчаю: не Церковь Хрiстова, а презрѣвшіе ея́ законы нѣкоторые іерархи, отступаютъ отъ календаря, освяще́ннаго общецерковнымъ Преда́ніемъ и огражде́нному отъ измѣненій проклятіями Великаго Патріарха Іереміи XVII вѣка. Эти проклятія и паду́тъ на голову измѣняющихъ свящ. мѣсяцесло́въ. Предъ ѴІ-мъ Вселенскимъ Соборомъ трое Восточныхъ Патріарховъ, а потомъ и четвертый присоединился къ еретика́мъ-моноѳели́тамъ и убѣждали Преп. Максима Исповѣдника причаститься съ ними въ церкви, но онъ отвѣтилъ: а́ще и вся вселе́нная съ ни́ми причасти́тся, азъ еди́нъ не причащу́ся. Итакъ ни въ како́мъ случаѣ не до́лжно переходить на новый стиль, о чемъ хлопочутъ Западные еретики́ и масоны, подкупая довѣрчивыхъ людей деньгами, да́бы оторвать ихъ отъ единства Св. Церкви. Они пока обѣщаютъ не касаться Св. Пасха́ліи, и́бо она ограждена́ проклятіями І-го Вселенскаго (Собора), I-го Прав. Помѣстнаго Антіохійскаго Собора, ѴІ-го Собора, а также 7 правиломъ Свв. Апо́столъ. Все это, Батюшка, подробно и не однажды пояснялъ нашъ Сνнодъ и отпеча́тывалъ въ «Церковныхъ Вѣ́домостяхъ» за 1924 годъ и еще раньше и позже. Посмотрите эти вѣ́домости и найдете тамъ проклятія Патріарха Іереміи и Кирилла и другихъ на нарушителей законовъ о Пасхаліи и мѣсяцесло́вѣ.
Прошу Вашихъ святыхъ молитвъ и остаюсь Вашъ доброжелатель и сомоли́твенникъ Митрополитъ Антоній. 17 Апрѣля 1927 г.
Источникъ:
«Пи́сьма Блаже́ннѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго)». Письмо № 43. Іеродіа́кону Прота́сію (рускій и́нокъ, жившій на Аѳонѣ въ Старомъ Ру́сикѣ). Тνпографiя Преп. Íова Почаевскаго Свя́то-Тро́ицкiй монастырь, Джорданви́ллъ, Н. I. 1988 г.
Преподобный Анатолiй Оптинскiй - о тайныхъ еретикахъ. Ча́до мое́, зна́й, что въ послѣ́дніе дни, какъ говори́тъ Апо́столъ, насту́пятъ времена́ тя́жкіе (2 Тим. 3:1-6).
И вотъ, вслѣдствіе оскудѣ́нія благочестія, пойду́тъ въ Церкви е́реси и раско́лы, и не будетъ тогда, какъ предсказывали Свв. Отцы, на Престолахъ Святи́тельскихъ и въ монастыряхъ людей опытныхъ и искусныхъ въ духовной жизни. Отъ этого ереси будутъ распространяться всюду и прельща́ть многихъ. Врагъ рода человѣческаго дѣйствовать будетъ съ хитростью, чтобы, если возможно, склонить къ ереси и и́збранныхъ. Онъ не станетъ грубо отвергать Догматы о Святой Троицѣ, о Божествѣ Іисуса Хрiста, о Богородицѣ, а незамѣтно станетъ искажать пре́данное Свв. Отцами и отъ Духа Свята́го ученіе Церкви, са́ми его духъ и уставы, и эти ухищре́нія врага замѣтятъ только немногіе, наиболѣе искусные въ духовной жизни. Еретики возьмутъ власть надъ Церковью, всюду будутъ ставить своихъ слугъ, и благочестіе будетъ въ пренебреженіи.
Но Господь не оставитъ Своихъ рабовъ безъ защиты и въ невѣ́деніи. Онъ сказалъ: По плода́мъ ихъ узна́ете ихъ. Вотъ и ты по этимъ плода́мъ ихъ, или что то же, по дѣ́йствіямъ еретико́въ старайся отличить ихъ отъ истинныхъ пастырей. Это - духовные та́ти, расхищающіе духовное стадо, и войдутъ они во дворъ о́вчій - Церковь, прела́зя и́нуде, какъ сказалъ Господь, то есть войду́тъ путемъ незаконнымъ, употребляя насиліе и попира́я Божiи уставы. Господь именуетъ ихъ разбойниками (Ін. 10:1). Дѣйствительно, первымъ дѣломъ ихъ будетъ гоненіе на истинныхъ пастырей, заточеніе ихъ, ссылка, и́бо безъ этого нельзя имъ расхи́тить ове́цъ. Посему́, сынъ мой, когда увидишь нарушеніе Божественнаго чи́на въ Церкви, Отеческаго Преда́нія и установленнаго Богомъ порядка, знай, что еретики́ уже появились, хоть, можетъ быть, и будутъ по времена́мъ скрывать свое нечестіе или будутъ искажать Божественную Вѣру незамѣтно, чтобы еще бо́лѣе успѣть, прельща́я и завлекая неопытныхъ въ сѣти. Гоненіе будетъ не только на пастырей, но и на всѣхъ рабовъ Божіихъ, и́бо бѣсъ, руководя́щій ересью, не терпитъ благочестія. Узнавай сихъ волко́въ въ ове́чьей шкурѣ по ихъ горделивому нраву, сластолю́бію и властолю́бію: это будутъ клеветники́, предатели, сѣ́ющіе вражду и злобу, потому и сказалъ Господь, что по плода́мъ ихъ узна́ете ихъ. Истинные рабы Божіи смиренны, братолюбивы и Церкви послушны.
Большое притѣсненіе будетъ отъ еретико́въ монахамъ, и жизнь монашеская будетъ тогда въ поношеніи: оскудѣютъ обители, сократятся и́ноки, и тѣ, которые останутся, будутъ терпѣть насиліе. Однако, они, ненавистники монашеской жизни, имѣющіе только видъ благочестія, будутъ стараться склонить иноковъ на свою сторону, обѣщая имъ покровительство и житейскіе блага, непокорнымъ угрожая изгнаніемъ. Отъ сихъ угрозъ будетъ у малодушныхъ тогда большое уныніе, но ты, сынъ мой, радуйся, если доживешь до этого времени, и́бо тогда вѣрующіе, но не показавшіе другихъ добродѣтелей, будутъ получать вѣнцы́ за одно стояніе въ Вѣрѣ, по слову Господа: Вся́каго, кто исповѣ́дуетъ Меня́ предъ людьми́, исповѣ́даю и Я предъ Отце́мъ Мои́мъ Небе́снымъ (Мѳ. 10:32-33).
Бойся Господа Бога, сынъ мой, бойся потерять уготованный вѣнецъ: бойся быть отто́ргнутымъ отъ Хрiста во тьму кромѣ́шную и му́ку вѣчную. Мужественно стой въ Вѣрѣ и, если нужно, съ радостью терпи изгнаніе и другіе скорби, и́бо съ тобою будетъ Господь и Святые Мученики и Исповѣдники: они съ радостью будутъ взирать на твой подвигъ.
Но горе будетъ въ тѣ дни тѣмъ монахамъ, ко́и обзавели́сь имуществомъ и богатствомъ, и, ради любви къ покою, готовы будутъ подчиниться еретика́мъ. Они будутъ усыплять свою совѣсть, говоря: «Мы охрани́мъ и спасемъ обитель, и Господь насъ проститъ». Несчастные и ослѣпленные не помышляютъ о томъ, что съ ересью войдетъ въ оби́тель бѣсъ, и будетъ тогда она не Святой оби́телью, а простыми стѣ́нами, откуда отсту́питъ благодать. Но Богъ сильнѣе врага и никогда не покинетъ Своихъ рабовъ, и истинные монастыри будутъ пребывать до скончанія вѣка, только избирать для этого будутъ уединенные и пустынные мѣста́.
Не бойся же скорбе́й, а бойся па́губной ереси, и́бо она обнажаетъ человѣка отъ благодати и разлучаетъ со Хрiстомъ, потому и повелѣ́лъ Господь считать еретика за язы́чника и мытаря́ (Мѳ. 18:17). Итакъ, укрѣпляйся, сынъ мой, въ благодати Іисусомъ Хрiстомъ, съ радостью спѣши къ подвигамъ исповѣ́дничества и переноси страданія, какъ добрый воинъ Іисуса Хрiста (2 Тим. 2:1-2), рекшего: Будь вѣ́ренъ до сме́рти, и дамъ тебѣ́ вѣне́цъ жи́зни (Откр. 2:10). Ему же со Отцемъ и Святы́мъ Духомъ честь, слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.
Источникъ:
«Электронная страница Православныхъ хрiстианъ РПЦЗ». Какiе цѣли преслѣдуетъ экумени́змъ? Основная цѣль и главная задача экумени́ческаго движенія: перетолкова́ніе Хрiстіанства или, другими словами, - полное уничтоженіе Православія. Діалогъ между разными хрiстіанскими «конфе́ссіями» и діалогъ между Хрiстіанствомъ и исламомъ и іудаизмомъ (какъ и другими религіями) - одна изъ задачъ входящихъ въ общій планъ едине́нія всего человѣчества. Но только для этого необходимъ новый «Вселенскій соборъ», который дѣйствительно былъ бы Вселенскимъ, потому что тѣ Соборы, которые созыва́ются, экуменистами не считаются Соборами, иначе они бы уважали рѣшенія и правила этихъ Соборовъ. Этотъ новый «Вселенскій соборъ» долженъ будетъ провозгласи́ть всему мipy «новые истины». До сихъ поръ мы могли свидѣтельствовать какъ простымъ, одностороннимъ актомъ ликвидируются анаѳемы противъ папи́зма, какъ монофизи́товъ провозглаша́ютъ «восточными православными», какъ открыто признаю́тся ерети́ческіе «святые тайны». Многое изъ этого на «Вселенскомъ соборѣ» было бы оффиціально усвоено и соборнымъ рѣшеніемъ получило бы силу. На такомъ «соборѣ», за который ра́туетъ Константинопольская Патріархія и уже въ теченіе многихъ десятилѣтій къ нему подготовля́ется, и который долженъ состоятся, по утвержденію Патріарха Варѳоломе́я, не позже конца [прошлаго] столѣтія, должно́ было бы провозглашено́ мipoво́ѣ единство хрiстіанъ.
Въ сущности, экуменисты живутъ въ ви́дѣніи всеобщаго единства «церкве́й», которое послужитъ закваской для всей вселенной въ претворе́ніи мipa въ Царство Божіе на землѣ. Поскольку крайняя цѣль экуменизма состоитъ въ томъ, чтобы объединить всѣ религіи, совершенно логично заключить, почему сегодня все больше подчеркивается, что не только отдѣльные Церкви не обладаютъ полното́й Истины, но и само́ Хрiстіанство имъ не обладаетъ. Другими словами, Истина о Богѣ Творцѣ, согласно экуменистамъ, находится выше единичныхъ существующихъ религіозныхъ формъ - эта Истина выражается черезъ разные мiровые религіи и традиціи. Для поясненія этого экуменисты прибѣга́ютъ къ примѣру нѣ́кой весьма высокой горы́, до ве́рха которой можно дойти съ разныхъ сторонъ. До Бога возможно дойти и черезъ Хрiстіанство, и черезъ исламъ, буддизмъ, индуизмъ, іудаизмъ, и поэтому нѣтъ необходимости переходить изъ одной религіи въ другую, потому что въ каждой религіи я́кобы присутствуетъ «вдохнове́ніе Свята́го Духа». Въ су́щности, такіе мысли многіе индусскіе гу́ру уже въ теченіе десятилѣтій распространяютъ по Европѣ и Америкѣ. Слѣдуетъ отмѣтить тотъ фактъ, что экуменическое движеніе, которое начало́сь ради единства хрiстіанъ, все интенсивнѣе расширяетъ діалогъ и контакты съ нехрiстіанами (напримѣръ, въ Ка́нберрѣ, въ Асси́си, въ Мила́нѣ и т.д.). Изъ этого видно, что цѣли экуменизма не исчерпываются объединеніемъ Хрiстіанскихъ конфе́ссій. Но именно въ этомъ планѣ задача представляется особенно тяжелой. Потому что Истинное Хрiстіанство, которымъ обладаетъ только Православная Церковь, является главной опасностью для всей этой идеи. Поэтому столько усилій предпринимается, чтобы Православіе разбавить соединеніемъ съ другими ереся́ми. Тогда осуществленіе остатка плана ниско́лько не будетъ представляться тяжелымъ, поскольку большинство другихъ религій не абсолютизи́руютъ свое ученіе какъ единственно истинное и правильное. Слѣдовательно, нужно единство въ разноли́кости. Иными словами, задача не въ томъ, чтобы создать одну новую религію съ унифици́рованнымъ культомъ и ученіемъ, но лучше провозгласить всѣ религіи манифеста́ціями единой духовной дѣйствительности.
Эти идеи открыто развиваютъ и свободные ка́менщики, которые, по мысли многихъ духовныхъ авторитетовъ, являются главными двигателями цѣлаго движенія, которое можно раздѣлить на двѣ части: экономическо-политическое объединеніе мipa и религіозное. Поэтому большинство двигателей свѣтскаго мiрового экуменизма, если непосредственно не включено́, то, по крайней мѣрѣ, находится подъ большимъ вліяніемъ мipoвогo масонства. Ставится вопросъ: возможно ли быть масономъ, и въ то же время, хрiстіаниномъ? У закоренѣлыхъ экуменистовъ здѣсь не существуетъ диле́ммы. Они воспринимаютъ Хрiстіанство, какъ одно изъ самыхъ сильныхъ и наиболѣе авторитетныхъ выраженій Божественной Истины, хотя, конечно, не единственное выраженіе. Согласно такому пониманію, Божественная Истина вы́ражена во всѣхъ религіяхъ, но на различныхъ уровняхъ. На са́момъ низкомъ уровнѣ находятся тотемисти́ческіе и анимисти́ческіе религіи, выражающіе идею Бога на достаточно примитивномъ уровнѣ. На само́й вершинѣ находятся великіе религіи мipa, среди которыхъ находится и Хрiстіанство. Посвященные въ тайны этого гно́зиса воспринимаютъ самые великіе религіи, какъ различные «фолькло́рные и культурные примѣры» одного и того же содержанія. Поэтому, у экуменистовъ такое лихорадочное стремленіе т.н. «простой народъ» поднять на уровень единаго новаго хрiстіанства - хрiстіанства, очищеннаго отъ всѣхъ историческихъ и культурныхъ анахрони́змовъ, такихъ какъ Церковные каноны, которые современнымъ экуменизмомъ воспринимаются всего лишь какъ пережитки историческаго прошлаго. Можетъ быть, это то «хрiстіанство» иско́мое архіепископомъ Іа́ковосомъ Американскимъ, которое свободно отъ «неудобныхъ» святооте́ческихъ терминовъ и теперь тяжко пріе́млемыхъ Истинъ. Эти «устарѣ́лости» являются главнымъ препятствіемъ для экуменизма, и поэтому ясенъ отвѣтъ на вопросъ: почему экуменисты такъ открыто попираютъ Церковные каноны и Преда́нія? Потому что для нихъ они имѣютъ только музейную и археологическую цѣнность.
Если намъ ясенъ образъ мышленія экуменистовъ, намъ не трудно понять какъ патріархъ (и не одинъ) можетъ поздравлять съ праздникомъ «Байра́мъ» мусульманъ и молиться въ мечети вмѣстѣ съ има́момъ. Вожди экуменическаго движенія вѣрятъ, что всѣ религіи служатъ единому общему Богу, и въ каждой изъ нихъ присутствуетъ, болѣе или менѣе, вдохнове́ніе Божіе облеченное, конечно, въ мѣстную, культурную и цивилизованную форму. Тѣ, которые дошли до такого уровня срѣ́тенія единства во всякой религіи, познаю́тъ Бога, Которому они молятся на свой собственный ладъ. Различій по существу не существуетъ. Но, чтобы была возможность широкимъ народнымъ массамъ ощутить эту истину, необходимо освободить Хрiстіанство и всѣ религіи отъ всѣхъ свойственныхъ имъ элементовъ, которые поощряютъ прозелити́змъ, агрессивность и увѣренность, что «только моя религія правильная, а всѣ другіе ошибочны» - другими словами, развить духъ терпимости и взаимопониманія. Благодаря такому пониманію, люди станутъ познава́ть въ каждомъ человѣкѣ своего брата, во всякой вѣрѣ свою вѣру и своего Бога. Проблема, какъ кажется, представляется герменевти́ческой, т.-е. толкова́тельной. Надо понимать, что скрывaется за этими знаками и сνмволами разныхъ религіозныхъ преданій «вдохновенныхъ книгъ».
Основную Еνангельскую идею оцерковле́нія всѣхъ людей въ единой Божіей Церкви, въ единой Истинѣ, въ единой Вѣрѣ (то, что въ своей полнотѣ́ и является Царствомъ Небеснымъ), Второе Пришествіе Господнѣ и общее Воскресеніе экуменисты перетолко́вываютъ по-своему. Въ своей су́щности, сознательно или несознательно, они проповѣдуютъ хиліасти́ческую идею историческаго «Царства Божія» здѣсь на землѣ. Всѣмъ намъ хорошо извѣстно изъ Св. Писанія и святооте́ческой литературы, что такая идея неосуществима. Всѣ люди при́званы къ спасенію, но не всѣ откликаются на этотъ призы́въ. Хрiстосъ явилъ имя Божіе людямъ, которыхъ Ему далъ Отецъ Небесный до сложенія мipa (Iн. 17:6) Я о нихъ молю́... (Iн. 17:9). Господь не пришелъ спасти мip, который лежитъ во злѣ, но людей спасти отъ мipa и отъ князя мipa сего́, потому что мip - это его оружіе въ борьбѣ противъ Господа и Его Церкви. Поэтому, Церковь и мip находятся въ столкновеніи другъ съ другомъ. Церковь и хрiстіане не отъ мipa сего (ср. Iн. 17:16). Они въ мipe живутъ вре́менно, какъ стра́нники, потому что ихъ Отечество на Небесахъ. Господь нашъ учитъ Е́сли бы вы бы́ли отъ мípa, то мipъ люби́лъ бы свое́; а какъ вы не отъ мipa, но Я избра́лъ васъ отъ мípa, потому́ ненави́дитъ васъ мipъ (Iн. 15:19). Не люби́те мípa, ни того́, что въ мípѣ: кто лю́битъ мipъ, въ томъ нѣтъ любви́ О́тчей (1 Iн. 2:15). Во всемъ Св. Писаніи ясно можно видѣть, что дѣлается ясное различіе между членами Церкви и остальными людьми, которые находятся внѣ Церкви. Не существуетъ никакого доказательства, которое показало бы, что вѣсь мipъ при́метъ Еνангеліе до завершенія сего́ вѣка. Нѣтъ ни слова о томъ, что вѣсь мipъ въ эти времена́ преобрази́тся въ Церковь - то, во что вѣруютъ ревнители экуменизма. Напротивъ, Св. Писаніе насъ учитъ, что число истинныхъ хрiстіанъ уменьшится, потому что Господь спрашиваетъ, когда Онъ опять придетъ на землю, найдетъ ли Онъ вѣру въ людяхъ. Господь насъ учитъ, что хрiстіане, имѣютъ быть предава́емы на мученія, многіе будутъ уничтожены, и всѣ народы возненавидятъ ихъ ради Его имени. Появится же много лжепророковъ и прельстя́тъ мно́гихъ... (Мѳ. 24:9-12). Онъ открыто говоритъ еретика́мъ и всѣмъ отступникамъ отъ Истины: Мно́гіе ска́жутъ Мнѣ въ тотъ день. Го́споди! Го́споди! не отъ Твоего́ ли и́мени мы проро́чествовали? И не Твои́мъ ли и́менемъ бѣсо́въ изгоня́ли? И не твои́мъ ли и́менемъ мно́гіе чудеса́ твори́ли? И тогда́ объявлю́ имъ: Я никогда́ не зналъ васъ; отойди́те отъ Меня́, дѣ́лающіе беззако́ніе (Мѳ. 7:22-23).
Эти ясные свидѣтельства Священнаго Писанія показываютъ, что экуменизмъ въ своей сущности - хиліасти́ческая ересь - ересь, которая видится въ настоя́ніи, чтобы осуществилось единство въ компроми́ссѣ между Истиной и ложью, между добромъ и зломъ, между Хрiстомъ и Веліа́ромъ, такъ, чтобы была бы создана единая «новая церковь», и при этомъ и «новый мip». Экуменисты какъ будто-бы забываютъ, что Приде́тъ же день Госпо́день, какъ тать но́чью, и тогда́ небеса́ съ шу́момъ пре́йдутъ, стихíи же разгорѣ́вшись разру́шатся, земля́ и всѣ дѣла́ на не́й сгоря́тъ (2 Петр. 3:10). Забываютъ, что только послѣ завершенія сего́ вѣка явятся новые Небеса и Земля, а вмѣстѣ съ ними придетъ и единство всѣхъ вѣрныхъ въ Господѣ. Единство, которое не является пло́домъ людско́го старанія, но творческой Божіей силы. Исторія Церкви насъ учитъ, что Хрiстіанство никогда не расширялось при помощи діалога и компромисса съ безбожниками, но живымъ свидѣтельствомъ Истины и борьбой противъ всякой лжи и заблужденій. Ходили ли Апостолы въ храмы безбожниковъ, чтобы вмѣстѣ съ жрецами молиться Богу за миръ и приносили ли Ему тамъ кажде́ніе? Экуменисты, между тѣмъ, торжественно объявляютъ, что мину́ло время «нетерпѣливости и столкновенія». Они провозглашаютъ ложный миръ, не тотъ, который отъ Хрiста приходитъ Миръ Мо́й даю́ вамъ!, но миръ, который является результатомъ ложнаго компромисса.
Изъ всего этого ясно, что экуменизмъ представляетъ важную черту во всемъ ряду́ стараній европейскаго человѣка замѣнить Бога человѣкомъ, Царство Божіе замѣнить царствомъ человѣческимъ, Истину замѣнить ложью и Небеса - гнилой землей. Мы узнае́мъ въ экуменизмѣ тѣ же элементы, которые можно замѣтить въ папи́змѣ, гумани́змѣ, коммуни́змѣ и во многихъ другихъ «и́змахъ» па́дшаго европейскаго человѣка. А какъ подло́гъ всего этого являются намѣ́ренія кня́зя мípa сего́, діавола, на землѣ основать свое царство, свою псевдо-церковь, и во главу его поставить своего избранника, ложнаго Хрiста - Антихрiста. Это - основная цѣль и направленіе экуменической ереси.
Чтобы всѣ эти экумени́ческіе идеи проникли въ общественность и, чтобы они были пріе́млемы простому народу, надо было создать соотвѣтствующіе условія. И во многомъ экуменистамъ шла на руку потеря у Православнаго вѣрующаго народа сознанія того, что въ Церкви есть не только Епископы и священники, но и - вѣрующій народъ. И хотя вопросы Вѣры разсуждаютъ пастыри Церкви, ихъ рѣшенія не имѣютъ истинной цѣнности, если ихъ не усво́итъ все тѣло Церкви, и если эти рѣшенія не найдутъ мѣста въ ежедневной литурги́ческой жизни Церкви. Въ Церковной исторіи есть много примѣровъ того, какъ Епископы создавали разные у́ніи, вводили ереси и прочее, но этого народъ не принималъ и открыто противостоялъ этимъ беззаконнымъ рѣшеніямъ, а нерѣдко и сбрасывалъ ложныхъ пастырей, которые оказывались волка́ми въ овечьей шкурѣ. Таковъ былъ и примѣръ Флорентíйской у́ніи, которая была заключена́ оффиціально. Теперь мы являемся свидѣтелями полнаго равнодушія большинства вѣрныхъ къ са́мымъ существеннымъ и основнымъ вопросамъ своей Вѣры. Существуетъ общая увѣренность, что эти вопросы должны разсуждать только богословы и Архіереи, а народъ долженъ безоговорочно принимать то, что ему будетъ преподнесено́. Въ этомъ кроется большая опасность. Все же одинъ изъ вѣрныхъ предохранителей Православной Церкви это - монашество. Оно въ своей исторіи никогда не было равнодушно къ своей Вѣрѣ. Монахи живутъ въ подвигѣ покаянія, удаленные отъ мipa и бѣгутъ отъ всякаго осужденія ближняго въ его моральныхъ паденіяхъ, считая себя грѣшниками и хуже всѣхъ людей. Но когда требуется отъ монаховъ, чтобы они въ вопросахъ Вѣры оставались равнодушными и смиренными, тогда они отбрасываютъ ложное смиреніе и ложное послушаніе. Они всегда возстаютъ, когда Истина Православія подъ угрозой. Въ этомъ ихъ поддерживаетъ живая совѣсть, чувство отвѣтственности за ту Вѣру, за которую наши предки, Мученики и Исповѣдники пожертвовали всѣмъ, даже своей жизнью. Можно спасаться покаяніемъ послѣ всякаго содѣ́ланнаго грѣха, но если мы потеряемъ Истинную Вѣру, мы теряемъ единеніе со Хрiстомъ, впадаемъ въ нераскаянную гордость, которая и является хуло́ю на Духа Святаго, за что прощенія нѣтъ. Конечно, не потому что намъ этого Господь не проститъ, но потому что впаде́ніемъ въ ересь хрiстіанинъ теряетъ живое единство съ Богомъ, отчужда́етъ себя отъ Бо́жіей благодати и становится идолопоклонникомъ, обожа́телемъ ложнаго Бога, фальсифици́рованнаго Хрiста, за которымъ стои́тъ непосредственно самъ сатана, какъ творецъ всякаго зла и обмана. Въ ереси не можетъ быть и нѣтъ авторитетнаго духовнаго опыта, нѣтъ благодати Божіей и свя́тости, нѣтъ спасенія, но все бо́льшее впаденіе въ ересь. Человѣкъ впада́етъ въ сферу прелести, духовнаго обмана и лжи и становится о́бщникомъ діавола и его злыхъ энергій. Большая ошибка считать, что еретики́ служатъ тому же Богу, какъ и Правовѣ́рные, а это, къ сожалѣнію, является важнымъ основаніемъ современнаго экуменизма, который идетъ еще и дальше и считаетъ, что и внѣ хрiстіанскихъ вѣроисповѣ́даній существуютъ по́длинная духовная жизнь, святость и спасеніе.
Источникъ: Iеромона́хъ Са́вва (Сербiя). Глава изъ книги «Экуменизмъ и эпоха апостасíи», Призренъ, 1995 г. переводъ съ сербскаго. «Русскiй Пастырь». San Francisco, California. №25. 1996 г. С. 65-70.
Церковь Хрiстова, по ученію Преп. Симео́на, Новаго Богослова. Во дни первохрiстіанства, въ тѣ дни, когда оно насчитывало всего только тридцать-сорокъ лѣтъ своего земно́го бытія́ и выражалось пока лишь въ созданіи небольшихъ разро́зненныхъ общинъ въ предѣлахъ Римской Имперіи, - уже тогда Святой Апостолъ Паνелъ, находя́сь въ у́захъ, какъ кре́стномъ вѣнцѣ́ за свое благовѣ́стіе о Хрiстѣ, - а въ этомъ уединеніи особенно озаренный благодатнымъ свѣтомъ, - далъ въ одномъ изъ своихъ Посланій са́мое возвышенное и полное понятіе о Церкви во Хрiстѣ, именно, какъ о Тѣлѣ Хрiстовомъ, какъ о еди́номъ живомъ Небесно́-земномъ организмѣ, далъ образъ Церкви, свя́то храни́мый общеправосла́внымъ сознаніемъ. Этотъ образъ находится въ Посланіи Апостола къ Ефе́сской Церковной общинѣ. Здѣсь представленъ вели́чественный видъ Церкви, какъ «полноты́ Хрiста́», «Наполня́ющаго все во всемъ»; данъ о́бликъ новаго бытія́, су́щность ко́его составляетъ «связь любви», бытія́, соединяющаго «Небесное съ земнымъ» свя́зями постоянными и прочными. Въ данномъ случаѣ достаточно привести изъ на́званнаго Посланія одинъ стихъ, 16-й стихъ четвертой главы. Читаемъ: Глава́ - Хрiсто́съ, изъ Кото́раго все Тѣ́ло, составля́емое и совокупля́емое посре́дствомъ вся́кихъ взаи́мо скрѣпля́ющихъ свя́зей, при дѣ́йствіи въ свою́ мѣ́ру ка́ждаго чле́на, получа́етъ прираще́ніе для созида́нія самого́ себя́ въ любви́. Для этой цѣли, пишетъ Апостолъ, Хрiстосъ поставилъ въ земной части Церкви «одни́хъ Апо́столами, други́хъ Проро́ками, ины́хъ Еνангели́стами, ины́хъ па́стырями и учи́телями». Однако: что такое эти свя́зи, взаимно скрѣпля́ющія части Тѣла, «при дѣйствіи въ свою мѣ́ру каждаго члена Церкви»? Что за свя́зи-дѣ́йствія, даю́щія одновре́менно и «возраста́ніе» каждому самому́ по себѣ члену Церкви, и при этомъ - ростъ, соверше́нствованіе или полноту́ всему́ тѣлу Церкви, Небе́сно-земно́му, подъ едино́ю Главо́ю Хрiстомъ? Конечно, этими взаи́мными скрѣ́пами тѣ́ла Церкви, его составля́ющими, совокупля́ющими, соединя́ющими, является молитва. И́бо - что представляетъ собою Сама́ Церковь, какъ не «міръ молитвы»? Молитва можетъ быть на́звана воздухомъ, дыханіемъ, жизнью Церкви. Подобно тому, какъ въ тка́цкомъ станкѣ, ни́ти (здѣсь ни́ти молитвы) идутъ по всѣмъ направленіямъ; они соединяютъ каждаго члена Церкви съ Небеснымъ Отцемъ, членовъ земной Церкви между собой и членовъ земны́хъ съ Небесными. То же - и въ Небеса́хъ, въ сфе́рѣ Ангеловъ и Святыхъ, только въ высшей и соверше́ннѣйшей степени. Земные молятся другъ о другѣ, и по закону любви молятся объ усопшихъ; Небесные - о земны́хъ, а ра́вно - и объ усопшихъ братьяхъ, нужда́ющихся въ помощи. По этимъ молитвеннымъ нитямъ идутъ и славосло́вія, и благодаре́нія, въ обѣ́ихъ областя́хъ Церкви, на землѣ соединяясь съ покая́нными мыслями и чувствами.
Конечно, внутри-Церковныя свя́зи выражаются и въ соотвѣтствующихъ дѣ́йствованіяхъ, въ дѣ́ятельности, но эта сторона является уже произво́дной, вытека́ющей изъ перваго источника, молитвеннаго.
Такое представленіе въ по́лной степени прису́ще только Православному сознанію и самому́ строю и реальной жизни Православной Церкви. Наше Богослуженіе является прямымъ показателемъ этого образа жизни Церкви.
Сохраняется ли такое самосозна́ніе въ святооте́ческомъ Богословіи? Да, имъ насы́щена святооте́ческая мысль. Примѣръ даемъ изъ твореній Преп. Симео́на, Новаго Богослова, жизнь ко́его протекла какъ разъ на рубежѣ между первымъ и вторымъ тысячелѣтіями (онъ преста́вился въ Небесныя Обители около 1020 года). Черпа́емъ изъ его 24-го «Слова» его мысли о взаимодѣ́йствіи въ Небе́сно-земно́й Церкви Хрiстовой. Въ приводи́мыхъ мысляхъ, у Преподобнаго даже нѣтъ четкаго различія между двумя состояніями членовъ Церкви - земнымъ и Небеснымъ, - не потому, что онъ бы ихъ отрицалъ, но для ясности, что Церковь есть «еди́ное Тѣло Еди́ныя Главы́», «полнота́ Наполня́ющаго все во всемъ».
Преподобный Симеонъ поуча́етъ:
«Всѣ Святые суть воистину члены Хрiста Бога и, какъ члены, сочета́ны съ Нимъ и соединены́ съ тѣломъ Его, такъ, что Хрiстосъ есть Глава, а всѣ, отъ начала до послѣдняго дня, Святые - члены Его, и всѣ они въ совоку́пности составляютъ единое тѣло и какъ бы, такъ сказать, одного человѣка. Иные изъ нихъ состоятъ въ чинѣ рукъ, дѣлающихъ даже досе́лѣ, которые, исполняя всесвяту́ю волю Его, претворя́ютъ недостойныхъ въ достойныхъ и представляютъ ихъ Ему; ины́е - въ чи́нѣ ра́менъ (плечъ) тѣла Хрiстова, которые другъ друга тя́готы но́сятъ, или́, возложивъ на себя обрѣте́нное овча́ погибшее, блужда́вшее тамъ и здѣсь, въ горахъ и про́пастяхъ, приносятъ ко Хрiсту, и такъ исполня́ютъ Законъ Его; иные - въ чи́нѣ груди́, которые источа́ютъ для жа́ждущихъ и а́лчущихъ правды Божіей чистѣ́йшую воду сло́ва премудрости и разума, такъ какъ науча́ютъ ихъ слову Божію и преподаю́тъ имъ мысленный хлѣбъ, который вкушаютъ Святые Ангелы, то есть, Истинное Богословіе, какъ напе́рсники Хрiстовы, возлюбленные Ему; иные - въ чи́нѣ се́рдца, которые въ ло́нѣ своемъ любовію вмѣщаютъ всѣхъ людей, пріе́млютъ внутрь себя духъ спасенія и служатъ хранилищемъ неизрече́нныхъ и сокрове́нныхъ Таинъ Хрiстовыхъ; иные - въ чи́нѣ чре́слъ, которые имѣютъ въ себѣ «роди́тельную Боже́ственныхъ помышле́ній таи́нственнаго Богосло́вія силу», и словомъ ученія своего въ сердца́ людей всѣева́ютъ сѣмя благочестія; иные, наконецъ, - въ чи́нѣ косте́й и ногъ, которые являютъ мужество и терпѣніе въ искушеніяхъ, подобно Íову, и пребываютъ неподвижными въ стояніи своемъ въ добрѣ, не уклоняются отъ налега́ющей тяготы́, но охотно принимаютъ ее и бо́дренно несутъ до конца. Такимъ то образомъ стройно составляется тѣло Церкви Хрiстовой изъ всѣхъ отъ вѣка Святы́хъ Его, и пребыва́етъ цѣ́ло и всесоверше́нно, да будутъ еди́но всѣ сыны́ Божіи, перворожде́нные, на Небеса́хъ написанные.
А что всѣ Святые суть члены Хрiстовы и бываютъ еди́но тѣло, докажу это вамъ отъ Божественнаго Писанія. И во-первыхъ, послушайте Самого Спасителя нашего, Хрiста Господа, какъ Онъ представляетъ нераздѣльное едине́ніе, какое имѣютъ съ Нимъ Святые, въ словахъ, сказанныхъ Имъ Апостоламъ: Вѣ́руйте Мнѣ, я́ко Азъ во Отцѣ́, и Оте́цъ во Мнѣ (Ін. 14:11). Азъ во Отцѣ́ Мое́мъ, и вы во Мнѣ, и Азъ въ васъ (Ін. 14:20; также 17:20-26)...
Поели́ку Божество, намъ сообщаемое чрезъ обще́ніе съ Господомъ, есть несѣко́мо и недѣли́мо, то необходимо и намъ, сдѣлавшись воистину прича́стниками сего́ Божества, быть неотдѣли́мыми отъ Хрiста, быть въ еди́номъ духѣ еди́нымъ тѣломъ (Гал. 3:28; Кол. 3:11; 1 Кор. 12:1-14). Какъ въ вѣчныхъ Оби́теляхъ Богъ каждому Святому даетъ подоба́ющую ему часть, какъ мы сказали прежде, такъ и въ тѣлѣ Церкви каждый причита́ется въ такой членъ Хрiстовъ, какимъ быть достоинъ. Это показываетъ опять тотъ же Апостолъ Паνелъ и въ томъ же Посланіи, говоря: ны́нѣ же Богъ положи́ у́ды еди́наго коего́ждо ихъ въ тѣлеси́, я́коже изво́ли, (1 Кор. 12:18). Итакъ, членовъ много, а тѣло одно. Желая же показать различіе сихъ членовъ и какіе это члены, говоритъ онъ: вы есте́ тѣ́ло Хрiсто́во, и у́ди отъ ча́сти. И о́выхъ у́бо положи́ Богъ въ Це́ркви пе́рвѣе Апо́столовъ, второ́е Проро́ковъ, тре́тіе учи́телей, пото́мъ же си́лы, то́же дарова́нія исцѣле́ній, заступле́нія, правле́нія, ро́ди язы́ковъ (1 Кор. 12:27-28)...
Та́йна сія́ велика́ есть; азъ же глаго́лю во Хрiста́ и во Це́рковь (Ефес. 5:32). И вои́стину тайна сія́ есть и пребудетъ великою, и превы́ше всего вели́каго. Какое едине́ніе, общеніе и сродне́ніе имѣетъ и Владыка нашъ, Творецъ всяческихъ, со всею Церковію, какъ съ единою женою, и бываетъ еди́но съ Нею, и всегда нераздѣльно пребываетъ съ Нею, какъ съ возлю́бленною Ему. Но едине́ніе сіе́ бываетъ боголѣ́пно, какъ лѣ́по есть Богу соединиться съ Церковію, - что и недомы́слимо и неизрече́нно. Опять, и Церковь едини́тся съ любимымъ отъ Нея́ Богомъ, и прилѣпля́ется къ Нему такъ, какъ тѣло прилѣ́плено къ свое́й головѣ. И́бо какъ тѣло не можетъ жить безъ своей головы, такъ и Церковь - собраніе вѣрующихъ, то есть, сыно́въ Божіихъ, на Небесахъ напи́санныхъ, не можетъ быть цѣ́льнымъ и совершеннымъ тѣломъ безъ главы́ своей - Хрiста Бога нашего, и не можетъ жить Истиною и Вѣчною Жизнью, если не будетъ пита́ема отъ Него каждодне́вно насу́щнымъ хлѣбомъ, отъ Ко́его пріе́млютъ Истинную Жизнь всѣ лю́бящіе Его, и расту́тъ въ му́жа соверше́нна, въ мѣ́ру возраста исполне́нія Его...
Поели́ку же Церковь есть тѣло Хрiстово, и невѣста Хрiстова, и міръ вели́кій, и храмъ Божій, чле́ны же тѣла Его суть всѣ Святые, а между тѣмъ они не всѣ еще роди́лись и благоуго́дными показали себя, то я́вно, что тѣло Хрiстово еще не есть цѣлое вполнѣ, что не наполнился еще и Вы́шній Міръ, то есть, не весь еще сонмъ людей вошелъ еще въ Церковь Божію. Но и доны́нѣ есть еще въ мірѣ много невѣ́рующихъ, которымъ предстои́тъ увѣ́ровать во Хрiста, есть много грѣшниковъ, которые имѣютъ долгъ покаяться, есть много непокорныхъ, которые имѣютъ покориться Хрiсту; многіе еще имѣютъ родиться и благоугоди́ть Богу, прежде чѣмъ воструби́тъ послѣдняя труба. Итакъ, надлежи́тъ родиться всѣмъ предувѣ́деннымъ отъ Бога и напо́лниться превы́сшему сего́ міра Міру Церкви Перворо́дныхъ, Іерусалиму Небесному; и тогда совершится полнота́ тѣла Хрiстова, приня́въ въ себя всѣхъ предопредѣле́нныхъ отъ Бога быть сообра́зными о́бразу Сына Его, ко́и суть сыны́ свѣта и дня»... (Слова́ Преп. Симеона, Новаго Богослова, въ переводѣ Еп. Ѳеофа́на, вып. 1-й. Москва, 1892, стр. 383-391).
Источникъ: Протопресви́теръ Михаилъ Помаза́нскій. «Апологети́ческіе о́черки». (1978-1982). - Jordanville: Тνпографія Преп. Íова Поча́евскаго. Свя́то-Тро́ицкій монастырь, 1984. - С. 62-66.