Книгу я читала еще летом, а кино посмотрела буквально на днях. И захотелось написать о нем. Но не о сюжете(он и так всем известен), а о внешности героинь. Фильм меня зацепил именно с этой точки зрения. Мне кажется, "Девушка в поезде" - тот случай, когда художники по костюмам и специалисты по кастингу гораздо лучше рассказали историю, чем сценаристы.
Мне время от времени хочется писать об "одежных" впечатлениях, но сдерживаюсь, ибо не хватает культурного бэкраунда. Да и стыдно быть неумным эпигоном, когда есть действительно серьезные мастера "костюмного" анализа фильмов и сериалов. Но тут не сдержалась. Осторожно, будут спойлеры.
Как вы знаете, повествование ведется от лица трех женщин, связанных между собой разными хитросплетениями. И первое, что бросается в глаза - две из них очень похожи между собой, а третья резко отличается.
Самая юная - Меган. Она - "прелестная картинка" идеальной жизни, пробуждающая фантазии другой героини. красивая, талантливая, живущая в роскошном доме с любящим мужем. Как вы понимаете, все это видимость.
Лично на меня эта героиня, при всей своей красоте и нарочитой эротичности, производит впечатление чего-то хрупкого, ранимого и... детского. И это очень удачно подобранный типаж. Если вы читали книгу, то знаете, что в ранней юности Меган пережила страшную трагедию, которая с тех пор не отпускает ее и не дает ей нормально жить. Отсюда, с одной стороны, желание застыть в том возрасте и том состоянии, что и подчеркнуто в фильме внешними атрибутами. А с другой - болезненное желание нравиться всем мужчинам, которые попадают в поле зрения героини. Она постоянно ищет тепла, любви, подтверждения своей востребованности. Своей нормальности, если хотите. Как девочка-подросток, которая "полноценна" в своем кругу, только если у нее "есть настоящий парень".
Внешняя "детскость" Меган особенно заметна в сценах ее взаимодействия с мужчинами. Посмотрите, насколько возрастными и грубо-"приземленными" рядом с ней выглядят герои фильма. А сцена супружеского секса и вовсе смотрится почти как насилие.
Кстати, вспоминая мой пост о "Лолите", а именно аспект об отсутствии намеренных провокаций в поведении девочки. Вот вам для контраста сцены, в которых юное создание, осознающее свою притягательность, совершенно отчетливо соблазняет взрослого мужчину. Не буду говорить "расчетливо", потому что в никакого расчета в поведении Меган нет.
Помимо детской беззащитности, героиня явно транслирует какую-то эльфийскую воздушность. Она полностью принадлежит к нашему миру, даже солнце будто просвечивает сквозь нее. Здесь и постоянно белая одежда, и выходы в белье, когда на улице, мягко говоря, не жарко. Меган будто не способна испытывать обычные человеческие ощущения, настолько она далека от них. Кроме того, эта ангелоподобность, к сожалению, намекает на судьбу героини.
Вторая героиня - Анна.
По сюжету она якобы представительница той категории, которой боятся добродетельные жены. Она - женщина-хищница, которая "увела" любимого мужчину от опостылевшей ему жены. Более того, без малейшего стеснения въехала с ним в дом, любовно обустроенный этой самой опостылевшей женой, родила ребенка и откровенно наслаждается ощущением своей победы. Но вид героини намекает нам, что не все так просто. В Анне нет ничего от хищницы. Зато она ошеломляюще похожа на Меган. Более домашняя и спокойная версия, со смягчившимися чертами лица. На самом деле, между ними действительно много общего - один круг общения. сходные жизненные условия (они соседки), обе живут в традиционных семьях, где муж - добытчик, защитник, но он же ограничитель и автор всех серьезных решений. Но у этого сходства есть и более глубинные причины, а именно подавленная самостоятельность этих героинь и оторванность их от мира и обычных коммуникаций (мужчинами). Обеих, по сути, загоняют в роль идеальных домашних принцесс, степфордских жен, не обремененных материальными заботами и созданных для украшения. "Папа работает, а мама красивая", помните?
Анну постоянно показывают через взаимодействие с ребенком и в домашних интерьерах, всеми способами демонстрируя отсутствие агрессии и беззащитность. Так нас постепенно подводят к мысли, что люди не те, чем кажутся.
Заметьте, что если представить на героинях те же наряды, но в других цветах, то можно увидеть, что Меган одета как "типичная соблазнительница", а Анна как столь же стереотипная "американская домохозяйка". Однако господство белого нивелирует эту разницу, акцентируя схожие черты.
Наконец, главная героиня Рэйчел.
Она резко отличается от других женских персонажей. И типажом, и манерой одежды. Вот в ней нет ничего "воздушного", она твердо (хотя не всегда так уж твердо, если вспомнить детали ее биографии) стоит на земле, о чем свидетельствуют все детали ее облика. Это человек одинокий, но зато абсолютно самостоятельный. Она одета в тяжелые фактурные ткани, которые ту же Меган, кажется, пригнули бы к полу. Собственно, Рейчел и живет с постоянной тяжестью. Что характерно, со своими проблемами она, единственная, пытается справляться "мужскими" методами. В то время. как другие героини занимаются самокопанием и ходят к терапевту, Рейчел свою агрессию и беспокойство не подавляет, а выплескивает.
Интересно, что по книге Рэйчел - впавшая в депрессию и опустившаяся женщина. Она алкоголичка, причем дошла уже до той степени, что мочится в штаны и засыпает под мостом. Кроме того, Рейчел сильно располнела после развода. На мой взгляд, авторам не удалось передать эти черты. Хотя героиню усиленно рядили в многослойность, дабы создать эффект полноты(а также потому, что актриса снималась беременной), она получилась не толстой и махнувшей на себя рукой, а...модной и решительной, хоть и постоянно грустной. И это оправдано сюжетом. Если помните, Рейчел единственная, кому хватило смелости увидеть всю картину происходящего, проанализировать увиденное и сделать выводы. В конце концов, отринуть свою враждебность и прийти спасать объект постоянной ненависти - это шаг, который под силу не каждой.
Несколько слов о мужских персонажах. Основных героев фильме двое.
С мужем Меган все ясно. Этакий преувеличенно мужественный товарищ, транслирующий жесткость и едва сдерживаемую агрессию. Балансирует на грани между "настоящим мужиком" и "кухонным боксером". У Люка Эванса хорошо получаются такие герои, недаром ему доверили Гастона в грядущей экранизации "Красавицы и чудовища". А художники по костюмам подчеркнули в нем жесткость и простоту при помощи одежды.
Другой герой - Том, далеко не так прост. На первый взгляд, он такой хороший парень во всех отношениях. В меру солидный, успешный, но в то же время мягкий и эмпатичный, с живой мимикой. На это намекает обилие в его облике нежно-голубого цвета - этакого символа чистоты.
Однако его одежда постоянно наводит на мысль, что он что-то скрывает. Он тоже "многослоен", но это иная многослойность, чем у Рэйчел. Воротник поднят, верхняя одежда плотная, как футляр, под ней всегда что-то сдерживающее и скрывающее. Понятно, что у героя тоже много секретов, которые он оберегает. Да и упомянутый голубой смотрится на нем, прямо скажем, чуждо. Он откровенно не подходит актеру по цветотипу.
Так что героиням, по сути, приходится делать выбор по принципу наименьшего из зол: одиночество, прямая агрессия или чертик из коробочки.
Не знаю, было ли кому-нибудь интересно это читать. Но писать мне понравилось) тем более, что у меня в загашниках лежит еще парочка фильмов для костюмных впечатлений.