Катастрофа дубайского Boeing-737 в Ростове-на-Дону вскрыло очень нелицеприятнубю картину, сложившуюся в авиации России.
Наверно не все ещё забыли катастрофу Boeing-737 в Казани в 2013 году. Картина произошедшего в Казани один в один совпадает с катастрофой в Ростове-на-Дону. Тот же уход на второй круг и неожиданное падение.
В СМИ уже просочились мнения экспертов учавствующих в расследовании катастрофы в Ростове-на-Дону о возможном заклинивании руля высоты.
Не буду вдаваться в технические тонкости, но для понимающих приведу цитату из описания управлением рулём высоты:
"Система улучшения устойчивости по скорости
Данная система является встроенной функцией цифровой системы управления самолётом. Система управляет стабилизатором с помощью сервопривода автопилота для обеспечения устойчивости по скорости. Её срабатывание возможно вскоре после взлета или при уходе на второй круг. Условиями, способствующими срабатыванию, являются малый вес, задняя центровка и высокий режим работы двигателей.
Система улучшения устойчивости по скорости работает на скоростях 90 - 250 узлов. Если компьютер улавливает изменение скорости, то система автоматически включается при отключенном автопилоте, выпущенных закрылках, оборотах двигателей N1 более 60%. При этом должно пройти более 5 секунд после предыдущего ручного триммирования и не менее 10 секунд после отрыва от ВПП.
Принцип работы заключается в перекладывании стабилизатора в зависимости от изменения скорости самолёта, таким образом, чтобы при разгоне самолёт имел тенденцию к задиранию носа и наоборот.. Кроме изменений скорости компьютер учитывает обороты двигателей, вертикальную скорость и приближение к сваливанию.
Чем выше режим двигателей, тем быстрее начнет срабатывать система. Чем больше вертикальная скорость набора высоты, тем больше стабилизатор отрабатывает на пикирование. При приближении к углам сваливания система автоматически отключается.
Система двухканальная. При отказе одного канала полет разрешается. При двойном отказе вылетать нельзя. Если двойной отказ произошёл в полете, QRH не требует никаких действий, но логично было бы повысить контроль за скоростью на этапах захода на посадку и ухода на второй круг." Источник:
http://www.vonovke.ru/s/aerodinamika_samoleta_boing_737_-_sistema_upravleniya_samoletomПри расследовании катастрофы в Казани разгорелась война между МАК и Росавиацией при определении причин катастрофы. Гидроусилитель с упавшего Boeing-737 отправили для исследования на ... фирму Боинг, которые вполне естественно никаких грехов в своём агрегате не нашла. Получилось как в известном анекдоте о правосудии:
Суд: Подсудимый вы признаёте себя виновным?
Подсудимый: Нет! Не признаю.
Суд: Ну на нет и суда нет.
В конечном итоге в этой войне между МАК и Росавиацией победил Боинг.
Раследование по катастрофе в Казани длилось необычайно долго, МАК и Росавиация, ссылаясь на заключение Боинга, назначили виновными погибших пилотов.
Но войне не суждено было закончиться быстро. Во второй половине 2015 года у МАКа отнимают часть полномочий после банкротства семейного бизнеса ТРАНСАЭРО. Глава МАК состоит в родственных отношениях с основным акционером ТРАНСАЭРО.
Не потерпев такого крушения в семейном бизнесе МАК достаёт туза из рукава, отзывая сертификат на Boeing-737, по причине возможной неисправности управления рулём высоты. Росавиация проводит экстренное заседание, которое дезавуировало заявления МАКа, и Boeing-737 продолжает летать и возить пассажиров, пока не случилась катастрофа в Ростове-на-Дону. На конец прошлого года в России эксплуатировалось порядка двухсот Boeing-737.
Полёты Boeing-737 над территорией России должны быть запрещены! По крайней мере на период расследования. Возможно под давлением корпорации Боинг в катастрофе в Ростове-на-Дону опять объявят пилотов.
Если в результате чиновничьей войны между МАК и Росавиацией не были установлены истинные причины катастрофы Boeing-737 в Казани, и за ними последовала аналогичная катастрофа в Ростове-на-Дону, то властью России должны быть сделаны самые жёсткие выводы.