Детский сад и дача

Apr 21, 2023 10:37


Моя мама, Баранович Наталья Дмитриевна, сама называла себя долгожителем - она не дожила трех месяцев до 102 лет, сохраняя ясное сознание. За свою долгую жизнь она сменила несколько профессий: школьного учителя до войны в Белом Колодце, медработника во время её, учителя взрослых и редактора после войны в г. Черновцы, школьного учителя, затем технического редактора и, спустя три года после выхода на пенсию, заведующей детским садом в Москве.

Достигнув пенсионного возраста, мама несколько лет продолжала работать в научно-исследовательском институте резиновой промышленности, в который её когда-то из школы перетащил папа. Причем в то время работающий пенсионер не получал пенсию.

Мама ездила на работу, проделывая довольно длинный путь через всю Москву в переполненном транспорте от ст. метро Бабушкинская до ст. метро Фрунзенская и обратно. Опаздывать было нельзя. Работа у нее была ответственная, кропотливая, требовавшая внимания.

В один прекрасный момент мама решила уволиться и посвятить себя заботе о тяжело больных людях. Я с трудом уговорила ее отказаться от этого намерения, убеждая, что она давно выполнила свой долг перед человечеством, выхаживая раненых во время войны, ухаживая за тяжело больным и умирающим отцом. Может быть, лучше посвятишь себя детям, если не моим, то хотя бы чужим - увещевала ее я.



В маме жила потребность в самопожертвовании, подвижничестве. Самоотверженно, невзирая на диагноз, она боролась за жизнь моего неизлечимо больного отца, наперекор всем препятствиям; сделала все, чтобы я защитила сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации.

Маме было около шестидесяти лет, когда в РАЙОНО ей предложили должность заведующей детским садом, расположенном в пяти минутах ходьбы от дома.

В то время ощущался дефицит всего, в том числе мест в детском саду. Кто-то из соседей сказал, ну теперь вы заживете: маме за устройство в детский сад родители будут нести и подарки и деньги. Да, зажили….

Помню единственный случай подношений - банка варенья.

Детский сад стал для мамы любимым детищем. Она буквально пропадала там. Приносила домой кукол-инвалидов с оторванными руками, ногами, одноглазых, безволосых, мишек с оторванным ухом, конечностями. Чинила игрушки, обшивала, обвязывала кукол, отнесла в сад и мои сохранившиеся игрушки.

Зачастила к шефам на завод железно-бетонных конструкций, расположенный неподалеку, добилась того, что они сделали ремонт в саду, обновили мебель. Ездила она и к другим шефам в г. Загорск (ныне Сергиев Посад), в саду появились вазы, керамика, новые игрушки.

Мама боролась с воровством и уволила повариху, обнаружив курицу, спрятанную в духовом шкафу. Она возмущалась, как можно обкрадывать детей и красть в таком количестве: на весь сад выдали три курицы и одну украсть!

Иногда мама приводила домой детей, которых беспечные загулявшие или запившие родители забывали забрать.

Как-то у нас в квартире с потолка отвалился и шмякнулся чуть ли не мне на голову огромный кусок штукатурки, а когда я сообщила об этом маме по телефону, то услышала: «Не отвлекай меня по пустякам, у нас тут трубу прорвало!»

В детском саду работало несколько прекрасных воспитателей, замечательный музработник, которая, к сожалению, не прочь была выпить. Однажды в подпитии она стала выбрасывать из окна второго этажа блинчики, приготовленные детям к обеду. Мама сгоряча хотела ее уволить, но ограничилась воспитательными беседами и неусыпным контролем.

Я приходила к маме в детский сад, иногда просто для того, чтобы напомнить о своем существовании.

Однажды я зашла в сад, когда дети гуляли во дворе и один мальчик сообщил мне, что его бабушка на войне. Видя мое изумление, воспитательница отвела меня в сторону и объяснила вполголоса: «Бабка в тюрьме сидит за спекуляцию, а для ребенка придумали такую байку».

Как-то пришла в сад возмущенная мамаша и заявила: «У вас тут злые овчарки ходят по двору». А сынок добавил: «И фашисты с автоматами». Оказывается, дети посмотрели какой-то фильм о войне, а потом их живое воображение перенесло увиденное на двор сада.

Был случай, когда воспитатели и их самоотверженный руководитель чуть не получили инфаркт. После тихого часа обнаружилось, что пропал мальчик. Обыскали все места, где он мог бы спрятаться, но не нашли ребенка. Наконец, кто-то догадался добежать до трамвайной остановки. Это чудо было там и просило у прохожих три копейки на проезд, чтобы доехать до ВДНХ, где он бывал со своей мамой.

Мама проработала в детском саду около двенадцати лет и ушла с этого поста, когда ей было за семьдесят.

У нас появилась возможность купить дачный участок. Денег не было. И тут мне помог случай и парикмахер Нина Ященко.

Мне предложили поехать в Австралию в составе делегации ССОД. А Нина посоветовала купить двухкассетный магнитофон и видеомагнитофон и обещала найти покупателя, когда я их привезу. Очень хотелось оставить видеомагнитофон себе, но ради такой цели как покупка участка, пришлось отказаться от этого. Последовала совету Нины, собрала необходимую сумму.

Началась эпопея со строительством дачи. Для того, чтобы следить за этим процессом и за тем, чтобы не украли материал, мама уволилась из детского сада, жила в сарайчике, на двери которого было пять замков, но  открывался он пинком ноги.

Моя задача была - заработать на строительство дома. В это время был пик интереса к изучению английского языка, массовой эмиграции, гремела слава Галины Александровны Китайгородской и разработанной ею методики интенсивного обучения иностранному языку и Георгия Лозанова, болгарского педагога и психолога, исследования которого лежат в основе ускоренного обучения.

Познакомила меня с этими новейшими для того времени методиками, обучила и предложила работу великолепный методист, преподаватель, издатель, основатель очень востребованного в свое время журнала для изучающих английский язык «Speak out» Ирина Цветкова. Благодаря ей я начала вести занятия для взрослых по-новому.

Это была увлекательная, но очень напряженная работа, интенсивная не только для обучающихся, но и для учителя. Несколько раз я проводила занятия в одной и той же группе повторно, потому что не помнила, была я в ней или еще нет.

Мне удалось заработать таким образом какую-то сумму. Кроме того, та же Ирина Цветкова заняла мне недостающие деньги и мы сумели расплатиться за привезенный и установленный на участке дом. Строители нам попались замечательные: сделали все на совесть, оказались честными и сердечными людьми. Окончание строительства мы отмечали вместе, сняв с петель дверь и используя ее вместо стола.

Тогда я думала, что в доме будет жить мама, а мне это неинтересно, лучше куда-нибудь поехать. В то время мне казалось, что если я два-три месяца никуда не ездила и не переводила, то и жизнь закончилась.

Сейчас повзрослев и постарев, с благодарностью вспоминаю мамины слова: «Все бы на булавки извела» и очень рада, что мы создали уголок, который много раз обновляли, делали комфортней и удобней для жизни, и где с удовольствием проводим время.

работа, долгожитель, Ощепкова

Previous post Next post
Up