Сегодня мне пришла в голову важная мысль про это аниме, и я хочу ее немедленно зафиксировать, хотя еще не додумала до конца. Вообще об этом надо бы писать намного позже, как минимум, после экспозиции и объяснения, что такое дуэли и какова в них расстановка ролей. Но о персонажах я уже писала, так что, думаю, совсем с "бухты-барахты" идея восприниматься не будет.
Мне очень интересно - а как, собственно, отбираются дуэлянты? То есть, понятно, что они все душевно травмированы. Но КАК происходит отбор? Почему выбрали именно их из всех "людей со шрамами".
Мы хотя бы чуть-чуть ,но знаем о том, как выбор зацепил Утену. В детстве, когда ей было плохо (она переживала смерть родителей), к ней пришел прекрасный принц. Он что-то такое в ней рассмотрел, надел ей на палец кольцо и благословил на подвиги ради будущей встречи.
Потом эта история будет дополнена и переосмыслена, но сейчас нам важна канва. Об инициации остальных дуэлянтов ничего не известно, поэтому я пущусь в область фантазий.
Логично предположить, что принц как некий идеал и спаситель появлялся именно тогда, когда все эти дети переживали особенно острое горе. Или какой-то момент, который их надломил и который каким-то образом связан с осознанием своей вины. Допустим, к Микки он мог прийти, когда тот лишился рая - возможности играть с сестрой на фортепиано в освещенном солнцем саду (Микки болел, поэтому сестра должна была выступать на музыкальном концерте одна, но она в одиночестве так испугалась толпы, что убежала и с тех пор больше не подходила к инструменту. Мики потом винил в происшедшем себя, хотя на самом деле все было несколько иначе). К Нанами - когда она в детстве так обезумела от ревности к брату, что утопила котенка, занимавшего его внимание. Она тут же раскаялась и тяжело пережила свое преступление, но это явно отразилось на ее дальнейших отношениях с животными. Ну и так далее. В общем - ребенок сломлен, напуган и рыдает, но тут появляется принц, дает утешение, намекает на возможность изменить этот жестокий мир, если мальчик или девочка будут этого достойны, и подкрепляет свое заверение кольцом. Да, важно сказать, что никто из дуэлянтов, кроме Утены, не помнит о явлении принца. Но! При этом все они, не сговариваясь, носят форму, которая выглядит у каждого немного по-своему, но при этом всегда явно отсылает нас к мундиру принца. То есть, на сознательном уровне они забыли, но какие-то элементы в их памяти остались.
Возвращаясь к вопросу, почему принц явился именно к ним. Моя гипотеза такова - каждый из них обладал какими-то качествами, присущими идеальному принцу. Если хотите, каждый был одним из лепестков той розы, из которой складывается картина "Утены". У каждого был потенциал привнести в мир революцию. Не надо пугаться жуткого для нашей культуры слова "революция": в данном случае это не штурм Зимнего и не гильотинирование несогласных. Это, если хотите, движение, могущее привести к улучшению мира. И в сериале оно употребляется в сугубо положительном смысле.
Какие же ценное качества олицетворял каждый дуэлянт? Исходя из наблюдений за персонажами на протяжении всего сериала, я могу сделать такое предположение. Тога - доброта и щедрость; Дзюри - честь и верность; Сайондзи - стремление к идеалу; Мики - душевная чистота, чуткость к прекрасному; Нанами - готовность защищать то, что дорого.
Но герои попали в академию. А академия - это большой иллюзион, который высасывает из всех все самое хорошее (через душевную рану это делать особенно удобно), оставляя только неприглядную изнанку (помните мем "темная сторона носка"?), а взамен дает суррогат исполнения желаний. И кто перед нами к началу истории? Тога, растративший свою доброту и щедрость на удовлетворение всех влюбленных девочек без разбору и дошедший до абсолютного цинизма. Дзюри, обратившая верность в зависимость и болезненную привязанность. Чистенький Мики, который внутренне отторгает родную сестру за "грязь" - лишь самому бы не запачкаться. И обреченный постоянно играть набор одних и тех же композиций, ощущая недостаточную "правильность" звучания. Параноидальная Нанами, которая во всех вокруг видит угрозу драгоценному брату и в каждом подозревает самое плохое. И Сайондзи, в котором стремление к лучшему превратилось в сжигающую его зависть и злобу от невозможности достичь идеала. Они все опустошены, у них, как говорилось у Крапивина, "отняли счастье и дали петушка на палочке". Они чувствуют, что потеряли что-то важное, но ищут ответ вовне. В то время, как он в них самих. Их "революция" - это, прежде всего, необходимость осознать и залечить свои раны, а вовсе не получить силовым методом волшебную палочку и сделать "вжух". Но в мире академии сделать это почти невозможно.