Zurich Insurance Group может продать СК «Цюрих»

Feb 26, 2014 17:26


Несколько дней назад появилась новость о том, что Zurich Insurance Group решила уйти из розничного страхования в России.

Международная страховая группа Zurich Insurance Group планирует избавиться от российского розничного портфеля, основную часть которого составляет убыточное автокаско.

По мнению собеседников АСН, продажа связана с общей негативной ситуацией в российском розничном страховом секторе. При этом они отмечают, что выгодная продажа ритейлового бизнеса сейчас маловероятна.

Как сообщил АСН гендиректор СК «Цюрих» Николай Клековкин, развитие российского бизнеса не вполне соответствует ожиданиям международной страховой группы. Сейчас компания его анализирует, однако речи о каких-либо шагах по его продаже не идет.

По оценке заместителя гендиректора «Эксперта РА» Павла Самиева, стоимость СК «Цюрих» может составить около 5 млрд р.
СК «Цюрих» входит в 20-ку лидеров по сборам. По итогам 9 месяцев 2013 г. почти 70% собранной компанией премии приходилось на автострахование: около 38% на автокаско, около 26,8% - на ОСАГО. Страхование имущества составило около 19% в портфеле страховщика. По итогам 2011 г. и 2012 г. финансовый результат компании по МСФО был отрицательным, убыток составил 1,12 млрд р. и 0,8 млрд р. соответственно.

Компания была создана в 1993 г. под названием «НАСТА». Она являлась частью финансового холдинга бизнесмена Михаила Николаева, в который также входили «Роспромбанк», компания «РПБ-Лизинг» и НПФ «Гелиос».

В 2007-2008 гг. компанию за $465 млн приобрела швейцарская группа Zurich Financial Services. «НАСТА» стала второй российской «дочкой» группы Zurich. После покупки компании «НАСТА» группа позиционировала компании как специализирующиеся на разных сегментах бизнеса. Первая «дочка» группы, ЗАО СК «Цюрих», продолжило работать под этим брендом в сегменте корпоративного страхования. «НАСТА» в конце 2007 г. была переименована в «Цюрих. Ритейл» и занималась страхованием розничных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса. В октябре 2009 г. Zurich объявила о структурных изменениях своего бизнеса в России, в результате чего ООО СК «Цюрих. Ритейл» было преобразовано в ООО СК «Цюрих», а ЗАО СК «Цюрих» - в ЗАО «Цюрих надежное страхование». Сейчас «Цюрих надежное страхование» бизнеса практически не ведет. Розничное и корпоративное страхование российского бизнеса Zurich Insurance Group сосредоточены в СК «Цюрих».

Оригинал статьи.

Интересная новость.
И еще более интересное обсуждение она вызвала.
Рекомендуем к ознакомлению мнение руководителей крупных страховых компаний об уходе Цюриха в частности и о розничном страховании в общем:

Страховщики о том, почему Zurich уходит из российского ритейла

На днях стало известно, что Zurich Insurance Group изучает вопрос о возможности продажи своего российского розничного бизнеса. АСН решило выяснить мнения участников страхового рынка о том, что могло побудить крупную международную группу к этому.

Александр Григорьев, гендиректор «Ингосстраха»

Анализируя причины возможной продажи СК «Цюрих», надо учесть несколько важных факторов.

Во-первых, люди из руководства Zurich умеют считать деньги. Поэтому они считают, какова возвратность капитала. Покупка СК «НАСТА» была осуществлена по абсолютно беспрецедентной цене - она составила $465 млн. Уже много раз было сказано, что компания даже близко не стоила этих денег. Как говорится, слава продавцам - горе покупателям. Поэтому понятно, что при нынешнем состоянии СК «Цюрих» в России ни о какой возвратности капитала речи не идет. А если учесть убытки «Цюриха» по МСФО за последние два года, ситуация выглядит еще хуже.

Во-вторых, это методы работы иностранных компаний в России, влияющие на рентабельность их бизнеса. Я уже писал о них еще в 2009 г., и с тех пор ситуация не изменилась. Это:
  • неправильная кадровая политика. На руководящие должности и на огромные зарплаты приглашаются люди по резюме, которые умеют себя продавать - часто даже не имеющие серьезного управленческого опыта. Однако вести самостоятельный бизнес, быть руководителями, создавать команду, реально конкурировать с ведущими игроками рынка они не могут;
  • непомерные затраты на рекламу. Менеджеры исходят из постулата, что для продвижения классической западной компании нужно много рекламы. Однако на развивающихся рынках его реализация не дает тех результатов, на которые они рассчитывают;
  • слишком большие расходы на агентскую комиссию и построение агентской сети. Иностранные страховщики полагают, что они капитализированы и могут себе позволить переплачивать. Вот только реального результата такой подход не приносит;
  • расходы на аренду, IT, консультантов и операционные расходы. Такое впечатление, что никакого анализа адекватности этих расходов не производится, а бюджеты попросту непродуманно осваиваются.

То есть уровень РВД «дочек» иностранных компаний просто несопоставим с объемами реальной деятельности и размерами компании.
Это -  субъективные факторы, которые привели Zurich к решению об уходе из России.

Но гораздо больше, на мой взгляд, важен другой, - глобальный фактор. Это нынешние условия функционирования российского страхового рынка.
Если убытки «Цюриха» по МСФО за 2011-2012 гг. составили около 2 млрд р., то, думаю, в 2013 г. они эту сумму с лихвой превысили. Хочу подчеркнуть: «Цюрих» - это компания, которая честно показывает свой финансовый результат. И если взять и подвести честно итоги работы большинства страховых компаний РФ (и «Ингосстрах» здесь - не исключение), то - исходя из убыточности моторного страхования (ОСАГО, ДСАГО, каско), ситуации с судами, резервированием и т.д. - убыток от розничной деятельности будет у абсолютно всех крупных компаний. Кто говорит иное и «рисует» положительный баланс - тот врет.

Общие условия функционирования российского страхового рынка для любого инвестора сейчас неблагоприятны. И прежде всего это влияет на профессиональных инвесторов, к которым, безусловно, относится и Zurich. Менеджеры высокой квалификации анализируют ситуацию и понимают, что российский страховой рынок находится в глубоком кризисе. И, насколько я понимаю менеджеров Zurich, у них нет веры в то, что правительство и мегарегулятор в какой-то более или менее понятный срок смогут нормализовать ситуацию на российском страховом рынке. Думаю, что  всем остальным его участникам нужно очень внимательно посмотреть на то, как работать в таких условиях. Потому что то, что происходит на страховом рынке сейчас - это ни что иное, как реальный кризис.

Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии»

Думаю,что  ситуация с Zurich иллюстрирует, в первую очередь, то, что происходит сейчас на российском рынке автострахования. Она еще раз подтверждает заявления представителей страхового бизнеса о том, что на рынке - кризис. Одна из главных его причин: за последние два года резко изменилось правоприменение при том, что само законодательство не менялось. Теперь закон о защите прав потребителей применяется к страхованию, причем безо всякого учета специфики страховой деятельности. В результате в судах творится нечто несусветное.
К сожалению, в свое время Zurich не сумел занять достойное место на российском рынке. На мой взгляд, у них были прекрасные стартовые возможности, которые они не смогли реализовать.

Видимо,  в результате всех этих обстоятельств Zurich предпочитает выставить на продажу этот «чемодан без ручки» - свой российский розничный бизнес. Хотя более неподходящее время для продажи компании, чем сейчас, трудно себе представить.  Разве что вспомнить 1998 и 2009 гг.
Михаил Моторин, первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование»

Ни для кого не секрет, что розничный страховой бизнес в России, как минимум низкорентабелен, а реально - убыточен. Причины этого кроются в том, что значительная часть рынка розничного страхования приходится на моторные виды, убыточность которых перекрывает практически всю прибыльность страховой розницы. Каско - убыточно, ОСАГО - фактически, тоже. И если у страховщика структура розничного портфеля отличается от среднерыночной в пользу автострахования, то проблемы практически неизбежны. От рыночной ситуации никуда не уйти.

Но большую озабоченность вызывает не текущая ситуация, а отсутствие позитивных тенденций, как минимум, в среднесрочной перспективе. Складывающаяся судебная практика в совокупности с применением закона о защите прав потребителей к участникам страхового рынка сводят «на нет» весь инвестиционный интерес к этой сфере деятельности.

Александр Май, генеральный директор СК «ЭРГО Русь»
Правило здравомыслящего инвестора - плохим деньгам хорошие вдогонку не бросают. Думаю, что Zurich решил: даже если они когда-нибудь выйдут в России на прибыль, то она никогда не покроет их затраты. При этом я не уверен, что уход из розницы при сохранении корпоративного портфеля принесет компании прибыль. Косвенные расходы на ведение бизнеса не уменьшатся пропорционального его сокращению, и у компании будет огромная проблема - как «загнать» РВД в приемлемые рамки.

Для России продажа компанией Zurich местного бизнеса - безусловно, знаковое событие. Это - отток иностранных инвестиций и знак, что российский страховой рынок не интересен для инвестора.

А одна из основных причин этого, на мой взгляд, - неспособность страховщиков договориться между собой. На рынке до сих пор нет нормальных страховых стандартов, по которым работали бы все, нет единой позиции по вопросам отношений с клиентами, нет единой методики оценки ущерба и единых подходов к урегулированию убытков. Результат отсутствия общей позиции мы все видим, и он не радует.

Александр Артамонов, генеральный директор перестраховочной компании «Москва Ре»

На мой взгляд, причины ухода Zurich из российской розницы носят в основном внутренний характер. Со времени покупки СК «НАСТА» прошел достаточный период времени, чтобы осмотреться и сделать выводы. И новые акционеры сочли, что не добились тех результатов, которые планировали. Причины, видимо - это ставка на автострахование и в целом пассивная позиция, занятая страховщиком на рынке.

Иностранному страховщику развитие бизнеса в России нужно начинать, в первую очередь, с корпоратива, а розничный бизнес воспринимать только как приложение. В противном случае при отсутствии достаточных инструментов инвестирования компания обречена нести убытки.
Кроме того, нынешние условия требовали от «Цюриха», чтобы компания стала более гибкой и агрессивной, а она не смогла этого добиться за достаточно длительный период деятельности в России. Причиной такой ситуации могла быть общая осторожная политика акционера по отношению к российскому рынку.

Николай Клековкин, генеральный директор СК «Цюрих»
Российский бизнес развивался не в полном соответствии с нашими ожиданиями, поэтому сейчас мы пересматриваем наш розничный портфель в России. Решение о пересмотре портфеля распространяется только на розничный сегмент.  Основные причины проблем в розничном страховании - замедление экономического роста и резко ужесточившаяся по отношению к страховщикам судебная практика. Мы намерены  развивать наш прибыльный  и эффективно построенный корпоративный бизнес в России.

Оригинал статьи

С рядом позиций можно согласиться.

О частных проблемах Цюриха весьма точно г-н Григорьев рассказал. И первая же причина - она же и главная: отсутствие грамотных специалистов.
Мы позволим себе расширить важность и актуальность этой проблемы до уровня рынка вообще: в России очень острый дефицит профессиональных управленцев в страховом бизнесе.
Отсюда и рождаются такие монстры как Росгосстрах, Югория и МСК - неповоротливые, плохо управляемые, игнорирующие законы как писанные, так и законы бизнеса.
Когда то этот нарыв некомпетентности обязательно вскроется. И хорошо, если по пути хотя бы РСТК, которые просто уходят из розничного бизнеса, зализывая раны. Но ведь есть и такие примеры как Росстрах, Ростра и недавний - Россия...

В общем - прочитайте вторую заметку обязательно.
Основываясь на мнении этих интервьюеров, можно делать более-менее уверенные прогнозы о будущем розничного страхового бизнеса в России.

И, кстати, раз уж о Цюрихе.
В прошлой заметке мы обещали отдельно вернуться к теме Цюриха.
Обратите внимание, среди розничных страховщиков именно у этой страховой компании самый низкий средний тариф по страхованию Каско. Уметь продавать дёшево - не надо быть великого ума. Но в страховании это нужно делать крайне осторожно и выверенно. Обычно демпинг используется при выходе на рынок с последующим завоеванием лояльности клиентов и постепенным подъемом тарифов. Так сделал Интач, выходя на рынок, так сделало Эрго и у них получилось, они крепко встали на ноги. Так делали Ростра и Первая страховая. Первая компания погибла, вторая еле-еле жива.

И весь 13-ый год так делает Цюрих, хоть и вовсе не выходит на рынок, а является уже давним игроком со сложившимся брендом и портфелем.
Отчего так?
От того, что продавать дешево - это ж так просто.

Цюрих

Previous post Next post
Up